Программа Кружка «Маковка
рабочая программа

Комлева Наталия Леонидовна

Объект изучения: история и культурное наследие России.

Изучение истории - важный элемент обучения и воспитания подрастающего поколения.

 

Актуальность:

Дошкольный возраст – возраст, когда у ребенка закладываются нравственные качества личности: доброта, терпение, умение помогать другим, осознание своей национальной принадлежности. Именно в этом возрасте начинается воспитание любви к родной стране, ее природе, культуре, истории. В выборе содержания для знакомства я остановилась на русских народных традициях. Изделия народных мастеров помогают воспитывать у детей внимательное и бережное отношение к окружающему. Русское народное прикладное искусство тесно связано с фольклором, обычаями и обрядами, народной музыкой и праздниками. При знакомстве детей с народными промыслами мы знакомим детей с историей создания, материалами, особенностями росписи.

                                           

Цель: Приобщение детей к культурному наследию русского народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok_makovka.doc232.5 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

г. Хабаровска

«Детский сад комбинированного вида №122»

ПРИНЯТО

на Совете педагогов МБДОУ детским садом комбинированного вида № 122

протокол от «_26_» _08__2015г

УТВЕРЖДЕНО

приказом заведующего МБДОУ детского сада комбинированного вида № 122

приказ от «_27_» 08. 2015г №

Программа

Кружка «Маковка»

         

                                                                                                            Разработала программу:

                                                                                                   Воспитатель: Комлева.Н.Л

   

                                                   Хабаровск  2015

Объект изучения: история и культурное наследие России.

Изучение истории - важный элемент обучения и воспитания подрастающего поколения.

Актуальность: 

Дошкольный возраст – возраст, когда у ребенка закладываются нравственные качества личности: доброта, терпение, умение помогать другим, осознание своей национальной принадлежности. Именно в этом возрасте начинается воспитание любви к родной стране, ее природе, культуре, истории. В выборе содержания для знакомства я остановилась на русских народных традициях. Изделия народных мастеров помогают воспитывать у детей внимательное и бережное отношение к окружающему. Русское народное прикладное искусство тесно связано с фольклором, обычаями и обрядами, народной музыкой и праздниками. При знакомстве детей с народными промыслами мы знакомим детей с историей создания, материалами, особенностями росписи.

                                           

Цель: Приобщение детей к культурному наследию русского народа.

        

Задачи:

1.Знакомить детей с декоративно – прикладным искусством, формировать умение различать наиболее известные виды декоративной живописи ( дымковская, хохломская, городецкая, жестовская, гжельская), понимать особенности изделий разных промыслов.

2. Формировать эмоциональное отношение к произведениям устного народного творчества: пословицам, поговоркам, сказкам: их меткости, лаконичности, глубокому смыслу.

3. Развивать интерес к историческому прошлому русского народа, его культуре, быту, дать представление о старинной одежде и обуви.

4. Развивать приобщение к истокам национальной культуры и истории, это знакомство с народными праздниками и возрождение русских традиций.

5. Воспитывать навыки совместной деятельности с детьми и взрослыми, радость от достижения общего результата, желание помогать товарищам.

6. Развивать духовно – нравственные качества детей.

Основные направления:

1.историческое

2.духовное

3. литература и искусство        

Принцип  программы: от  непосредственных  впечатлений  и  эмоций, которые  формируют  чувство    родины.

- к  систематизированному знанию о прошлом  родной страны.

Формы проведения занятий:

Познавательные,  ознакомительные,  виртуальные экскурсии

Литературные,  театрализованные гостиные

Работа в мини музеях в группах,  проектные работы

Познавательные беседы.

Исследовательская деятельность: составление буклетов,  презентация  роликов-слайдов,  альбомов.

Методические приемы:

1.Исследовательская деятельность.

 2.Поисковая деятельность.

3.Организационная деятельность. (Организация и проведение экскурсий, тематических бесед, праздников, конкурсов).

4.Индивидуальная работа с дошкольниками.

5.Методическая работа (составление сценариев и разработок развлекательно-познавательных программ, творческих отчетов музея).

 6.Проведение выставок быта русской избы.

7.Участие в   конкурсах.        

Механизм реализации программы:

Организация  экскурсий  в  музеи.

Посещение концертов фольклорного коллектива «Млада».

Создание и оформление мини музея  в группе

Создание Лэпбука

Результаты реализации  программы:

Приобретение знаний по истории и культуре России.

Развитие и укрепление у дошкольников чувства любви к родине.

Формирование  личности  патриота  и  гражданина  своей  страны, посредством  знаний  по  истории  и  культуре  России.

Методы определения результативности:

Измерить чувство любви к Родине сложно. Предполагается разнообразный мониторинг навыков, умений, знаний и отслеживание уровня духовной культуры через наблюдение, беседы, анкетирование. Мониторинг проводится 2 раза: в начале деятельности кружка в младшей группе (входная диагностика) и в конце подготовительной группы (итоговая диагностика)

Режим кружка:

- кружок проводится по сетки НОД

Методическое обеспечение: Бойчук. И.А, Попушина. Т.Н. « Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством»

Художественная литература, энциклопедии:

 Бойчук. И.А, Попушина. Т.Н.» Мы гордимся стариной, стала нам она родной!

Дайн. Г. Детский  народный календарь. Приметы, поверья, игры.

Волина. В.В. Откуда пришли слова. Занимательный этимологический словарь.

Лупоядова. Л.Ю, Лупоядов. В.Н. В гостях у истории.

Панкеева. И. Полная энциклопедия быта русского народа.

Соломенникова. О.А. Радость творчества.

Брудная. Л.И., Гуревич. З.М., Дмитриева. О.Л. Энциклопедия обрядов и обычаев.

Перспективный план кружка « Маковка» - младшая группа.

