Конспект открытого интегрированного занятия «Чудесный уголек»
план-конспект занятия по рисованию (средняя группа) на тему

Татаурова Надежда Ивановна

Знакомство детей с новым изобразительным материалом - угольными карандашами и возможностью их применения. Учить самостоятельно, проводить исследования, добиваться результатов. Создать в течение всего занятия положительный эмоциональный настрой у детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_-_chudesnyy_ugolek.docx34.71 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого интегрированного занятия  «Чудесный уголек»

для детей среднего возраста.

Составил:  воспитатель Татаурова Надежда Ивановна

Интеграция: познавательное развитие и художественно-эстетическое развитие детей

Цель:
Познакомить детей с новым изобразительным материалом - угольными карандашами и возможностью их применения. Учить самостоятельно, проводить исследования, добиваться результатов. Создать в течение всего занятия положительный эмоциональный настрой у детей.
 

Задачи:

  • Расширять кругозор детей, развивать познавательную сферу, фантазию, пополнять словарный запас.
  • Учить создавать предметное или сюжетное изображение в стиле «Наскальной живописи» первобытных людей, при помощи угольного карандаша.
  • Совершенствовать выразительность и точность движений, аккуратность в работе.
  • Учить использовать для рисования углём 2 способа, рисование концом угля для тонких линий и боком для закрашивания большой поверхности.
  • Воспитывать способность к согласованному взаимодействию, следуя инструкциям взрослого и установленным правилам.
  • Воспитывать доброжелательность по отношению друг к другу и окружающим. 

Материалы к занятию:

Цветик-семицветик, влажные салфетки, макет скалы с изображенными на нем рисунками, угольки или угольные карандаши, печеные бананы,

детский домик-палатка, имитация шкур диких животных из обивочной ткани, имитация костра из веток со встроенным в центре с макетом огня, цветные ленточки.

Природный материал: коллекция камней для очага, сухие ветки, кора дерева.

Аудиозаписи таинственной и мажорной музыки (музыкальное приложение к журналу «Музыкальная палитра» N5, 2008 г., N6, 2009 г.); аудиозапись с различными звуками воды.

Предварительная работа: Чтение произведений - «Кошкин дом» ,С.Я. Маршака; «Сказка огненных человечков»,  «Пожарные собаки» Л.Толстой; «Пожар», «Дым», «Пожар в море» Б. Житков. Знакомство детей с правилами пожарной безопасности. Дано детям понятие о пользе и вреде огня. Вызвать у детей желание быть всегда осторожными с огнем. Оказывать посильную помощь всем  попавшим в беду. Знакомство детей с первобытным миром, как выглядел и жил первобытный человек, откуда появился огонь, виды огня, что изменилось в жизни первобытного человека с появлением огня. Просмотр презентаций « Как человек приручил огонь»,

 « Наскальные рисунки».

Изготовление и подбор пособий, материалов, музыкального сопровождения.

Оформление макета скалы с нанесёнными на нее изображениями.

Оформление макета очага с углем и угольными карандашами.

Создание образа Древнего Человека (костюм, атрибуты, манера говорить и двигаться и т.п.). 

 Алгоритм проведения занятия:

  1. Организационный момент:

• предложение отправиться в путешествие;
• перемещение в Каменный век.

  1. Организованная деятельность в «Каменном веке»:

• Знакомство с Древним Человеком.
• Динамическая пауза -  подвижная игра «Воздух, огонь, вода, земля».
- Постановка проблемы: как согреть Древнего Человека.
Физминутка «Танец огня».

Познакомить детей, откуда брали уголь первобытных люди для своих рисунков.

• Создание рисунков при помощи нового материала - угольный карандаш.
• Сюрпризный момент рисунков Древнему Человеку.

  1. Перемещение в наше время, возможная дальнейшая игра детей.

Изготовление и подбор пособий, материалов, музыкального сопровождения.

Оформление макета скалы с нанесёнными на нее изображениями.

Оформление макета очага с углем и угольными карандашами.

Создание образа Древнего Человека (костюм, атрибуты, манера говорить и двигаться и т.п.). 

 Ход занятия

( Дети заходят в группу и садятся на стульчики)

В-ль - Давным-давно это было. На нашей зелёной планете, где уже жили разные животные и птицы, появился человек. Откуда он появился? Произошёл ли от обезьян, прилетел ли из космоса – мы не знаем. Но он всё-таки появился.

Ребята, а вы что знаете о древнем человеке? Как он выглядел?  ( он был похож на обезьяну),

А где жил древний человек? ( пещерах, построенных из шкур и веток жилищах),

 Как он спасался от холода? ( грелся около очага)

Как древний человек добывал огонь для своего очага? ( ответы детей: удары камень о камень, палочками, и еще был природный огонь – молния).

А что нужно было делать для поддержания огня в очаге. ( подкидывать сухие ветки, листья).

