презентация "История игрушки уко"
презентация

Мартынова Альбина Валерьевна

Мини-музей из чемодана "История игрушки уко". В презентации представлена краткая информация о ненецкой игрушке нухуко (уко). Материал будет интересен как детям, так и взрослым.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл martynova_av_istoriya_kukly_uko.pptx2.94 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ГБОУ НАО «Средняя школа № 2 с углубленным изучением отдельных предметов г. Нарьян-Мара» (Детский сад «Теремок») Мини – музей из чемодана «История игрушек» Подготовила: Мартынова Альбина Валерьевна, воспитатель

Слайд 2

В своей работе я расскажу об очень интересной игрушке. С этой игрушкой прошло всё моё детство.

Слайд 3

Традиционный уклад жизнедеятельности ненцев напрямую связан с оленями, а именно с их постоянным движением по тундре. В таких условиях дети растут постоянно в дороге, и их образ жизни «уходящая вперед дорога».

Слайд 4

В тундре нет магазинов, где любой ребенок мог бы выбрать себе игрушку. Как же ненецкие дети обходились без игрушек в бесконечном движении за оленьими стадами?

Слайд 5

Они играли с необычной игрушкой – нухуко ( уко ), в переводе с ненецкого означает «игрушка».

Слайд 6

В старину ненецких девочек учили шить с 5 лет. Изготовление кукол нухуко - искусство. Выкраивая одежду для кукол, девочки постигали главное женское ремесло — швейное.

Слайд 7

Почему именно клюв птицы используется для создания куклы уко ?

Слайд 8

Использование для создания игрушки атрибута водоплавающей птицы имеет сакральное значение.

Слайд 9

Ненцы верили, что птицы –проводники между людьми и великими духами: осенью птицы улетают к духам, а весной возвращаются к людям. Поэтому водоплавающих птиц считали чистыми и невинными существами, которым подвластны три стихии: небо, земля и вода.

Слайд 10

Клюв птиц, становясь частью кукол, превращал игрушку в оберег. Нухуко , по мнению народа , способна оградить ребенка от злых духов.

Слайд 11

Условно строение уко делится на две части: голову и туловище. Головой куклы служит верхняя часть клюва водоплавающей птицы (гуся, утки). Гусиные клювы используются для создания кукол-мужчин, для кукол – женщин – утиные.

Слайд 12

Туловище уко выглядит в виде лоскутка материи, примотанного с помощью ленты к основанию надклювья. У нухуко отсутствуют руки и ноги, нет контуров лица. Это связано с поверьем, что, если у куклы будут глаза, она сможет видеть, а значит, она способна ожить и забрать у ребенка его душу.

Слайд 13

Одежда уко различается по полу и является уменьшенной копией мужской и женской ненецкой одежды. Для изготовления кукол-мужчин используются синие, темно-зеленые, черные цвета.

Слайд 14

Уко -женщина имеет яркий костюм. Характерной отличительной деталью является коса, которая украшалась бисером, красивыми необычными пуговицами, медными копейками.

Слайд 15

Как играть? Игра — нухокова . В ней преобладают мотивы жизни в тундре, ведение домашних дел. Уко предстоит жить взрослой жизнью, а самим детям незаметно переключаться с игры на заботу о младших братьях и сестрах.

Слайд 16

Для игры сооружался чум, состоящий из шестов — березовых веточек длиной 25 сантиметров. В чуме разложены кусочки меха, столик из маленьких досочек . Нухуко -отца девочка усаживала на сани, или же он шел пасти оленей, которые тоже делались клюва птиц…

Слайд 17

…бабушка сидела за столом и пила чай. Дед рассказывал сказку или пел песню детям, усевшимся возле него. Около нухуко -мамы — люлька, сшитая из сукна, а в ней — малюсенькая куколка-младенец.

Слайд 18

Уко ездили в гости, занимались рыболовством, охотой, ловлей оленей — всем тем, что дети видели вокруг себя.

Слайд 19

Кукол не бросали, а хранили в специальных мешочках, которые назывались нухуко ’ пад — их девочки тоже шили самостоятельно.

Слайд 20

Ненецкий народ бережно хранит традиции национального искусства. Через куклу мастера пытаются передать своим детям духовную силу, национальное богатство, талант и сохранить культуру целого народа.

Слайд 21

Игры в « нухуко » отражали быт ненцев и традиционные промыслы, готовили детей к будущей жизни в тундре.

Слайд 22

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей 1 младшей группы на тему "Любимые игрушки" в рамках тематической недели "Игры и игрушки"

Конспект итогового развлечения в первой младшей группе на тему: «Игрушки». Задачи: Образовательная область «Коммуникация»: - Способствовать расширению активного словаря детей по теме: «Игрушки». -...

Рассказ о дымковской игрушке «В мастерской дымковской игрушки»

Программное содержаниеВоспитывать у детей уважение и интерес к народным промысламЗакреплять представления о процессе создания игрушекУчить создавать образ, используя полученные навыки и приемы лепки.Ф...

Музыкальные игрушки своими руками. Музыкальные игрушки и игры.

Для домашнего музицирования необходимы музыкальные игрушки и инструменты.  Они продаются в магазинах, но часть из них можно изготовить с ребёнком дома из подручных материалов. Так малыш заодно пр...

Ознакомление дошкольников с русской глиняной игрушкой на примере филимоновской игрушки

В работе раскрыта теоретическая часть для работы с детьми по ознакомлению их с филимоновской игрушкой....

Логодосуг "Раз игрушка, два игрушка".

Цель логопедического досуга создать праздничное позитивное  настроение у детей, закрепить лексико-грамматический материал по теме "Игрушки", изучаемого на логопедических занятиях. Элементы соревн...

Еще раз об игрушках или Игрушки для самых маленьких.

Всем известно, что игрушки детям необходимы, но как выбрать именно такие, которые будут полезны, с которыми ребенок будет играть долго? Подробнее остановимся на играх и игрушках, необходимых для полно...