 Тема недели

Тема занятия

Задачи

« Мой детский сад»

« Раскудрявая береза»

Познакомить с березой – самым почитаемым, любимым, счастливым деревом нашего народа; желания проявлять заботу, нежность, доброжелательность друг к другу. Стр.98

« Дары природы»

« Мы в осенний лес пойдем, грибов много наберем»

Дать понятие о грибах, их внешнем виде, месте произрастания. Способствовать развитию интереса к малым фольклорным жанрам, желанию вступить в диалог со взрослым. Стр.11

« Игрушки»

« В гости к нам пришли матрешки»

Познакомить с русской матрешкой, вызвать эмоциональное наслаждение, умение чувствовать красоту народной игрушки. Стр. 35

« Золотая осень»

« Коза – хлопоты»

Развивать умение слушать и понимать сказку, следить за развитием действия, сопереживать героям. Стр. 26

« Домашние животные»

« Кот Васька»

Познакомить с домашним животным – котом, его внешним видом, повадками. Воспитывать умение слушать художественное произведение, при повторном чтении предоставлять возможность договаривать слова и фразы. Стр.

« Транспорт»

« Ярмарка игрушек»

Познакомить с веселой ярморкой, вызвать желание принимать активное участие в ее проведении. Стр. 52

« Я человек»

« Заюшкина избушка»

Воспитывать умение слушать сказку, следить за развитием действия, оценивать поступки героев, с помощью педагога инсценировать отрывки из сказки. Стр. 36

« Труд взрослых, профессии»

« Трудится – всегда пригодится»

Учить понимать назначение произведений искусства. Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых, восхищение мастерством человеческих рук. Стр. 48

« Дикие животные»

« Три медведя»

Воспитывать желание слушать сказку, следить за развитием действия, активно откликаться на воображаемые события, сопереживать героям произведения. Стр. 70

« Моя семья»

« На лугу пасутся ко…»

Развивать стремление отгадывать загадки, учить быть активными слушателями, познакомить с домашними животными, трудом людей по уходу за ними. Стр. 74

« Учимся дружить»

« Веселые музыканты»

Познакомить с русскими народными инструментами  – балалайкой, деревянными ложками. Развивать эмоциональную отзывчивость, вызвать желание играть на них. Стр. 78

« Музыка»

« Баю – баю – баиньки»

Познакомить с колыбелью. Вызвать интерес к колыбельной песне, способствовать использованию колыбельных песен в играх. Стр. 19

« Мой дом»

В горнице»

Познакомить с горницей, ее убранством. Вызвать желание слушать сказку, сопереживать героям, отвечать на вопросы по содержанию. Стр.9

« Я и мое тело»

« Зимушка – зима»

Вызвать интерес к богатству русского языка, сочетанию слов и музыкального ритма, напевности, образности, выразительности. Стр. 40

« Зима»

« Морозко – мороз»

Учить чувствовать красоту русской речи при слушании закличек, загадок, прибауток. Познакомить с зимними явлениями в природе. Стр. 38

« Дымковские расписные»

Познакомить с народной игрушкой, учить чувствовать гармонию и красоту, выразительность образов. Стр. 51

« Русское народное творчество»

« Каша масляная, ложка крашеная»

Воспитывать желание и умение слушать художественное произведение, оценивать поступки героев сказки. Дать элементарные знания о декоративно – прикладном искусстве – расписных ложках. Поддерживать интерес к художественной деятельности. Стр.23

« Мир предметов вокруг нас»

« Коляда – коляда»

Познакомить с праздником Рождества, обычаем коледования, ряжения. Эти праздники – часть истории великого русского народа, учить встречать гостей. Стр. 43

« Мир животных и птиц»

« Теремок»

Воспитывать интерес к загадкам, стремление их отгадывать, развивать умение слушать, отвечать на вопросы, способствовать развитию интереса к миру животных. Стр. 30

« Я в обществе»

« Что за чай без самовара»

Познакомить с самоваром, обычаем русского народа угощать гостей чаем, сладостями. Стр. 31

« Наши папы»

« Едет Масленица»

Познакомить с праздником Масленицы. Вызвать желание участвовать в его проведении. Стр. 56

« Безопасность»

« Дети по лесу гуляли»

Вызвать интерес к русским народным играм, желание играть совместно, выразительно передавать игровые действия в сочетании со словами. Стр. 54

« Мамин праздник»

« Нет милее дружка, чем родная матушка»

Воспитывать любовь к маме, уважение к ее труду, желание порадовать маму и не огорчать ее. Стр. 58

« Мы помощники»

« Пошла млада за водой»

Познакомить с предметами старинного обихода – деревянными ведрами, коромыслом. Вызвать желание сходить по воду к колодцу. Стр. 44

« Следопыты»

« Домовенок»

Познакомить с печкой, ее внешним видом, назначением. Воспитывать интерес к труду, желание быть трудолюбивым, помогать взрослым. Стр. 27

« Книжкина неделя»

« В гостях у сказки»

Развивать способность испытывать удовольствие от встречи с литературным произведением, радость эмоционального сотрудничества и сопереживания. Стр. 60

« Здоровье»

« Потягунюшка – порастунюшки»

Вызвать интерес к слушанию потешек, желание их проговаривать, обыгрывать. Стр. 21

« Весна»

« Яичко не простое, золотое»

Познакомить с праздником Пасхи, обычаем красить яйца и обмениваться ими. Вызвать интерес к пасхальным играм. Стр. 72

« Домашние птицы»

« Петушок, петушок»

Познакомить с домашними птицами, их внешним видом, образом жизни. Способствовать развитию интереса к книгам, умению отвечать на вопросы по картинкам. Стр. 17

« Добрые волшебники»

« Из бабушкиного сундука»

Вызвать интерес к русскому костюму, его элементам. Побуждать отгадывать загадки, проявлять самостоятельность и активность, развивать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность к детям и взрослым. Стр. 46

« ПДД»

« Здравствуй, солнышко – колоколнышко»

Способствовать открытию мира словесного искусства, побуждать интерес к природе, первым весенним признакам. Стр. 62

« Цветы и деревья»

« Снегурушка и лиса»

Способствовать развитию интереса к устному народному творчеству. Помогать читать наизусть небольшие потешки, заклички. Вызвать радостное настроение от встречи весны. Стр. 68

« Мой город»

« Приди, весна с радостью»

Развивать умение эмоционально откликаться на настроение, ярко переданное в художественном произведении. Развивать интерес к природе. Стр. 71

Перспективный план кружка « Маковка» - средняя группа.

