Конспект занятия по изобразительной деятельности с элементами НТР «Подводный мир»
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему

Шутова Наталья Александровна

На занятии дети продолжат знакомиться с понятием «пейзаж» и научатся элементам рисования подводного пейзажа в технике «восковой мелок + акварель»

Скачать:


Предварительный просмотр:

                             МБДОУ ДСКВ №46 «Кот в сапогах»

Конспект занятия  по изобразительной деятельности (рисование)

для детей старшего дошкольного возраста

Тема: «Хантыйский национальный орнамент»

        

                                                          Разработала: воспитатель Шутова Н.А.

Г. Нижневартовск

Программное содержание:

Продолжать учить детей узнавать элементы хантыйского орнамента, видеть разнообразие элементов орнамента с учетом тематики узора (природы, животных);

Развивать умение применять различные композиционные приемы, исходя из формы и назначения изделия;

Способствовать запоминанию сочетания цветов, симметрично расположения элементов в узоре. Развивать внимание, зрительную память. Прививать осознанное отношение к красоте народного орнамента.

Методы и приемы:

Игровой момент, беседа, рассматривание иллюстраций, сравнение, вопросы, объяснение.

Материал: 

Куклы в мужской и женской национальной верхней одежде Ханты,

иллюстрации с изображением народа Ханты,

образцы элементов орнамента,

заготовка для раскрашивания для каждого ребенка,

         кисти, гуашь, стаканчики с водой, салфетки для кисти.

         Предварительная работа:

Рассматривание образцов орнамента на хантыйской национальной одежде. Проигрывание хоровых игр народов Севера.

Словарная работа:

Орнамент, горизонталь, косая линия, береста, своеобразная, сочетаются.

Ход занятия:

Воспитатель показывает детям кукол в мужской и женской национальной верхней одежде Ханты. Предлагает вспомнить, как называется эта одежда (Малица, сах, унты, кисы и т.п.). Дети называют. Воспитатель обращает внимание детей на узоры, которыми украшена одежда кукол.

Воспитатель: - Как называются эти узоры? (Орнамент).

Воспитатель: - Из фигур какой формы состоит орнамент? (Из треугольников, квадратов, полосок).

Воспитатель обращает внимание детей, что, элементы орнамента расположены то по горизонтали, то по косой линии, и объясняет значение этих слов на примере.

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, каких фигур больше всего в орнаменте? (Треугольников и квадратов).

Воспитатель предлагает внимательно рассмотреть орнамент. Обращает внимание детей, что в национальном Хантыйском орнаменте ряд больших треугольников чередуется с меньшими треугольниками на полосе, или большие треугольники расположены в два ряда, а между ними узкая полоса. Так же бывает композиция из квадратов.

Воспитатель: - Ребята, чем отличается орнамент один от другого? (По цвету, форме, величине).

Воспитатель рассказывает детям, что у народов ханты бывают орнаменты, которые отображают растительный или животный мир.

Показывает иллюстрации с растительными орнаментами «Шишка», «Ветви берез» и орнаменты, взятые из животного мира «Заячьи ушки», «Рога оленя», «След белки», «Хвост тетерева» и др.

Воспитатель: - Ребята, а на каких предметах вы видели такие орнаменты? (На унтах, на нагрудных украшениях, на берестяной посуде). Воспитатель уточняет, что такое береста.

Воспитатель: - Ребята, а какие цвета сочетаются в орнаменте друг с другом? Объясняет детям значение слова сочетаются.

( - Коричневый, зеленый, красный;

  - белый, коричневый, красный, желтый;

  - белый, красный, черный;

  - черный и красный;

  - зеленый, желтый, красный)

Воспитатель объясняет детям, что красота народного хантыйского орнамента достигается при помощи сочетания различных геометрических форм, которые располагаются на цветной основе. Часто, для орнамента используют такие цвета, как коричневый, серый, белый, голубой, красный, зеленый, черный. Фон обычно бывает голубой, серый, коричневый и красный.

Воспитатель: - Посмотрите, какие цвета располагаются на коричневом фоне? (Красный, синий, желтый, зеленый, черный).

- На сером фоне? (Белый, черный, красный)

- На голубом? (Красный, синий, коричневый, зеленый).

Воспитатель сообщает детям, что каждый орнамент мастера народного искусства продумывают: какие взять краски, цвета, чтобы орнамент получился ярким и нарядным. Кроме того, красота орнамента связана с повторением одного и того же элемента в узоре в сочетании с другим цветом.

Каждый орнамент своеобразен.

Воспитатель объясняет значение слова своеобразный.

Воспитатель: - Вы, наверное, немножко устали? Наши гости приглашают вас поиграть в хантыйскую народную игру «Хейро», что в переводе означает «Солнце». В игре – хороводе «Хейро» дети выполняют простые ритмичные движения, характер которых зависит от фантазии воспитателя. Такие игры знакомят детей с жизнью коренного населения Севера и помогают воспитывать у дошкольников чувство патриотизма.

После игры воспитатель приглашает детей за столы.

Воспитатель: - У вас на столе лежат вырезанные формы верхней одежды народа Ханты. Для девочек – женской, для мальчиков – мужской. Воспитатель предлагает украсить одежду орнаментом, тем, который больше всего понравится или запомнился. Воспитатель напоминает детям, что сначала надо сделать набросок простым карандашом, а затем раскрасить гуашью. Дети выполняют, воспитатель контролирует работу детей, помогает при затруднениях. В конце занятия воспитатель отмечает, что гостям очень понравились работы детей, и они обязательно придут на занятие еще раз. Куклы дарят детям иллюстрации с национальными орнаментами, прощаются и уходят.

Воспитатель подводит итог занятия, и дети идут вывешивать свои работы на выставку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по изобразительной деятельности для детей 6 - 7 лет на тему "Путешествие в подводный мир"

Развивая познавательный интерес дошкольников через различные виды деятельности, в том числе изобразительную, можно достичь значительного роста уровня представлений об окружающем детей мире. В ходе зан...

Конспект занятия по изобразительной деятельности. Барельеф«Подводный пейзаж»

Занятие напрвлено на обучение  детей при помощи пластилина выполнять барельеф способом придавливания, примазывания, разглаживания. Закрепить умение делать эскиз, использовать в работе природный м...

Конспект занятия по изобразительной деятельности «Подводный мир»

Продолжать учить детей рисовать обитателей подводного мира, композиционно грамотно располагать изображения на широкой полосе листа....

Конспект НОД по изобразительной деятельности с элементами нетрадиционного рисования с использованием современных технологий в подготовительной группе на тему: «В подводном царстве».

Образовательные технологии:  Здоровье-сберегающие технологии;  Игровая технология;  Технология обогащения лексического запаса. ...

Конспект занятия по изобразительной деятельности в подготовительной группе. " Путешествие в подводный мир морей и океанов".

Цель: познакомить детей с художественными техниками рисования; развивать у детей воображение, творческую фантазию и свободу мысли; также развивать чувство композиции  и цвета.Задачи.Оборудование....

Конспект занятия по изобразительной деятельности с элементами аппликации "Веточка рябины зимой"

В предложенном конспекте описывается применение "кляксографии" на изодеятельности...

Конспект занятия по изобразительной деятельности с элементами экспериментирования «Клубничное мороженое для игрушек»

Конспект занятия по изобразительной деятельности с элементами экспериментирования...