Программа "Увлекательное рисование"
методическая разработка (рисование, подготовительная группа) по теме

 

Данная программа направлена на развитие творческих способностей и эстетическое воспитание детей.Программа может быть использована в работе студий, кружков, как специализированная, для дополнительного образования детей по художественно-творческому развитию.

Программа адресована воспитателям дошкольных учреждений, воспитателям по изобразительной деятельности, педагогам дополнительного образования, а так же всем, кто интересуется вопросам художественного развития детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uvlekatelnoe_risovanie.doc101 КБ

Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

        Тюменская область, Советский район        

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

        детский сад «Улыбка»        

 ПРОГРАММА

«УВЛЕКАТЕЛЬНОЕ РИСОВАНИЕ»

для детей старшего дошкольного возраста

Автор: Голубева Э.В.

г.п. Малиновский

2007г.

Программа: «УВЛЕКАТЕЛЬНОЕ РИСОВАНИЕ»

        для детей старшего дошкольного возраста

     

     Данная программа направлена на развитие творческих способностей и эстетическое воспитание детей. Программа может быть использована в работе студий, кружков, как специализированная, для дополнительного образования детей по художественно-творческому развитию.

Программа адресована воспитателям дошкольных учреждений, воспитателям по изобразительной деятельности, педагогам дополнительного образования, а так же всем, кто интересуется вопросам художественного развития детей дошкольного возраста.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дети – прирожденные художники, ученые, изобретатели – видят мир во всей его своеобразности и первозданности; каждый день они заново придумывают свою жизнь. Они любят фантазировать и экспериментировать…

       В законе РФ «Об образовании» определен в качестве принципа государственной политики гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, свободного развития личности (ст.2). Практический гуманизм предусматривает обеспечение комплекса условий для развития каждого человека как высшей самостоятельной ценности, как индивидуальности.

    Творчество есть реальное бытие индивидуальности. В инновационной модели образования закрепляется требование учета интересов, склонностей детей, их индивидуальных способностей при создании оптимальных условий для самовыражения в различных видах деятельности.

         Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность ребенка.

         Еще Аристотель подчеркивал, что занятия по рисованию способствуют разностороннему развитию личности ребенка. Об этом писали выдающиеся педагоги прошлого: Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ф. Фребель, многие русские преподаватели, педагоги, психологи. Работы специалистов свидетельствуют, что художественно-творческая деятельность отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние (недаром такую популярность получила арт - терапия).

     В современной эстетико-педагогической литературе сущность художественного воспитания понимается, как формирование эстетического отношения посредством развития умения  понимать и создавать художественные образы.

Человек будущего должен быть созидателен, личностью с развитым чувством и активным творческим началом. Развитие творчества - это один из «мостиков», ведущих к развитию художественных способностей.

     В каждой группе есть дети, которые выделяются на фоне остальных на занятиях по рисованию. Они всегда стараются дополнить рисунок, создаваемый по образцу деталями, которые делают работу неповторимой и уникальной. В простой, казалось бы, закорючке они видят целый мир – то это необыкновенный цветок, то летящая птица, которая тут же превращается в русалку.

Есть взгляд – взгляд художников. Суть его в том, что ребенок должен получать удовольствие от работы с краской и кистью, у него следует развивать чувство прекрасного, способность получать наслаждение от рисования. Ребенку необходимо дать свободу, тогда занятие станет творчеством, мотивируемым взрослым, который не учит, а лишь акцентирует внимание ребенка на ощущениях, чувствах и т.п.

     Программа «Увлекательное рисование» вносит инновационный характер, так как приобщает детей к искусству посредством различных техник нетрадиционного рисования (граттаж, кляксография ,монотипия, тампонирование т д.) и дает немалый толчок детскому воображению и фантазированию.

Программа разработана как специализированная для дополнительного образования детей по художественно-творческому развитию.

     Цель программы  - развитие художественно-творческих способностей детей 6-7 лет средствами нетрадиционного рисования.

    Основные задачи программы:

- Расширять представления детей о нетрадиционных способах рисования.

- Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности.

- Развивать способность смотреть на мир и видеть его  глазами художников,  

  замечать и творить Красоту.

