Организация работы по реализации этнокультурного компонента в образовательной деятельности
статья

Смирнова Алина Вячеславовна

Статья раскрывает основные направления организации этнокультурного компонента в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Смирнова Алина Вячеславовна,

старший воспитатель

МОБУ «Сенькинская средняя

общеобразовательная школа»

Организация работы дошкольных групп МОБУ «Сенькинская средняя общеобразовательная школа» по реализации этнокультурного компонента в образовательной деятельности

                                                          Другой земли у нас с тобой не будет,

                                                  Найти, отвоевать её уже нельзя.

                                                          Боюсь я одного: потомки позабудут

                                                  Язык, обычаи, традиции – себя.

Лицо народа будет стерто на планете…

                                                      Людская память позабудет имена.

Упоминания найдут лишь в библиотеке:

                                                         «Здесь жили финно-угров племена».

                                                               Уж доброй половины нет – как в воду!

                                                Остался лишь историкам удел.

                                                   Я не хочу такой судьбы народу,

                                                                  Меня на свет, который породил.

/А. Купсольцев/

        Под этнокультурным компонентом подразумевается всё то, что способствует развитию творческих возможностей ребёнка, даёт полное представление о богатстве национальной культуры, укладе жизни народа, его истории, языке, духовных целях и ценностях, что способствует развитию всесторонне развитой, гармоничной личности, патриота своей Родины, толерантного к народам и мировой цивилизации. Найти нравственную основу для воспитания и развития подрастающего поколения можно в первую очередь в народных истоках. 

С целью создания среды для этнокультурного погружения,  повышения уровня знаний родителей  и детей о марийской культуре, марийском языке, развитию их творческой инициативы, педагоги и родители МОБУ «Сенькинская средняя общеобразовательная школа» оформили развивающую предметно-пространственную среду в каждой возрастной группе. Подобрали картинки на шкафчики, двери, уголки с национальным уклоном (например, тумыр – барабан, йыдал – лапти, перемеч - ватрушка и т.д.). В раздевалках оформлили мини-выставки по темам: «Семья в национальной одежде», «Животные марийского края», «Растительность марийского края», «Птицы марийского края», «Достопримечательности Республики Марий Эл», «Ягоды наших лесов»,  и т.д. Все названия картинок, уголков, мебели, игрушек подписали на марийском языке, чтобы родители могли произносить эти слова своему ребенку. Названия групп и групповые помещения подписали на марийском языке, приделав на все двери таблички. Мебель и стены оформили национальным орнаментом.

Совместно с родителями оформили этнокультурные уголки в каждой группе. В них размещены куклы в национальных костюмах, глиняная, берестяная, деревянная утварь, вышитые полотенца, поделки, традиционные марийские игры, марийские сказки и т.д.. Все предметы, размещенные в уголках,  доступны детям. Педагоги самостоятельно разработали и оформили лепбуки на темы «Моя Родина – Республика Марий Эл», «Марийские народные праздники», «Марийская изба», «Растительный мир марийского края», «Животный мир марийского края» и другие. На одной из стен в групповой комнате постоянно меняется оформление в соответствии с сезонными изменениями. Картинки также подписываются на марийском языке. Родители вместе с детьми в каждой группе оформили семейные альбомы. Дети учатся называть членов семьи на марийском языке. Они очень гордятся своей семьей и с гордостью рассказывают о своих родственниках.

Наша школа в течение нескольких лет работает по этнокультурному воспитанию подрастающего поколения. Основной задачей работы по данному направлению является формирование духовно-нравственного отношения к своей семье, к родной деревне, республике, к природе родного края, к культурному наследию своего народа. И начинаем мы приобщение к ценностям народных традиций с малых лет, потому что именно в детстве возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Интересной формой знакомства детей с историей и культурой нашей Республики Марий Эл – это мини-музей «Марийская изба», который стал неотъемлемой частью развивающей предметно-пространственной среды дошкольной группы.

Организационную работу в нашем мини-музее «Марийская изба» ведет педагог Федоровых Маргарита Геннадьевна.

В мини-музее «Марийская изба» представлены следующие экспонаты:

- предметы быта (посуда, стол, скамейки, прялка, ткацкий станок, кадка, сундук, самовар, ухваты, лопаты для посадки хлеба в печь, утюг, часы и другие);

- макет марийской печи;

- декоративные элементы (скатерти, салфетки, тканные коврики для пола, вышитые полотенца);

- марийские национальные костюмы, лапти, сапоги, головные уборы;

- предметы народных промыслов (изделия из бересты, глины и дерева);

- куклы в национальной одежде, представляющие марийскую семью.

