Гражданско-патриотическое воспитание в дошкольном возрасте
статья

Стрекалова Ирина Анатольевна

           Приоритетным направлением моей работы является гражданско-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Гражданско-патриотическое воспитание состоит в формировании  у ребёнка активной социальной позиции участника и созидателя общественной жизни, в воспитании нравственных идеалов и потребности в труде на благо социума.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon grazhdansko-patrioticheskoe_vospitanie.doc161.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

   

МБДОУ детский сад комбинированного вида №4 «Солнышко»Г.Белогорск Республики Крым

Воспитатель: Стрекалова И.А.

2021 год.

                  Воспитание гражданских качеств продолжается у человека практически всю жизнь.  Однако, наиболее активно качества и чувства человека, взгляды и жизненные позиции, отношения к миру и людям, мотивы поведения формируются именно в дошкольные годы. Оттого, как понимается гражданственность в этот период становления личности, во многом зависит и последующее поведение человека, его гражданская позиция. Человеку с чёткой гражданской позицией до всего есть дело, он за всё чувствует себя в ответе. Помните, у Н. А. Некрасова: «Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан».

Гражданское воспитание сочетает задачи патриотического, интернационального, правового и нравственного воспитания. Для реализации поставленных целей и руководствуясь региональной программой «Крымский веночек», я ставлю перед собой следующие задачи:

- воспитание основ  духовной культуры, формирование морально- этического           отношения  - к семье, родному дому, городу, Родине; к природе родного края; к языку, истории и культурному наследию своего народа и людей, среди которых проживает ребёнок;

- знакомство   дошкольников  с культурно — историческим наследием страны, региона;

- воспитание уважительного отношения не только к своей этнической группе, но и уважения, симпатии, добрых чувств к людям других национальностей, чувства собственного достоинства и толерантности;

- изучение прав человека  дошкольниками  через игровые технологии;

- развитие “Я — сознания” ребёнка, свободы самовыражения и самопрезентации;

- развитие потребности в активном, творческом преобразовании окружающего мира в соответствии с национальными традициями;

- формирование у детей представления об общечеловеческих понятиях и ценностях: Человек, Родина, Народ, Сила, Ум, Воля, Семья, Культура, Доброта, Любовь;

- содействие постоянному обогащению развивающей педагогической среды, направленной на формирование человека – гражданина;

- последовательное конструирование процесса взаимодействия с семьёй каждого воспитанника для объединения усилий по гражданственному воспитанию детей.

 Работая по данной теме, накопила большой методический, практический и наглядный материал:

- проведение занятий по данной теме с учётом всех возрастных групп;

- организация праздников и развлечений;

-использование сюжетно-ролевых, пальчиковых, дидактических, театрализованных,    

 словесных подвижных игр,

-организация экскурсий для ознакомления с городом и его  

  достопримечательностями,

- изготовление демонстрационного и наглядного материала,

- тесное сотрудничество с родителями детей,

- организация выставок рисунков, поделок на данную тему,

- организация совместных с родителями прогулок на природу, маршруты

  выходного дня,

- проведение консультаций для родителей,

- обмен опытом с педагогами,

- создание развивающей педагогической среды на формирование человека-

  гражданина.

                 Работу по гражданскому воспитанию начинаю с младшего возраста. Первые темы занятий: «Моя семья, «Профессии моих родителей», «Мой дом», «Наши мамы». Дети знакомятся с понятием «семья», рассказывают о членах семьи, бабушках и дедушках, как их зовут, чем занимаются, на каком языке разговаривают, как заботятся друг о друге, какие любят песни, праздники. Знакомят с традициями своей семьи.  Так как основным видом деятельности у дошкольников является игра, широко использую в работе проведение сюжетно-ролевых игр: «Дочки – матери», «Приглашаем в гости»,  «Хозяюшка»  и т.д.  Особое внимание уделяю играм-драмматизациям: «Волк и семеро козлят да на новый лад», «Если в доме капризуля», «Маша –растеряша». Можно проводить игры-драмматизации не только по сказке, но и обыгрывать потешки, небылицы.

Детям нравится играть в подвижные народные игры,  знакомиться с народными сказками, слушать народные мелодии.

Данная тема отражена и на занятиях по изодеятельности. Привлекаю к работе и родителей. Проведена выставка «У моей мамы руки золотые». Мамы приняли активное участие и представили интересные работы.

В средней группе выставка совместных работ детей и родителей «Как я дома помогаю», «Труд моей мамы».

В конце младшей группы начинаю знакомить с улицей им. Т.Г. Шевченко, на которой расположен детский сад, рассказываю о поэте, совершаем пеший переход по улице.  

