Паспорт проекта
проект (старшая группа)

Рыжова Оксана Владимировна

Паспорт проекта "Моя малая родина"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_moya_malaya_rodina.docx44.11 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №2 «Солнышко»

                                                                                                                                                                       

.                                                                                                                    

                       

Паспорт

 информационно-творческого проекта                                                                                                               

«Моя малая родина»

МБДОУ «Детский сад №2 «Солнышко»

                                                                                                                                              Воспитатель:                                                        

Рыжова О.В.

С. им. Бабушкина

2020 год

Автор проекта

Фамилия, имя, отчество, должность, квалификационная категория

Рыжова Оксана Владимировна, воспитатель, высшая категория

Описание проекта

Тема учебно-воспитательного проекта

«Моя малая Родина»

Актуальность проекта (обоснованность выбора темы)

Патриотическое воспитание дошкольников – актуальная проблема в условиях современной России. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. В течение последних десятилетий радикально переосмыслено само понятие патриотического воспитания дошкольников, его содержание, цели и задачи. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли он привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее. У В.П. Астафьева есть замечательные слова: «Если у человека нет матери, нет отца, но есть Родина - он ещё не сирота. Всё проходит: любовь, горечь утрат, даже боль от ран проходит, но никогда - никогда не проходит и не гаснет тоска по Родине...». Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной.

Одним из основных средств нравственно-патриотического воспитания в ДОУ является метод проектов. Основываясь на лично – ориентированном подходе к обучению и воспитанию детей дошкольного возраста, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества; открывает большие возможности в организации совместной поисковой деятельности дошкольников, педагогов, родителей.

Наблюдая за детьми, я увидела, что они с любопытством рассматривают открытки, фотографии о родном городе, делятся впечатлениями. Но, беседуя с детьми, я убедилась в том, что у детей поверхностные представления об истории родного города, а так же редких растениях

Направление деятельности

групповой, краткосрочный, познавательный, практико – ориентированный.

Возраст дошкольников

4 – 5 лет

Продолжительность проекта

29.11.2021 - 04.12.2021 (краткосрочный)

Методическая база (указать методики, основную литературу, которая использовалась при создании проекта)

  1. Интернет -  ресурсы.
  2. Программа «От рождения до школы»
  3. Журналы «Дошкольное воспитание», «Воспитатель ДОУ», «Ребенок в детском саду»
  4. Кондрыкинская Л.А. - «Занятия по патриотическому воспитанию в ДОУ». – 2013
  5. Шаламова Е.-  "Патриотическое воспитание. // Ребёнок в детском саду».- 2009. 
  6.  Под ред. Кондрыкинской Л. А.-  «С чего начинается Родина? (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ)».-  2005

Дидактическая цель проекта

Воспитывать патриотическое чувство сопричастности к семье, селу и  природе родного края 

Мониторинг

Из 18 человек, посещающих группу, в проекте участвовали 14 человек, что составляет 77% от общего числа группы. На начало проекта 3 человека имеют достаточный уровень, что составляет 17% детей, 11 человек низкий уровень знаний по данной теме, что составляет 61%. Не посещают группу по причине болезни 4 человека (22%)

Проведено анкетирование родителей по данной теме

Задачи проекта

  • Образовательные:

1.Формировать у детей любовь  и привязанность к своей семье, дому, к своему родному селу, интерес к прошлому и настоящему Бабушкинского района;

2. Расширить знания детей о природных достопримечательностях окрестностей села

3. Формировать интерес к разнообразным достопримечательностям, зданиям и сооружениям

села. Учить замечать особенности архитектуры зданий различного назначения: жилого дома (изба, многоэтажное строение, школы, кинотеатра, детского сада, дома культуры, храма.)

