"Мир природы в детском рисунке"
статья по рисованию на тему

Ахмадулина Елена Борисовна

Взаимосвязь изобразительной деятельности и ознакомление детей с природой обогащает познания детей о природе и способствует развитию творческой активности. Весна - очень актуальное время года для жителей севера. В статье предлагаются примерные конспекты занятий по рисованию для детей дошкольного возраста на весеннюю тематику: "Такое разное солнышко" (4-5 лет), "Как я люблю одуванчики" (6-7 лет). Статья "Мир природы в детском рисунке" опубликована в сборнике "Педагогический калейдоскоп" №6 (2010г., с.140)  для педагогов начальных школ и дошкольных образовательных учреждений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mir_prirody_v_detskom_risunke_.doc89 КБ

Предварительный просмотр:

Мир природы в детском рисунке

“Мир, окружающий ребёнка, -

это, прежде всего, мир природы

 с безграничным богатством явлений,

с неисчерпаемой красотой.

Здесь в природе, вечный источник

детского разума и творчества”.

В. А. Сухомлинский

Природа – могучий источник познания. Природа играет большую роль в сознании ценностей искусства. Описанию и воспеванию ее посвящают свои произведения поэты, писатели, художники, музыканты.

Природа во все времена служила содержанием изобразительного творчества, в том числе и детского. Создаваемые детьми рисунки способствуют закреплению и уточнению их знаний об объектах природы, формируют интерес к природе и положительное отношение к ней. В связи с этим целенаправленные наблюдение с детьми объектов природы должны осуществляться как единый процесс естественнонаучного и эстетического познания. Осуществлять этот процесс необходимо так, чтобы вызвать у детей положительное отношение к природе, яркие эмоциональные переживания. Всё это повышает интерес к природе и вызывает желание отражать её явления в своём творчестве.

Изображая природу, дети вновь испытывают эстетические чувства к ней, что делает их жизнь интереснее и содержательнее.

Взаимосвязь изобразительной деятельности и ознакомление детей с природой обогащает познания детей о природе, и их изобразительное творчество.

Стремление передать образы природы в рисунке приводит к углублению, уточнению знаний и представлений о природе, её объектах и явлениях. Вместе с тем обогащается содержание детского творчества образами природы. В детских рисунках появляются новые темы. И в процессе познания природы, и в процессе её изображения у детей развиваются психические процессы, лежащие в основе познания природы и отражение её в художественном творчестве: восприятие, мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение), воображение, положительное эмоциональное отношение к природе, и к изобразительной деятельности.

Создание образа в своем воображении – наиболее трудный путь, требующий от детей большого объема знаний и впечатлений. Поэтому важно постоянно пополнять внутренний потенциал детской фантазии, обогащая ее все новыми и новыми впечатлениями до тех пор, пока не появится ощущение избытка эмоций и желания поделиться своим состоянием с окружающими. Богатая эмоциональная гамма душевных переживаний, умение удивляться, наблюдать – все это помогает ребенку создавать чудо - картины.

Вот почему так важно прежде, чем нарисовать, как можно больше увидеть, услышать, потрогать, посидеть и подумать.

Весна – самый яркий и динамичный сезон, когда природа оживает после длительной зимы. Ослепительно сияет солнце, хотя тепло лучей еще не так ощутимо.

Все дети обязательно на своих рисунках рисуют солнце. Его присутствие сразу оживляет картину, будь то домик, или лесная лужайка, или корабль в море.

В средней группе дети впервые знакомятся с тёплыми и холодными цветами. Тёплые цвета напоминают цвет солнца, огня: жёлтый, красный, оранжевый; холодные цвета напоминают цвет неба, льда, воды: синий и его оттенки.  

В весеннее время года предлагаю провести  с детьми 4-5 лет занятие на тему «Такое разное солнышко».

Конспект занятия для детей среднего дошкольного возраста.

«Такое разное Солнышко»

Программное содержание.

Формирование представления о том, что красный, желтый, оранжевый – это теплые цвета. Получение оранжевого цвета из двух основных - жёлтого и красного путем смешивания на палитре. Показ возможных способов изображения солнечного диска, лучей (точками, штрихами, волнистыми линиями, спиралью, зубчиками и т.п.). Нанесение одного цвета на другой по мере высыхания.

Материал.

Гуашь, кисти и палитры на каждого ребенка, бумага формата А4; видеоряд с изображением разного солнца (рисунки детей, иллюстрации к потешкам, сказкам).

Ход занятия.

Ночь прошла, темноту увела.

Замолчал сверчок, запел петушок.

Встала маменька, открыла ставенку:

Здравствуй, солнышко - колоколнышко!