Правильно, дети. Когда у человека появился собственный ручной огонь, он стал «кормить» огонь сухими листьями, травой, хворостом. Огонь разгонял тьму – вместе с нею страх. Огня боялись самые грозные звери. Человек взял себе в друзья огонь и сразу стал сильнее льва и тигра. Огонь согревал человека, давал ему тепло. Бережно хранили огонь люди, боялись – вдруг он потухнет. Стали обкладывать камнями место для огня – получился очаг.

 Ребята, а хотите побывать в гостях у древнего человека?

Дети: Да, хотим.

В-ль: Я предлагаю вам совершить путешествие в Каменный век. Как вы думаете, на чём мы можем это сделать?
Дети: автобусе, машине, на машине времени.

В-ль: Ребята, у меня дома на окне вырос замечательный цветок. Может мне кто скажет, что это за цветок? (показывает детям Цветик-семицветик)
Дети: Цветик-семицветик.
Педагог: Как вы уже знаете, это волшебный цветок и с его помощью мы отправимся в путешествие. Как мы это сделаем? Правильно, мы оторвем лепесток и прочитаем заклинание.

( Педагог  предлагает детям встать вокруг него и закрыть глаза, отрывает лепесток. Все хором читают заклинание)

Лети, лети лепесток, через запад на восток, через север через юг, возвращайся сделав круг. Лишь коснешься ты земли, быть, по-моему вели..

Вели - Переместить нас в Каменный век.

( Во время перемещения звучит таинственная музыка, воспитатель и его помощник открывают ширмы за которой находится домик-палатка накрытый тёмно-серой тканью, с обозначенным «камнями» входом, разложены ткани имитирующие шкур животных из искусственного меха, камни, костер).

В-ль: Мы уже переместились, открывайте глаза.

- Ребята, посмотрите вот жилище древнего человека и очаг горит. Давайте мы подойдем и расположимся возле очага.( все садятся на шкуры вокруг очага) Вот так первобытные люди сидели около костра, грелись и готовили  себе пищу.
Из-за ширмы появляется древний человек-женщина (переодетый взрослый)._
Дч рассматривает и дотрагивается до детей, говорит удивленно.
- Ой, дети, какие красивые, никогда таких не видела…!? Вы как сюда попали?
В-ль подытоживает ответы детей, говорит, откуда он и дети прибыли.
- Мы хотим с тобой познакомиться, как тебя зовут?
Дч (приветливо улыбаясь):
-Меня зовут Ная. А кто ты?
(дотрагивается до воспитателя).
В-ль – Я – Надежда Ивановна.

Ная(дотрагивается до каждого ребенка и говорит: «А кто ты?»
Ой, а что это с моей пещерой!? Как же я теперь жить тут буду?
(печалится).
В-ль –Ная, это ветер повредил твою пещеру, но дети тебе помогут.
- Ребята, давайте закроем вход в пещеру шкурами.
В-ль – Ная, мы всё правильно сделали?
Ная – Да, теперь моя пещера такая же, как раньше.
В-ль – Расскажи нам, пожалуйста, для чего тебе нужно так укрывать свою пещеру, ведь она и так прочная.
Ная – Шкуры животных помогают мне укрыться от дождя, холодного ветра, мороза, хищных зверей. Вы замечательно утеплили моё жилище. Но я так долго была на улице, что очень замерзла !
В-ль – Дети, давайте попробуем согреть Наю, поиграем сами и научим её играть в игру «Воздух, огонь, вода, земля». Сейчас зазвучит весёлая музыка, под которую вы можете танцевать или просто двигаться, как захотите. Когда музыка остановиться, я назову один из сигналов:
- «Земля!» - приседайте на корточки;
- «Воздух!» - поднимайте руки вверх;
- «Вода!» - изображайте волны руками;
- «Огонь!» - кружитесь
(воспитатель показывает действия).
(Включается аудиозапись мажорной музыки).
В-ль и Ная играют вместе с детьми.
В-ль – Вам понравилась игра?
Ная утвердительно кивает головой, идет к пещере и дрожит, обхватив себя руками.
В-ль – Дети, посмотрите на Наю она совсем замерзла. Ная давай ты сядешь с нами у очага согреешься и расскажешь, кто рисовал эти странные рисунки на этой скале.

Ная- присаживается к очагу.

Ребята расскажите мне чем вы занимаетесь в свободное время?

Дети: Танцуем, играем, читаем, рисуем, смотрим мультфильмы.

Ная- А я тоже умею танцевать, у меня есть танец посвященный огню. Я вам сейчас его покажу и вы тоже можете ко мне присоединится. ( раздает детям ленточки, звучит музыка и все танцуют « Танец огня»).  

В-ль – Ная мы с ребятами видим очень много рисунков на скале, расскажи, кто рисовал эти рисунки.

Ноя- Ребята, а вы чем рисуете?

Ответы детей. Дети перечисляют: КАРАНДАШИ, ФЛОМАСТЕРЫ, МЕЛКИ, ГУАШЬ, АКВАРЕЛЬ.

Ная – грустно А мне бывает очень грустно. Музыку не послушаешь, телевизор не посмотришь, книжку не прочтешь. Вот я и научилась рисовать на стенах пещеры и на скалах.

