Непрерывная образовательная деятельность с детьми старшей группы по художественно-эстетическому развитию Знакомство с произведениями искусства Айвазовский Иван Константинович с использованием ИКТ технологий
методическая разработка по рисованию (старшая группа) на тему

Цель:  Продолжать знакомить детей с картинами знаменитых художников.

Задачи: вызвать активный интерес к живописи, эмоциональный отклик на художественные произведения, желание рассматривать картины, любоваться красотой моря.

Познакомить с понятием слова маринист.

Познакомить детей, с биографией художника И. К. Айвазовского. Его творчеством.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ayvazovskiy.docx34.03 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 47 Кировского района Санкт-Петербурга

Непрерывная образовательная деятельность с детьми старшей группы

по художественно-эстетическому развитию

Знакомство с произведениями искусства

Айвазовский Иван Константинович

с использованием ИКТ технологий

Составила: Никифорова Светлана Анатольевна

Санкт-Петербург 2018 год. 

Цель:  Продолжать знакомить детей с картинами знаменитых художников.

Задачи: вызвать активный интерес к живописи, эмоциональный отклик на художественные произведения, желание рассматривать картины, любоваться красотой моря.

Познакомить с понятием слова маринист.

Познакомить детей, с биографией художника И. К. Айвазовского. Его творчеством.

Виды деятельности: непрерывная  образовательная деятельность по художественно-эстетическому развитию.

Формы организации:  Групповая.

Формы реализации детских видов деятельности: Развивающее интегративное мероприятие на игровой основе.

Оборудование: Кукла на руку «Карандаш». Сундучок с сюрпризами с морского дна.  Цветок с отрывающимися лепестками «Семицветик».  Презентация с картинами И. К. Айвазовского. Оборудование для ее воспроизведения.

Предварительная работа:  Чтение произведений А. С. Пушкина. Рассматривание иллюстраций к сказкам.  Наблюдения детей в природе, на отдыхе у моря с родителями. Рассказы, впечатления детей о поездке на море.

НОД

Содержание деятельности:

Педагог здоровается с детьми.

- Ребята, к нам сегодня пришел необычный гость.  (Надевает на руку игрушку – человечка Карандаша, и говорит от его имени):

«Карандаш, палитра, кисть,

И бумаги белый лист.

Есть еще мольберт-треножник,

Потому, что я (Художник).

- Молодцы, правильно! Я художник. Зовут меня карандаш.

- Карандаш, что ты нам сегодня принес?

- Педагог обращает внимание детей на сундучок. Что же в нем лежит?

Дети открывают коробку, достают содержимое, высказывают свои мысли и предположения. Откуда появились эти предметы в коробке.

- Ребята, вы уже не один раз посещали музей. Скажите, пожалуйста, какие жанры живописи вы там видели?

Ответы детей.

-Я хочу вас пригласить в музей, для того чтобы познакомить вас с полотнами художника мариниста И. К. Айвазовского.

- Маринисты – художники, которые пишут морской пейзаж.

-  Марина – жанр изобразительного искусства. В переводе с греческого языка, означает морская гладь, безветрие.

«Карандаш» приглашает детей, отправится в музей с помощью цветка «Семицветик».

Говорим слова:

- Лети, лети лепесток через запад на восток.

Через запад, через юг.

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли быть, по-нашему вели.

Хотим в музей.

2. слайд

Мы оказались около музея. Как он называется ребята? Почему он так называется? Что собрано в музее?

Ответы детей.

Добро пожаловать на выставку.

3. слайд

Перед нами автопортрет И. К. Айвазовского.

Расскажите, о портрете. Как он нарисован? Какого возраста человек на этом портрете? Как рисуют автопортрет? Можете назвать профессию этого человека?

 - Айвазовский, Иван Константинович, профессор живописи, лучший русский маринист. Родился 17 июля 1817 года в Феодосии. Еще,  будучи мальчиком, Айвазовский  обратил на себя внимание своими рисунками и был принят  в Академию Художеств в 1833 году.

- Основоположником данного жанра в русской живописи был И. К. Айвазовский.

4. Слайд

 У Айвазовского была своя сложившаяся система творческой работы. "Живописец, только копирующий природу, - говорил он, - становится ее рабом... Движения живых стихий неуловимы для кисти: писать молнию, порыв ветра, всплеск волны - немыслимо с натуры... Художник должен запоминать их... Сюжет картин слагается у меня в памяти, как у поэта; сделав набросок на клочке бумаги, я приступаю к работе и до тех пор не отхожу от полотна, пока не выскажусь на нем кистью..."
Ежегодно делал он ряд поездок то по Финскому заливу, то по Черному морю, изучая эффекты освещения и природу моря. Особенно помогала ему при этом его необыкновенная художественная память, воспроизводившая через долгий промежуток времени какой-нибудь подсмотренный момент в природе.

