Конспект непосредственной образовательной деятельности «Путешествие по Вологде»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Косогорова Надежда Сергеевна

Конспект непосредственной образовательной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_puteshestvie_po_vologde.docx24.58 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №80 «Гномик»

Конспект непосредственной образовательной деятельности

«Путешествие по Вологде»

Подготовительная к школе группа.

Автор: учитель - дефектолог

Косогорова Надежда Сергеевна

Вологда 2022 год.

Цель: приобщение детей старшего дошкольного возраста к культуре, традициям родного края через знакомство с памятниками и архитектурой города Вологда.

Задачи:

- расширить представления детей о своей малой родине;

- закрепить знания детей о вологодских достопримечательностях;

- развивать словарный запас, умение слушать, наблюдать, работать в коллективе;

- воспитывать любовь к родному городу, желание беречь его красоту, интерес к истории Вологды;

- формировать доброжелательное отношение между детьми.

Материалы и оборудование: мультимедийная установка, компьютер, конверты с разрезными картинками (изображение достопримечательностей Вологды), касса, билеты на автобус.

Предварительная работа: посещение музеев города, экскурсии по Вологде, прогулка по микрорайону, беседы о Вологде, рассматривание фотографий родного города, поделок вологодских мастеров; чтение произведений вологодских авторов, заучивание стихов.

Место проведения: группа или музыкальный зал.

Ход ООД:

Воспитатель: Ребята вы любите путешествовать? (Ответы детей). Хотите отправиться в путешествие? А куда мы сегодня отправимся, вы узнаете из стихотворения:

Храмы, церкви, купола,

Вся природа зелена,

Здесь чудесная река

Под названьем Вологда.

Весело она бежит,

Город на реке стоит.

И красив-то и белён,

Вологдой зовётся он.

Как вы поняли, где мы будем сегодня путешествовать? Да, мы сегодня отправимся в  путешествие  по нашему городу Вологда.  А на чём можно отправиться в путешествие ? (Ответы детей). Итак, мы сделали выбор, отправимся по Вологде на автобусе. Познакомимся поближе  с его достопримечательностями. Сейчас возьмем с собой в дорогу самое необходимое. (Детям предлагаются фотоаппараты, блокноты, карандаши).

Покупайте в кассе билеты и занимайте свои места в автобусе. Путешествие начинается. (Звучит спокойная музыка)

Есть Вологда песенная. Есть литературная. А еще есть Вологда архитектурная.

Мы подъезжаем с Вами к очень интересному памятнику, посмотрите на экран . Вы узнали, что это за памятник? Правильно, это памятник букве «О». Слайд 2. 

А Лиза подготовил для вас рассказ о появлении этого памятника. Вам интересно,  почему же именно эта буква была выбрана?

Д: Да.

В: Тогда послушаем рассказ Лизы.

«Памятник букве «О» располагается в сквере в самом центре Вологды у Кремлевской площади. Бытует мнение, что вологжане «окают», что отличает их от жителей других регионов России. Поэтому  вологжане и решили увековечить эту особенность таким необычным способом и  вологодское «оканье» можно теперь не только услышать, но даже с ним сфотографироваться!»

В: Спасибо Лизе на интересный рассказ, а  мы с Вами двигаемся дальше.

И подъезжаем с вами к Софийскому собору. Слайд 3. Вот она, вологодская красота! Величественный Софийский собор. Это гордость вологжан, застывшая каменная сказка. Когда-то иностранные путешественники называли «чудом из чудес».

Софийский собор построен во времена Ивана Грозного, очень очень давно. Он  имеет форму куба. Большие белые стены, с двумя ярусами щелевидных окон. Украшают собор  пять блестящих куполов. Стены, столбы расписаны талантливыми художниками. Роспись выполнена не очень яркими красками. Преобладают голубые, золотистые, зеленые тона. Дополняет Софийский собор колокольня. На колокольне бьют куранты. Мелодичный звон их плывет по городу. В летний период можно подняться на колокольню, сверху открывается шикарный вся Вологда, как на ладони. Слайд 4, 5, 6. 

Послушайте стихотворение, как один из поэтов восхваляет его.

Софийский собор пятиглавый

Над тихой Вологдой-рекой,

Надёжно сложенный — на славу

Мужицкой жилистой рукой,

Стоит с эпохи допетровской

У Вологодского кремля,

И красотой его неброской

Гордится русская земля…

В: Рядом с Софийским собором находиться ещё одна достопримечательность нашего города, это памятник Константину Батюшкову. Слайд 7. 

Про Константина Николаевича расскажет нам Рома.

Рома « Константин Николаевич Батюшков родился 18 (29) мая 1787 года, в Вологде. Он происходил из старинного дворянского рода, был пятым ребенком в большой семье. Образование его прошло в петербургских пансионах . Первая проба пера случилась в 1805 г. Стихотворение Константина Николаевича “Послание к стихам моим” было напечатано в журнале “Новости русской литературы”».

