Перспективное планирование_историческое просвещение детей старшего дошкольного возраста
календарно-тематическое планирование (подготовительная группа)

Донченко Екатерина Сергеевна

Историческое просвещение- важное направление в нашей стране, включая дошкольное образование развивает чувство патриотизма, уважение к прошлому.

Дети должны знать, что мир вокруг них имеет историю, которая богата разными событиями и этапами.

Народная память о каждом историческом этапе значима для жизни отечества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                    Перспективный план

 на год

 по вопросам

 исторического просвещения

подготовительная группа

№ 8 «Звёздочки»

компенсирующей направленности

для детей с ОНР

(выполнила воспитатель _Донченко Е.С.)

Тема

Содержание

Образовательные

области

Сентябрь

«Моя Власиха»

Рассматривание альбома « Мой город – Власиха» - продолжать знакомить детей с историей возникновения города, формировать интерес к малой родине, воспитывать любовь к родному городу.

Знакомство с символами города – познакомить детей с гербом города, его значением; воспитывать уважительное отношение к государственным символам.

Экскурсия на городскую площадь. Подготовка города к дню рождения городского округа Власиха ( с родителями) - познакомить детей с центральной площадью города, рассмотреть украшения на улице, посмотреть, как город готовиться к празднику, воспитывать любовь к родному городу, желание поддерживать чистоту и порядок в нём.

Коллективная аппликация «Наш город» - учить передавать строение и части современной архитектуры нашего города путём сочетания многоугольников разной величины, воспитывать уважение к труду строителей.

Посещение выставки в детской библиотеке «День рождения родного города» ( с родителями) - познакомить с людьми, которые строили город, с историей образования города, воспитывать чувство гордости за своих земляков.

Просмотр презентации о Власихе– обогащать знания о городе, его достопримечательностях, его красоте, воспитывать желание поддерживать чистоту в городе.

Чтение стихотворений о городе – познакомить детей с творчеством местных поэтов, воспевающих родной город, его красоту.

Дидактическая игра «Узнай по описанию» - закреплять представления о достопримечательностях города, развивать внимание, память, речь-доказательство.

Составление творческого рассказа на тему «За что я люблю свою Власиху» - развивать стремление рассказывать о городе из личного опыта, строить правильные предложения, воспитывать чувство гордости за свой городской округ,  людей живущих в нём.

Беседа «Любимый город» - формировать интерес детей к родному городу, малой родине, её достопримечательностям, развивать стремление узнать историю своего города; значимых событиях города; воспитывать чувство гордости за свой город, людей живущих в нём.

НОД ФЦКМ «Мой город» - Расширить и уточнить представления детей о Родине на основе знакомства с городом, где дети живут. Познакомить детей с географическим расположением города, природными ресурсами, его экономическим значением, трудом людей, социальной сферой ,архитектурными особенностями. Воспитывать желание сохранять чистоту, порядок в своём городе, бережное отношение к природе.

Пальчиковая гимнастика «Город»

В нашем городе  красивом,

есть спорт. залы,

магазины, школы, садики,

 аптеки и библиотеки.

Город наш

 Власихой  зовётся –

 хорошо нам в нём живётся.

Социально –

коммуникативное

развитие

Познавательное развитие

Художественно- эстетическое

развитие

Речевое развитие

Физическое развитие

Октябрь

«Элементарные

географические

сведения о расположении городского округа Власиха и Московской области»

Рассматривание физической карты Московской области - расширять представление детей о местоположении МО  на карте страны, её городах, географическом расположении г.о. Власиха в Подмосковье; воспитывать любовь к родному краю.

Знакомство с символами г.о. Власиха – познакомить детей с гербом Власиха (Св. Варвара/Меч/  Ракета), их значением; воспитывать уважительное отношение к государственным символам.

Создание карты МО – отметить на ней столицу г. Москва, полезные ископаемые, животный и растительный мир; воспитывать любовь к родному краю.

Беседа «Природные богатства края» - расширять представление детей о природе ( различать и называть растения леса по листьям, плодам, цветам ), значении природных богатств  Подмосковного  края  в жизни людей; полезных ископаемых, климатических условиях края;  воспитывать любовь к родному краю.  

Проект «Наш Подмосковный край» - развивать познавательный интерес к истории края; формировать позитивное, уважительное отношение к родному краю.

«Река времени» (путешествие в прошлое  города и края) – развивать познавательный интерес к исследованию, к истории города и края, к изменениям в жизни людей.

Продуктивная деятельность: рисование герба и флага города г о. Власиха и всего Подмосковного края– закрепить знание  о символах и их значении.

Презентация «Моё Подмосковье» - расширять представление детей о крае, в котором живём; о достопримечательностях, значимых событиях региона,  воспитывать уважительное отношение и любовь к родному краю.