5. Слайд

 Бури и кораблекрушения, борьба и победа человека над стихией становятся излюбленными темами Айвазовского. К ним он обращался на протяжении всей своей творческой жизни.  Так появился на свет пронзенный духом эпической героики «Девятый вал» – вершина первого, романтического периода в его творчестве. В то время не было фотоаппаратов, художник не мог запечатлеть мгновение происходящего на море.  Поэтому полотно полностью написано по наблюдениям и по воображению, оно является одним из самых впечатляющих произведений русской пейзажной живописи. Глядя на картину, зритель сразу же может представить себе, какая страшная минула ночь, какое бедствие потерпел корабль, как гибли моряки.  Но, даже изображая трагический конфликт между людьми и природой, Айвазовский остается верен себе: главную роль в картине играет море, и все внимание художника сосредоточено на его неукротимой силе. Живописец нашел точные средства для изображения величия, мощи и красоты морской стихии. Могучим усилием воображения и творческой памяти Айвазовский создал правдивый и впечатляющий образ разгневанной природы. С поразительной точностью им переданы мотивы движения. Все в картине охвачено стремительным порывом – и несущиеся облака, и вспененные воды, и судорожно прижавшиеся к мачте фигуры людей. Это единство движения придает произведению особую законченность и цельность.  Несмотря на драматизм сюжета, картина не оставляет мрачного впечатления; наоборот, она полна света и воздуха и вся пронизана солнцем, что придает ей оптимистический характер. В значительной степени этому способствует цветовая гамма полотна, выдержанная в самых ярких красках палитры. Это было смелым и новаторским решением.

6. Слайд

 Его картины нравились и сейчас нравятся абсолютному большинству людей. Может, тема морская такая благодатная, а, может, самобытный талант художника сделал ее столь любимой и популярной. В своем письме владелец художественной галереи П.М.Третьяков, обращаясь к Айвазовскому, писал: «…дайте мне вашу волшебную воду такой, которая вполне бы передала Ваш бесподобный талант».

 Послушайте, как описали бурю в своих стихотворениях поэты:

         «Буря» Н. М. Языков.

Громадные тучи нависли широко

Над морем и срыли блистательный день.

И в синюю бездну спустилась глубоко

И в ней улеглась тяжёлая тень;

Но бездна морская уже негодует,

Ей хочется света и ропщет она,

Пространно и громко она забушует…

7. Слайд

Ребята посмотрите на эти картины, расскажите о своих впечатлениях. Какие времена суток изобразил художник?

Он часто писал море ласковое, спокойное, удивительно красивое, благосклонное к людям. Художник добился в своих лучших работах подлинного реализма, раскрыв характер моря так, словно это был человек, а не природная стихия.

 ( отрывок стихотворения) «Парус» М. Ю. Лермонтова.

Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом!

Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой.

(отрывок стихотворения) Ф. И. Тютчев.

Как хорошо ты, о море ночное, -

Здесь лучезарно, там сизо - тёмно,

В лунном сиянии, словно живое.

Ходит, и дышит, и блещет оно.

8. Слайд

Направо вода и налево вода,

Плывут здесь суда и туда и сюда,

Но если захочешь напиться, дружок,

Соленым окажется каждый глоток.

Темы работ художника менялись, его увлекала романтика дальних плаваний, неукротимая сила шторма, он изображал кораблекрушения и морские битвы.

9. Слайд

Физкультминутка.

А теперь ребята встали!

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперед, назад,

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели – вновь за дело.

10. Слайд

Посмотрите на эти картины, расскажите, что вы видите? О чём рассказывает нам художник?

- Это исторические факты. Караваны кораблей, выстроились на парад. Другие стоят на рейде. На третьих идёт бой.

11. Слайд

Расскажите о происходящем на этих картинах.

 12. Слайд

Посмотрите на эту картину. Расскажите о ней.

 «Прощание Александра Сергеевича Пушкина с Черным морем». Среди всех картин, написанных на пушкинскую тематику, эта является одной из самых лучших. Примечательно, что пейзаж, то есть изображение моря, написан Айвазовским, а фигура поэта – Репиным. Это связано с тем, что возможности  портретного изображения первого художника были весьма ограничены, а вот морские пейзажи он рисовал гениально. Присмотритесь к полотну – пейзаж на нем романтический, морской, но суровый. Черные глыбы камней свалены бесформенной кучей, будто руками сказочного великана. Сам фон полотна серый, почти белесый, а вот фигура Пушкина,  в черно одежде, имеет резкий контраст со всей тональностью. Его лицо спокойно и вдохновенно, а взгляд устремлен за горизонт – возможно, он уже думает о том самом стихотворении.