Провожу занятия: «Улица, на которой я живу», «Мой домашний адрес».  В этом же возрасте знакомлю детей с понятием «город», как называется наш город, почему получил такое название, показываю фотографии памятника природы Ак-Кая, Белой скалы.

            В среднем возрасте работу по гражданскому воспитанию усложняю. А именно: начинаю проводить экскурсии и углублённо знакомить детей с памятными местами, сопровождая рассказами о событиях исторического прошлого. Такие занятия, как «История Карасубазара»,  экскурсия к останкам караван – сарая Таш-Хан – памятнику архитектуры.  Экскурсия к памятнику великого полководца А. В. Суворова, знакомство с реликтовым дубом, который в народе так и называют «суворовский дуб». Провожу экскурсию к памятнику в честь погибших воинов-интернационалистов.

Рассказываю детям о страшной  Великой Отечественной войне, провожу экскурсии к памятнику героям освободителям г. Белогорска от фашистских захватчиков, к памятнику в честь Дня победы, к мемориалу А. Мирошниченко. Этой теме посвящаю ряд занятий: «Крымские партизаны в годы Великой отечественной войны», «Новая жизнь старого города», «Никто не забыт, ничто не забыто».

Рассказываю о том, как жители города чтят память о погибших героях, какие проводятся митинги,  в честь героев называют улицы: ул. 60 лет Победы, ул. Спаи, ул. им. партизана Н. Бойко,  Ивана Дубинина, Аскольда Гоховича, подпольщика Ивана Попова, героя Советского Союза разведчика А. Мирошниченко.

      Знакомлю детей с известными деятелями, писателями, поэтами, которые живут и жили в нашем городе: Василий Тарасов, Виталий Аносов, Лариса Фисейская, Аркадий Крупняков, писатель-краевед Владимир Килесса, художник Рамис Нетовкин, композитор – дирижёр Александр Спендиаров, физик – атомщик К. И. Щёлкин. Провела экскурсию к мемориалу К. И. Щёлкина, в честь которого названа школа-гимназия №1  к памятнику крымсотатарского поэта Чобан-Заде.

На закрепление провожу ряд занятий по рисованию «Что мне больше всего запомнилось на экскурсии», по лепке «Памятники Белогорска», беседы «Писатели и поэты о Белогорске». Оформляю в раздевалке стенд «Знакомство с родным городом», где выставляются фотографии с изображением достопримечательностей и наших ребят.

Итогом работы по гражданскому воспитанию в средней группе стало открытое республиканское занятие «Воспитание любви к родному городу».

Любить Родину – значит знать её, прежде всего знать свою малую Родину. Используя в работе с детьми краеведческий материал, я воспитываю патриотические чувства, которые сохраняются на всю жизнь и служат духовному развитию личности, личности гражданина своей Родины.

             Если в средней группе я знакомлю детей с названием страны и с символикой её, то в старшем возрасте идёт углублённое изучение символики АР Крым и города Белогорска. Для наилучшего запоминания провожу дидактические игры, беседы, на которых рассказываю о значении символики, о том, что изображает каждый предмет, изображённый на гербе, флаге. Дети слушают гимны.

В старшей группе провожу экскурсию в краеведческий музей, где дети знакомятся с флорой и фауной нашего края, с историческим прошлым нашего города Белогорска.

В старшей группе уделяю большое внимание изучению народоведения. Дети знают, что в Крыму проживает более ста национальностей, называют их. Но, так как самыми многочисленными являются русские, крымские татары и украинцы – их изучению отвожу больше времени. Знакомлю детей с бытом, культурой, традициями этих народов, слушаем песни и народные мелодии, разучиваем народные танцы, читаем народные сказки, потешки, стихотворения, играем в народные игры. Знакомимся с праздниками народными, с национальными блюдами, с обычаями. Дети  рассматривают национальные костюмы, изучают названия деталей одежды.

Дети знакомятся с декоративно-прикладным искусством русского народа: деревянная и глиняная игрушка,  деревянные изделия   (хохломская, городецкая роспись), керамика (гжель), кружевоплетение; с украинским декоративно-прикладным искусством: петриковская роспись, писанки, ткачество, керамика, лазоплетение; с декоративно-прикладным искусством крымскотатарского народа: вышивка, ковроткачество, чеканка, керамика, ювелирные изделия.

Погружая ребёнка в  национальный быт того времени, в мелодику народной речи, создаю среду для восприятия традиций и ценностей народов, т.о. формируется уважение к разным национальностям, интерес в изучении их культуры, любовь к родному краю, любовь и уважения к людям.

