«Формирование речевой активности дошкольников»
статья

Выступление на Методическом объединении

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevaya_aktivnost.docx20.01 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад «Солнышко»

Выступление на Методическом объединении

«Формирование речевой активности дошкольников»

Подготовила:

Воспитатель Баженова О.В.

Р.п. Мучкапский

2022

Речевая активность - это свойство личности, проявляющее в способности высказываться и воспринимать речь другого субъекта речевой коммуникации.

Речевая активность, ее объем и характер становятся главными показателями успешности учебно-познавательной, игровой, трудовой, коммуникативной и других видов деятельности. Все достижения ребенка в ознакомлении с окружающем миром не будут заметны, если они не выражаются в его активной речи.

В настоящее время наблюдается критическая ситуация в развитии речевой активности детей, что обусловлено рядом негативных факторов:

  • Ухудшение состояния здоровья детей;
  • Глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе;
  • Существенное сужение объема «живого» общения родителей и детей;
  • Недостаточное внимание педагогов к речевому развитию ребенка;

Поэтому педагоги в дошкольном учреждении создают условия для активизации речи детей:

1. Побуждают детей к речевому общению между собой, а также обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, высказываниями;

Формирование речи происходит прежде всего в диалоге. Первый партнер ребенка в диалоге — взрослый. Необходимо «провоцировать» ребенка на высказывание, на ответ.

Что помогает развитию диалога?

Это - инсценировки, вопросы, театрализованная деятельность:

2.Задают детям образцы правильной литературной речи:

- речь сотрудников четкая, ясная, красочная, полная, грамматически правильная;

- в речь включаются разнообразные образцы речевого этикета.

3. Обеспечивают развитие звуковой культуры речи детей в соответствии с их возрастными особенностями:

- следят за правильным произношением, в случае необходимости поправляют и упражняют детей (организуют звукоподражательные игры, артикуляционную гимнастику, проводят занятия по звуковому анализу слова, используют чистоговорки, скороговорки, загадки, стихотворения);
     4.Обеспечивают детям условия для обогащения их словаря с учетом возрастных особенностей:

- обеспечивают детям условия для включения детьми называемых предметов и явлений в игру и предметную деятельность;

- помогают ребенку овладеть названием предметов и явлений, их свойств, рассказывают о них;

- обеспечивают развитие образной стороны речи (переносный смысл слов);

- знакомят детей с синонимами, антонимами, омонимами.

5. Создают условия для овладения детьми грамматическим строем речи:

- учат правильно связывать слова в падеже, числе, во времени, роде, пользоваться суффиксами;

- учат формулировать вопросы и отвечать на них, строить предложения.

6. Развивают у детей связную речь с учетом их возрастных особенностей:

- поощряют детей к рассказыванию, развёрнутому изложению определенного содержания;

7. Уделяют специальное внимание развитию у детей понимания речи, упражняя детей в выполнении словесной инструкции.

8.Создают условия для развития планирующей и регулирующей функции речи детей в соответствии с их возрастными особенностями:

- стимулируют детей комментировать свою речь;

- упражняют в умении планировать свою деятельность.

9. Приобщают детей к культуре чтения художественной литературы.

10. Поощряют детское словотворчество.

Одной из таких технологий являются игры на развитие фантазии и словесного творчества. (Игра "увеличение - уменьшение"(лето увеличить, зиму уменьшить).

Игра «Оживи предмет» (- О чем думает ваша обувь?).

11. Создание речевых центров в группе.

12 Провидение регулярной просветительской работы с родителями по вопросам развития речи воспитанников группы.

Овладение речью происходит в процессе общения и в ходе познания ребенком действительности. Взрослый организует и материальную, и языковую среду, увлекает в совместную деятельность и выступает как живой носитель тех способностей, которыми малышу предстоит овладеть. При этом для педагога развитие речи детей – одна из важнейших целей работы, но у самих детей такой цели нет. Для них речь не цель, а средство реализации своих потребностей в общении, в познании, в игре.

Поэтому и основной формой обучения будут не столько специальные занятия, сколько естественная жизнь детской группы и различные виды игр. И если во время организованной образовательной деятельности ребёнок получает знания, то во время игры он имеет возможность отразить знания об окружающем мире, поделиться с этими знаниями с товарищами, найти единомышленников по интересам.

Отдельные виды игр по-разному действуют на формирование познавательно-речевое активности дошкольников.

Игры-драматизации способствуют более глубокому пониманию смысла обыгрываемых произведений и активизируют речь.

Сюжетно-ролевые игры расширяют представления об окружающем мире, способствуют развитию речевого диалога.

Дидактические игры занимают особенно важное место в этой работе, поскольку, обязательным элементом в них является познавательное содержание и умственные задачи.

Строительно-конструктивные развивают конструктивные способности, расширяют знания о геометрических формах и пространственных отношениях.

Игры-эксперименты - особая группа игр, которые очень эффективны в решении познавательно-речевых задач, а также интересны и увлекательны для старших дошкольников, т.к. при этом они имеют возможность научиться видеть проблему, решать её, анализировать и сопоставлять факты, делать выводы, и добиваться результата.

Развивать речь ребенка, не включая ее в какую-либо деятельность, невозможно! 

Исходя из этого положения, сделаем вывод, что в речевой работе основной целью будет не только обучение новым словам, понятиям, требование к пересказу, ну и использование речи, как средства любой важной и интересной для дошкольника деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Формирование коммуникативно-речевой активности дошкольников"

Раскрываются условия развития речевой активности дошкольников, методы ее формирования в разных возрастных группах, стадии педагогического общения с детьми....

Развитие познавательно-речевой активности дошкольников через формирование коммуникативных способностей.

Речь является непременным условием и необходимым компонентом осуществления любой деятельности, в том числе коммуникативной. Ребенок постепенно овладевает речью, развиваясь в социальной по своей природ...

Методическая разработка по теме ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ

Речевое развитие дошкольников я изучаю в рамках темы по самообразованию, постоянно ищу способы и методы повышения его уровня. Как же повысить речевую активность ребенка? Как заставить его говорить, ст...

Роль музыки в формировании речевой активности дошкольника

Консультацию "Роль музыки в формировании речевой активности дошкольника" предназначена для родителей детей, которые посещают детский сад. В консультации я в доступной форме показала значение...

Формирование речевого творчества дошкольников через использование новых методов активизации речевой активности

Речь сопровождает практически каждую деятельность ребёнка, совершенствует её и обогащается сама. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, шире его возможности знать ...

Формирование речевой активности дошкольников через знакомство с экологическими сказками

Формирование устойчивого свойства личности ребенка, проявляющегося в способности воспринимать и понимать речь окружающих; самостоятельном разнообразном, по средством знакомства с экологическими сказка...