В-ль - А чем, ты рисуешь Ная?

Ная- Карандашей у меня нет, и красок. А может, вы подскажете, чем я нарисовала зти рисунки?

Дети- угольком.

Ная – Правильно,  уголек от сгоревшего костра оставляет хороший черный след!

В-ль -Ребята посмотрите, чего и кого тут только нет! (подходит к стене с рисунками). А вы что увидели? Дети перечисляют: деревья, люди, животные, жилище. 

Ная- Ребята, вот огонь в очаге погас там остались угольки, и я сейчас вам покажу как я это делаю, я возьму палочку и достану из очага угольки, что б не обжечься. Давайте все вместе подойдем к скале.( все встают и подходят к панно имитирующее скалу) Вот это дерево нарисовано углем. И все, что есть на рисунках, нарисовано тоже углем. Я покажу, какими способами я научилась рисовать. (На мольберте осуществляется показ способов рисования концом угля и боковой стороной)

Углем надо рисовать очень осторожно, так он сильно пачкает руки и бумагу.

(воспитатель подключает в помощь детям присутствующих педагогов, все вместе выполняют рисунки).

В-ль - Наши рисунки готовы. Внимательно посмотрите на рисунки и скажите, чем они похожи?

они черно-белые,

- Какое настроение передает черно-белый рисунок (радость или грусть)? –

грусть.

- Почему так получается, как вы думаете? ДЕТИ РАССУЖДАЮТ: ВСЕ ЧЕРНОЕ, СЕРОЕ, ХМУРОЕ. Педагог помогает сделать вывод о том, что настроение в рисунке зависит от цвета.

- Взгляните повнимательнее: рисунок сделан ТОЛЬКО ЧЕРНЫМ ЦВЕТОМ, но как много можно увидеть в нем! Целая история: черное дерево стоит в поле под серым зимним небом. Дереву холодно и одиноко. Оно дремлет, ожидая, когда придет весна и прилетят птицы. Погода хмурая, пасмурная. Наверное, завтра пойдет снег. Тогда дерево укроет снегом, как одеялом, и будет уже не так грустно.

- А с помощью чего мы смогли сегодня нарисовать все эти картины? (угольком)

- А какими цветами вы любите рисовать и почему? ( ответы детей).

В-ль подъитоживает- Цветные рисунки яркие и веселые

Выходит Ная, в руках у неё поднос с печеными лепёшками:
- Суп ещё не готов, а я вас угощу печенными бананами!
В-ль – Но, прежде чем кушать, давайте протрем руки влажной салфеткой (дает детям салфетки).
Ноя – Кушайте, на здоровье!

( воспитатель  предлагает детям положить использованные салфетки в мешочек)

В-ль – Дети давайте поблагодарим Наю за гостеприимство.

Большое спасибо, а тебе Ная.  Тебе на память останутся рисунки, чтобы ты вспоминала о ребятах.
Ноя благодарит педагога  и ребят.
В-ль- - Хорошо в гостях, но дома лучше!
  Пора нам собираться,
  В обратный путь отправляться.

 И поможет нам в этом, цветик-семцветик. Подойдите ко мне закройте глаза и произнесём заклинание.

Лети, лети лепесток, через запад на восток, через север через юг, возвращайся сделав круг. Лишь коснешься ты земли, быть по моему, вели..

Вели: Переместить нас в каменный век.

( Вовремя перемещения звучит таинственная музыка, воспитатель и его помощник  закрывают ширмы).
Музыка заканчивается и воспитатель говорит:
- Открывайте глаза.
Солнце клонится к закату,
Прибыли в свой детский сад ребята.
Где мы были – всем расскажем!
А что делали – покажем!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия: «Чудесные снежинки»

Формировать знания детей о времени года – зимеРазвивать связную речьУпражнять в рисовании снежинок методом тычкаВоспитывать эстетическое восприятие природы...

Интегрированное занятие "Чудесная корзинка" во второй младшей группе для детей с нарушением зрения

Конспект интегрированного занятия во второй младшей группе для детей с нарушением зрения....

Интегрированное занятие "Чудесное яблоко"

Интеграция образовательных областей развития:познавательное,социально - коммуникативное,речевое,Художественно - эстетическое.Задачи:Расширить представления детей о сказках (вспомнить названия, содержа...

открытые мероприятия Конспект открытого интегрированного занятия в средней «А» группе «Путешествие по мастерским народных умельцев»

Цель: сформировать и расширить знания о русской народной игрушке; выявить знания о видах декоративно-прикладного искусства....

Интегрированное занятие "Чудесное превращение"

Конспект интегрированного занятия "Чудесное превращение" по художественно-эстетическому развитию (рисование) с использованием нетрадиционной техники «Удивительные превращения» в ...

Конспект открытого интегрированного занятия с использованием компьютерной техники ИКТ на тему: «Русская матрешка». Интегрированное занятие для детей 5-6 лет. .

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие. Цель: формировать представления о русской ма...