Тема недели

Тема занятия

Задачи

Мой детский сад

« Золотая осень»

Развивать интерес к поэзии, пейзажной живописи, желание любоваться пейзажем, высказывать мнения и суждения; соотносить увиденное с собственным настроением и опытом восприятия природы. Вызвать интерес к родному языку, красоте и выразительности поэтического слова. Стр. 161

Ребенок и взрослые

« Делу  - время, потехе – час»

Дать понятие о труде взрослых как жизненной необходимости, вызвать желание оказывать посильную помощь, быть трудолюбивым, самостоятельным. Стр. 307

Какой я . Мое тело.

« Водичка, водичка»

Продолжать знакомить с русской народной культурой, познакомить с предметами обихода. Воспитывать интерес к собственной трудовой деятельности, аккуратность, самостоятельность. Познакомить со сказкой « У страха глаза велики», вызвать желание слушать, понимать, эмоционально откликаться на воображаемые события, сопереживать героям. Стр. 200

Дары природы.

« Праздник урожая»

Дать представление о традиции проведения осенней ярмарки; труде овощевода, садовода, хлебороба по выращиванию урожая. Учить обобщать растения по месту их произрастания. Познакомить с русской народной сказкой « Вершки и корешки». Учить внимательно слушать, оценивать поведение героев, понимать юмор. Стр. 150

Домашние животные

« Уж как я ль свою коровушку люблю»

Расширять представления о многообразии устного народного творчества. Высказывать интерес к русской народной сказке « Хаврошечка», сочувствие к героям сказки, попавшим в еду. Дать понятие о добре, зле; о том, что зло наказывается, за добро добром платят. Развивать нравственные чувства: трудолюбие, честность, доброжелательность, чуткость, отзывчивость. Стр. 169

Удивительный предметный мир

« Печь – матушка»

Вызвать интерес к истории и культуре русского народа. Познакомить с русской печкой, назначением отдельных ее частей. Воспитывать живой интерес к русским народным сказкам, загадкам, эмоциональному их восприятию, желанию отгадывать ( по описанию, отдельным отрывкам, сказочным героям). Стр. 179

Мой край

« Русь деревянная»

Развивать интерес к русским народным промыслам ( посуда), деревянным музыкальным инструментам, воспитывать уважительное отношение к народным мастерам. Стр. 263

Труд взрослых. Профессии

Хлеб – всему голова.

Дать понятие о том, что хлеб – всему голова. Уточнить представления о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом. Воспитывать уважение к труду хлеборобов. Учить внимательно слушать сказку « Колосок», оценивать поведение героев сказки, вызвать интерес к живому русскому слову, его происхождению, умению делать открытия. Стр. 155

Поздняя осень

« Баю – баю баюшок»

Познакомить с колыбельными песнями как жанром фольклора. Открывать мир словесного искусства, вызвать желание слушать сказку « Гуси лебеди», сопереживать героям. Развивать игровое, песенное, музыкальное творчество детей. Стр. 195

Моя семья

« Ох, лапти, да лапти, да лапти мои»

Расширять представления о жизни русского народа в старину, вызвать интерес к старинной обуви и современным русским сувенирам – лаптям. Познакомить со сказкой « Пузырь, соломинка и лапоть», учить понимать смысл и делать выводы. Стр. 269

Наши добрые дела

« По щучьему велению»

Познакомить с небылицами как жанром устного народного творчества, русской народной сказкой « По щучьему велению», учить понимать выразительность образа, юмора.Вызвать эмоциональный отклик от игр со звуками, рифмами, словами. Стр. 241

Комнатные растения

« В гости к нам пришли матрешки»

Продолжать знакомить с декоративно – прикладным искусством русского народа – деревянной матрешкой. Учить видеть красоту, самобытность, характер. Учить понимать назначение произведений искусства, кто их создает, вызвать желание создавать красивое своими руками. Стр. 235

Мальчики и девочки

« С хлебом – солью всякая шутка хороша»

Познакомить с русским обычаем встречать гостей хлебом – солью.Вызвать желание понимать смысл пословиц и поговорок, запоминать их, употреблять в собственной речи. Вызвать эмоциональный отклик на сказку « Лиса и журавль», желание передавать содержание сказки в процессе игровой театрализованной деятельности. Стр. 175

Зимушка – зима

« Здравствуй, зимушка – зима, хорошо, что к нам пришла»

Развивать интерес к зимним явлениям в природе, умением любоваться  красотой зимнего пейзажа по картинам. Познакомить с русской народной сказкой « Заюшкина избушка». Вызвать сочувствие к героям сказки, желание помогать, развивать чуткость, отзывчивость, справедливость. Стр. 228

Народное творчество

« Глиняные расписные»

Познакомить с русской народной сказкой « Глиняный парень»; развивать умение воспринимать художественный образ литературного произведения. Познакомить с глиной и ее свойствами. Вызвать интерес к дымковским игрушкам, желание лепить и использовать приемы дымковской росписи для украшения игрушек. Формировать эстетическое отношение к предметам искусства. Стр. 182

Новогодние чудеса

« Волшебный сундучок Деда Мороза»

Развивать сообразительность, смекалку при загадывании загадок. Вызвать интерес к русской народной сказке « Два Мороза», развивать способность испытывать удовольствие от встречи с литературным произведением. Вызвать радостное ожидание Нового года, исполнения добрых желаний. Стр. 210