Социально –

коммуникативное

развитие

Познавательное развитие

Художественно- эстетическое

развитие

Речевое развитие

Физическое развитие

Ноябрь

«Наша ракетная столица»

Беседа «Что мы знаем о ракетчиках» - продолжать знакомить детей с военными профессиями, о пользе их непростой службы, о важности их труда  для всей страны; воспитывать уважение к профессии, гордость за своих отцов и дедов.

Аппликация «ТОПОЛЬ М» - учить детей передавать в аппликации ракетную установку; развивать  творческие способности;  воспитывать уважение к труду нефтяников.

Рассматривание альбома «Профессии моих родителей-мой папа-офицер ракетчик» - развивать интерес к профессиям родителей; воспитывать чувство гордости за их непростую работу/службу.

Рисование «Кем хочу быть, когда вырасту» - развивать художественные навыки; учить изображать профессию в рисунке; воспитывать желание получить информацию о профессии.

Беседа «Военный гарнизон-что это»– учить детей слушать; развивать интерес к познанию.

Рассказ воспитателя «Штаб-квартира маршала Жукова на Власихе в годы ВОВ» – развивать интерес к историческим событиям, которые были в годы ВОВ

Презентация «Власиха — столица Ракетных Войск Стратегического Назначения» - развивать интерес к истории края, труженикам-первооткрывателям; воспитывать гордость за их труд.

Дидактическая игра «Кем быть» - расширять представление о профессиях военных и их пользе для нашей страны; воспитывать дружеские взаимоотношения в игре.

Рассматривание альбома «Профессии военных» - обогащать знания детей о профессиях, их труде; воспитывать уважение к ним.

Социально-коммуникативное

развитие

Познавательное развитие

Художественно- эстетическое

развитие

Речевое развитие

Познавательное развитие

Декабрь

«Природа Московского края»

Беседа «Чем богат наш подмосковный край» - расширять и обогащать знания детей о богатстве родного края ;учить детей быть внимательными и бережными к окружающему их богатству; воспитывать любовь к своему подмосковному краю.

Творческая игра «Что увидели в лесу» - обогащать знаниями детей о природе родного края, развивать любознательность; воспитывать любовь к родному краю, в котором мы все живём_( ведь городок Власиха расположен практически в лесу)

НОД ФЦКМ «Живая и неживая природа Подмосковья. Заповедные места нашего подмосковного края. Красная книга» - Познакомить детей с особенностями природных условий , с заповедными местами нашего округа. Формировать элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания. Развивать интерес к познанию природы родного края. Формировать убеждение, что красота природы бесценна, поэтому её надо охранять.

НОД  Развитие речи.  Составление рассказа по предметным картинкам: «Животные подмосковного леса» - Развивать у детей внимание, монологическую речь. Учить составлять описательные рассказы о животных по предметным картинкам (по плану). Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов. Воспитывать умение слушать друг друга, дополнять рассказы товарищей.

Чтение познавательной литературы о природе региона – развивать любознательность, желание узнавать новое о жизни животных, растений.

Аппликация «Царство диких зверей подмосковья» - развивать у детей умение мыслить нестандартно при  выполнении нового вида аппликации - освоить с ребятами новый прием аппликации,  вклеивании  силуэта мелко нарезанными нитями, передавая эффект «пушистой шерстки»;  воспитывать интерес к природе родного края, расширять кругозор.

Лепка «Кто живёт в родном лесу» - развивать глазомер, синхронизировать работу обеих рук; формировать умение самостоятельно определять способ лепки (цилиндр, конус, овал), передавать несложные движения воспитывать интерес к совместной работе, сотрудничеству.

Рисование «Животные Подмосковного леса» - развивать умение соотносить животных по величине; учить детей рисовать  фигуры животных в разных позах из овала, завитка и дуги; закреплять технические навыки прорисовки мелких деталей; воспитывать любовь и уважение к животным родного края.

Коллективный коллаж «Моё Подмосковье» - развивать творчество детей, способствовать использованию детьми различных материалов и техник в работе; воспитывать взаимовыручку.

Познавательное развитие

Художественно- эстетическое

развитие

Речевое развитие

Социально –

коммуникативное

развитие

Январь

«Славные сыны-наши защитники»

Рассматривание  альбома «Школа легендарного  А.С. Попова» -. познакомить детей с важными фактами_ на Власихе находится средняя общеобразовательная школа имени А.С. Попова, которую окончил однофамилиц великого русского учёного Герой России Валерий Витальевич Попов, выпускник 1993 года, сын офицера РВСН, который пошёл по стопам отца, но в непростое для страны время сменил пульт дежурного на автомат и бои с террористами. В 1999 году, когда на Северном Кавказе начнется контртеррористическая операция федеральных сил, он по личной просьбе переводится в 45-й отдельный гвардейский разведывательный полк ВДВ Главного разведывательного управления Генерального штаба. Участвуя в боевых операциях против террористических банд-формирований на территории Чеченской республики, 12 ноября 2000 года помощник начальника оперативно-планового отделения гвардии старший лейтенант Попов действовал во главе группы захвата. В ходе завязавшейся схватки огнем из пулемета уничтожил 6 боевиков.