                                                                         (русская народная песенка)

Солнцу радуются все и художники тоже, вот какие они увидели солнышки. Детям предлагается рассмотреть видеоряд, где изображено солнце: солнце – модница, солнце – девочка, солнце – паук, солнце – цветочек, солнце – подсолнушек и т.д.

Вопросы к детям:

Какими цветами художники нарисовали солнечный круг и лучики? (желтый, красный, оранжевый). Желтый, красный, оранжевый цвета дружат с солнышком, огнем, поэтому художники их назвали теплыми цветами.

Как можно изобразить лучики? (разными линиями, точками и т.д.)

Посмотрите, у нас есть гуашь желтого и красного цвета, а вот оранжевого цвета нет. Что же нам делать? Как же мы будем рисовать солнышко?

Знакомство с палитрой: у всех художников, кроме кисти и красок есть палитра. На ней можно смешивать краски, получая нужные цвета. Показ способов получения оранжевого цвета и наложения одного цвета на другой.

Практическая работа детей.

Анализ рисунков.

Результатом работы может стать книга под названием «Такое разное солнышко», где детские рисунки использованы как иллюстрации к стихам, потешкам.

Нарисую солнце

За окошком дождик льёт,

По минутам день ползёт.

Надоело долго ждать -

Буду солнце рисовать.

Нарисую солнце -

Приклею на оконце,

Стало в комнате светлей,

Сразу стало веселей.

Я скажу вам, не тая -

Жить без солнышка нельзя!

                                 Ольга Чусовитина

       Солнце и мама

- Мама, что такое солнце?

- То, что ярко так блестит

И теперь к тебе в окошко

Улыбается-глядит!

- А зачем оно так редко

Ходит к нам в окно смотреть?

- Потому что солнцу надо

В день-деньской весь мир согреть!

- Мама, есть у солнца мама?

- Нет, родная!

- Кто ж его

Приголубит и пригреет

В Божьем мире самого?

                             Из "Азбуки" П. Тихомирова

     Солнышко

Солнышко, солнышко,

Выгляни в окошко;

Любят тебя детки,

Детки-малолетки.

         (русская народная песенка)

Солнышко

Ночь прошла,

Темноту увела.

Замолчал сверчок,

Запел петушок.

Встала маменька,

Открыла ставенку:

Здравствуй, солнышко,

Колоколнышко!

            (русская народная песенка)

          Солнышко

Колокольчик синенький

Прозвенел букашке:

« Ты скажи мне, милая,

Что там за ромашка

Выросла над облаком

жёлтая такая,

Яркая, лучистая,

очень уж большая?»

«Это, кроха, не цветок, -

Та в ответ смеётся, -

Это крупное светило

Под названьем Солнце».

                         Тамара Маршалова

                    Солнышко

Протянуло Солнышко лучик золотой,

Говорит Алёнушке: поиграй со мной.

Сердится Алёнушка: некогда играть,

Нам задачку трудную задали решать.

И тогда лучистое заглянуло к нам,

Улыбнулось весело детям, старикам.

Стало очень радостно людям на дворе:

Мальчикам и девочкам – славной детворе.

Бабушка воскликнула: Солнышко моё,

Видишь, я развесила здесь сушить бельё.

На тебя надеялась я, дружок, с утра,

Всю работу сделаю, всё успею я.

Солнышко довольно: есть нужда во мне,

Буду помогать я людям на Земле.

Смотрит, и Алёнушка вышла на лужок,

Обратилась к Солнышку: Где же ты, Дружок?

Поиграй со мною и моим котом,

А задачку сложную я решу потом.

Солнышко старалось, грело ей ладошки,

И блестело ярко на боках у кошки.

Наступило время, всем пора домой.

И пора светилу скрыться за горой.

Весело прощалась с солнцем детвора,

Завтра приходи к нам, Солнышко, с утра.

Думает Алёнушка: как же хорошо,

(Ей решенье верное в голову пришло).

Ведь с задачей справилась очень быстро я.

Ну, спасибо, Солнышко, мы теперь друзья.

        Полушкина

        Что такое солнце

Солнце - монетка, - скупой проворчал.

Нет, сковородка! - обжора вскричал.

Нет, каравай, - хлебопёк произнёс.

пас, - сказал убеждённо матрос.

Солнце- звезда, - астроном объявил.

Доброе сердце, - мечтатель решил.

                                          Аня Еськова

     Солнышко

Тучка прячется за лес,

Смотрит солнышко с небес.

И такое чистое,

Доброе, лучистое.

остали,

Мы б его расцеловали.

                        Г. Бойко

Конспект занятия

для детей подготовительной к школе группы

Тема: «Как я люблю одуванчики!»

Программное содержание.

Совершенствовать знания детей о весенних  цветущих растениях. Передавать образ одуванчика, его строение и форму используя нетрадиционные изобразительные техники.

