Непосредственно образовательная деятельность по познавательному развитию (экология) в группе общеразвивающей направленности для детей дошкольного возраста с 6 лет до окончания образовательных отношений Тема: «Сбережем экологические ресурсы нашего края
методическая разработка (подготовительная группа)

Франчук Татьяна Валентиновна

Цель: Обобщить представления детей о природных ресурсах в типичных экосистемах (леса, водоема) родного края, как о едином целом с осознанно – правильным отношением к природе и навыками экологической культуры.

Задачи:

• Уточнить и систематизировать знания детей о животных, растениях, птицах, насекомых, природных ресурсах ХМАО-Югры; Расширить знания о особенностях нефти, дыма(копоти).

• Развивать умение самостоятельно устанавливать взаимосвязи в экосистемах живой и неживой природы с деятельностью человека.: при исчезновении каких-либо живых организмов в составе сообщества изменяются условия среды, что может привести к гибели других организмов.

    Развивать способности детей наблюдать, описывать, анализировать, строить предположения о том, к чему приведет не соблюдение правил безопасного поведения на природе, предлагать способы устранения.

• Закрепить знания детей о правилах поведения в экосистемах.

Воспитывать желание беречь планету, работать в команде и в микрогруппах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_otkrytogo_po_ekologii_fevral_2023franchuk.docx25.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 56 «Северяночка»

Непосредственно образовательная деятельность

по познавательному развитию

(экология)

в группе общеразвивающей направленности

для детей дошкольного возраста

с 6 лет до окончания образовательных отношений

Тема: «Сбережем экологические ресурсы нашего края»

Автор-составитель:

Франчук Татьяна Валентиновна, воспитатель

высшей квалификационной категории

г. Нижневартовск, февраль,2023г.

Цель: Обобщить представления детей о природных ресурсах в типичных экосистемах (леса, водоема) родного края, как о едином целом с осознанно – правильным отношением к природе и навыками экологической культуры.

Задачи:

• Уточнить и систематизировать знания детей о животных, растениях, птицах, насекомых, природных ресурсах ХМАО-Югры; Расширить знания о особенностях нефти, дыма(копоти).

• Развивать умение самостоятельно устанавливать взаимосвязи в экосистемах живой и неживой природы с деятельностью человека.: при исчезновении каких-либо живых организмов в составе сообщества изменяются условия среды, что может привести к гибели других организмов.

    Развивать способности детей наблюдать, описывать, анализировать, строить предположения о том, к чему приведет не соблюдение правил безопасного поведения на природе, предлагать способы устранения.

• Закрепить знания детей о правилах поведения в экосистемах.

•Воспитывать желание беречь планету, работать в команде и в микрогруппах.

Предварительная работа:

• Чтение художественной литературы В.Бианки «Как дед великое равновесие нарушил»; Д\игра «Я живу в ХМАО-Югре», «Животные леса», «Куда исчезают птицы»; беседы: «Как беречь природу», «Что такое природные ресурсы?»; выставка рисунков «Правила поведения в природе»

Пособия и оборудование:

• Интерактивная доска, ноутбук, колонки, видеописьмо, глобус, панно «Лес», «Озеро», набор картинок: «деревья, кустарники, растения, животные, птицы, рыбы, насекомые»-региональный компонент, инструменты для проведения опытов: свеча, спички, колба; салфетки, подставки, ватные палочки (на каждого ребенка); вода, нефть в колбах, макет нефтяного станка.

Словарная работа: планета, прекрасная, богатая, материки Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида. полезные ископаемые, нефть, газ, уголь, драгоценные камни, минералы, копоть, многотравье, первоцветы, лекарственные растения, дикоросы, березовая роща, кедрач, кедровник, сосновый бор, осинник, птицы: голосистые, пугливые, крикливые, вьют, гнездятся, выводят птенцов, оседлые, санитары леса; животные: хищные, дикие, млекопитающие; водоросли, поверхность воды.

Ход занятия

(Дети заходят в группу, становятся полукругом)

Воспитатель: Дети, сегодня к нам в группу пришли гости.