В этом бою он получил несколько огнестрельных ранений в грудь и продолжал вести бой. Теряя сознание, он успел сообщить группе о маневре и месте сосредоточения чеченцев, чем помог сломить сопротивление бандитов. Благодаря умелым и самоотверженным действиям своего командира разведгруппа выполнила боевую задачу. 12 января 2001 года от полученных ран Валерий Попов скончался. 18 июня 2001 года Указом Президента Российской Федерации гвардии старшему лейтенанту Попову Валерию Витальевичу за мужество и героизм, проявленные при исполнении воинского долга в Северо-Кавказском регионе присвоено звание Героя Российской Федерации (посмертно).

Беседа «Десантный батюшка»

- познакомить детей с Героем России, протоиереем Михаилом Васильевым (1971-2022) Он  был духовным наставником ракетчиков и десантников. Михаил Васильев более 20 лет служил в местном храме, там и открыли памятник протоиерею.

Рассказ воспитателя ««Наш долг – дежурством боевым, хранить покой родной Отчизны!»

 - обогатить знания детей о героях Власихи

Презентация «Герои Власихи» - воспитывать уважение к народным традициям и промыслам коми народа.

Социально –

коммуникативное

развитие

Познавательное развитие

Художественно- эстетическое

развитие

Речевое развитие

Февраль

«Жители  Власихи-интересные судьбы»

Рассказ воспитателя «Деревня Костино. История появления названия Власиха» -исторический экскурс в историческое прошлое Власихи.

 (Первоначально Власиха упоминается как деревня Костино. В 1646 г. здесь была вотчина вдовы Авдотьи Пушкиной. У Пушкиных эту вотчину купил тесть царя Алексея Михайловича боярин Кирилл Полуэктович Нарышкин, дед Петра I по матери. К 1678 г. деревня стала называться сельцом Костино.  происхождении имени Власиха рассказывают так: В XIX веке эти земли принадлежали немецкому барону Осипу фон Вогау. Жил в имении мельник Влас. Красивую молодую жену его местные крестьяне звали, как водилось, Власиха. Мельница находилась на пруду. Влас ещё молодым мужчиной скончался от простуды. Барон фон Вогау похоронил своего мельника, а вскоре женился на его молодой вдове. Жили они в двухэтажном особняке (нынешнее здание АХУ). Власиха родила барону 11 детей. После его смерти стала хозяйкой имения, рачительной и требовательной. Тогда-то и стало именоваться это селение Власихой.)

Экскурсия в библиотеку ДК  «Писатели, художники , поэты Власихи» ( с родителями) - познакомить детей с известными людьми , жителями Власихи.

Беседа «Альманах гражданской лирики поэтов г.о. Власиха» Шведов Виталий Иванович

                     Тощакова Муза Александровна

                     Жикин Виталий Васильевич

                     Львов Александр Юрьевич

– обогатить знания детей о местных поэтах, познакомить с их творчеством

Экскурсия в библиотеку военного гарнизона  (с родителями) – познакомить детей с военной библиотекой; развивать познавательный интерес детей.

Чтение художественной литературы - формировать устойчивый интерес к  творчеству жителей.

«Кто к нам с мечом»

«Готов к защите»

«Тем горжусь»

Создание макета «Деревня Костино» - развивать творчество детей, способствовать использованию детьми различных материалов в работе; воспитывать взаимовыручку, развивать интерес к совместному творчеству.

Рассматривание альбома «Узнай историю из фотографий» - развивать интерес к изучению своего округа.

Социально –

коммуникативное

развитие

Познавательное развитие

Художественно- эстетическое

развитие

Речевое развитие

Физическое развитие

Март  «Знакомство с культурными объектами городского округа»

Апрель

«Сохраним историческую память»

Экскурсия в Дворец Культуры г.о. Власиха - познакомить детей с  произведениями живописи художников родного края,  воспитывать чувство гордости за красоту, созданную трудом мастеров.

Создание альбома «Родной край глазами детей» (рисунки детей) – развивать творчество детей, воспитывать любовь к родному городку.

Чтение произведений  местных  писателей - формировать устойчивый интерес к  творчеству местных писателей и не только Власихи, но и ближайшего Одинцово.  