4.Способствовать развитию речи через выразительное чтение стихов, составление рассказов о семье

Развивающие: 

  • 1. Развивать умение отражать свои впечатления в разнообразной деятельности (рисовании, аппликации)

2. Развивать бережное отношение к селу (достопримечательностям, культуре, природе);

3.Развивать  интерес и уважение к  национальным традициям, обычаям, промыслам многонационального родного края

  • Воспитательные:
  • 1. Создать эмоциональное настроение, оставить яркие впечатления от рассказов и бесед, виртуальных экскурсий
  • 2. Воспитывать интерес к виртуальному посещению культурных объектов

Ожидаемые результаты

Ожидаемые результаты проекта:

Для детей:

- осуществляют проектную деятельность вместе со взрослыми коллективно;

- проявляют интерес к истории родного села;

- умеют ориентироваться в селе, знают достопримечательности родного микрорайона, умеют любоваться и беречь красоту природы родного края.

- с помощью взрослого выбирают необходимые способы работы в соответствие с поставленными задачами.

- используют полученные знания и умения в разных видах деятельности (двигательной, изобразительной, игровой, речевой), а также в конструировании, ручном труде и т.д.

Для родителей

- активно участвуют в реализации проекта, знакомя детей с родным краем:

оказывают помощь в пополнении предметно-развивающей среды группы и детского сада (фотографии, энциклопедическая литература, документальные материалы, наглядно-демонстрационный материал и др.);

- принимают и участие в совместных мероприятиях, (выставка фото и рисунков)

- создают дома условия для нравственно-патриотического воспитания и личностного развития детей (прогулки по микрорайону.)

- укрепляют детско-родительские отношения.

- Принимают участие в совместном итоговом мероприятие, на котором создают стенгазету «История моего микрорайона».

Для воспитателя:

повышает педагогическую компетентность по патриотическому воспитанию

- создает условия для восприятия сведений об историческом прошлом родногосела;

- пополняет педагогическую копилку конспектами занятий, картотеками дидактических игр, альбомами, буклетами, видеотекой ,сборником презентаций и т.д.;

- Пополняет РППС группы фотоматериалами села- Способствует реализации воспитательно-образовательного процесса на основе интеграции всех видов детской деятельности;

- Повышает уровень самообразования по теме «Мое село»

Этапы реализации проекта

Подготовительный этап (сбор информации, подготовка оборудования, подбор игр и литературы и т.д.)

  • 1. Определение уровня знаний детей о зимующих птицах
  • 2. Обсуждение проекта с родителями, его задач, помощь родителей в пополнении РППС
  • 3. Постановка целей и задач проекта, определение его продукта (Создание фотоальбома «Я и мое село», выставка детско – родительских работ «Наши семейные традиции», оформление центра краеведения совместно с детьми)
  • 4. Составить перспективный план мероприятий проекта
  • 5. Обогащение РППС, подготовка материала для реализации проекта: подбор художественной, методической литературы, иллюстративного материала по данной теме, подготовка материалов для изобразительной деятельности, подготовить иллюстрации для рассматривания, сделать подборку фильмов и презентаций.

Основной этап:

- работа с детьми

- работа с родителями

- оснащение предметно-развивающей среды.

1. Социально-коммуникативное развитие

  • Беседа «Что я знаю про наше село»
  • Рассматривание иллюстраций достопримечательности
  • Сюжетно - ролевая игра «Семья».
  • Сюжетно - ролевая игра «Парикмахерская»
  • Беседа на тему «Я горжусь трудом своих родителей»
  • Беседа «Наш любимый детский сад»
  • Дидактические игры: «Кто где живет», «Кому что нужно для работы», «Кто с тобой живет?»
  • РППС: иллюстрации села имени Бабушкина, семейные фотоальбомы детей, иллюстрации «Профессии», фотографии детей с различных мероприятий в саду

2. Художественно-эстетическое развитие 

  • Рисование «Дом, в котором я живу»
  • Рисование «Природа родного края»
  • Рисование с элементами аппликации «Солеварня»
  • Рисование пластилином «Флаг Бабушкинского района»
  • Конструирование из разных видов конструктора «Строительство нового дома»