Развивать умение самостоятельно выбирать способы художественного изображения. Способствовать развитию творческой активности и самостоятельности детей в изодеятельности. Воспитывать бережное отношение к природе.

Материал.

Акварель, восковые карандаши, бумажные салфетки; кисти, клей ПВА.

Наборное полотно, карточки – схемы (см. ниже).

Ход занятия.

Посмотрите, какие удивительные каракули нарисовала моя кисточка. На МТ на верхнюю строку выставляются схематичные изображения подснежника, нарцисса, тюльпана, одуванчика. Дети отгадывают, какой цветок нарисован на каждой карточке.

        

Во вторую колонку выставляются цветные изображения этих же цветов по мере отгадывания их детьми.

Молодцы, вы узнали все весенние цветы.

В третью строку выставляются карточки с начальными буквами: Л – в лесу, С – в саду, П – в поле, Л – на лугу, т.е В – везде.

На обочине зелёной одуванчик – славный воин!

Захватил он всё вокруг: сад и поле, лес и луг.

Рассматривание иллюстрации (или фото) с изображением одуванчика.

Это невысокое растение. Листья овальной формы, резные собраны в розетку у самого основания, у корня. Стебли одуванчика – цветочные стрелки. Соцветие жёлтого цвета. Золотисто – жёлтые корзиночки состоят из язычковых цветков (язычков). Когда одуванчик отцветает, появляются плоды с белым хохолком. На что они похожи (на зонтики)? Ветер раздувает эти зонтики и из каждого зонтика вырастает новый одуванчик.

Составим предметную модель одуванчика: на наборное полотно выставляются карточки со схематичными изображениями видимых частей одуванчика.

В нашем городе весной всегда цветёт много одуванчиков. Вы любите одуванчики? Почему? Я люблю эти цветы, потому что они первыми украшают наш город после снежной зимы. Предлагаю вам нарисовать, какие разные бывают одуванчики. Чтобы ваши одуванчики не были одинаковыми, давайте подумаем какими способами можно изобразить соцветие одуванчика:

«Способы изображения соцветия одуванчика»

        

Можно использовать и другие техники и приемы.

Практическая работа детей. 

Дети тонируют листы по желанию подбирая фон тёплый или холодный, изображают одуванчики разными способами.

В конце занятия составляются тематические композиции: одна с фоном тёплых тонов другая с «холодным» фоном. Проводится анализ детских работ.

Уронило солнце лучик золотой.

Вырос одуванчик - первый молодой!

У него чудесный золотистый цвет,

Он большого солнца маленький портрет!

В конце занятия - игра «Части - целое» для закрепления названий составных частей одуванчика и их местоположения. Педагог играет роль стебля одуванчика, дети остальные части.

Педагог: Я – стебель

1 ребенок: Я – листочек

2 ребенок: Я тоже листочек

3 ребенок: Я – соцветие

4 ребенок: Я – тоже соцветие

5 ребенок: Я – плод, семечко

Во время игры каждый играет свою роль. Каждая «часть прикрепляется» к «стеблю» (касается рукой) в нужном месте. Плоды-семена  «летают» вокруг одуванчика.

Педагог дополнительного образования

по изобразительной деятельности

МАДОУ «Детский сад №7 «Журавлик»

г. Нягань ХМАО-Югра

Ахмадулина Елена Борисовна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поэтический образ природы в детском рисунке

Данная методическая разработка посвящена развитию художественного творчества на основе прослушанных произведений о красоте природы, выполняя задачи эстетического, экологического  и патриотическог...

Поэтический образ природы в детском рисунке

Организация интеграции творческой деятельности и восприятия художественной литературы...

Проект «Поэтический образ зимней природы в детском рисунке»

«Эстетическое чувство, получаемое человеком от природы, должно возвыситься на ступень эстетического вкуса, приобретаемого воспитанием и развитием»В.Г.Белинский Вид проекта:Монопроект – худо...

"Поэтический образ природы в детском рисунке"

Данный материал будет интересен воспитателям ДОУ. Данная статья отражает опыт работы педагога по теме «Поэтический образ природы в детском рисунке». Педагог доказывает актуальность данной темы, в связ...

ПОЭТИЧЕСКИЙ ОБРАЗ ЗИМНЕЙ ПРИРОДЫ В ДЕТСКИХ РИСУНКАХ (КЛУБ ЗНАТОКОВ)

ПОЭТИЧЕСКИЙ ОБРАЗ ЗИМНЕЙ ПРИРОДЫВ ДЕТСКИХ РИСУНКАХ(КЛУБ ЗНАТОКОВ)...

Поэтический образ природы в детских рисунках

Информационно-творческий проект "Поэтический образ природы в детскихъ рисунках"...

Консультация для педагогов "Природа в детском рисунке"

Материаллы консультации предназначены для педагогов и специалистов ДОО...