Художественно-эстетическое развитие. План-конспект занятия для подготовительной к школе возрастной группы «Звездочки» Тема: «Игрушки-свистульки»
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) на тему

Ладыкина Татьяна Валерьевна

Цель:

Продолжать знакомство  с дымковской игрушкой – свистулькой как видом народного декоративно-прикладного искусства, имеющую свою специфику и образную выразительность.

 Задачи:

-         расширить представление о ремесле игрушечных дел мастеров, знание о том, какими материалами и инструментами пользуются мастера;

-         закрепить способ лепки на основе овоида или цилиндра;

-         уточнить представление о характерных элементах декора и цветосочетаниях;

-         развивать воображение и творчество;

-         воспитывать интерес к народному творчеству.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 1959 «Дети мира»

(ГБОУ Школа № 1959)

Художественно-эстетическое развитие

План-конспект занятия

для подготовительной к школе возрастной группы «Звездочки»

Тема: «Игрушки-свистульки»

Составила и провела: Ладыкина Татьяна Валерьевна

Цель:

Продолжать знакомство  с дымковской игрушкой – свистулькой как видом народного декоративно-прикладного искусства, имеющую свою специфику и образную выразительность.

 Задачи:

  • расширить представление о ремесле игрушечных дел мастеров, знание о том, какими материалами и инструментами пользуются мастера;
  • закрепить способ лепки на основе овоида или цилиндра;
  • уточнить представление о характерных элементах декора и цветосочетаниях;
  • развивать воображение и творчество;
  • воспитывать интерес к народному творчеству.

Предварительная работа:

  1. Организация выставки народного декоративно-прикладного искусства «Дымковская игрушка»
  2. Просмотр фильма «Сказки из глины. Дымковская игрушка».
  3. Мероприятия по ознакомлению с дымковским ремеслом.
  4. Декоративное рисование.

Оборудование:

- Подлинные дымковские игрушки;

-  Игрушки, сделанные по образцу данного промысла;

- Слайды с изображениями дымковских игрушек;

- Трафареты с изображением дымковских элементов орнамента;

- Белая глина;

- Дощечки;

- Салфетка из ткани;

- Свисток для воздушного шарика.

Ход занятия:

  1. Создание игровой ситуации:  

Приготовьте, детки, ушки,

Это интересно знать:

Всё о дымковской игрушке

Я хочу вам рассказать.

В Дымково, вблизи от Вятки,

Лет четыреста назад

К празднику весны «Свистунье»,

Их лепили стар и млад.

Воспитатель подводит детей к выставке, организованной в группе.

2. Подведение к теме:

- По всей России-матушке и далеко за пределами знают и любят расписные игрушки-свистульки. Делают игрушки из глины, а глину добывают в глубоких оврагах. Эта глина мягкая, рукам послушная. Цветная – белая, розовая, желтая, оранжевая, черная.  Лепят из нее разные игрушки. Они забавные, веселые, нарядные. Игрушки не простые, а свистульки. Свистки спрятаны в хвостики, под крылья, в кувшины, а иногда и в курочку или гуся, который хозяйка держит под рукой. И во все эти игрушки можно посвистеть. Лепят такие игрушки мастерицы с добрым сердцем и теплыми, умелыми, сильными руками.

Мастер глину замесил

И игрушек налепил.

После высушил, и в печь –

Добела их все обжечь.

А потом он краски взял

И игрушки расписал.

Вот они какие в ряд

Разноцветные стоят.

Цвет малиновый и синий,

Жёлтый – яркий и красивый.

Зайцы, птички, петушки –

Музыкальные свистки,

По-народному – свистульки.

Лепят в области их Тульской

И свистульки, спору нет,

Покорили целый свет!

- Делали свистульки к весеннему празднику, который так и назывался – «Свистунья». Весенние и народные праздники проходили на большой площади. Свистом оглашалась вся округа. Шумело народное гулянье, но громче всего слышался заливистый свист.

  1. Закрепление  темы:

- Пора приниматься за работу. Предлагаю вам стать мастерами и мастерицами. Изготовить свою собственную и неповторимую игрушку-свистульку.

Воспитатель объясняет порядок выполнения работы. Дает инструкции.

- Исходная форма – удлиненное яйцо (овоид) или цилиндр. Слегка загибаем оба конца вверх. От одного конца слегка оттягиваем часть и формируем шею и голову. Другой конец тоже слегка вытягиваем и формируем хвост или ноги. Таким способом можно слепить кого угодно – птицу, барана, свинку, козлика, медведя, лису. Тонкий карандаш вводим под углом (наискосок) в хвост и проделываем сквозное отверстие для свиста. Можно вставить готовый свисток для воздушного шарика.

Дети самостоятельно выполняют работу. Воспитатель контролирует процесс детского творчества. Предлагает индивидуальную помощь по просьбе ребенка, в случае возникновения затруднения работы с глиной.

  1. Итог. Организационный момент: 

Готовые работы игрушки - свистульки выставляют на поднос для дальнейшей просушки. Обсуждают, какие трудности возникли при выполнении работы. Делают выводы, что данный вид промысла требует много усилий, аккуратности, любви и доброты.

Знает промысел народный

Вся страна и целый мир;

Вы увидели сегодня

Этот русский сувенир.

  1. Итог. Оценка деятельности детей:

Дети рассматривают работы друг друга, делятся впечатлениями, оценивают работы сверстников. Планируют дальнейшую работу по росписи своих игрушек. Придумывают сюжеты игры со своими игрушками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН-КОНСПЕКТ занятия по развитию связной речи в подготовительной к школе логопедической группе для детей с ОНР.Пересказ рассказа «Воробей» по И.С.Тургеневу.

Составление плана пересказа путём выделения из авторского текста двусоставных предложений. Пересказ по собственному плану. Обогащение лексики синонимами к слову героический. Развитие диалогической ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ занятия по развитию связной речи в подготовительной к школе логопедической группе. Пересказ басни Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек»

Учить составлять коллективно план пересказа рассказа. Продолжать учить самостоятельно пересказывать рассказ. Понимать с помощью педагога скрытый смысл басни. Упражнять в звуко-слоговом анализе. ...

План-конспект НОД (познание,подготовительная к школе группа) Тема: «Путешествие в космос»

Стимулировать к проявлению волевых качеств, формировать умения использовать вербальное и не вербальное свойства общения. Развивать умение логически мыслить, рассуждать, анализировать....

Примерный план-конспект нод в подготовительной к школе группе. «Весна идёт, весне дорогу!»

Интеграция образовательных областей:Образовательная область «Познавательное развитие»:-закреплять знания детей о весне, уметь понимать приметы весны.Образовательная область «Речевое развитие»:-обогаща...

Конспект НОД "Путешествие в Швейцарию" для подготовительной к школе возрастной группы (образовательная область "Социально-коммуникативное развитие")

Данный конспект непосредственно образовательной деятельности был разработан в рамках реализации совместного проекта для детей, родителей и педагогов "Знакомство со странами мира". Может быть использов...

План-конспект занятия в подготовительной к школе группе по художественно-эстетическому развитию с применением нетрадиционной техники рисования.

План-конспект занятия в подготовительной к школе группе по художественно-эстетическому развитию с применением нетрадиционной техники рисования.Подготовила воспитатель: Митусова Елена ВладимировнаРисов...