РППС: иллюстрации природы Бабушкинского района, различных зданий села, различные виды конструктора

3. Речевое развитие

  • Чтение стихотворений Е. Благинина «Вот так мама»,  С. Михалков «Моя улица»,  С. Маршак «Почта»,  Г. Виеру «Не мешайте мне трудиться», Л. Квитко «Бабушкины руки»
  • Дидактическая игра «Как зовут тебя по-другому».
  • Заучивание пословиц и поговорок о Родине, семье

РППС: книги с иллюстрациями некоторых писателей, иллюстрации к пословицам и поговоркам

4.Познавательное развитие

  • Беседа о жизни животных и птиц в лесу.
  • Познавательная беседа «Помощь зимующим птицам».
  • Подкармливание птиц на участке детского сада.
  • Проведение виртуальной экскурсии по достопримечательностям
  • НОД «Народно – прикладное искусство  нашего села»

Завершающий этап (систематизация, подведение итогов)

Создание фотоальбома «Я и мое село», выставка детско – родительских работ «Наши семейные традиции», оформление центра краеведения совместно с детьми

Достигнутые результаты

Дети проявляют познавательную активность в беседах, знакомстве с художественной литературой, в рассматривании наглядного материала; имеют представление о своем селе и его достопримечательностях. Знают, что их «малая» Родина с. им. Бабушкина; проявляют интерес к родному краю, который находит отражение в совместных рисунках детей и родителей, рассказах.

Дети знают праздники и традиции, которые отмечаются в селе и семье.

Сформирована  активность и заинтересованность в образовательном процессе детей, родителей.

Работа с родителями

Обсуждение проекта с родителями, его задач, распределение домашних заданий, помощь родителей в подборе иллюстраций, участие родителей в изготовлении подарочных открыток

Приложение

Анкета для родителей

Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?

  • воспитание любви к Родине;    3 человека выбрали данный вариант ответа (18% от общего числа)
  • воспитание уважения к старшему поколению; 1 человек (5%)    
  • воспитание уважения к традициям и обычаям своего народа; 13 человек (68%)
  • знание истории своей страны; 2 человека (10%)
  • другое -_____________________________________________________
  • затрудняюсь ответить.

Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду?

  • да; Данный вариант ответа выбрали 13 человек (68%)
  • нет; 1 человек (5%)
  • затрудняюсь ответить.

Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста?

  • прививать детям уважение к людям своей страны - 6 человек, 32%
  • познакомить с обычаями и традициями своего народа – 4 человека, 21%
  • формировать бережное отношение к природе и всему живому – 14 человек, 74%
  • расширять представления о родной земле, её столице, городах – 8 человек,42%
  • ознакомление с историческим прошлым России – 4 человека, 21%
  • воспитание эстетически нравственных норм поведения и моральных качеств ребёнка - 3 человека, 16%

Как Вы считаете, кто несёт ответственность за патриотическое воспитание детей педагоги или  родители? 5%  (1 чел.) родителей считают ответственными педагогов за патриотическое воспитание, 42% (8 чел.)- ответственность родителей, 26% (5 чел.) – считают, это ответственность и педагогов, и родителей

  • да;  
  • нет;
  • затрудняюсь ответить.

Конспект занятия "Моя Малая Родина"

Цель: Закрепить знания о родном селе, как о Малой  Родине.

Задачи:

Уточнить и закрепить общие представления о родном селе (достопримечательности, здания, улицы)

 Развивать творчество, умение работать самостоятельно по заданной теме;

Формировать у детей чувство патриотизма и любви к малой Родине;

Прививать любовь к родному селу, воспитывать бережное отношение к природе;

 Развивать связную речь, логическое мышление, двигательную активность, создавая положительный эмоциональный настрой дошкольников.

Интеграция образовательных областей:«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Предварительная работа: Конструктивные игры в свободное время. Чтение рассказов, сказок о родном крае, рассматривание иллюстраций, фотографий различных домов и зданий родного села.

