Проектная деятельность "Радуга красок"
проект по рисованию (подготовительная группа)

Никишина Юлия Александровна

Использование нетрадиционной техники рисования - граттаж.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл проектная деятельность29.73 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад № 43 комбинированного вида»

Проектная деятельность

(использование нетрадиционной техники рисования – граттаж)

«Радуга красок».

      Тип проекта– групповой, ноябрь 2019 – февраль 2020гг.

       Разработал проект воспитатель группы: Никишина Ю.А.

Саранск

Введение

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: так как речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления.

Проблема формирования выразительного образа в рисунках дошкольников средствами нетрадиционных художественных техник определяется интересом к изучению особенностей детского изобразительного творчества и зависимостью его развития от владения детьми доступными художественными техниками изображения. В исследованиях Е.А. Флериной (1940), Н.П. Сакулиной, Т.С.Комаровой (1960), Р.Г.Казаковой, Т.Г.Казаковой (1970) вопросы развития детского изобразительного творчества в рисовании рассматривались в связи с усвоением детьми некоторых закономерностей рисунка и изобразительно – выразительных особенностей рисования в разных техниках: карандашами, красками гуашь и акварель и др.

  Делая в своих работах акцент на формирование двигательных умений и навыков, необходимых для рисования, Т.С.Комарова рекомендует включать в детское творчество различные художественные материалы и техники и обучать дошкольников способам работы с ними, пониманию их выразительных свойств.

  Эту её позицию разделяет И.Л.Голованова, результаты исследования которой показали, что использование различных художественных материалов в процессе обучения дошкольников изобразительной деятельности приводит к активизации их творческих способностей.

  В настоящее время использование этих материалов в изобразительном творчестве дошкольников может быть признано традиционным, так как широко описаны их техника и технология, разработаны методики освоения выразительных свойств этих материалов, они внедрены в широкую практику дошкольного обучения. На настоящем этапе задача активизация творческих способностей детей приводит к необходимости поиска новых способов художественного выражения. Однако к использованию в процессе обучения дошкольников изобразительной деятельности рекомендуется ограниченный круг художественных техник, что сдерживает активизацию творческих возможностей дошкольников и отрицательно сказывается на выразительности детских работ.

  Технику «граттаж» еще называют «цап-царапки» или «граффито». Рисунок выделяется путем процарапывания пером или острым инструментом по бумаге или картону, залитых тушью (чтобы не расплывалась надо немного добавить моющего средства или шампунь, всего несколько капель). Слово произошло от французского gratter — скрести, царапать, поэтому другое название техники — техника царапанья. Обычно использую плотную бумагу, закрашиваю гуашью. Можно взять цветной картон с готовым пёстрым рисунком, тогда можно ограничиться обычной восковой свечой (не цветной). Затем широкой кистью или губкой наносим на поверхность слой туши. Когда она высохнет, острым предметом — пластиковой вилкой, зубочисткой — процарапываем   на готовом фоне рисунок из тонких белых или цветных линий.

  Научная новизна и теоретическая значимость заключаются в том, что выявлены доступные овладению дошкольников нетрадиционные для дошкольного образовательного образования художественные техники, такие как: восковые мелки, рисунок зубочисткой, коллаж и т.д.; раскрыта зависимость между выразительным образом и техникой его исполнения, разработаны педагогические условия формирования выразительного образа средствами нетрадиционных художественных техник.

Цель - ознакомить детей с новыми возможностями художественной техники «граттаж», использование ее в работе с детьми.

  Исходя из этого были поставлены следующие задачи:

Обучающие

1.Формирование художественного мировосприятия.

2.Обогащение словарного запаса художественными терминами.

3.Формирование навыков обращения с изобразительным материалом:

- изучение свойств различных изобразительных материалов, способы использования и их выразительные возможности при создании рисунка, используя нетрадиционные техники рисования;

- овладение техническими приемами работы с различными материалами

- развивать творческие способности дошкольников; художественный вкус, чувство композиции;

4.Формирование художественной грамотности:

- ознакомление с культурой цвета, свойствами цвета;

- обучение рисованию по представлению (на основе накопленных знаний и опыта) и созданию самостоятельных изобразительных работ творческого характера.