Каникулы

Юные волшебники

« Святки»

Познакомить с русским народным праздником, традициями ряжения, колядования. Вызвать интерес к разучиванию и обыгрыванию колядок – величальных песенок хозяину и всей его семье. Воспитывать гостеприимство, умение быть благодарным. Стр. 218

Почемучки

« В горнице»

Познакомить с деревянными изделиями в горнице и их украшением ( резьба, роспись). Воспитывать уважительное отношение труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа. Вызвать интерес к русской народной сказке « Лисичка со скалочкой», умение слушать, оценивать поведение героев, желание обыгрывать, передавая характер, интонации, действия сказочных персонажей. Стр. 184

Зимние забавы

« Ходит конь по бережку»

Расширять представления о многообразии народного искусства, любви русского народа к образу коня; показать взаимосвязь изобразительного, музыкального и устного фольклора. Познакомить с репродукцией картины В. Васнецова « Богатыри». Стр. 319

Волшебные слова ( этикет)

« Едет Масленица дорогая»

Познакомить с русским народным праздником Масленица, основным героем – чучелом Масленицы, обрядовой едой – блинами. Развивать самостоятельность и активность в приобретении знаний, понимание принадлежности к русскому народу, его историческому культурному наследию. Стр. 254

Наши папы

« Солдатушки, бравы ребятушки»

Дать понятие о традиции охраны русской земли на примере Александра Невского. Воспитывать желание быть похожим на храбрых защитников Отечества. Дать понятие о смелости, мужестве, храбрости, бесстрашии, геройстве. Стр. 251

ОБЖ

« Сказки русского народа»

Развивать интерес к русским народным сказкам о животных, вызвать желание слушать сказку « Зимовье», учить передавать свое отношение к поступкам сказочных героев, учить передавать характер героя в речи, движениях, пении, мимики, жестах. Стр. 246

Мамин праздник

« Сердце матери лучше солнца греет»

Развивать у детей чуткость души, доброту сердца, действенную любовь к маме – самому родному человеку, уважение к ее труду. Приобщать к художественной культуре; вызвать интерес к слушанию сказки, стихов о маме, учить понимать смысл пословиц и поговорок. Стр. 259

Помогаем взрослым

« Козонька рогатая, козонька бодатая»

Развивать интерес к устному народному творчеству, желание слушать небольшие сказки, оценивать поведение героев, воспитывать положительное отношение к находчивости, смекалке, умению размышлять. Стр. 290

Искусство и культура

« Из – за леса, из – за гор»

Развивать эмоционально – эстетические чувства при восприятии иллюстраций художника Ю Васнецова к русским народным потешкам. Показать особенности иллюстрирования произведений малого устного фольклора, учить инсценировать потешки, песенки. Стр. 191

Мир книг

« В мире много сказок»

Развивать эмоциональное восприятие художественного образа природы средствами изобразительного искусства. Познакомить с русской народной сказкой « Лисичка сестричка и серый волк», вызвать эмоциональный отклик к героям сказки, учить высказывать к ним свое отношение и передавать их состояние с помощью различных средств выразительности. Стр. 223

Растем здоровыми

« Веселье лучше богатства»

Познакомить с русскими народными музыкальными инструментами, их внешним видом, звучанием, назначением. Вызвать интерес к сказке « Кот, петух и лиса», научить понимать, что друзья познаются в беде; дать понятие о дне шуток и розыгрышей. Стр. 280

Весна

« Идет матушка – весна – отворяй – ка ворота»

Развивать эмоциональную отзывчивость на весенние проявления природы, восприятие пейзажной живописи, устного народного творчества. Показать взаимосвязь устного, изобразительного и музыкального искусства. Стр. 284

Пернатые соседи

« Сороки»

Познакомить с праздником прилета птиц Сороки, музыкально – поэтическим творчеством, связанным с этим праздником, развивать эмоциональный отклик на весенние проявления природы, эстетические чувства и переживания. Стр. 274

Дорожная грамота

« Светлая Пасха»

Познакомить с праздником, играми и развлечениями на пасху, развивать интерес к традициям, обычаям народа: красить яйца, печь куличи. Воспитывать гостеприимство, желание быть добрыми, щедрыми. Стр. 297

Моя Родина

« Люблю березку русскую»

Рассказать о березе – символе России, символе красоты русской природы. О том, что о березе сложено много стихов, песен. Развивать стремление к познанию, пробудить интерес к природе через художественно – поэтическое творчество. Вызвать желание слушать сказку « Полевая березонька». Стр. 152

Путешествие в страну загадок

« Хочешь есть калачи – не сиди на печи»

Развивать устойчивый интерес к русскому народному творчеству: сказке, пословицам, загадкам. Вызвать желание слушать сказку « Рукодельница и Ленивица», привлечь внимание к живому русскому слову, делать открытия с радостью и удовольствием. Стр. 206

Мой город

« День Победы»

Познакомить с подвигом русского народа в ВОВ на примере защитника Заполярья Анатолия Бредова, познакомить с музыкально – эстетическим творчеством на военную тематику. Воспитывать уважение и чувство благодарности к защитникам Отечества. Стр. 304

Диагностика

 

Перспективный план работы кружка « Маковка» - старшая группа.

И.А.Бойчук « Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством»

Цель: приобщение детей к культурному наследию.

Номер занятия.

Тема занятия.

Задачи:

1

У медведя во бору грибы, ягоды беру.

Познакомить со съедобными и несъедобными грибами. Познакомить со сказкой В. Даля « Война грибов с ягодами», учить оценивать поступки героев. Дать понятия: о деревянной бытовой посуде и утвари. Развивать интерес к русскому языку, умение слышать рифму, передавать диалог героев сказок. Воспитывать бережное отношение к родной природе, умение соблюдать правила безопасного поведения и разумных действий в опасных ситуациях. Стр. 8

2

Что нам осень принесла?