Дети: Здравствуйте! Вас приветствует экологический отряд! "Юные экологи" Девиз:

 Мы экологи планеты,

Мы защитники Земли,

Пусть всегда растут деревья,

Пусть всегда цветут сады".

Воспитатель: Дети, сегодня мы будем говорить с вами о Земле.

Земля — наш общий дом,

Наш добрый дом, просторный дом,

Мы все с рождения в нем живем.

Ещё о том веду я речь,

Что мы наш дом должны сберечь

И мы докажем, что не зря

На нас надеется Земля.

     Ребята, сегодня нам на почту пришло электронное письмо. Послушайте.

«Здравствуйте, ребята, меня зовут, Земля. Я прекрасная планета, на которой вы живете. У меня есть все необходимое, для счастливой жизни. Но люди забыли об этом и начали рубить деревья, сжигать леса, загрязнять водоемы, от этого стали умирать животные и растения. Если так пойдет дальше, то я погибну. Прошу вас, помогите людям вспомнить о том, что в природе все взаимосвязано, что мои бесценные природные ресурсы нужно беречь. И тогда на Планете будет всем радостно и комфортно жить.

(на экране появляется карта мира)

Воспитатель: Дети, неужели все так плохо на нашей планете. Предлагаю разобраться и помочь Земле. Вы согласны?

Дети: Да!

 Воспитатель: Дети, расскажите, что вы знаете о нашей планете,

Дети: планета прекрасная, богатая, На ней есть шесть материков: Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида. Мы живем в Евразии. Наша страна Россия. Живем в Ханты Мансийском Автономном Округе Югры. Планета богата природными ресурсами. На планете много рек, озер, лесов, полей.

Задание 1 Мнемотаблица «Природные ресурсы» (интерактивная)

Цель: закрепить с детьми классификацию природных ресурсов.

-Что такое природные ресурсы? (все, что человек использует в природе -это природные ресурсы, растения ,животные. атмосфера, и вода, и почва, солнце)

-Какие бывают ресурсы? (неисчерпаемые, возобновляемые, не возобновляемые.
неисчерпаемые -солнце, дождь, воздух

Возобновляемые-растения, животные, рыбы

Не возобновляемые-нефть, газ.

Что мы можем сделать, чтобы сберечь природные ресурсы? (не тратить ресурсы зря)

Воспитатель: Дети, вы большие молодцы.

 Задание 2 «Плач леса» 

 (дети находят глобус и рассматривают его. На нем отмечены места с отметкой, «ПОМОГИТЕ, СОС!»)

Воспитатель: Дети, посмотрите, на глобусе есть две метки СОС? Что это значит?

Дети: Это просьба земли о помощи?

Воспитатель: предлагаю отправиться по нашему округу и разобраться все ли здесь в порядке.

Воспитатель: Сейчас увеличим картинку и посмотрим на нее со спутника (на экране появляется картина «Лес после пожара. звук «Крик птицы») Как вы думаете, что здесь произошло?

Дети: В лесу произошел пожар.

Воспитатель: Что могло стать причиной пожара?

Дети: Не осторожное поведение с огнем.

Воспитатель: Почему после пожара лес умирает?

(дети выстраивают логическую цепочку: погибли растения-негде жить животным, птицам, насекомым. Нечем питаться. Растения не выделяют кислород.

Воспитатель: Неужели огонь и дым может нанести такой ущерб природе. 3. Опыт с огнем и дымом.

Дети подходят к столу. Воспитатель зажигает свечу и подносит к пламени тарелку. Пламя тушит, накрыв колбой. На тарелке появляется копоть. Дети рассматривают ее. Вывод: огонь превращает все в пепел и копоть.

Воспитатель: Что же мы можем сделать, что бы лес опять ожил?

4. Дидактическая игра «Растения леса»

Дети: Посадить деревья, кустарники, посеять травы.