- Развивать творчество и фантазию, наблюдательность  воображение, ассоциативное мышление и любознательность.

- Предоставить свободу в отражении – доступными для ребенка художественными средствами - своего видения мира.

     При правильном отборе в изостудию попадут дети с ярко выраженной неординарностью и высоким уровнем творческих способностей.  Основная задача образовательной работы состоит в том, чтобы обеспечить совершенствование этих способностей.

     Педагогические условия для реализации программы:

- создание художественно-развивающей среды  в детском саду (изобразительная студия);

- разработка занятий по развитию детских художественных способностей средствами нетрадиционных художественных техник рисования и их апробация.

      Программа рассчитана на один год обучения детьми подготовительной группы в составе не более семи человек. Периодичность занятий – один раз в неделю. Длительность одного занятия – 30 минут.

     Для успешной реализации программных задач предусматривается взаимодействие с родителями и педагогами. Проводятся следующие формы работы: беседы, консультации, мастер - классы, семинар-практикум, анкетирование, выставки и др. Разнообразие используемых форм работы формирует у взрослых  определенные представления и практические умения в продуктивной деятельности и в оказании помощи детям  в освоении нетрадиционных изобразительных средств.

     Усвоение программы по развитию художественно-творческих детей старшего дошкольного возраста.

К концу года ребенок умеет:

- различать и называть способы нетрадиционного рисования;

- самостоятельно создавать индивидуальные художественные образы, используя различные известные ему способы рисования и средства выразительности (линия, цвет, композиция, колорит и т.д.);

- самостоятельно передавать сюжетную композицию, используя разные ее

  варианты с элементами перспективы;

- выражать свое отношение к окружающему миру через рисунок;

- давать мотивированную оценку результатам своей деятельности.

     Формой подведения итогов реализации данной программы являются: участие в художественных конкурсах, тематических выставках.

      Одной из задач ДОУ «Создание условий для физического, интеллектуального и эстетического развития воспитанников», поэтому занятия в изостудии тесно связаны с воспитательно-образовательной работой в детском саду.

     Занятия в изостудии полезны и увлекательны, потому, что происходят в необычной обстановке, где эстетическая среда настраивает на творческую деятельность.        

     Работа в изостудии позволяет систематически последовательно решать задачи развития художественно-творческих способностей. В студии имеется весь необходимый изобразительный материал, место для выставки детских работ. На занятиях в изостудии применяется музыкальное сопровождение, что способствует созданию выразительного художественного образа.

Блочное тематическое планирование к программе  «Увлекательное рисование»

Блок и его темы

Количество занятий

«Пластилинография»

   Цветы

1

   Птицы

1

   Букет

1

Монотипия

Ниткография «Цветы»

1

Ниткография «Дорисуй картинку»

1

Отражение в воде (монотипия пейзажная)

1

Мини-гравюра

1

Удивительные кляксы

1

Акварель и цветные мелки

Коллаж «Цветы из акварельных пятен +тушь»

1

Беспорядочные узоры (пищевая пленка + акварель)

1

Мыльная живопись (море)

1

Акварельные мелки +акварель     «Дождь»

1

Восковые отражения (масляная пастель)

1

Витраж (цветной клей и акварель)

1

Акварельные мелки +акварель     «Зимние деревья»

Граттаж

Граттаж цветной «маленький значок»

2

Черно-белый граттаж «Зимняя ночь»

2

Цветной граттаж «Птицы»

2

Цветной граттаж по сказке

2

Батик

 Фломастеры по ткани

1

 Свеча +акварель

1

 Тушь (узелковый батик)

1

 Краски по ткани +соль

1

 Рисование по соленой ткани или  крахмальной

1

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

Раздел 1. «Пластилинография»

 Цель: Расширять представления детей об окружающем мире. Развивать взаимосвязь эстетического и художественного восприятия и творческой деятельности детей. Развивать мелкую моторику, координацию движений рук, глазомер.

    Средства выразительности: фактура, цвет.

Материалы: пластилин разных цветов, стеки, картон разной формы и разных размеров.