Уточнить представление об овощах, труде взрослых по их выращиванию. Познакомить с русской народной сказкой « Петушок и жерновцы», с особыми жанровыми особенностями сказок. Познакомить с произведениями пейзажной живописи. Формировать эмоциональное отношение к произведениям устного народного творчества .Воспитывать уважение к труду взрослых по выращиванию урожая, бережное отношение к результатам их труда. Стр.26

3

Картофель – хлебу подспорье.

Закрепить знания об овощах, их выращивании, уборке, хранении, о труде овощевода, огородника. Познакомить с русской народной сказкой « Вершки и корешки», учить оценивать поступки героев. Развивать сообразительность, смекалку, быстроту реакции при отгадывании загадок, определении родственных слов. Продолжать развивать речь как средство общения. Стр. 17

4

Хлеб всему голова.

Уточнить знания об осени. Познакомить с праздником урожая – Оспожинки,  традицией проведения осенней ярмарки. Систематизировать знания о труде взрослых по выращиванию хлеба. Развивать самостоятельное детское творчество, воспитывать уважение к хлеборобам, бережное отношение к хлебу. Стр. 39

5

Покров.

Познакомить с праздником Покров Пресвятой Богородицы. Воспитывать интерес к культурно – историческому наследию русского народа. Развивать желание совершать положительные поступки ( помочь, утешить, порадовать, проявить внимание). Стр. 59

6

Семья вместе – душа на месте.

Обогощать представление о семье, родственных отношениях, роли семьи в жизни человека. Познакомить с нанайской сказкой « Айога», басней Л.Толстого  « Отец и сыновья». Формировать умение сравнивать сказки. Воспитывать доброе отношение к близким, умение активно выражать его в поступках и действиях. Стр. 50

7

Сия прялка изрядна, хозяюшка обрядна.

Познакомить с прялкой, прядением пряжи в старые времена. Познакомить со сказкой Ш. Перро « Спящая красавица». Помочь понять скрытые мотивы поведения сказочных героев, воспитывать интерес к труду взрослых, стремление принимать участие в трудовой деятельности, проявлять бережное отношение к вещам ( аккуратность) стр. 70

8

Друга нет – так ищи, а нашел – так береги.

Познакомить с произведениями Л. Толстого « Два товарища», « Лев и собачка». Помочь понять смысл литературных произведений, оценить поступки героев, самостоятельно сделать выводы. Формировать умение дружно играть и трудиться, справедливо оценивать поступки – свои и других детей. Воспитывать чуткость к художественному слову, умение использовать в речи наиболее яркие описания, сравнения, эпитеты. Стр. 307

9

С хлебом – солью всякая шутка хороша.

Уточнить представления о традиции русского гостеприимства, об одном из любимых угощений – пряниках. Познакомить с русской народной сказкой « Каша из топора». Развивать интерес к народной мудрости – пословицам, поговоркам: их меткости, лаконичности, глубокому смыслу. Воспитывать желание продолжать традиции наших предков: быть добрыми, гостеприимными, чуткими, заботливыми, милосердными. Стр.97

10

Гончарные мастеровые.

Познакомить со старинными ремеслами ( сапожник, гончар), с народными игрушками ( дымковскими и карпольскими), дать представления об особенностях изготовления, характерной росписи, цветах, познакомить с русскими народными сказками « Горшок», « Летучий корабль», развивать интерес к историческому прошлому русского народа, самостоятельность и творчество. Стр. 85

11

Медведюшко – батюшко.

Дать понятие о любимом герое русских народных сказок – медведе – как хозяине леса, которого боялись, почитали, уважали. Продолжать знакомить с литературными произведениями, где есть герой медведь, с изображением родной природы в картинках художников, познакомить с картиной И. Шишкина « Утро в сосновом бору». Развивать художественно – речевые исполнительские навыки детей в драматизации ( эмоциональность, выразительность), продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку сообща отгадывать загадки, сочинять и обыгрывать сказку, встречать и провожать гостей – сказочных персонажей. Стр. 140

12

Золотая Хохлома.

Продолжать знакомство с декаративно – прикладным творчеством русского народа. Формировать представления об общественной значимости труда мастера приклодного искусства, развивать самостоятельную творческую деятельность . Воспитывать эстетическое и художественное восприятие детьми произведений искусства, уважение к мастерству народных умельцев. Стр. 199

13

Здравствуй, зимушка – зима.

Закрепить знания о зимних явлениях в природе. Познакомить с пейзажной живописью. Развивать художественное восприятие детьми произведений искусства, умение любоваться ими. Использовать средства языковой выразительности при составлении загадок, рассказов. Воспитывать щедрость души, терпение, скромность умение быть благодарным, желание помогать попавшему в беду. Стр. 131

14

Здравствуй, гостья зима.

Расширять и обогащать знания об особенностях зимней природы, учить выразительно, с естественными интонациями читать стихи. Воспитывать основы художественной культуры через знакомство с музыкальным, поэтическим творчеством, произведениями пейзажной живописи. Стр. 169

15

Милости просим чайку откушать да песенку послушать.

Познакомить с традицией чаепития из самовара. Рассказать о традиции культурного времяпрепровождения: об играх, танцах, исполнении песен. Познакомить с русской народной сказкой « Лиса и кувшин», обратить внимание на оформление книги, иллюстрации, развивать эстетические чувства, эмоции, интерес к искусству. Стр. 118

16

Зимние Святки.

Дать представление о зимних Святках, традиции проведения праздника на Руси, познакомить с колядками, учить передавать характер колядок при их исполнении. Воспитывать гостеприимство, умение проявить черты русского характера – доброжелательность, смекалку, задор, удаль. Стр. 173

17

Знаешь ли ты сказки?

