конспект занятия "На стойбище у Ланки"
план-конспект занятия (подготовительная группа)
конспект занятия "На стойбище у Ланки" по ознакомлению детей с народом Ханты, по программе "Наследие Югры"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Нефтеюганское районное муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад «Морошка»
Муниципальный конкурс профессионального мастерства
«Педагогический час»
Конспект занятия «На стойбище у Ланки»
Воспитатель: Борозенец Т.В., первая квалификационная категория
2025 год
Конспект занятия «На стойбище у Ланки»
Цель:
Формирование первичных представлений о традиционном кочевом образе жизни народа ханты.
Задачи:
Образовательные:
Познакомить детей с понятиями «стойбище», «чум».
Объяснить, почему ханты вели кочевой образ жизни (следовали за оленями).
Показать основные элементы стойбища: чумы, нарты, лабаз.
Развивающие:
Развивать мелкую моторику через пальчиковую гимнастику и продуктивную деятельность.
Развивать связную речь, обогащать словарный запас (стойбище, чум, лабаз, олени, нарты).
Развивать воображение и конструктивные навыки.
Воспитательные:
Воспитывать уважение к культуре и традициям коренных народов Югры.
Ход занятия:
Входят дети под музыку ханты, встают перед экраном.
На экране девочка народа ханты – Ланки.
Ланки: Вуша вулаты! Это на языке народов ханты, Здравствуйте! Меня зовут Ланки, что переводится с хантыйского как белочка. Я приглашаю вас к себе на стойбище. А чтобы попасть ко мне, вы должны угадать, на чем можно сюда добраться и кто сможет вас привезти.
На экране: Выбрать подходящую картинку- карета, телега, нарты.
Правильный ответ: нарты
Воспитатель: Самое подходящее средство – это нарты, они по болоту и по лесу проедут и в снег не провалятся. Но наши нарты почему-то не едут.
Ланки: Отгадайте, Кто может довезти вас до стойбища через леса и болота.
Снег копытом звонким бьёт
Чудный ягель достаёт.
Варианты: корова, лошадь, олень.
Воспитатель: Правильно, Олень. Для передвижения используются олени, которых впрягают в нарты.
Видео заставка перемещения на стойбище.
Дети подходят к макету стойбища
Воспитатель: вот мы и очутились на стойбище Ланки. Ребята, кто нас привез на стойбище? (Олень), на чем олень перевозит людей? (нарты)
Стойбище – это поселение, где выстроены и оборудованы необходимые для жизни постройки. Давайте посмотрим, что здесь есть. (выставляем лабаз, избу (ХОТ), дерево, оленя, нарты, создаем макет стойбища)
В центре стоит деревянный дом (это ХОТ), хранилище для заготовок и продуктов –ЛАБАЗ, вход в лабаз находится высоко над землей, чтобы звери не забрались и не съели продукты. НЯНЬ КЕР - печь для выпечки хлеба, сделанная из веток и обмазана глиной. АМПХОТ- будка для собаки, выполнена из деревянных бревен, это говорит о бережном отношении народов ханты к своим домашним животным.
Воспитатель: ханты весной и до самой зимы ведут кочевой образ жизни, А знаете почему Ханты – кочевой народ?
Дети: (Предполагаемые ответы) Переезжают с места на место.
Воспитатель: Для чего ханты перегоняют оленей с одного места на другое? (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно! Чтобы оленям было чем питаться, им приходится переходить с одного пастбища на другое. А люди переезжают вместе со своими оленями. Как вы думаете, они могут постоянно перевозить свой деревянный дом (Хот)? (Ответы детей) Поэтому ханты с приходом весны строят себе чум возле пастбища для оленей.
Воспитатель: как вы думаете легко строить чум?
Конечно нет, это нелегкий труд. Сегодня я предлагаю каждому из вас создать свой макет стойбища. Для этого я подготовила основание, сейчас вы построите свой чум, а закончить оформление стойбища вы сможете в группе или дома.
Дети садятся за столы
Чтобы лучше работали наши пальчики, сделаем гимнастику
Дети выполняют пальчиковую гимнастику гимнастику
Раз, два, три, четыре, пять – (Поочередно загибаем пальчики)
Будем шесты собирать. (Стучим указательными пальцами друг о друга)
Шесты длинные несем, (Вытягиваем указательные пальцы вверх, соединяя кончики)
В круг их дружно мы берем. (Соединяем кончики всех пальцев, изображая конус чума)
Шкурами покроем плотно (Поглаживаем одной ладонью другую)
Чтоб в чуме было тепло.
Воспитатель: У вас на столах лежат основания для чума (выполненные из палочек) и лист бумаги, из которого мы будем делать сам чум.
- Согните квадрат пополам по диагонали, прогладьте хорошо линии сгиба.
- Загибаем еще раз, проглаживаем.
- Загибаем еще раз, проглаживаем.
- Отрезаем верхнюю часть и выравниваем нижнюю часть, отрезая лишнее
- Разворачиваем заготовку и перегибаем все линии сгиба в одну сторону.
Воспитатель: ребята нам еще нужно украсить свои чумы орнаментами.
Ханты используют орнаменты на всех предметах: одежде, обуви, посуде и т.д.
Традиционно считается, что вещь готова к пользованию лишь тогда, когда на ней есть орнамент.
Орнамент «Рога оленя» (или «оленьи рога») у хантов символизирует материальное и духовное благополучие. Этим орнаментом мы украсим низ чума.
По середине разместим орнамент «Шишка», которая является защитницей женщин и детей.
Дети выполняют
- Теперь его нужно склеить. Намазываем клеем одну часть сгиба и склеиваем.
- Затем берем нашу деревянную заготовку и надеваем чум.
- Берем ножницы и по середине не много нужно вырезать дверь, и немного загнуть. Наш чум готов.
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, какие замечательные чумы у нас получились! Разместите чум в центре основания, затяните тесемку. Чтобы вы дополнили стойбище новыми фигурками, я подарю вам шаблоны для вырезания.
Дети выходят из-за стола и выстраиваются полукругом.
Ланки: Ребята, вы такие молодцы, каждый из вас сделал хороший макет чума. А мне пора идти помогать родителям по хозяйству. Надеюсь, вам понравилось у нас на стойбище. Я говорю вам пайям возьем, что по-хантыйски значит до свидания!
Воспитатель: давайте скажем Ланке до свидания по-хантыйски. (пайям возьем). И нам пора возвращаться.
(Возвращаются в детский сад)
Воспитатель: ребята, давайте вспомним, где мы сегодня побывали? Что мы видели, что нового узнали? Что мы делали? Что бы вы хотели рассказать своим друзьям, родителям о сегодняшнем путешествии?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»
Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»...
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми
Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров...
Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий
Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект занятия по развитию речи "Путешествие на стойбище"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15084856","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"314","width":"480"}}]]...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при определении величины предметов....

Конспект занятие по развитию речи с детьми старшей дошкольной группы по теме «Транспорт» с использованием интерактивной доски (на основе конспектов логопедических занятий Нищевой Н.В.) + Игры для ИД к занятию.
В современном обществе интерактивные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Мы уже на представляем себя без компьютеров и геджетов. А как же иначе, ведь они так облегчают жизнь, дают неогранниченный ис...

презентация к занятию "На стойбище у Ланки"
Презентация к занятию "На стойбище у Ланки", знакомство с народом Ханты...