В: А сейчас мы с вами немножко отдохнём и поиграем.

Хороводная игра «Зайка» (Вологодской области).

Дети становятся в круг, держатся за руки. Выбираются ведущие- «хозяйка»( будет ходить противоходом за кругом) и «зайка» ( будет стоять в центре круга). Дети водят хоровод и поют:

«Недород, недород, охраняйте огород.

  Погляди, идет хозяйка. Убегай скорее, зайка!»

Хоровод останавливается, играющие поднимают сомкнутые руки «воротиками» («открывают ворота»). «Хозяйка» догоняет «зайку».

В: Отдохнули, садимся в автобус и путешествуем дальше.

Какая же следующая наша остановка? Слайд 8. Это Вечный огонь.

Самым священным местом для жителей Вологды является площадь революции, где находится мемориал "Вечный огонь". Мемориал был открыт 9 мая 1975 года. Огонь был привезен из Москвы от мемориала вечный огонь у кремлевской стены. Центр памятника пятиконечная звезда, из основания которой рвется пламя вечного огня в честь всех жителей города, павших во время Великой отечественной войны. К мемориалу ведут выложенные плитками дорожки. Высажены цветы, которые цветут с ранней весны и до поздней осени. В самые праздничные дни к вечному огню возлагают венки и цветы. Приходя сюда и глядя на огонь - символ вечной жизни, мы снова и снова вспоминаем все что было пережито в тяжелые годы Великой отечественной войны.

Ну, а мы с вами двигаемся дальше. И следующая наша остановка, это Домик Петра 1. Слайд 9.  Дом Петра I (также известен как «Петровский домик», «Домик Петра») — памятник архитектуры XVII века. Пётр Великий жил в этом доме пять раз во время своих приездов в город. В настоящее время в здании располагается музей, основанный в 1872 году. Это первый музей Вологды.

В: Мы с вами побываем ещё в одном музее. Отгадайте загадку,  о чем идет речь?

Коль  одежда надоела,

На обновку денег нет,

Ни к чему сидеть без дела,

Как тут быть – один ответ:

Например, украсьте платье,

Вы обшейте рукава.

А для этого занятья

Вам помогут… (Кружева).

Молодцы. Наш город славиться кружевоплетением и следующая наша остановка это музей кружева. Слайд 10. Музей кружева - мир красоты и гармонии вологодского кружева, сотканный искусными руками кружевниц, ожившая сказка, куда хочется возвращаться снова и снова. Давайте погуляем по музею и полюбуемся мастерством кружевниц. Слайд 11,12,13. 

Про музей кружева нам прочитает стихотворение Катя.

В Вологде нашей

Создан музей!

Ярче и краше

Ты сделать сумей.

Ниточки эти

В коклюшках снуют,

Плетите их,дети,

И будет уют:

Уют в каждом доме

И в целом в стране,

Вот это феномен!

Все нравится мне!

Ребята, наше путешествие подошло к концу. Нам пора возвращаться в детский сад.

Закончить я его хочу строчками стихотворения:

В нашем городе

Сердцу дороги

С детства памятные места

И беспечная,

Жаль, не вечная

Деревянная красота.

В славном городе,

В нашей Вологде

Люди добрые здесь живут,

Люди светлые,

Незаметные

Вам на помощь всегда придут... Слайд 14

Дети садятся в автобус и возвращаются в детский сад.

В: Сейчас, я вам предлагаю собрать картинки и вспомнить , где мы с вами побывали. (Дети под песню «Кружева» собирают картинки и называют, что изображено на них).

В: Вам понравилось наше путешествие? Что больше запомнилось? Хотели бы вы ещё раз отправиться в такое путешествие?

Список используемой литературы:

https://www.booksite.ru/fulltextsearchn/default.aspx 

Ссылка на презентацию: https://disk.yandex.ru/i/2HZ99vd2_j68mQ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Путешествие на остров "Геометрических фигур"

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Путешествие на остров "Геометрических фигур"...

Конспект непосредственно образовательной деятельности"Путешествие в водное царство"

формирование элементарных экологических представлений у детей пятого года жизни...

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Путешествие по Японии"и презентация.

Недавно ознакомилась с проектом Программы поликультурного образования детей 3-7 лет "Диалог культур".Создала презентации,разработала ряд конспектов непосредственно-образовательной деятельности п...

Конспект непосредственно- образовательной деятельности «Путешествие Капельки» (интеграция образовательных областей «Познание» и «Художественное творчество»)

Данный материал -  это конспект интегрированного занятия о роли воды в жизни человека  для старших дошкольников в игровой форме....

Конспект Непосредственно образовательной деятельности «Путешествие по сказкам» Образовательная область «Речевое развитие» Приобщение детей к художественной литературе

Развивать у детей творческое воображение, совершенствовать средства выразительности в передаче образов, обогащать и активизировать словарь....

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Путешествие по реке времени" Образовательная область «Познавательное развитие»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 7»152150 Ярославская область, г. Ростов,  Микрорайон...