План-конспект НОД по художественно-эстетическому развитию дошкольников
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) на тему

Шумилина Марина Тимофеевна

Предлагаю вам конспект занятия на тему: "Знакомство с жанрами пейзажа и видами искусства"

Цель занятия: развитие художественно-эстетического вкуса дошкольников.

Задачи.

Активизировать интерес к созерцанию красоты в окружающей природе и искусстве, к образу осени, созданному в разных видах искусства (музыка, поэзия, живопись, ДПИ).

Обогащать опыт восприятия дошкольниками живописных произведений, в которых представлены проявления осенней природы. 

Активизировать использование слов и словосочетаний: пейзаж, натюрморт, настроение картины, краски осени, золотая осень, поздняя осень. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx18.08 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект непосредственно образовательной деятельности

Тема: «Знакомство с жанром пейзажа и видами искусства»

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие; речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Задачи.

Активизировать интерес к созерцанию красоты в окружающей природе и искусстве, к образу осени, созданному в разных видах искусства (музыка, поэзия, живопись, ДПИ). (Познавательно – исследовательская).

Обогащать опыт восприятия дошкольниками живописных произведений, в которых представлены проявления осенней природы. (Познавательно – исследовательская)

Активизировать использование слов и словосочетаний: пейзаж, натюрморт, настроение картины, краски осени, золотая осень, поздняя осень. (Коммуникативная)

Методы и приёмы.

Словесные: чтение отрывка стихотворения С.Есенина. беседа о видах, жанрах искусства. Рассказ педагога о языке искусства.

Практические: игра, поиск осенних красок в окружающей обстановке,, сравнение картин.

Наглядные: рассматривание пейзажных изображений, показ слайдов на тему «Виды искусства», рассматривание изображений природы в произведениях мастеро народных промыслов.

Материалы и оборудование:  выставка  картин  репродукций, детских  рисунков  с изображением осенних пейзажей. Вазы  с букетами осенних цветов и листьев.

Логика образовательной деятельности

  1. Вводная часть

«Осень, обсыпается весь наш бедный сад,

Листья пожелтелые по ветру летят…»

Обратить внимание детей на выставку картин, в которых создан образ осени. Во время просмотра звучит музыка П.И.Чайковского Времена года»

.Сергей Есенин

Закружилась листва золотая

В розоватой воде на пруду.

Словно бабочек лёгкая стая

С замираньем летит на звезду.

Я сегодня влюблён в этот вечер,

Близок сердцу желтеющий дол.

Отрок –ветер под самые плечи

Заголил на берёзке подол.

И в душе и в долине прохлада,

Синий сумрак как стадо овец, За калиткою смолкшего сада

Прозвенит и замрёт бубенец.

  1. Основная часть

Вы познакомились с тремя произведениями искусства.

Кто догадался, какому времени года будет посвящено наше занятие?  Что объединяет эти произведения? (наша встреча посвящена осенней поре)

Можно ли отнести эти произведения к одному виду искусства?

Эти произведения относятся к трём основным – древнейшим видам искусства.

Назовите их:

-литература;

-музыка;

-изобразительное искусство.

Каждое произведение – это целый мир, который может рассказать о многом. О чём?

Вместе с детьми:

- о красоте дерева;

- о волшебстве  золотой листвы:

- о настроении природы;

- о чувствах автора, которые он испытывает, когда любовался пейзажем и рисовал его или сочинял дивную музыку и поэзию.

Ребята, мы предлагаем вам стать хранителями красоты природы и искусства, а для этого вам необходимо научиться замечать, рассматривать и понимать язык, которым эта красота создаётся в искусстве, то есть «язык искусства».

Чем отличаются виды искусства друг от друга?

Пояснить, что прежде всего человек по – разному их воспринимает.

Изобразительное искусство-смотрит…(глазами)

Музыку – слушаем (ушами) – (звучит фрагмент)

Литературное произведение – через напечатанное слово- мы представляем по своему, при помощи воображения (поэтическая строка).

А что мы воспринимаем в произведении искусства?

Осень, её художественный образ. (Подвести к выводу, что образ осени создан разными средствами.

Поиграем в игру «Угадай – ка»

Я называю выразительные средства, а вы отгадываете вид искусства.

Если образ осени создан с помощью:

Слова- (литература)

Звука – (музыки).

Изображения – (изобразительное искусство).

А теперь конкретнее.

Всем внимание на экран – изображение. выполненное красками - в цвете, называется живопись!!!

Сегодня мы будем рассматривать произведения, на которых изображена природа.

Кто знает как можно назвать эти картины одним словом?

Пейзаж – это изображение природы в любое время года.

Обратимся к пейзажу  И.Остроухова «Золотая осень».