Литературная викторина по сказкам: продолжать воспитывать чуткость к художественному слову, обыгрывать отрывки с наиболее  яркими, запоминающимися диалогами, описаниями, сравнениями, эпитетами.

18

Мороз не вилик, да стоять не велит.

Развивать интерес к природе, умение видеть ее красоту, понимать ее в музыкальных, поэтических, художественных и прикладных произведениях. Формировать устойчивый интерес к устному народному творчеству, ежедневному чтению; воспитывать милосердие, сострадание, чуткость, доброжелательность, желание помогать попавшим в беду. Стр. 147

19

Хороший город городец.

Познакомить с народным праздником « Кузьминки», традициями его проведения, со старинными видами русского народного творчества – резьбой по дереву, скульптурой из дерева, изделиями Городца, характерные особенности росписи и резьбы Городца, резьбы по дереву в украшении строений, изделий, домашней утвари .Воспитывать желание быть трудолюбивыми, терпеливыми, самостоятельными. Стр. 107

20

Русские народные сказки.

Познакомить с творчеством художников – иллюстраторов русских народных сказок – Е. Рачева. Т. Мавриной. Способствовать развитию творческой активности детей в деятельности ( изображении сказочного героя, драматизации сказки, игре, словотворчестве). Воспитывать читателя, продолжать совершенствовать художественно – речевые исполнительские навыки детей. Стр. 124

21

Валенки, да валенки.

Дать представления о старинной одежде и обуви, о процессе изготовления русских валенок, их пользе. Развивать познавательные интересы детей, их стремление к активной деятельности и творчеству, чуткость к художественному слову. Вызвать желание дарить людям добро, учить быть благодарными. Стр. 158

22

Балалаечка играет, балалаечка поет.

Познакомить с народными деревянными музыкальными инструментами – балалайкой, трещеткой, ложкой.Учить определять и различать русские народные инструменты по звучанию. Воспитывать основы музыкальной культуры, интерес к музыкальному фольклору. Стр. 184

23

Солдатушки, бравы ребятушки.

Расказать детям о том, что армия – защитница страны, о подвиге Дмитрия Донского. Воспитывать уважение к мужеству воинов – защитников Родины. Направлять чувства и действия детей на желание совершать положительные поступки. Создавать ощущение единства, дружбы, взаимопонимания. Стр. 206

24

Как на Масленной неделе.

Познакомить детей с праздником Масленица, традиционной едой, песнями и играми. Развивать устойчивый интерес к культуре, воспитывать доброжелательность, желание быть гостеприимными, щедрыми, радушными, развивать умение элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий. Стр. 226

25

При солнышке тепло, при матери добро.

Формировать у детей понимание ценности семьи в жизни человека. Развивать интерес к эмоциям и чувствам людей, умение выражать свои добрые чувства по отношению к маме в деятельности, воспитывать доброжелательность, заботливое отношение, чуткость, трудолюбие, уважение и любовь к маме, ее труду, уважение ко всем членам семьи. Стр. 217

26

Без частушки прожить можно, да чего – то не живут.

Познакомить детей с частушкой как жанром народного творчества. Развивать умение замечать юмор в частушках, их игровой, задорный характер. Развивать песенное, танцевальное творчество, приобщать к культуре своего народа. Стр. 193

27

Зима недаром злится.

Познакомить детей с произведениями устного народного творчества о весне ( пословицами, поговорками, приметами, загадками), с народным искусством на примере произведений декоративно – прикладного творчества, изображающих птиц. Развивать речевые навыки детей: речь – рассуждение, речь – доказательство, речь – планирование, воспитывать культуру общения, эмоциональную отзывчивость, доброжелательность к людям, желание продолжать традиции русского народа. Стр. 240

28

Как гармошка заиграла, я не удержалася.

Познакомить детей с русской гармошкой. Развивать  культуру слушательского восприятия, самостоятельную творческую музыкальную деятельность детей – желание спеть или сплясать под звучание гармошки, участвовать в импровизациях, воспитывать эмоциональную отзывчивость на песню задорного, игрового характера. Стр. 211

29

Приди, весна, с радостью.

Продолжать знакомить с характерными признаками весны. Развивать художественно – эстетические чувства через восприятие произведений устного народного творчества, художественных произведений пейзажной живописи, развивать творческие способности в ролевых играх по литературным сюжетам, в инсценировках и драматизациях, выразительном чтении стихов.  Стр. 255

30

Домом жить – обо всем  тужить.

Рассказать о труде взрослых и детей по дому и хозяйству, о стремлении сделать свое жилище уютным, чистым, красивым. Развивать интерес к жизни людей в старину, их обычаям, традициям, устоям, развивать интерес к фольклору. Развивать  уважение к старшим, заботу о младших членах семьи. Закреплять представления о правилах культурного поведения и необходимости их соблюдения. Стр. 281

31

Светлая Пасха.

Познакомить с праздником Пасхи, связанными с ним традициями, пасхальными играми и развлечениями, развивать устойчивый интерес к русским праздникам, потребность в общении  с прекрасным в окружающем и произведениям искусства. Обогащать словарный запас.  Стр. 274

32

Уж я сеяла, сеяла ленок.

Познакомить с музыкальными и поэтическими произведениями народного творчества, посвященными весенним полевым работам. Учить отгадывать загадки, проявляя внимание, смекалку, умение сравнивать, делать выводы. Воспитывать уважение к труду взрослых, желание быть трудолюбивым, воспитывать веселых, жизнерадостных детей, с развитым чувством юмора. Стр. 343

33

Эх, топни, нога, топни, правенькая.

Познакомить с плясовой песней как жанром музыкального народного творчества. Развивать творческие способности на примере импровизации танцевальных движений под музыку русской пляски и имитации игры на музыкальных и шумовых инструментах. Развивать память, вокальные и певческие навыки при разучивании и исполнении русских народных песен, воспитывать интерес к задорной частушке, веселой плясовой песне. Стр. 314

34

Россия – матушка.

