конспект занятия "Лапти" в кружке по краеведению "Родничок"
план-конспект занятия (средняя группа)

конспект занятия по теме "Обувь наших предков. Лапти"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_dlya_kruzhka.lapti_.docx57.02 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад № 35 «Василёк» города Смоленска»

Конспект  занятия в кружке «Родничок»

по теме «Обувь наших предков. Лапти»

воспитатель Кузьменкова Светлана Владимировна

C:\Users\user\Documents\image003.jpg

Цель: формировать потребность в познание рукотворного мира; совершенствовать знания о предметах народного быта (их цвете, форме, величине, материале, назначении).

Задачи: уточнить и обобщить представления детей об обуви (сезонное назначение, способ изготовления, материал);  расширить представления детей о старинной русской обуви - лаптях; средствами игры и сказки вызвать интерес к предметам русского быта прошлого; продолжать знакомить детей с устным народным творчеством, обогащать словарь названиями  предметов обуви.

Материалы и оборудование:  старинные лапти , 2 магнитные доски, иллюстрации, книга со сказкой «Чудесные лапоточки», картинки на тему «Обувь» для игры ,  холщовый мешок, кора березы, ивы.

Ход занятия:

 Дети садятся полукругом

Воспитатель: Сегодня мы с вами вновь  отправимся в путешествие  в прошлое.  Закрывайте глаза, в добрый путь! (звучит песня «Эх, лапти мои»).

Воспитатель: В своём волшебном мешочке я принесла для вас старинную вещицу. Потрогайте  мешочек и попробуйте догадаться, что же там лежит. А ещё я загадаю вам загадки: «Два котика, четыре хвостика». Как вы думаете что это?

Воспитатель: Молодцы ребята правильно нашли отгадку.  В древние времена самой распространенной обувью  на Руси были «лапти» (показ). Давайте  их рассмотрим. Какие они?  Правильно  вы заметили, лапти  очень легкие, ноги в них дышат, потому что через дырочки плетения проходит воздух.  Можно сплести лапти любого размера и носить их с теплыми шерстяными носками. Чтобы они не сваливались с ног, к ним приделаны завязки. А теперь мы попробуем примерить их и  попробуем  походить в этой необычной обуви (кто-то из детей.)  Ну как удобно? (Ответ ребёнка)

Воспитатель: Где вы видели такую обувь? В магазинах видели такую обувь?  Какую обувь продают  в современных магазинах?

( Ответы детей).                                                                                                                                  

Воспитатель: Зачем людям нужна обувь?  (Ответы детей).

Воспитатель: Кто делает для нас обувь? Где её изготавливают?  (иллюстрация с изображением обувной фабрики) Подумайте, на какие группы можно разделить обувь? (Ответы детей.) (Дети отвечают на вопросы, педагог демонстрирует иллюстрации, фотографии).

Воспитатель: Предлагаю вам поиграть! Игра «Распредели правильно обувь». (На столе разложены карточки, с изображением обуви для холодного и теплого времени года, распределить обувь по сезону для тёплого и холодного времени года).

Воспитатель:  А куда мы поместим лапти? (Ответы детей)   Лапти носили и зимой и летом, поэтому они могут войти в обе группы.

Воспитатель:  Лапти - это старинная обувь, их ещё называли лыченцы. Так их называли, потому что их плели из лыка - молодого подкорья  деревьев. Ещё   плели лапти из коры деревьев – березы, ивы (показывает кору), вяза .  Плели их обычно мужчины. Носили лапти и взрослые и дети.  Эта обувь была недолговечна, быстро изнашивалась. Если люди собирались в дальнюю дорогу, то брали с собой несколько пар лаптей.   До наших дней дошла старинная пословица: «В дорогу идти – пятеро лаптей плести».

Воспитатель: Как выдумаете, почему летом лапти снашивались быстрее? (Ответы детей.)

Воспитатель. Но зато материал для лаптей был доступен всем. Если не поленишься и сходишь в лесок, то будешь в новой обуви щеголять. В народном календаре есть день, когда начинали плести лапти – это 22 февраля. На Никифора лапти и плетут . Пока лапти плетут, песни поют, частушки придумывают, играют на музыкальных инструментах.  (иллюстрация).  Сейчас мы послушаем песню «Эх, лапти мои» во время исполнения мы будем танцевать. Повторяйте движения за мной.

Воспитатель: А где же вы видели лапти?  В магазинах же их не продают.  (Ответы детей). Правильно, увидеть лапти  можно в музеях,  а ещё в сказках (показ иллюстраций). И я хочу рассказать вам сказку  «Чудесные лапоточки»,   (рассказ  с показом иллюстраций)

Воспитатель:  Вот такая интересная сказка. Давайте подведём итоги нашего занятия. О чём сегодня мы говорили? Что узнали нового?

C:\Users\user\Documents\image003.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы кружка по краеведению и духовно - нравственному воспитанию

Кружок по краеведению "Березка" посещают дети старшего возраста. Цель работы кружка формирование духовно-нравственного воспитания детей. На занятиях кружка знакомим детей с православными календарными ...

ПЕРСПЕКТИВНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КРУЖКА ПО КРАЕВЕДЕНИЮ "ЮНЫЙ СЛЕДОПЫТ"

Перспективно-тематический план кружка по краеведению "юный следопыт" напрвлен на воспитание у детей дошкольного возраста патриотизма, любви к родине, уважения к историческому прошлому страны....

Программа кружка по краеведению «Северяночка»

   Дошкольный возраст как период складывания первооснов личности имеет свои потенциальные возможности для развития высших нравственных чувств, в том числе ценностного отношения к мало...

Программа кружка по краеведению

Формирование нравственно-патриотического отношения и чувства сопричастности к родному посёлку, родному краю, к природе и культуре через познание историко-национальных и природных особенностей посёлка ...

Конспект занятия экологического кружка «Родничок» с детьми второй младшей группы «Вкусно – не всегда полезно. Вредная и полезная пища»

Конспект  занятия экологического кружка «Родничок» с детьми второй младшей группы «Вкусно – не всегда полезно. Вредная и полезная пища»Задачи:- формирование элемента...

Программа кружка по краеведению "Доноведение" для детей 5-6 лет старшей логопедической группы

Краеведение ─ одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитан...

ПРОГРАММА кружка по краеведению «Всякому мила своя сторона» (для детей старшего дошкольного возраста)

Мы живем в век быстрого развития коммуникаций и все большей мобильности. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. Мы гораздо больше, нежели раньше, знаем о себе и своей стране, больше видим, над боль...