  • Что красиво в осенней природе?
  • Какие приметы осени вы знаете?
  • Всегда ли осень бывает одинаковой? (Золотая осень, поздняя осень).

Почему Илья Остроухов назвал свою осень «золотая»?

Перечисляем вместе с детьми цвета, характерные для этого времени года (тёплые, холодные, жёлтые, красные и т.д.)

И всё-таки осень у этого художника - золотая!!!

Можем ли мы встретить осенние краски в окружающих нас вещах?

Предложить детям посмотреть друг на друга и поискать осенние краски в окружающей обстановке (жёлтый, красный, оранжевый, бордовый и др.)

Фёдор Васильев «Перед дождём»

О чём рассказывает эта картина?

Какое настроение стремится передать автор? От чего зависит настроение в природе? ( солнце, дождь, тепло, холодно, красиво, мрачно и т.д.) Какое настроение у вас вызывает эта картина?

«Игра – превращение» дети должны представить себя на мостике, где изображены люди, подобрать максимальное количество слов для описания своих ощущений..

Сравним вместе две картины И.Остроухова «Золотая осень» и Ф.Васильева «Перед дождём"

Какие они по отношению друг к другу по цвету, а значит и по настроению?

Воспитатель помогает детям прийти к выводу, что они контрастные – противоположные! ( по цвету, по настроению и по другим приметам, что увидят и назовут дети далее).

Рассматривание изображений природы в произведениях мастеров народных промыслов.

Поднос «Рябина с птицей»

Какое отношение имеет этот поднос к нашей теме?

Здесь тоже изображены дары осени – художники всегда стремились запечатлеть их в картинах, а народные умельцы украшали ими предметы быта, посуду.)

Вам нравится изображение? Чем? (Нарядное, яркое).

Чем отличается это произведение от картины-пейзажа?  

Поднос – это предметы нашего быта – посуда, но он нарядный, красивый.)

Чем красивы произведения народных промыслов?

Более подробно изделия народных промыслов будут рассмотрены на следующих занятиях.

И.Михайлов «Овощи и фрукты»

Это пейзаж?

Нет это натюрморд (повторяем название жанра прошедшего занятия).

Какое отношение имеет эта картина к нашей теме?

Чтобы показать ещё одну сторону осени - «Осень хозяюшка»

  1. Заключительная часть

Сделать обобщение о том, как разнообразно представлена осень в произведениях художников и мастеров народных промыслов 9закрепляем слова и словосочетания: осенняя природа, пейзаж, осенний цвет, осеннее настроение, контраст).

Игра «Подбери цвет на палитре»

И. Бродский «Серый день»;

М. Башкирцева «Осень»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Кукла зерновушка. Посиделки в светелке»План – конспект занятия по направлению художественно – эстетического развития воспитанников в интеграции с духовно-нравственным воспитанием детей в учреждениях дошкольного образования

На примере традиционной народной куклы происходит знакомство детей с историей России, историей родного края, формируется интерес к народным промыслам, дети знакомятся с народным фольклором, у детей ра...

План-конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (рисование) в первой младшей группе «РУССКАЯ БЕРЕЗКА»

Интегрированная образовательная деятельность в логике ФГОС ДО в 1 младшей группе. Тематическая неделя «РОССИЯ – РОДИНА МОЯ!», тема дня «РУССКАЯ   БЕРЕЗА»...

План-конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию в первой младшей группе «Листочки для березки»

Интегрированная образовательная деятельность в логике ФГОС ДО в 1 младшей группе. Тематическая неделя «РОССИЯ – РОДИНА МОЯ!», тема дня «РУССКАЯ   БЕРЕЗА»...

План-конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (музыка) с воспитанниками первой младшей группы Тема: «Русская березка – символ Родины»

Интегрированная образовательная деятельность в логике ФГОС ДО в 1 младшей группе. Тематическая неделя «РОССИЯ – РОДИНА МОЯ!», тема дня «РУССКАЯ   БЕРЕЗА»...

План-конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (музыка) с воспитанниками первой младшей группы Тема: «Российский флаг – символ Родины»

Интегрированная образовательная деятельность в логике ФГОС ДО в 1 младшей группе. Тематическая неделя «РОССИЯ – РОДИНА МОЯ!», тема дня «СИМВОЛИКА  РОССИИ»...

План-конспект образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию в старшей группе Тема: «Волшебный клубочек».

План-конспектобразовательной деятельностипо художественно – эстетическому  развитию в старшей группе Тема:  «Волшебный клубочек»....

План-конспект образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию в старшей группе Тема: «Озорные нотки».

План-конспектобразовательной деятельностипо художественно – эстетическому  развитию в старшей группе Тема:  «Озорные нотки»....