Роспись Жостовского подноса (Нетрадиционная техника рисования - пальчиками"
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)

Дихтяр Виктория Александровна

Конспект открытого занятия в старшей группе "Нетрадиционые методы рисования".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_-_kopiya.docx19.95 КБ

Предварительный просмотр:


 Программное содержание:

  1. Продолжать знакомить детей с народным искусством на примере мастеров Жостова.
  2. Учить различать оттенки настроения в живописи и использование цвета как изобразительного средства.
  3. Закреплять умение вписывать узоры в силуэты жостовских подносов.
  4. Формировать чувство цвета при самостоятельном подборе красок и передаче колорита.
  5. Совершенствовать навыки использования не традиционной техники.
  6. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на красоту окружающей природы и искусства, уважительное отношение к труду народных мастеров.

Цели: 
-закрепление знаний детей о народных промыслах России; 
-знакомство с историей художественного промысла Жостово; 
-знакомство с разнообразием форм подносов и вариантов построения цветочных композиций; 
-развитие творческой и познавательной активности, фантазии, художественного вкуса. 

- закрепление использования не традиционной техники (пальчиками) в росписи жостовского подноса.
Задачи: 
1. Обучающая: научить детей выполнять несложные элементы «жостовского письма» и составлять узоры из этих элементов; 
2. Познавательная: познакомить детей с традициями и особенностями росписи данного народного промысла, с этапами работы над декоративной композицией; 
3. Развивающая: развивать умение писать «пальчиками», пользуясь разными приемами. 
4. Воспитывающая: воспитывать эстетическое отношение к предметам народного промысла, народному творчеству. 
Материал:

1. Гуашь разных цветов и оттенков;

2. Баночки с водой;

  1. Салфетки;

      4. Бумажные шаблоны подносов;

5.Видео материал;

6. Выставка жостовских подносов.

Предварительная работа: рассматривание подносов.

Художественный ряд: стихи о Жостове.

Методические приёмы: беседа, алгоритм последовательность росписи жостовкого подноса, рассматривание подносов.

Индивидуальная работа: помочь затрудняющимся советом, показом.

Словарная работа: композиция, замолёвок, блики, народные промыслы, Жостово, народные умельцы, подносы.

 Оформлена выставка жостовских подносов.


Ход занятия.

(Воспитатель вместе с детьми рассматривает жостовские подносы).

Воспитатель:

-Ребята, кок вы думаете, что такое Родина?

Дети:

-Это место, где мы живем.

Воспитатель:

-Да. Родина, это место, где человек родился, живет.

-Ребята, мы с вами сегодня поговорим о знаменитом Жостовском промысле. Недалеко от Москвы, среди широких раздолий Русской равнины, в очень живописном месте находится деревня Жостово. И хотя в округе много и других деревень и больше этой, и, возможно, красивее, но деревню Жостово знают все. И не только у нас в стране, но и за рубежом. А чем ребята знаменита наша деревня?

Дети:

-Жостовскими подносами.

Воспитатель:

-Посмотрите, какие подносы разнообразные. Ребята, чем они отличаются друг от друга?

Дети:

-Формой, размером, на подносах разный фон.

Воспитатель:

-Ребята, а что в основном мастера пишут на подносах?

Дети:

-Цветы. Букеты из цветов.

А какие цветы вы знаете?

Дети:

-Ромашки, пятилистники, розы….

Воспитатель загадывает загадки о цветах.

Колосится в поле рожь.

Там, во ржи, цветок найдёшь.

Ярко-синий и пушистый,

Только жаль, что не душистый. (Василёк)

       

       Стоят в лугах сестрички —

Золотой глазок, белые реснички. (Ромашки)

Эх, звоночки, синий цвет,

С язычком, а звону нет. (Колокольчики)

        Над лугом парашютики

Качаются на прутике. (Одуванчики)

Пробивается росток,

Удивительный цветок.

Из-под снега вырастает,

Солнце глянет — расцветает. (Подснежник)

 Цветик желто-золотистый,

Как цыпленочек, пушистый.

Сразу вянет от мороза

Наша неженка... (мимоза)

Посмотрите - у ограды

Расцвела царица сада.

Не тюльпан и не мимоза,

А в шипах красотка... (роза)

Воспитатель:

-Цветы прекрасны, но недолговечны. Они цветут в основном летом. Чтобы люди могли любоваться цветами круглый год, художники переносят их на подносы.

(Воспитатель читает стихотворение)

Вот жостовский черный изящный поднос

С букетом из лилий, пионов и роз.

В нем бликами летнее солнце играет,

Каймой золотой по краю сверкает.

Воспитатель:

-Ребята, у кого дома есть жостовские подносы и для чего они предназначены?

Дети:

-Висит на стене. Стоит самовар.

Воспитатель:

-Подносы можно использовать, как украшение интерьера, так и использовать в быту.

Сюрпризный момент:

Стук в двери. Воспитатель получает конверт из деревни «Жестово». В конверте письмо:

«Дорогие ребята! Мы в Жостове наслышаны о ваших талантах в изобразительном искусстве. И хотим обратиться к вам за помощью. У нас скопилось большое количество не расписанных подносов, а мастеров для росписи не хватает! Помогите пожалуйста нам расписать эти подносы. Заранее вам благодарны!»

Воспитатель:

Ну что ребята, поможем?

Дети: Да!

Воспитатель:

-создавая такую красоту, кажется, что художник работает быстро и легко. Но на самом деле жостовская роспись многослойная – один слой краски в строгой последовательности накладывается на другой. Один из этапов называется -«Замолёвка». Это изображение основного узора (нижний слой).

-Следующий этап – бликовка подчеркивает объем цветка, его форму (мы будем использовать белую краску). В завершении работы мы с вами как настоящие мастера сделаем окантовку нашего подноса, как раму у картины.

Перед началом вашей работы вам необходимо размять кисти рук и пальчики, потому что мы сегодня с вами будем использовать их вместо кисточек.

Физминутка “Цветки”.

Наши алые цветки, 
Распускают лепестки. 
Ветерок чуть дышит, 
Лепестки колышет. 
Наши алые цветки, 
Закрывают лепестки 
Головой качают, 
Тихо засыпают.

   Руки подняты вверх, пальцы собраны в кулаки 
  Медленно разгибаем пальцы из кулачков 
 Покачиваем кистями рук вправо влево

  Медленно сжимаем пальцы в кулачки 

  Покачивание кулачками вперёд - назад

Я вас приглашаю на свои рабочие места.

Дети садятся и приступают к работе. Воспитатель помогает тем, кто затрудняется.

Итог занятия.

Воспитатель: Какие вы все молодцы! Все старались! У вас у всех получились элементы росписи правильные, красивые. Давайте организуем выставку подносов по жостовскому промыслу.