Продолжать формировать представления о России, воспитывать любовь к родной стране, родному краю, приобщать к культуре своего народа, его традициям и обычаям. Стр. 197

35

Пастушок, пастушок, заиграй  во рожок.

Познакомить с трудом взрослых по уходу за домашними животными, с посильной помощью детей взрослым. Развивать интерес к музыкальному и поэтическому народному творчеству, художественно – творческие способности детей. Стр. 359

36

Всяк  дом хозяином славится.

Познакомить с русской избой, расположением предметов обихода, с трудом хозяев дома, распределением некоторых обязанностей между членами семьи, поддерживать интерес к сказке, поэтическому слову, развивать чувство юмора. Формировать навыки выразительного исполнения колыбельных песен, способствовать поддержанию позитевного эмоционального настроя. Стр. 325

Перспективный план работы кружка «Маковка» - подготовительная группа.

И.А.Бойчук « Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством»

Цель: приобщение детей к культурному наследию.

Номер занятия.

Тема занятия.

Задачи:

1

«Не печь кормит, а руки»

Закрепить знания о русской печке, о кухонной утвари, об овощах на русском столе. Расширять словарный запас. Стр. 28

2

«Осенины. Оспожинки»

Познакомить с народными названиями сентября, с праздником Оспожинки. Рассказать об огромном значении земли для людей, отраженном в фольклоре, расширять словарный запас. Развивать художественное восприятие поэтических текстов. Воспитывать речевую культуру, умение слушать, определять оттенки чувств и настроения героев в фольклорных произведениях. Стр. 41

3

 Семья вместе – душа на месте»

Дать понятие об истоках нравственности, которые зарождаются в семье, о том, что дети – помощники в семье, что у девочек и мальчиков – свои обязанности. Объяснить выражение « семейный очаг». Стр. 107

4

«Капустные вечеринки»

Познакомить с праздником Воздвиженья, с традицией молодежи устраивать капустные вечеринки. Расширять словарный запас. В процессе игр соревновательного характера воспитывать умение проявлять дружелюбие, взаимопомощь, смекалку, быстроту. Стр. 50

5

«Русь деревянная»

Развивать устойчивый интерес к декоративно – прикладному искусству русского народа, к деревянному зодчеству. Воспитывать уважение к мастерству русских народных умельцев, результатам их труда, гордость за созданные памятники искусства. Учить внимательно выслушивать ответы. Стр. 137

6

«Покровские ярмарки»

Познакомить с народными названиями октября, с праздником Покрова Пресвятой Богородицы, с Покровскими ярмарками. Развивать интерес к русскому языку, расширять словарный запас. Стр. 74

7

«Русская березка»

Познакомить с обрядами, связанными с березкой. Познакомить с картинами: И.Левитан « Березовая роща», А.Куинджи « Березовая роща», вызвать желание любоваться красотой русского пейзажа, учить выделять средства художественной выразительности, сравнивать манеру изображения разных художников. Стр. 294

8

«Хлеб всему голова»

Дать детям понятие о том, что хлеб – главный продукт питания на Руси. Уточнить знания о труде людей, связанном с выращиванием урожая. Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду хлеборобов. Познакомить с картинами художников: И.Шишкин « Рожь», А.Саврасов « Рожь». Обогащать словарь, развивать художественное восприятие, приобщать к миру прекрасного. Стр. 13

9

«Голубая гжель»

Продолжать знакомить с декоративно – прикладным искусством русского народа, с традиционными русскими ремеслами. Познакомить с гжельским промыслом.  Стр. 194

10

«Красному гостю – красный угол»

Уточнить представления о традиции русского гостеприимства. Дать представление об отражении темы гостеприимства в фольклоре. Воспитывать стремление быть гостеприимными, доброжелательными, благородными. Стр. 83

11

«Полотенце вышивала петухами, утками»

Познакомить с искусством вышивки, с элементами узора. Вызвать интерес к рукоделию, изделиям народных мастериц. Развивать смекалку, сообразительность через разнообразные формы работы с загадкой. Расширять словарный запас. Воспитывать уважение к трудолюбию, мастерству русского народа. Стр. 94

12

«Ай да каша, что за каша»

Познакомить с традициями русской национальной кухни ( приготовление каши). Стр. 115

13

«Здравствуй, зимушка – зима»

Закрепить знания о зимних явлениях в природе. Познакомить с пейзажной живописью. Развивать художественное восприятие детьми произведений искусства, умение любоваться ими. Использовать средства языковой выразительности при составлении загадок, рассказов. Воспитывать щедрость души, терпение, скромность умение быть благодарным. Стр. 166

14

«Шутка греет человека»

Познакомить с малым фольклорными жанрами: молчанками, кричалками, небылицами, частушками. Помочь почувствовать красоту и выразительность русского языка. Развивать умение понимать юмор в произведениях устного народного творчества. Стр. 255

15

«Как рубашка в поле выросла»

Рассказать о выращивании и обработке льна, ткачестве. Дать представления о русском национальном костюме. Развивать интерес к русскому языку, расширять словарный запас. Формировать умение четко, внятно, быстро проговаривать скороговорки. Развивать художественно – эстетическое восприятие произведений народного творчества, самостоятельное творчество ( рисование или украшение трафаретов русского костюма). Стр. 60

16

«В морозный денек – да за сказочку»

Познакомить со сказкой как жанром устного народного творчества. Приобщать к общечеловеческим ценностям и умению отличать добродетели и пороки ( добро и зло, простодушие и хитрость, честность и обман, правда и ложь, труд и лень). Воспитывать желание помогать товарищам, радоваться совместным успехам. Стр. 148

17

«Рождество»

Познакомить со Святками, с праздником Рождества, традициями, связанными с зимними праздниками. Обогащать словарный запас, воспитывать устойчивый интерес к культуре русского народа, желание продолжать традиции предков. Стр. 179