Материальная база мини-музея регулярно пополняется. В этом посильную помощь нам оказывают отзывчивые родители. Кто-то приносит вышитые платки, кто-то плетеные корзинки. Материалы музея широко используются педагогами для проведения занятий, развлечений, родительских собраний, районных конференций, семинаров, встреч с интересными людьми. Организация музейно-образовательного процесса дополняет учебную деятельность, мотивирует воспитанников к учебе, к познанию окружающего мира, углубляет знания детей  и их родителей. Таким образом, мини-музей, созданный руками педагогов, воспитанников и их родителей, становится интерактивным, а значит близким и понятным каждому ребенку. Все это позволяет воспитывать в дошкольниках чувство гордости за общее дело, свою группу, семью и малую Родину. Встреча с мини-музеем в рамках дошкольной образовательной организации становится радостной и незабываемой для детей и взрослых.

Я речь свою веду о том,

Что всем нам дорог этот дом!

Наш добрый дом, уютный дом,

Мы все с рожденья в нём живём!

Еще о том веду я речь,

Что мы наш дом должны сберечь!

Давай, докажем, что не зря-

На нас надеется Земля!

C:\Users\Alina\Desktop\Новая папка\20210413_112541.jpg

Акцент в работе нашего детского сада делается на воспитание любви к семье, родному дому, родному марийскому языку,  природе и культуре марийского народа, всему что близко и дорого ребенку. Ознакомление детей с марийским языком, традициями марийского народа организовано в форме кружковой работы, режимных моментов.  В детском саду функционируют такие кружки, как «Марийский язык», «Родной край», «Волшебный сундучок», «Цветик - семицветик». Родители могут в любой момент посетить занятия кружков и принять в нем участие.

На кружке «Марийский язык» дети учатся здороваться, прощаться, благодарить друг друга, знакомятся со словами, обозначающими названия окружающих предметов, домашних и диких животных.

Целью кружка «Волшебный сундучок» является ознакомление детей дошкольного возраста с историей, культурой и бытом марийского народа. В содержание кружковых занятий включены темы наиболее интересные и доступные дошкольникам: «Мой родной край», «Марийский народный фольклор», «Марийский национальный костюм», «Национальное искусство», «Марийские народные праздники», «Марийские народные сказки», «Марийские национальные герои». Основной формой организации детей является игровая деятельность, которая знакомит их с марийскими играми, воспитывает желание играть в марийские игры.

Большое значение уделяется теме марийской культуры в изобразительной деятельности: рисовании, лепке, аппликации. Именно в этом направлении проводит работу кружок «Цветик - семицветик». Дети знакомятся с особенностями национального колорита, учатся подбирать цвета, составлять узоры для украшения национальной одежды. Приведем некоторые темы занятий по рисованию «Марийский орнамент», «Украшение фартука», «Украсим рубашку Онара».

Одновременно ведется работа по поддержанию родителей в их желании использовать марийский язык и изучать культуру марийского народа в домашних условиях. Раз в квартал проводятся мастер-классы для родителей («Марийский язык - детям», «Изготовление марийской куклы», «Вышивание марийского орнамента» и другие), совместные занятия с детьми на марийском языке («Йочасадыште», «Вургем», «Шошо» и другие), конкурсы семейного творчества («Марийская кукла своими руками», «Новогодняя поделка в марийском стиле», «Самый оригинальный гербарий и другие»), праздники («Шорыкйол», «Уарня», фольклорный праздник, «Пеледыш пайрем» и другие), развлечения («Авайнан пайремже», «Марийский край – земля Онара» и  другие), инсценирование марийских сказок («Заячий домик», «Лиса и синичка» и другие), спортивные праздники с включением этнокультурного компонента «Весёлые старты с Онаром», «Мини-футбол с ряжеными».  Особое внимание уделяется знакомству с музыкальной культурой марийского народа. Используем  слушание и разучивание песен и наигрышей, знакомим с песнями марийских композиторов и народным творчеством. Разучиваем движения, характерные для марийских танцев.

