Непосредственная образовательная деятельность по народному декоративно-прикладному искусству в подготовительной группе на тему: «Ярмарка»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Непосредственная образовательная деятельность по народному декоративно-прикладному искусству в подготовительной группе

на тему: «Ярмарка»

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАДОУ Детский сад №21 «Кораблик»

 

 

 

 

 

 

Непосредственная образовательная деятельность по народному декоративно-прикладному искусству в подготовительной группе

на тему: «Ярмарка»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                  Воспитатель Олейник В. А.

 

 

 

г. Южно-Сахалинск, 2025 г.

Цель: продолжать знакомить детей с народными промыслами.

Задачи:

Образовательные задачи: продолжать учить детей самостоятельно составлять и изображать в рисунке декоративные узоры по мотивам народных росписей, располагая узор по всей форме. Формировать знания и умения различать стили декоративной живописи, разнообразие их форм, красочность орнамента.

Развивающие задачи: продолжать развивать технические умения детей – умело пользоваться кистью (рисовать концом кисти и всей кистью). Развивать интерес к изобразительной деятельности. Желание создавать декоративные композиции по мотивам народных росписей. Развивать у детей эмоциональную отзывчивость и интерес к прикладному искусству русского народа. Развивать художественный вкус, воображение, творческий подход к работе.

Воспитательные задачи: воспитывать любовь к народному творчеству и положительное отношение к результатам своей деятельности. Воспитывать чувство гордости за свой народ.

Предварительная работа: беседы о росписях; рассматривание иллюстраций и поделок; лепка и рисование по мотивам народных росписей; методы и приёмы: актуализация знаний детей; отгадывание загадок; рассматривание предметов, расписанных народными росписями; ответы на вопросы.

Словарная работа: Хохломская, Гжельская, Дымковская росписи; узор; мастера.

Материалы и оборудование: презентация, изделия народных промыслов, аудиозаписи народных мелодий, карточки с изображением элементов дымковской, гжельской, хохломской росписей, карточки с загадками, пазлы народных промыслов, салфетки, гуашевые краски, кисти, непроливайку, альбомные листы.

 

Ход занятия:

(Дети под музыку, входят в зал).

Ребята, поздоровайтесь с гостями (Здравствуйте!).

Солнце яркое встает,

Спешит на ярмарку народ.

Отворяют ворота,

Проходите, господа.

Сегодня мы отправляемся в город мастеров на ярмарку, где представлены различные народные промыслы. Скажите, ребята, а что такое ярмарка?

(Ярмарка – это праздник, шумный рынок).

Верно ребята. На ярмарке продаются изделия, сделанные своими руками. Мастера демонстрируют свои умения и навыки. Хорошие мастера издавна пользовались доброй славой в народе. Про таких мастеров говорили – «Мастер на все руки».

Давайте же подойдём поближе к торговым рядам и рассмотрим внимательно изделия, которые предлагают народные умельцы.

Что за чудо, что за диво,

Сколько радости вокруг!

Все предметы не простые,

А волшебно-расписные.

Правда, дети, тут красиво?

Аж захватывает дух!

Послушайте загадку и отгадайте, о каком промысле идёт речь!?

Загадка:

Листочки, ягодки, цветочки,

Стебелёчек, завиток.

Здесь хозяева три цвета:

Чёрный, красный, золотой.

Кто привёз товар такой?

(Хохлома)

(Дети подходят к следующему столу, где выставлены изделия из Хохломы)

Из какого очень доступного материала сделаны эти изделия?

(Из дерева)

Какие предметы расписывались хохломской росписью?

(этой росписью украшалась деревянная посуда и мебель)

Назовите основные цвета хохломской росписи.

(Чёрный, золотой, красный, зелёный)

Перечислите, из каких элементов состоит хохломская роспись?

(Ягоды крыжовника, смородины, клубники, завитки, цветы, листья, травка) 

Молодцы! Вот вам еще загадка:

Эта роспись

На белом фарфоре –

Синее небо, синее море

Синь васильков,

Колокольчиков звонких.

Синие птицы

На веточках тонких.

Как называется эта роспись?

(Гжельская роспись)

Посмотрите ребята на экран.

(Дети смотрят на экран, где представлена гжельская роспись)

Из какого материала изготавливали гжельские мастера свои изделия?

(Из белой глины)

Да, ребята, все изделия из глины мастера подвергали обжигу в печи. Даже название деревни было связано со словом «жечь», «обжигать».

Назовите, ребята, цвета гжельской росписи?

(Синий, голубой, белый)

Верно, ребята. Эту посуду ласково называют «Сказочная Гжель».

Назовите, ребята, известные элементы узоров в гжельской росписи?

(Розы, травки, завитки, точки, полосочки)

Какую посуду украшают этими узорами?

(Вазы, чайники, чашки, блюдца, кувшины)

Мастер оставил Вам задание, нужно сложить пазлы.

Поможем ему?

(Дети складывают пазлы)

А сейчас я предлагаю вам отдохнуть. Повторяйте за мной слова и движения.

(Дети под музыку делают ритмические упражнения).

-Шел на ярмарку купец – разудалый молодец (ходьба)

- За ним девицы статные, во всем опрятные (ходьба на носках, руки на поясе)

- Вел Иван лошадей разных мастей (ходьба с высоким подниманием бедра)

- Расступись народ, медведя поводырь ведет (ходьба на внешних сторонах стопы)

- Все на ярмарку идут, и товара наберут (ходьба на месте).