18

«Крещение»

Рассказать о Крещении, о традициях, связанных с этим праздником. Развивать речевую активность, диалогическую речь, умение выразительно исполнять колядки. Стр. 186

19

«Кузьминки»

Познакомить с народным праздником « Кузьминки», традициями его проведения, дать понятие о ремеслах, их значении в жизни человека. Воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к результатам их работы, трудолюбие. Стр. 118

20

«Коса – девичья краса»

Дать представление о старинных женских прическах. Развивать умение подбирать антонимы, при составлении загадок отражать характерные особенности жанра ( описание, сравнение).Поддерживать интерес к различным жанрам русского фольклора. Стр. 130

21

«Сретенье»

Познакомить с праздником Сретенье, с его традициями, с музыкальным и поэтическим народным творчеством, связанным с этим праздником. Развивать словарный запас. Стимулировать познавательную и творческую активность детей. Стр. 201

22

«Богатыри земли русской»

Рассказать о князе Владимире Красное Солнышко – умелом воине и мудром правителе. Познакомить с картиной В. Васнецова « Богатыри». Развивать интерес к былинной живописи, ее героям – русским богатырям. Расширять словарный запас. Воспитывать гордость за наших предков – защитников Родины, уважение к их мужеству. Стр. 218

23

«Зима не лето – в шубу одета»

Учить устанавливать взаимосвязи в природе, делать умозаключения и выводы. Рассказать о старинной зимней одежде. Продолжать развивать интерес к истории и культуре русского народа, к самостоятелоному  сочинению. Воспитывать трудолюбие, желание быть внимательными, чуткими, заботливыми. Стр. 172

24

«Нет милей дружка, чем родная матушка»

Передать детям высокие представления о матери, укоренившиеся в культуре русского народа. Продолжать знакомить с русским фольклором ( колыбельными песнями). Расширять словарный запас. Воспитывать уважение, любовь, заботливое отношение к маме. Приучать активно выражать в поступках и действиях доброе отношение к близким. Стр. 231

25

«Широкая Масленица»

Познакомить детей с праздником Масленица, традиционной едой, песнями и играми. Развивать устойчивый интерес к культуре, воспитывать доброжелательность, желание быть гостеприимными, щедрыми, радушными, развивать умение элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий. Стр. 224

26

«Где песня поется, там весело живется»

Познакомить с плясовой, хороводной песней как жанром музыкального народного творчества, учить передавать характер песен при исполнении. Познакомить с картиной Б.Кустодиев « Деревенская Масленица». Развивать потребность в « общении» с любимыми музыкальными произведениями. Воспитывать творческую активность, инициативу. Стр. 209

27

«Грамоте учиться – всегда пригодится»

Рассказать о необходимости обучения, о создателях славянской письменности Кирилле и Мефодии. Развивать познавательную активность, любознательность, интерес к книге, к истории. Стр. 160

28

«Сороки»

Познакомить с праздником Сороки, весенним музыкально – поэтическим творчеством ( загадки, заклички, весенние хороводы). Уточнить и пополнить знания о птицах ( перелетных, околоводных, морских) в природе и народном творчестве. Стр. 243

29

«Приди, весна, с радостью»

Продолжать знакомить с характерными признаками весны. Развивать художественно – эстетические чувства через восприятие произведений устного народного творчества, художественных произведений пейзажной живописи, развивать творческие способности в ролевых играх по литературным сюжетам, в инсценировках и драматизациях, выразительном чтении стихов.  Стр. 269

30

«И сила уму уступает»

Стр. 236

31

«Светлая Пасха»

Познакомить с праздником Пасхи, связанными с ним традициями, пасхальными играми и развлечениями, развивать устойчивый интерес к русским праздникам, потребность в общении  с прекрасным в окружающем и произведениям искусства. Обогащать словарный запас.  Стр. 273

32

«Своя земля и в горсти мила»

Продолжить рассказ о защитниках Отечества. Познакомить с картинами: В.Васнецов « Витязь на распутье», Н.Рерих « Илья Муромец». Развивать интерес к былинной живописи. Воспитывать гордость за подвиги наших предков во имя спасения Родины. Стр. 290

33

«Россия – матушка»

Продолжать формировать представления о России, воспитывать любовь к родной стране, родному краю, приобщать к культуре своего народа, его традициям и обычаям. (о Хабаровске)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа, программа кружка "Волшебный пластилин"

Предлагаемая программа по лепке из пластилина и программа кружка «Волшебный пластилин» рассчитана на один год. Занятия проводятся 2 раза в неделю, 1-е занятие  - днем, в соответствии с Прог...

ПРОГРАММА КРУЖКА «РАСТИШКА» (адаптированная) для детей дошкольного возраста (4 – 7 лет) Руководитель кружка: Романчук Наталья Анатольевна воспитатель первой квалификационной категории МДОУ д/с № 5 «Брусничка»

Пояснительная записка. Изменение содержания обуче­ния в школе значительно по­высило требования к уровню математических представлений вы­пускников детского сада. Понятия натурального числа, геоме...

Программа кружка по разделу программ "Обучение грамоте"

Программа кружка в подготовительной группе по разделу программ "Обучение грамоте"....

Дополнительная образовательная программа кружка по художественно-творческому развитию детей «Волшебство своими руками» Программа рассчитана на детей: 4-6 лет

Пояснительная записка Работа по художественному творчеству имеет большое значение в развитии творческого воображения ребенка, его фантазии, художественного вкуса, аккуратности, умения бережно и э...

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"

Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....

"Юные исследователи" Дополнительная рабочая программа кружка по реализации вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования для детей 6-7 лет

Данная программа разработана с целью: способствовать развитию у дошкольников исследовательской деятельности, познавательной активности, любознательности, умения применять полученные навыки на практике...