Способ получения изображения: ребенок отщипывает кусочками пластилин и размазывает на белом листе бумаги по уже заготовленному контуру, накладывая «мазки» один на другой. Можно большую выразительность придать, смешивая кусочки пластилина разного цвета.

Раздел 2. «Монотипия»:

Цель: закреплять знания детей о симметрии и ассиметрии. Совершенствовать умения и навыки в нетрадиционных изобразительных техниках. Развивать воображение, пространственное мышление.

Ниткография

Средства выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь или жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, нитка сред ней толщины.

Способ получения изображения: ребенок опускает нитку в краску, отжимает ее. Затем на листе бумаги выкладывает из нитки изображение, оставляя один ее конец свободным. После этого сверху накладывает дру гой лист, прижимает, придерживая рукой, и вытяги вает нитку за кончик. Недостающие детали дорисовы ваются.

Монотипия пейзажная

Средства выразительности: пятно, тон, вертикаль ная симметрия, изображение пространства в компози ции.

Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.

Способ получения изображения: ребенок складыва ет лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, пред назначенная для отпечатка, протирается влажной губ кой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На по следнюю наносится рисунок краской, затем она накры вается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.

Кляксография обычная

Средства выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка.

Способ получения изображения: ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном поряд ке. Затем лист накрывается другим листом и прижи мается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Да лее верхний лист снимается, изображение рассматри вается: определяется, на что оно похоже. Недостаю щие детали дорисовываются.

Раздел 3. «Акварель и цветные мелки»

Цель. Продолжать знакомить со свойствами акварели и техникой рисования. Развивать  воображение, цветоощущение, умение видеть красоту в окружающем мире.

Акварельные мелки

Средства выразительности: пятно, цвет, линия.

Материалы: плотная бумага, акварельные мелки, губка, вода в блюдечке.

Способ получения изображения: ребенок смачивает бумагу водой с помощью губки, затем рисует на ней мелками. Можно использовать приемы рисования тор цом мелка и плашмя. При высыхании бумага снова смачивается.

Восковые мелки + акварель

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным.

Раздел 4. «Граттаж»

Цель: совершенствовать умения в нетрадиционных  графических техниках.

Граттаж цветной

Средства выразительности: линия, штрих, цвет.

Материалы: цветной картон или плотная бумага, предварительно раскрашенные акварелью либо флома стерами, свеча, широкая кисть, мисочки для гуаши, палочка с заточенными концами.

Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем вос ка. Затем лист закрашивается гуашью, смешанной с жидким мылом. После высыхания палочкой процара пывается рисунок. Далее возможно дорисовывание недостающих деталей гуашью.

Граттаж черно-белый

Средства выразительности: линия, штрих, кон траст.

Материалы: полукартон либо плотная бумага бело го цвета, свеча, широкая кисть, чёрная тушь, жидкое мыло (примерно одна капля на столовую ложку туши) или зубной порошок, мисочки для туши, палочка с заточенными концами.

Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем вос ка. Затем на него наносится тушь с жидким мылом либо зубной порошок, в этом случае он заливается ту шью без добавок. После высыхания палочкой проца рапывается рисунок.

Раздел 5. «Батик»

 Цель: продолжать знакомить с техникой батика, выбирать цветовую гамму для передачи той или иной темы в росписи. Воспитывать эстетические отношения к работе художников, создающих рукотворную красоту.

Средства выразительности: пятно, цвет, линия.

Материалы: гуашь, акварель, цветная тушь или чернила, резерв (расплавленный парафин или клей ПВА), ткань из шелка или хлопка, кисть.

Способ получения изображения: ребенок наносит эскиз простым карандашом на ткань. Обводит резервом по контуру, когда резерв высохнет, изображение расписывается красками. После высыхания проутюживает батик с изнаночной стороны или через лист бумаги.

Методы и приемы обучения:

Словесный (рассказ, беседа, чтение художественной литературы, объяснение, пояснение).

Наглядный (показ педагогом, демонстрация, рассматривание).

Практический (самостоятельная продуктивная деятельность детей, экспериментирование).