Воспитатели групп активно используют в работе с родителями  и детьми современные информационные технологии. При проведении собраний, мастер-классов, занятий используют различные мультимедийные презентации, видеоролики. Применение новых непривычных приемов, игровой формы при закреплении новой лексики помогает более эффективно запомнить лексическую единицу, фразу, словосочетание, а также развивает  познавательный интерес у ребенка и делает обучение интересным. Родители, владеющие марийским языком, помогают нам поддерживать языковые знания, находить нужное слово.

В целях обмена опыта с педагогическим сообществом по этнокультурному образованию дошкольников МОБУ «Сенькинская средняя общеобразовательная школа» приняла участие в межрегиональном семинаре с международным участием «Язык и  культура народа в работе с детьми дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО». Гостей семинара встретили гостевой песней, хлебом-солью воспитанники подготовительной группы, администрация, воспитатели. Была организована экскурсия по дошкольным группам, где воспитатели рассказали о работе с детьми в этнокультурном направлении. Педагоги поделились  с представителями образовательных учреждений финно-угорских регионов опытом по обучению детей марийскому языку, передаче и укреплению языкового наследия. С детьми подготовительной к школе группы была показана организованная образовательная деятельность  «Формирование эстетических навыков через изобразительную деятельность». В старшей группе - «Игровая форма обучения как одна из форм обучения родному языку в условиях двуязычия». С гостями семинара была проведена марийская народная игра «Пурсам удена». Завершилась встреча совместным выступлением воспитанников и обучающихся «Мландем моктен, мурем да куштем». От участников семинара  в адрес администрации и педагогов школы были услышаны только положительные отзывы  и пожелания.

Педагоги участвовали в семинарах и конференциях межрегионального («Финно-угорские языки и культуры в дошкольном образовании», г. Ижевск) и республиканского («Марийское краеведение: опыт и перспективы развития», г. Йошкар-Ола) уровней.

Деятельность детского сада освещается в СМИ, в частности, в районной газете «Вести», журнале «Кече», на республиканском радиовещании, в телевизионной детской передаче «Шонанпыл».

Работа педагогического коллектива по этнокультурному образованию дошкольников сделала жизнь детского сада более интересной и современной. На сегодняшний день дети умеют здороваться, прощаться на марийском языке, говорить «спасибо», слышат и понимают отдельные фразы в режимных моментах (моют руки, садятся есть, одеваются). Могут назвать членов семьи, диких и домашних животных. Могут с помощью взрослого поддержать простейший диалог. Многие родители желают изучить марийский язык, чтобы поддерживать его в семье, быть помощником своим детям. Желание родителей изучать со своими детьми язык, историю, культуру и быт марийского народа усиливается, ведь они замечают интересное и новое в воспитании их  детей, повышении детской активности и видят результат в овладении языком.

Список использованной литературы:

  1. Финно-угорские языки и культуры в дошкольном образовании: теория// Информационный научно-методический журнал «Педагогический родник».-2013.- №1(70).
  2. Финно-угорские языки и культуры в дошкольном образовании: практика// Информационный научно-методический журнал «Педагогический родник».-2013.- №2(71).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕАЛИЗАЦИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО КОМПОНЕНТА НА ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОУ В СООТВЕТСТВИИ С НОВЫМИ ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ТРЕБОВАНИЯМИ

Физкультурные занятия изначально вводились в сетку занятий с целью разностороннего развития детей дошкольного возраста. Новые федеральные требования возвращают нас именно к этой цели. Как говорится, в...

«Организация работы по реализации регионального компонента по приобщению детей к истокам русской культуры с целью повышения познавательной активности»

Доклад . Организация работы по реализации регионального компонента в ДОУ, через организацию работы по приобщению детей дошкольного возраста к русской культуре....

Планирование деятельности по реализации этнокультурного компонента

Планированиедеятельности по реализации этнокультурного компонентана 2018-2019 учебный год...

Реализация этнокультурного компонента в работе с дошкольниками

Культура любого народа только тогда жива, когда бережно сохраняютсядуховные, нравственные устои и традиции.Все, наверно уже заметили, что на современном этапе народы всего мирастремятся сохранить свою...

Реализация этнокультурного компонента в работе с дошкольниками

Культура любого народа только тогда жива, когда бережно сохраняютсядуховные, нравственные устои и традиции.Все, наверно уже заметили, что на современном этапе народы всего мирастремятся сохранить свою...