Послушайте, пожалуйста, последнюю загадку-подсказку:

Весёлая белая глина.

Кружочки полоски на ней,

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней,

Кормилицы и водоноски,

И всадники, и ребятня,

Собачки, гусары и рыбы,

А ну, назовите меня…

(Дымка)

(Дети подходят к следующему столу, где выставлены изделия Дымковских игрушек)

Этот промысел возник в селе Дымково. Там очень хорошая глина и речной песок, пригодный для керамического промысла. Игрушки получались яркие и разнообразные. Скажите, ребята, из чего лепят мастер игрушки?

(Из глины)

Да. Мастерицы лепят игрушку из красной глины, белят потом мелом, разведённом на молоке и расписывают красками.

Посмотрите и назовите из каких элементов состоит дымковский узор?

(Из кругов, полосок, клеток, пятен)

А какие основные цвета дымковской игрушки вы видите?

(Жёлтый, синий, зелёный, красный, чёрный, белый)

Очень хорошо! Мы отгадали все загадки, и я приглашаю всех вас в мастерскую. Там вы превратитесь в чудо-мастеров и будете расписывать дымковской росписью.

Но прежде, давайте проведём разминку для пальчиков.

Пальчиковая гимнастика «Народная игрушка».

(Дети делают упражнения для пальчиков)

  У Матрёшиной сестрицы (Ритмичные удары, пальцами правой руки начиная с указательного, по левой ладони,)

- По деревне небылиц (Ритмичные удары, пальцами левой руки, начиная с указательного, по правой ладони,)

- Ходит утка в юбке, (На каждое название животного загибают пальцы на руках, начиная с больших)

-  В теплом полушубке,

- Курочка — в жилете,  

- Петушок — в берете,     

- Коза — в сарафане,       

- Заинька — в кафтане,         

- А всех их пригоже (Ритмичные чередующиеся хлопки в ладоши и удары кулачками)

- Корова в рогоже.               

Приглашаю Вас занять места за столом чтобы вам было удобно. Приступаем, ребята, к работе (звучит аудиозапись русской народной мелодии).

Самостоятельная деятельность детей.

Чтобы все получилось слушайте меня внимательно и запоминайте. Возьмите кисть в руку, намочите ее в непроливайке. Макните кончик кисти в гуашевую краску желтого цвета. Один из узоров Дымковской игрушки – круг. Нарисуйте круг, и еще несколько, только так чтобы они не касались друг друга. Пока наши круги сохнут. Промойте кисть в непроливайке и макните зеленую гуашь. Нарисуйте листочки между кругами. Макните в синею краску и нарисуйте три точки рядом. Затем в желтом кругу нарисуйте маленький круг красного цвета.

 

 

Анализ рисунков (отметить красочность, аккуратность детских работ).

Вы сегодня потрудились на славу, как настоящие русские мастера. Поэтому ваши рисунки получились такими красивыми.

Ребята, мы побывали с вами на весёлой ярмарке в городе мастеров, видели много чудесных предметов.

А давайте назовём кто изготавливает игрушки и посуду? (Мастер);

Назовите инструмент которым расписывают изделия (кисть);

Из какого материала делали свои изделия мастера Гжели и Дымковской игрушки (из глины);

Какой материал использовали мастера Хохломы (дерево).

Молодцы, ребята! Потрудились вы сегодня на славу, поэтому с ярмарки мы не можем уйти без угощения.

Эй, народ, не зевай,

Поскорей налетай,

Весь товар раскупай!

Стою, продаю,

Товар хвалю.

Коврик за трёшку,

Горшок за пятак,

Доску за рубль,

А леденец за так. (Угощает детей леденцами-петушками)

Вот и солнце закатилось, наша ярмарка закрылась. Ребята, давайте попрощаемся с гостями. (Дети прощаются с гостями и уходят под музыку).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе . Тема : «Зимушка-зима».

Уточнять и расширять представление детей о зиме : состояние погоды , длительность дня , типичные осадки (снег , хлопья , «крупа») ; явления природы (метель , вьюга , позёмка).    Закреп...

Непосредственно образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе. Тема: «Число 20, решение примеров, задачи, логические задачи, объемные фигуры».

закрепить знания детей о  соседях чисел, предыдущем и последующем числе;развивать внимательность и закрепить названия объемных фигур;познакомить с образованием числа 20 и с новой счетной единицей...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ОО «Коммуникация», развитие речи в подготовительной группе Тема: «В гости к Дуняше».

Образовательная область: «Коммуникация».Интеграция ОО: «Социализация»,  «Познание».Тема: «В гости к Дуняше».Форма: непосредственно-образовательная деятельность.Цель: развитие коммуникативных навы...

Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию и безопасности в подготовительной группе Тема:"В гостях у Лесовичка"

Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию и безопасностив подготовительной группе Тема:"В гостях у Лесовичка"...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе Тема: Рассказывание русской народной сказки «Снегурочка»

Цель : развивать у детей способность к целостному восприятию сказки в единстве ее содержания и художественной формы.Развивающая среда: иллюстрации к сказке «Снегурочка» разных художников....