Критерии эффективности реализации  программы

         Об эффективности реализации программы «Увлекательное рисование» можно судить, воспользовавшись разработкой доктора педагогических наук профессора Т.С. Комаровой «Критерии оценки овладения детьми изобразительной деятельностью и развития их творчества».

Проведение диагностики, анализ и обработка полученных результатов осуществляется  совместно с психологом детского сада.

В качестве теста предлагается задание на дорисовывание шес ти кругов, носящее диагностический характер и состоящее в следующем: детям дается стандартный альбомный лист бумаги с нарисованными на нем в два ряда (по три в каждом) кругами одинаковой величины (диаметр 4,5 см). Детям предлагается рассмотреть нарисованные круги, подумать, что это могут быть за предметы, дорисовать и раскрасить, чтобы получилось красиво. Задания отражают сложность творческого процесса в совокупности изображенных образов, имеющих общую основу (круг).

Выполнение этого диагностического задания оценивается следующим образом: по критерию «продуктивность» — количество кругов, оформлен ных ребенком в образы, и составляет выставляющийся балл. Так, если в образы оформляются все 6 кругов, то выставляется оценка «6», если 5, то оценка «5» и т. д.

Результаты выполнения задания по критерию «оригинальность» оцени ваются по трехбалльной системе. Оценка «3» — высокий уровень — стави тся тем детям, которые наделяют предмет оригинальным образным содер жанием преимущественно без повторения или близкого образа, например, яблоко (желтое, красное, зеленое) или мордочки зверюшек (заяц, мишка и т. п.). Оценка «2» — средний уровень — ставится тем детям, которые на деляют образным значением все или почти все круги, но допускают почти буквальное повторение (например, мордочка) или оформляют круги очень простыми, часто встречающимися в жизни предметами (шарик, мяч, ябло ко и т. п.). Оценка «1» — низкий балл — ставилась тем, кто не смог наделить образным решением все круги, выполнил задание не до конца и небрежно.

Оцениваются не только оригинальность образного решения, но и каче ство выполнения рисунка (разнообразие цветовой гаммы, тщательность выполнения изображения: нарисованы характерные детали или ребенок ограничился лишь передачей общей формы, а также разнообразие используемых способов рисования, в том числе нетрадиционных).

         Затем суммируется общий балл по каждому ребенку и выводится общий уровень развития творческих способностей. Если ребенок набрал от 9 до 7 баллов – высокий уровень, от 6 до 4 – средний, от 3 до 0 – низкий уровень.

                                             


Литература

  1. Галанов А.С., Корнилова С.Н., и др. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству.-М.: ТЦ «Сфера», 1999.
  2. Мелик – Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. – М.: Знание, 1981.
  3. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду.  

          Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.

  1. Казакова Р.Г.,Рисование с детьми дошкольного возраста:

          Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий/.– М.: ТЦ

         Сфера, 2004.

  1. Коллективное творчество дошкольников: Конспекты занятий/под ред

          Грибовской А.А. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

  1. Туфкрео Р.А., Кудейко М.В., Коллекция идей.-М.: Линка-Пресс, 2004.
  2. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству: Обучение дошкольников технике аппликации коллажа: Методическое пособие. – СПб.:

       «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2002.

  1. Венгер Л.А. Программа «Одаренный ребенок»: (Основные положения).-М.: Новая школа, 1995.
  2.  Борисова Е. Развиваем творческие способности старших дошкольников в рисовании.// Дошкольное воспитание.-2002.-№2.-с.2-3.
  3.  Аюева И. Воспитай личность! // Дошкольное воспитание.-2002.-№2.-с.8
  4.  Хасанова М.Видт И. Дошкольник в мире художественно-эстетической культуры.// Дошкольное воспитание.-2004.-№2.-с.51-53.
  5.  Казакова Т. Лыкова И. Сказочный образ в изобразительном творчестве, или «Оживи сказку». // Дошкольное воспитание.-2005.-№2.-с.87-91.
  6.  Коль Мэри Энн Ф. Рисование /М.Э. Коль; Пер. с англ. М.Е. Ханыко-

       вой.- М.: ООО «Издательство АСТ» : ООО «Издательство Астрель»,  

       2005.