По данной теме организована выставка детских работ «Маленькие мастера»: дети выполняли рисунки, аппликацию, чеканку, лепку посуды, игрушек, украшали народными орнаментами, декоративными узорами: татарский гугум, украинский глечик, русская плошка и т.д.

Провожу викторину «Знаешь ли ты свой город?», конкурс экскурсоводов «Национальная культура города»

В старшей группе провожу работу по правосознанию. Знакомлю детей с Конвенцией о правах ребёнка, рассказываю о её значении, для чего она была создана ООН.

Посвящаю серию занятий изучению прав ребёнка (не всех, а тех, которые ребёнок может понять и осознать в дошкольном возрасте)

В этом мне помогает книга Н. Шугаева «Сказки о правах для малышей и их родителей».  Детям очень нравится эта тема, они с удовольствием приняли участи в конкурсе рисунков « Как я знаю свои права».  Провожу беседы и о правах детей и об их обязанностях дома и в детском саду. Беседы сопровождаю чтением художественной литературы: Ш. Перро «Золушка», М. Горький «Воробьишко», русская народная сказка «Морозко», ненецкая народная сказка «Кукушка» и т. д.

Итоговым занятием в старшей группе было открытое занятие «Мой дом – моя крепость». В нём приняли участие и дети, и их родители. Команда детей «Смешарики» соревновалась с командой родителей «Любящее сердце».  Задания для команд были направлены на выявление знаний прав и обязанностей ребёнка; на формирование у детей нравственных представлений о семье, на воспитание семейной сплочённости, уважение к жизненному опыту родителей.

Родители и дети представили  «домашнее задание» - символ семьи, цветок, в середине которого фотография ребёнка, а на лепестках – члены семьи. Дети украшали дерево этими цветами. На занятии были использованы игры – состязания, дидактические игры « Что означает моё имя», «Объясни значение пословицы о семье», блиц-опросы с шуточными  задачами и загадками, психологический этюд «Свеча»: родители передавая свечу друг другу говорили детям свои пожелания и напутствия.

Я организовываю экскурсии для детей и родителей. Побывали мы  на фазаньем питомнике в урочище Кара-куш, на Белой скале, посетили дельфинарий в г.Ялта, аквариум в г.Алушта. Цель экскурсий: знакомство с достопримечательностями нашего края, углубление знаний о растительном и животном мире, создание позитивного эмоционально-ценностного отношения к природному окружению, воспитанию экологического миропонимания.

Т.о. говоря о воспитании гражданственности, мы должны заботиться  о том, чтобы маленький человек стал Личностью с большой буквы, чтобы он мог отличить плохое от хорошего, и, чтобы его стремления и желания были направлены на созидание и развитие тех качеств и ценностей, благодаря которым, мы твёрдо скажем о нём, что он патриот и гражданин своей Родины.        

     

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию гражданско-патриотической позиции у детей дошкольного возраста (6-7 лет)

Конспект занятия по формированию гражданско-патриотической позиции у детей дошкольного возраста (6-7 лет)Тема: «День народного единства»Описание материала: познавательное занятие по о...

Роль музейной педагогики в воспитании гражданско-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через приобщение к истории малой родины»

Сегодня в нашу педагогическую практику прочно вошли различные музейно – образовательные программы для воспитанников дошкольных образовательных учреждений. Музейная педагогика, как научная дисцип...

Конспект занятия по формированию гражданско-патриотической позиции у детей дошкольного возраста Тема: «Во имя жизни на земле».

Конспект занятия по формированию гражданско-патриотической позиции у детей дошкольного возрастаТема: «Во имя жизни на земле».Цель: Обогащение духовного мира детей через обращение к ге...

Конспект занятия с использованием ИКТ по формированию гражданско-патриотической позиции у детей дошкольного возраста

Продолжать обогащать духовный мир детей через обращение к героическому прошлому нашей страны, продолжать воспитывать у детей патриотические чувства: любовь, гордость и уважение к родине, ко всем кто з...

Конспект ООД по формированию основ гражданско-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через приобщение к истории родного города в средней возрастной группе

Тема: «Мой родной город».Цель:воспитание у детей чувств любви к малой Родине, родному городу.Задачи:1. Уточнить представления детей о родном городе, продолжать знакомить с некоторыми его д...

картотека гражданско-патриотических игр для старшего дошкольного возраста

цель: развивать у ребенка чувство патриотизма, любовь к родному краю, стране; воспитывать гражданина и патриота своей страны...