конспект занятия "На стойбище у Ланки"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Борозенец Татьяна Васильевна

конспект занятия "На стойбище у Ланки" по ознакомлению детей с народом Ханты, по программе "Наследие Югры"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_na_stoybishche_u_lanki.docx23.22 КБ

Предварительный просмотр:

Нефтеюганское районное муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад «Морошка»

Муниципальный конкурс профессионального мастерства

«Педагогический час»

Конспект занятия «На стойбище у Ланки»

Воспитатель: Борозенец Т.В., первая квалификационная категория

2025 год

Конспект занятия «На стойбище у Ланки»

Цель:

Формирование первичных представлений о традиционном кочевом образе жизни народа ханты.

Задачи:

Образовательные:

Познакомить детей с понятиями «стойбище», «чум».

Объяснить, почему ханты вели кочевой образ жизни (следовали за оленями).

Показать основные элементы стойбища: чумы, нарты, лабаз.

Развивающие:

Развивать мелкую моторику через пальчиковую гимнастику и продуктивную деятельность.

Развивать связную речь, обогащать словарный запас (стойбище, чум, лабаз, олени, нарты).

Развивать воображение и конструктивные навыки.

Воспитательные:

Воспитывать уважение к культуре и традициям коренных народов Югры.

Ход занятия:

Входят дети под музыку ханты, встают перед экраном.

На экране девочка народа ханты – Ланки.

Ланки:  Вуша вулаты! Это на языке народов ханты, Здравствуйте! Меня зовут Ланки, что переводится с хантыйского как белочка. Я приглашаю вас к себе на стойбище. А чтобы попасть ко мне, вы должны угадать, на чем можно сюда добраться и кто сможет вас привезти.

На экране: Выбрать подходящую картинку- карета, телега, нарты.

Правильный ответ: нарты 

Воспитатель: Самое подходящее средство – это нарты, они по болоту и по лесу проедут и в снег не провалятся. Но наши нарты почему-то не едут.

Ланки: Отгадайте, Кто может довезти вас до стойбища через леса и болота.

Снег копытом звонким бьёт

Чудный ягель достаёт.

Варианты: корова, лошадь, олень.

Воспитатель: Правильно, Олень. Для передвижения используются олени, которых впрягают в нарты.

Видео заставка перемещения на стойбище.

Дети подходят к макету стойбища

Воспитатель: вот мы и очутились на стойбище Ланки. Ребята, кто нас привез на стойбище? (Олень), на чем олень перевозит людей? (нарты)

Стойбище – это поселение, где выстроены и оборудованы необходимые для жизни постройки. Давайте посмотрим, что здесь есть. (выставляем лабаз, избу (ХОТ),  дерево, оленя, нарты, создаем макет стойбища)

В центре стоит деревянный дом (это ХОТ), хранилище для заготовок и продуктов –ЛАБАЗ, вход в лабаз находится высоко над землей, чтобы звери не забрались и не съели продукты. НЯНЬ КЕР - печь для выпечки хлеба, сделанная из веток и обмазана глиной. АМПХОТ- будка для собаки, выполнена из деревянных бревен, это говорит о бережном отношении народов ханты к своим домашним животным.

Воспитатель: ханты весной и до самой зимы ведут кочевой образ жизни, А знаете почему Ханты – кочевой народ?

Дети: (Предполагаемые ответы) Переезжают с места на место.

Воспитатель: Для чего ханты перегоняют оленей с одного места на другое? (Ответы детей)

Воспитатель: Правильно! Чтобы оленям было чем питаться, им приходится переходить с одного пастбища на другое. А люди переезжают вместе со своими оленями. Как вы думаете, они могут постоянно перевозить свой деревянный дом (Хот)? (Ответы детей) Поэтому ханты с приходом весны строят себе чум возле пастбища для оленей.

Воспитатель: как вы думаете легко строить чум?

Конечно нет, это нелегкий труд. Сегодня я предлагаю каждому из вас создать свой макет стойбища. Для этого я подготовила основание, сейчас вы построите свой чум, а закончить оформление стойбища вы сможете в группе или дома.

 Дети садятся за столы

Чтобы лучше работали наши пальчики, сделаем гимнастику

Дети выполняют пальчиковую гимнастику гимнастику

Раз, два, три, четыре, пять – (Поочередно загибаем пальчики)

Будем шесты собирать. (Стучим указательными пальцами друг о друга)

Шесты длинные несем, (Вытягиваем указательные пальцы вверх, соединяя кончики)

В круг их дружно мы берем. (Соединяем кончики всех пальцев, изображая конус чума)

Шкурами покроем плотно (Поглаживаем одной ладонью другую)

Чтоб в чуме было тепло. 

Воспитатель: У вас на столах лежат основания для чума (выполненные из палочек) и лист бумаги, из которого мы будем делать сам чум.

  1. Согните квадрат пополам по диагонали, прогладьте хорошо линии сгиба.
  2. Загибаем еще раз, проглаживаем.
  3. Загибаем еще раз, проглаживаем.
  4. Отрезаем верхнюю часть и выравниваем нижнюю часть, отрезая лишнее
  5. Разворачиваем заготовку и перегибаем все линии сгиба в одну сторону.

Воспитатель: ребята нам еще нужно украсить свои чумы орнаментами.

Ханты используют орнаменты на всех предметах: одежде, обуви, посуде и т.д.

Традиционно считается, что вещь готова к пользованию лишь тогда, когда на ней есть орнамент.

 Орнамент «Рога оленя» (или «оленьи рога») у хантов символизирует материальное и духовное благополучие. Этим орнаментом мы украсим низ чума.

По середине разместим орнамент «Шишка», которая является защитницей женщин и детей.

Дети выполняют

  1. Теперь его нужно склеить. Намазываем клеем одну часть сгиба и склеиваем.
  2. Затем берем нашу деревянную заготовку и надеваем чум.
  3. Берем ножницы и по середине не много нужно вырезать дверь, и немного загнуть. Наш чум готов.

Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, какие замечательные чумы у нас получились! Разместите чум в центре основания, затяните тесемку. Чтобы вы дополнили стойбище новыми фигурками, я подарю вам шаблоны для вырезания.

Дети выходят из-за стола и выстраиваются полукругом.

Ланки: Ребята, вы такие молодцы, каждый из вас сделал хороший макет чума. А мне пора идти помогать родителям по хозяйству. Надеюсь, вам понравилось у нас на стойбище. Я говорю вам пайям возьем, что по-хантыйски значит до свидания!

Воспитатель: давайте скажем Ланке до свидания по-хантыйски. (пайям возьем). И нам пора возвращаться.

(Возвращаются в детский сад)

Воспитатель: ребята, давайте вспомним, где мы сегодня побывали? Что мы видели, что нового узнали? Что мы делали? Что бы вы хотели рассказать своим друзьям, родителям о сегодняшнем путешествии?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»

Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи        «В гости к бабушке»...

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект занятия по развитию речи "Путешествие на стойбище"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15084856","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"314","width":"480"}}]]...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....

Конспект занятие по развитию речи с детьми старшей дошкольной группы по теме «Транспорт» с использованием интерактивной доски (на основе конспектов логопедических занятий Нищевой Н.В.) + Игры для ИД к занятию.

В современном обществе интерактивные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Мы уже на представляем себя без компьютеров и геджетов. А как же иначе, ведь они так облегчают жизнь, дают неогранниченный ис...

презентация к занятию "На стойбище у Ланки"

Презентация к занятию "На стойбище у Ланки", знакомство с народом Ханты...