  1.  Корнилова С.Н., Галанов А.С. Уроки изобразительного искусства для детей 5-9 лет.- М.: Рольф, 2000.
  2.  Уотт Ф. Я умею рисовать /Пер. с англ. О. Солодовниковой.- М.: ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС», 2003.
  3.  Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. – М.: Мозаика-Синтез, 2005

Литература для детей

  1. Ю. Дорожин. Рабочая тетрадь «Необыкновенное рисование» «Мозаика-Синтез» 2005 г.
  2. Ю. Дорожин. Рабочая тетрадь «Акварельные цветы» «Мозаика-Синтез»    2005 г.
  3. Ю. Дорожин. Рабочая тетрадь «Первые уроки дизайна» «Мозаика-Синтез»    2005 г.
  4. Лыкова И.А. Журнал «Рисуем натюрморт» Издательский дом «КАРАПУЗ» 2001 г.
  5. Лыкова И.А. Альбом «Цветные хвостики» Издательский дом «КАРАПУЗ» 2001 г.
  6. Лыкова И.А. Альбом «Пестрые крылышки». Издательский дом «КАРАПУЗ» 2001 г.
  7. Курочкина Н.А. «Знакомим с натюрмортом» Учебно – наглядное пособие СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,2005 г.
  8. Курочкина Н.А. «Знакомим с книжной графикой». Учебно – наглядное пособие СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,2005 г.
  9. Курочкина Н.А.  «Знакомим с пейзажной живописью". Учебно – наглядное пособие СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,2005 г.
  10.  Г.Ветрова «Сказка о сказочнике. Васнецов» Издательство «Белый город».
  11.  Г.Ветрова «Сказка о правдивом художнике. Серов» » Издательство «Белый город».
  12.  Г.Ветрова «Сказка о художнике и весенних птицах. Саврасов» » Издательство «Белый город».
  13.  Г.Ветрова «Сказка о грустном художнике. Левитан» » Издательство «Белый город».

Содержание

  1. Пояснительная записка _________________________________1-4
  2. Блочное тематическое планирование _____________________ 5
  3. Содержание работы с детьми ____________________________ 6-9
  4. Критерии эффективности реализации программы___________ 10-11
  5. Литература ___________________________________________ 12-13
  6. Литература для детей __________________________________ 14


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по рисованию "Мухомор" нетрадиционные техники рисования - рисование пальчиками.

Занятие по рисованию. Развивает мелкую моторику, воображение, творческие способности....

Конспект занятия в 1 младшей группе по рисованию «Ёлочка зелёная в гости к нам пришла» Занятие по рисованию «Ёлочка зелёная в гости к нам пришла» (первая младшая группа)воспитатель НовоселоваЛ.В. Программное содержание. Учить детей передавать в рисовани

Конспект занятия в 1 младшей группе по рисованию «Ёлочка зелёная в гости к нам пришла»Занятие по рисованию «Ёлочка зелёная в гости к нам пришла»(первая младшая группа)воспитатель НовоселоваЛ.В. П...

Мастер-класс для воспитателей «Нетрадиционные техники рисования как средство развития интереса у детей с нарушениями интеллекта к изобразительному творчеству (рисование кефиром, рисование кулёчками)»

На занятиях по рисованию решаются задачи всестороннего развития детей, которое необходимо для успешного дальнейшего обучения в школе. В процессе работы у детей формируются мыслительные операции (анали...

Конспект занятия по рисованию (нетрадиционное рисование с элементами аппликации) в ясельной группе «Елочка» Черникова Валентина Петровна. Цели: Познакомить детей с нетрадиционными способами рисования (рисование с ладошками и пальчиками)

Конспект занятия по изодеятельности (нетрадиционное рисование с элементами аппликации) в ясельной группе «Елочка»Черникова Валентина Петровна. Цели: Познакомить детей с не...


 

Комментарии

Акулова Ольга Михайловна

Очень интересно!!! Буду пользоваться вашими рекомендациями. Спасибо!

Спасибо за выложенный материал, очень интересно и доступно в работе с детьми в любых условиях ДОУ.