Развивающие

1.Развитие познавательной активности, творческого мышления.

2.Развивать воображение, эстетической восприимчивости, мелкую моторику руки.

Воспитательные

1.Воспитание художественного вкуса.

2.Воспитывать усидчивость, точность, аккуратность.

3.Воспитание интереса к изобразительной творческой деятельности.

По доминирующей в проекте деятельности:творческий.

По предметно- содержательной области: интегративный.

По характеру контактов: воспитанники одной группы.

      По характеру координации:  непосредственный.

По продолжительности выполнения проекта: долгосрочный (4 месяца)

      По составу участников– групповой.

Моя работа над проектом  состоит из 3-х ЭТАПОВ:

I этап – предварительный:

Знакомлю детей с нетрадиционными методами рисования, рассказываю, что это такое, показываю работы, выполненные в данной технике.

Обращаю внимание, какие выразительные средства чаще всего применяются в данной технике.

(мониторинг  знаний детей,  анкетирование родителей, изучение литературы, подготовка материала и т.д.)

II этап – основной:

Сначала дети рисуют предметы, а в дальнейшем передают сюжеты. Объясняю детям, что любой рисунок лучше вести до конца одним движением, тогда она будет выразительной и чёткой.

В процессе своей работы я использую следующие методы и приемы:

методы обучения:

  • информационный;
  • исследовательский;
  • практический;

информационный метод включаются следующие приемы:

  • рассматривание;
  • наблюдение;
  • образец воспитателя;
  • показ воспитателя.

Словесный метод включает в себя:

  • беседу;
  • рассказ, искусствоведческий рассказ;
  • использование образцов педагога;
  • художественное слово.

Исследовательский метод направлен на развитие у детей не только самостоятельности, но и фантазии и творчества. Педагог предлагает самостоятельно выполнить не какую – либо часть, а всю работу.Творческие способности будут развиваться, если учитывать следующие условия:

1. Создание многообразия и богатства впечатлений, получаемых детьми в дошкольном учреждении и дома, в процессе систематических наблюдений, восприятия произведений изобразительного искусства.

2. Развитие атмосферы творчества (создание состояния «разбуженности» чувств, воображения.)

3. Побуждение детей к художественному творчеству постановкой интересных, разнообразных творческих заданий.

4. Мотивация задания.

5. Учет индивидуальных интересов, склонностей и способностей детей.

6. Создание эмоционально положительной обстановки в ходе художественно-продуктивной деятельности.

Целенаправленное руководство со стороны педагога способствует успешному развитию детского изобразительного творчества, в том числе при освоении техник изобразительной деятельности, которые дарят детям радость познания, творчества. Освоение многообразных техник изобразительной деятельности предоставляет возможность почувствовать свойства изобразительных материалов, способы использования и их выразительные возможности при создании рисунка.

Участники проекта: воспитанники старше – подготовительного  дошкольного возраста в общеразвивающей группе, воспитатель.

Материально-техническое оснащение: наглядные и дидактические пособия, книги, тематические папки, игры,  аудиозаписи, фотоаппарат, мультимедийное оборудование.

 Наличие теоретической базы

В своей работе я использую:

1.Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. /Казанова Р,Г, Сайганова Т.И., Седова Е.М.

2.Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. /Доронова Т.Н.

3.«Диагностика психологических особенностей дошкольника» /Урунтаева Г.А.

4.Потапова Е.В. Изобразительная деятельность и художественный труд с использованием современных материалов в ДОУ: учеб.-метод. пособие.

5.Сокольникова Н. М. «Энциклопедия прикладного творчества».

6.Занятия и игровые упражнения по художественному творчеству с детьми 7-14 лет. Ячменева. В.В.

7.«Изобразительное искусство 5 класс» поурочные планы В. С. Кузина.

Партнеры: взаимодействие с родителями.

Работа с родителями:

- беседы, рекомендации, информационные стенды;

- консультации «Художественно – эстетическое воспитание детей через нетрадиционные техники рисования», «Нетрадиционные техники изодеятельности в ДОУ».

- родительское собрание «Развитие творческих способностей детей посредством нетрадиционной техники «граттаж».