Перечисляют растения леса, отбирают картинки с их изображением и располагают их на панно по «этажам» называя их во множественном числе:

1.Много трав- разнотравье, первоцветы (ландыш, мать-и-мачеха, иван-чай)

2.Кустарники- дикоросы, черника, малина, брусника, морошка, клюква, грибы- подберезовик, груздь.

3.деревья: лиственные и хвойные: ель, кедр, рябина, береза, осина, сосна.

Посадили: березу-березовая роща, ели- ельник, сосны- сосновый бор, осины- осинник, кедры- кедровник или кедрач.

   5.Дидактическая игра «Кто вернется в лес».

Выросла трава- появились насекомые, наземные мелкие животные;

Выросли кустарники- появились птицы (голосистые, пугливые, крикливые, вьют гнезда, гнездятся, выводят птенцов, санитары леса; На какие группы делятся птицы: перелетные (насекомоядные, водоплавающие) и зимующие (оседлые)

Выросли деревья- вернулись млекопитающие дикие животные.

Зачем нужны хищники? (поддерживать баланс количества животных, служат санитарами леса, поедая больных животных)

Воспитатель: Мы можем сказать, что в природе все взаимосвязано? Почему? (когда нет еды-нет животных и т.д.) 

Воспитатель: Ребята, все это к каким природным ресурсам мы отнесем?

Дети: Возобновляемым.

Воспитатель: Здорово! Вот и исчезла одна метка на глобусе.

Задание 6 «Плач озер и рек»

(дети рассматривают глобус и подходят к макету озера с отметкой ПОМОГИТЕ СОС!

Воспитатель: Дети, что же здесь не так? Посмотрим на картинку со спутника.

Дети: Произошел разлив нефти и в озере все погибло.

Воспитатель: Почему не видно животных и птиц. Кто здесь должен жить и обитать?

Дети: Водоплавающие птицы, лягушки, рыбы, водоросли.

Как пострадал от этого человек? (не сможет питаться рыбой, использовать воду для купания и отдыха))

Воспитатель: в нашем округе добывают природные ресурсы нефть и газ (не возобновляемые) Иногда случаются разливы нефти, что может привести к экологической катастрофе.

7.Проводится эксперимент с нефтью.

(дети садятся за столы)

Воспитатель в емкость с водой, наливает сначала воду, затем выливает нефть с пробирки. Дети наблюдают, описывают( жирное пятно, радужная пленка) Вывод: нефть не смешивается с водой, она легче воды, на поверхности образует пленку. Из за этого кислород не поступает в воду. Все живые существа гибнут.

8.Дети выстраивают «цепочку» и возвращают жителей водоемов:

Очистили воду- появились водоросли, насекомые, лягушки, рыба, водоплавающие птицы. Человек сможет отдыхать, купаться.

Воспитатель: Как мы в будущем сможем предостеречь людей от загрязнений водоемов, возникновения пожаров.

Дети: Развесить знаки в природе: «Береги лес от пожара!», «Не разжигай костер!», «Не оставляй мусор!», «Не мой машины у реки!».

Раздать людям буклеты, проводить беседы.

Итог: 

Воспитатель: Ребята, вам понравилось помогать Земле? предлагаю вам рассказать об этом. Для этого воспользуйтесь фразами:

«Я узнал…», «Я удивился…», «Я запомнил…».«Меня поразило то, что…»

«Если человек не будет…»   выскажите свое мнение.

Земля: Дорогие, дети, теперь я уверена, что вся Планета в надежных руках. Спасибо вам огромное

В знак благодарности хочу вам подарить часть природных ресурсов (шишки) и медали.

Воспитатель: Уважаемая, Земля, спасибо тебе за все твои природные ресурсы.

(дети исполняют песню «Мы хотим, чтобы птицы пели!»

 Использованная литература:

-О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию!» Парциальная программа, Детство-Пресс, 2019

- А. Вахрушев «Здравствуй, мир! Методические рекомендации для педагогов и родителей, Образовательной программы "Детский сад 2100"

Беседы о русском лесе. Методические рекомендации.  – М.: ТЦ Сфера,, 2008. – 96с