Ход занятия:

Дети становятся в круг. Приветствие.

Слайд  №1. Слышится звук пропеллера, появляется Карлсон.

Карлсон: Ребята вы меня узнали? Я путешествую по вашей большой стране России  и прилетел в ваше село, но ничего о нем не знаю - ни улиц, ни зданий, ни адресов; не знаю на какую крышу лететь.

Воспитатель: Мы с ребятами тебе поможем узнать все о нашем селе, о нашей малой Родине.

Карлсон: Родина! Какое интересное слово Ро-ди-на. А что оно обозначает? (ответы детей)

Воспитатель: Это место, где человек родился в семье и живет.

 «Что мы Родиной зовем» В. Степанова.

«Что мы Родиной зовем?

Дом, в котором мы живем

И березки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идем»

«Что мы Родиной зовем?

Поле с тонким колоском

Наши праздники и песни

Теплый вечер за окном»

Карлсон: И как же ваше село называется? Ваша малая Родина (ответы детей)

Слайд №2. Наше село называется село имени Бабушкина.

На востоке области,
Скажем не без гордости,
Где течет, как в повести,
Леденьга - река,
Есть село чудесное,
Очень интересное
Имени известного
Героя-земляка.

Воспитатель: Ребята! Как же мы можем помочь Карлсону  познакомиться с нашим родным  селом? (ответы детей).

В нашем селе много домов, улиц, очень красивая природа, парк. А какие деревья растут в парке? ( ответы детей).

Мы можем отправиться в путешествие по нашему родному селу. Ребята какие улицы в нашем селе есть?(ответы детей)

А вы знаете нашу главную улицу? Как она называется? ( ул. Бабушкина).

Как называются люди, которые строят? А что они строят?(ответы детей)

Правильно: дома, здания, дороги,  мосты. А давайте расскажем Карлсону о достопримечательностях нашего села. Какие здания есть у нас в селе?.

Слайд №3 - № 14. Загадывает детям загадки: 

  1. Стоит веселый светлый дом,

          Ребят проворных много в нем.

          Там пишут и читают,

          Решают и считают. (Школа)

  1. Если холодильник пуст,

           Закончились продукты,

           Ты сюда входи скорее,

           Покупай, что повкуснее. (Магазин)

  1. В этом здании врачи

          Ждут людей, чтоб их лечить.

          Всем они помочь готовы,

          Отпускают лишь здоровых. (Больница)

     4.   Там можно посмотреть мультфильмы,
И спектакли, кинофильмы .
Идём туда мы всей семьей.
Хочешь танцуй там, хочешь – пой!
Там сцена есть, там есть таланты –

Певцы, артисты, музыканты.

5. Стоит дом, дети в нём,                                                                                            Играют, веселятся,                                                                                                               Отдыхают, спать ложатся,                                                                                              Родители придут домой уведут!

6. На полки легли

Посылки и бандероли.

Для граждан они

Играют большие роли.

А также письма заказные,

Которые шлют родные.

В здании этом переводы принимают

И подписку на газеты и журналы оформляют.

Слайды №15 - №19.

  Дорога, памятник, парк, здание администрации, магазины, церковь, музей, больница, аптека, библиотека, рынок – все это наше большое, уютное, красивое село.

А какое же село без животных?

А каких вы знаете животных? (диких и домашних).

Сейчас мы с вами поиграем в игру «Кто где живет?» (поможем животным найти свой дом)

  Давайте отдохнём вместе с животными.  

Физминутка . «Зверятки на зарядке»    Слайд №20.

И утята, и котята,

И козлята, и щенки,

Все собрались на зарядку,

Чтобы силу обрести. (Собираемся в круг.)

Головой кивает утка,

Повтори и ты малютка. (Наклоны головой 5-6 раз.)

Кошка вертит головой,

Ну и мы не отстаем. (Вращение головой в одну и другую стороны по 5 раз.)