«Буря» Е. А. Баратынский.

Завыла буря; хлябь морская.

Клокочет и ревёт, и чёрные валы

Идут, до неба восставая,

Бьют, гневно пенятся,

В прибрежные скалы.

13. Слайд

В Феодосии Айвазовский построил себе просторный дом с мастерской. Перед смертью он передал в дар городу свой дом, мастерскую и собрание картин. И теперь, приезжая в Крым, многие поклонники его уникального таланта стараются наведаться в Феодосии и посетить картинную галерею, чтобы увидеть шедевры, оставленные нам величайшими маринистом И.К.Айвазовским.

14. Слайд

Перед нами последняя, неоконченная картина И. К. Айвазовского.

15. Слайд.

Этот портрет работы Ивана Константиновича Айвазовского был написан в 1874 году. Творчество Айвазовского было глубоко патриотично. Заслуги его в искусстве были отмечены во всем мире. Он был избран членом пяти Академий художеств, а его адмиралтейский мундир был усыпан почетными орденами многих стран. Айвазовский был натурой сложной и разносторонне одаренной. Он был поэтически мыслящим художником, живописцем, который развил и довел свое мастерство до высокого совершенства. Айвазовский тонко чувствовал поэзию и сам умел литературно воплощать свои чувства и мысли. Он был музыкально одарен и, постоянно бывая у Глинки, музицировал в его доме, играл на скрипке восточные народные мелодии, две из которых композитор включил в оперу "Руслан и Людмила». Наследие Айвазовского - целая изобразительная энциклопедия моря.  Море запечатлено в разнообразнейших состояниях. 6000 картин, оставленных им. Изображение моря было единственным, что он умел и любил делать. Пытаясь писать обычные пейзажи, он получал более скромные результаты, а изображая человека, обнаруживал беспомощность.
Айвазовский и по сей день остается популярнейшим и любимейшим многими художником.

Эти  картины нашли широкий отклик в момент их появления и остаются до наших дней  самыми популярными  в русской живописи. Образ бушующей морской стихии волновал воображение многих русских поэтов.
Ярко отражено это в стихах Баратынского. Готовность к борьбе и вера в конечную победу звучат в его стихах:

Клокочет и ревет, и черные валы,
Идут, до неба восставая,
Бьют, гневно пенясь, в прибрежные скалы.
Волнуйся, восставай на каменные грани;
Он веселит меня, твой грозный, дикий рев,
Как зов к давно желанной брани,
Как мощного врага мне чем-то лестный гнев.

Нам пора возвращаться в детский сад.

Отрываем лепесток, загадываем желание, говорим слова:

- Лети, лети лепесток через запад на восток.

Через запад, через юг.

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли, быть по-нашему вели.

Хотим вернуться в детский сад.

Рефлексия:

1. Как зовут художника, картины которого мы с вами посмотрели?

2. Как называют художников, которые пишут морской пейзаж?

3. Назовите самую известную картину И. К. Айвазовского.

4. В каком городе родился И. К. Айвазовский, где он создал картинную галерею?

http://aivazovski.ru

http://aivazovski.ru/masterstvo2/

http://5sec.info/kartiny/kartina-ajvazovskogo-pushkin-u-morya/

http://yuliyakelidi.com/ajvazovskij-ivan-konstantinovich/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы по художественно-эстетическому развитию (Декоративное рисование) Тема Лошадки (по мотивам дымковской игрушки)

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы по художественно-эстетическому развитию (Декоративное рисование)Тема: Лошадки (по мотивам дымковской игрушки)...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми средней группы по художественно – эстетическому развитию с использованием здоровьесберегающей технологии Тема: «Дымковская игрушка»

Программное содержание:Закрепить знания о дымковских игрушках;закрепить навыки рисования элементов дымковской росписи (кружочки, точки, полоски, сетка, кольцо, волнистые дуги);закрепить умение детей с...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми младшей группы по художественно-эстетическому развитию. Коллективное рисование "Варенье для Ёжика"

Конспект НОД в младшей группе по рисованию с использованием ИКТ и любимой детьми младшего возраста технологии рисования пальчиками.Конкспект соответствует теме в КТП: "По грибы, по ягоды"...

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы по художественно эстетическому развитию. Спектакль «Заюшкина избушка»

Театрализованная игра появляется в определенный период и как бы вырастант из сюжетно-ролевой. Это происходит в тот момент, когда в более старшем возрасте не удовлетворяются  только воспроизведени...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми средней группы по художественно-эстетическому развитию «Фунтик в цирке»

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми средней группы по художественно-эстетическому развитию«Фунтик в цирке»Цель: познакомить детей с новой техникой изображения-...