-выставка детских работ по окончанию проекта.

Ожидаемые результаты. Развитие интегративных качеств: сравнивают предметы, выделяя их особенности в художественно-изобразительных целях; плавно и ритмично изображают формообразующие линии; изображают предметы по памяти; используют цвет для создания различных образов; создают композиции на листах бумаги разной формы; передают настроение в творческой работе; используют разные приёмы нетрадиционного рисования; развёрнуто комментируют свою творческую работу;

Конечным результатом обучения считается умение: последовательно рисовать отдельные предметы, предметы природы; составлять композицию из предметов.

дата

Работа с детьми              

Работа с родителями  

Совершение

предметно-развивающей

 среды

ноябрь

2019

Изучение литературы по проблеме, создания плана работы.Подбор материала по темам.

Родительское собрание «Развитие творческих способностей детей посредством нетрадиционной техники «граттаж».

декабрь

2019

Знакомство детей с нетрадиционными видами рисования. Знакомлю детей с техникой рисования «граттаж»; рассказываю, что это такое, показываю работы, выполненные в данной технике. Обращаю внимание, какие выразительные средства чаще всего применяются: восковые мелки (свеча)+ гуашь+клейпва (жидкое мыло); зубочистки, одноразовые вилки и т.д.

Консультация:

«Нетрадиционные техники изодеятельности в ДОУ».

Январь - февраль

2019

1.«Зимняя ночь» (черно-белый граттаж). Учить передавать настроение тихой, зимней ночи. Упражнять в использовании таких средств выразительности, как линия, штрих (полукартон, свеча, кисть, гуашь, пва, зубочистки).

2.«Салют над городом» (цветной граттаж). Учить натирать лист картона воском, смешивать гуашь с жидким мылом и закрашиваем картон. Развиваем творческие способности, фантазию.

3.«Береза в снегу». Умение рисовать березу. Учить детей передавать заснеженность дерева. Развивать чувственное восприятие. Воспитывать эстетический вкус.

4.«Рыбки в аквариуме среди водорослей». Совершенствовать умение передавать в рисунке многообразие форм, фактуры. Воспитывать усидчивость, любовь к природе.

5.«Грустная осень». Обобщать знания детей о поздней осени. Учить изображать хмурую осень, пасмурное небо, сильный ветер, дождь, голые деревья. Развивать способность передавать колорит поздней осени, передавать настроение.

6.«Я в волшебном лесу». Развивать фантазию и творчество в рисовании нетрадиционной техникой выразительности образа леса. Развивать чувство композиции, колорита.

7.«По замыслу». Совершенствовать умение в свободном экспериментировании с материалами. Закреплять умение выбирать самостоятельно тему.

Консультация:

«Художественно – эстетическое воспитание детей через нетрадиционные техники рисования».

Выставка детских работ по окончанию проекта.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа "Магия красок"

исследовательская работа "Магия красок"...

Развлечение для старших дошкольников "Праздник красок".

Праздники, досуги, развлечения– важный фактор формирования маленького человека.  Взрослые не хотят жить без праздников, а уж дети – тем более. Через  звуки и движения ребёнок познаёт м...

Дидактическая игра для детей старшего и среднего дошкольного возраста на смешивание красок "КАКОЙ ЦВЕТ ПОЛУЧИТСЯ?"

Эта игра поможет вам в игровой форме закрепить знания детей о смешивании красок для получения новых цветов и оттенков.Эту игру я провожу на празднике "Вот и стали мы на год взрослее". Она проводиться ...

«Волшебный мир красок» (метод проектной деятельности)

Использованиенетрадиционных техникрисования в подготовительной группе...

Проектная деятельность в средней группе. "Мир красок"

План-карта проекта в средней группе № 3 "Акварельки" Тема проекта: " МИР КРАСОК"...

Проектная деятельность по ИЗО "Радуга красок"

Проетная деятельность по ИЗО "Радуга красок"...

«Тайна красок» творческая проектно-исследовательская работа

Актуальность работы состоит в том, чтобы проверить возможность изготовления красок в домашних условиях и убедиться в безопасности таких красок.Цель проекта: узнать, из каких веществ состоят краски, оп...