Рассказ воспитателя : «Известные жители Одинцовского района: Алексей Толстой»

 (Алексей Николаевич Толстой — писатель яркого и многогранного дарования. Им написаны романы об историческом прошлом России и современности, пьесы и рассказы, политические памфлеты и сценарии, сказки для детей и автобиографическая повесть)

Выставка детских работ «На подмосковных  просторах» (поделки из природного материала) - развивать творчество детей, способствовать использованию детьми различных материалов  в работе; воспитывать любовь к родному краю.

Прослушивание музыкальных произведений -военных песен/ военных маршей  – развивать у детей интерес к музыкальному творчеству.

Создание мини музея «Ракетное братство»– развивать интерес к истории Власихи, упражнять детей в создании различных коллекций. Подключить родителей и родственников .

Рассказ воспитателя о местах, где проходили бои в годы ВОВ – дать детям представление об исторических фактах родного подмосковья. Воспитывать патриотические чувства, чувство гордости за свой народ, любовь к своей Родине.

Словарная работа: знакомство со словом «тыл», «вечный огонь», «ветераны»

Просмотр презентации «Мы не забудем эти дни» - 1.Знакомить с событиями Великой Отечественной Войны, закреплять знания о том, как люди защищали свою страну.
2.Развивать у детей уважение к историческому прошлому своей страны; ветеранам ВОВ, отстоявшим мир в жестоких сражениях.

Патриотическая  акция «Письмо солдату» Цель: формирование патриотических чувств у старших дошкольников.

Задачи:

1. Обучающие:

- закрепить представления детей о защитниках Родины-солдатах;

- расширять знания о главных качествах солдата;

-дать представления детям о важности поддержки для солдат.

Хороводная игра «В Армии служат разные войска».
(Дети стоят в кругу. Воспитатель даёт команды, дети выполняют соответствующие им движения)
В Армии служат моряки (руки друг другу на плечи, качаются из стороны в сторону как волны) ;
В Армии служат солдаты (маршируют на месте) ;
В Армии служат кавалеристы, конные войска (скачут как лошадки) ;
В Армии служат лётчики (заводим мотор) ;
В Армии служат танкисты (садятся на корточки вытягивают руки с сомкнутыми ладонями вперёд – танк)
 

Социально –

коммуникативное

развитие

Познавательное развитие

Художественно- эстетическое

развитие

Речевое развитие

Физическое развитие

Социально –

коммуникативное

развитие

Познавательное развитие

Художественно- эстетическое

развитие

Речевое развитие

Физическое развитие

Май

«Мой прадед тоже воевал»

Беседа «Этот День победы» - закрепить знания детей о том, как героически защищали свою Родину наши земляки в годы  Великой Отечественной войны, воспитывать уважение к воинам, ветеранам войны; чувство гордости за страну, за её героев.

Экскурсия к памятнику погибшим воинам, возложение цветов ( с родителями) – воспитывать чувство благодарности нашим воинам - землякам, погибших за освобождение Родины.

НОД ФЦКМ «Рассказ – беседа о Дне Победы» - закрепить знания детей о том, как защищали свою Родину русские люди в годы Великой Отечественной войны, как живущие помнят о них. Вспомнить какие памятники напоминают нам о героях. Развивать чувство патриотизма. Воспитывать чувство уважения к ветеранам Великой Отечественной войны, желание заботиться о них.

Создание презентации «Бессмертный полк» - формировать представление детей о подвигах родных в годы ВОВ.

Выставка детских работ «День Победы» (рисунки) – воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине, уважение к нашим землякам – героям Великой Отечественной войны.

Познавательное развитие

Речевое развитие

Социально –

коммуникативное

развитие

Художественно- эстетическое

развитие


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с национальными традициями

Представленный план  носит комплексный характер,  при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с народными традициями  национальностей проживающих в Туапсинском районе, п...

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с дымковской народной игрушкой»

Данный план поможет педагогам в работе по ознакомлению детей с дымковской народной игрушкой.способствует формированию целостной картины мира и расширению кругозора детей, воспитывать интерес к народно...

Перспективный план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с правилами этикета

Методические рекомендации по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с правилами этикета...

Перспективное планирование по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с Родным краем

Свою любовь к родным местам, представления о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди- все это взрослые передают детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных и патр...

перспективное планирование "Формирование у детей старшего дошкольного возраста толерантных отношений"

перспективное планирование "Формирование у детей старшего дошкольного возраста толерантных отношений"...

Перспективный план работы для детей старшего дошкольного возраста (5-6лет) по формированию навыков безопасного поведения на дороге, улице и в транспорте

Перспективный план работы для детей старшего дошкольного возраста (5-6лет) по формированию навыков безопасного поведения на дороге,  улице и в транспорте у детей с общим недоразвитием речи н...