Козлик ноги разминает,

На носочках он шагает. (Ходьба на носочках по кругу.)

А потом утятки,

Ходят все на пятках. (Ходьба на пятках по кругу.)

Бегает собака

На окрепших лапах. (Легкий бег по кругу.)

То за мухой понесется,

То обратно развернется. (Бег по кругу с разворотом по сигналу "стоп".)

И утенок, и котенок,

И козленок, и щенок,

Тянут-тянут свои лапки,

Тянут прямо в потолок. (Поднимаем руки вверх.)

А потом на плечи - скок. (Руки на плечи.)

Ну и снова в потолок. (Руки вверх.)

Повторим еще разок. (5-6 раз.)

А сейчас наклон вперед,

И теперь наоборот. (Наклоны вперед - назад.)

Вот теперь попрыгаем,

Ножками подрыгаем. (Прыжки ноги вместе - ноги врозь.)

Мы немножко отдохнем,

Носом резко все вдохнем,

Ртом протяжно выдыхаем. (5-6 раз.)

И зарядку продолжаем.

Шагом марш! Идем по кругу. (Ходьба с высоко поднятыми коленями.)

Взглядом ищем рядом друга (Смотрим в затылок товарищу, чтоб круг не поломался.)

Все, закончилась зарядка,

Со здоровьем все в порядке!

Слайд №21.

Ребята посмотрите, а это что? (ответы детей) Да! Речка !А как она называется? (река Леденьга)

Устье реки Леденьги, впадающей в Сухону - одно из самых живописных мест в окрестностях Тотьмы. Раньше, в начале ХХ века, тотьмичи часто приезжали сюда на лодках, отдыхали, гуляли. Эти места очень любил художник Феодосий Вахрушов, который не только отображал Леденьгу на полотнах, но и ездил сюда по грибы с соседями и друзьями Дилакторскими.

Ребята, нам нужно возвращаться домой, а вы знаете свой адрес? (ответы детей). А детский сад на какой улице находится? (ответы детей)

Правильно, ул.Полевая.

Карлсон: Я узнал много о вашем селе, буду  к вам чаще прилетать или писать вам письма по адресу, где находится ваш  садик.

Ребята, а чтобы Карлсон в следующий раз нашёл ваш дом, давайте подойдём к столу и побудем строителями. Постройте каждый свой дом.

Рефлексия:

Что мы с вами делали на занятии? Что больше всего понравилось? Какие трудности испытали?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детский исследовательский проект «Откуда книга пришла?» (Паспорт проекта с детьми старшей группы)

В современном обществе на детей обрушивается, большой поток, информации с телевиденья, интернета. Книги в жизни ребёнка отодвинуты на второй план.Задачи:  Расширять и уточнять знания о книгах, о ...

Детский исследовательский проект «Где живут книги?» (паспорт проекта с детьми старшей группы)

В современном обществе на детей обрушивается, большой поток, информации с телевиденья, интернета. Книги в жизни ребёнка отодвинуты на второй план, родители вместе с детьми не посещают библиотеку. Вста...

Детский исследовательский проект «Знакомство с творчеством С.Я.Маршака» (паспорт проекта)

Произведения Самуила Яковлевича Маршака близки и понятны детям. Самуил Яковлевич показал, что стихами можно рисовать цветные картинки мира, рассказывать занимательные и поучительные истории и сказки, ...

Детский исследовательский проект «Путешествие по сказкам» (паспорт проекта)

Искусство – одно из мощных средств воспитания чувств, поэтому надо учить детей понимать и любить произведения литературы, живописи, музыки, научить понимать,  что чрезвычайно важную роль играют и...

паспорт проекта. Тема проекта: Путешествие в сказочное королевство" с использованием развивающих и дидактических игр

                             ПАСПОРТ ПРОЕКТААвтор: Бекетова Ольга Михайловна – воспитатель старшей группы...

Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года

Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...

Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и

Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных  растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...