Конспект занятия с использованием нетрадиционной техники рисования в подготовительной группе. Тема: Осенняя берёзка.
материал по рисованию (подготовительная группа)

Белоусова Ирина Валерьевна

Конспект занятия с использованием нетрадиционной техники рисования в подготовительной группе

Технологическая карта

Тема: Осенняя берёзка.

Цель:Формировать представления о нетрадиционных техниках рисования, совершенствуя изобразительные умения и навыки.

Задачи:

Образовательные:Расширить представления детей об образе березы в поэзии, музыке, искусстве, детском изобразительном творчестве; учить передавать в рисунке характерные особенности березы (белый ствол с черными пятнами, тонкие изогнутые ветки, легкая крона), осеннюю окраску листвы; закрепить навыки рисования концом кисти тонких изогнутых линий.

Развивающие:Развивать плавность линий, зрительное внимание, зрительную память.

Воспитывающие:Воспитывать аккуратность усидчивость, неторопливость, воспитывать любовь к родной природе.

Группа:Подготовительная.

Предварительная работа: Рассматривание репродукций картин художников об осени, внесение их в уголок рисования. Наблюдение за осенней берёзой.

Образовательная область:Художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.

Место проведения: Группа.

Оборудование:Акварельные краски; кисть, альбомный лист, стаканчики с водой, пластилин, репродукции картин: И. Левитана «Березовая роща», «Золотая осень», И. Э Грабаря «Февральская лазурь», опорный рисунок-схема;аудиозапись  «Во поле береза стояла», «Разбросала косы русые берёза».

 

 

 

 

 

Ход занятия:

Этапы занятия

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Планируемые результаты

Вводная часть

Здравствуйте, ребята!

Какие прекрасные, согревающие улыбки у вас на лице! А что нас ещё согревает и улучшает наше настроение?

Давайте представим, что наши руки – это солнечные лучики, коснёмся друг друга и подарим тепло своим друзьям.

Ребята кто-то бросил к нам в окошко,

Посмотрите письмецо.

Может, это лучик солнца,

Что щекочет нам лицо?

Может это воробьёнок?

Пролетая обронил?

Ребята хотите узнать, кто нам написал письмо?

«Здравствуйте ребята! В нашей Академии художеств, скоро пройдёт выставка рисунков. Приглашаем вас принять участие в нашей выставке».

С уважением художник «Кисточкин».

Ребята вы хотите, принять участие в выставке?

Здравствуйте!

 

Солнышко!

Передают «тепло» друг другу.

 

Рассматривают конверт.

 

Думают, кто мог прислать письмо.

 

Хотим!

 

Читают письмо.

 

 

Очень хотим.

 

 

Формулировать цель деятельности на уроке с помощью воспитателя.

 

 

 

Определять последовательность действий на уроке.

Основная часть

А вот что мы будем рисовать, нам художник «Кисточкин» предлагает отгадать загадку.

Клейкие почки,

Зеленые листочки,

С белой корой

Стоит под горой.

А как вы догадались, что это береза?


Ребята, а где можно увидеть березу?

Как называется лес, где растут одни березы?
 

Береза – символ красоты русской природы, символ России. Берёзу очень любят и называют её «Русской красавицей», Россию издавна называли берёзовым краем. Береста - это защитный слой дерева. Она защищает от воды и вредных воздействий человека.  В белой коре есть черные черточки. Они называются чечевички, через них береза дышит.

Ребята, а вы знаете, что делают из берёзы и чем она полезна человеку?

1. В древности люди писали на коре, она заменяла бумагу.

2. В годы войны пекли из коры хлеб.

3. Из березовой коры делали сумки, сосуды для питья, плели лапти, лукошки и туески для ягод и грибов, лапти, шкатулки.

4. Из веток делают метлы, из древесины фанеру, мебель, прочные лыжи.

5. Из  древесины берёзы получают медицинский активированный уголь и деготь. Используют и березовый гриб – чагу.

6. Березовые веники заряжают бодростью, прибавляют сил и здоровья.

5. В березовом лесу в грибную пору растут подберезовики, а если есть еще и сосны, можно встретить целые семьи лисичек.

6. Из молодых листьев заваривают чай, он лечебный.

7. Березовыми листьями красят на Пасху яйца.

8. Дегтярное мыло помогает при кожных заболеваниях.

Берёзка воспета в поэзии, музыке, живописи.

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой…

С. Есенин

Многие художники изображали березку на своих полотнах. Показ картин: И. Левитан, «Золотая осень», «Березовая роща». И. Грабарь «Февральская лазурь»,

Давайте и мы с вами подарим березке красивое слово или сравним с чем-то прекрасным. Какая она, наша березка?

 

Пальчиковая гимнастика

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем листья собирать.

Листья  берёзы,

Листья  рябины,

Листья  тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберём,

Маме осенний букет принесём.

 

Много мы сегодня узнали о нашей русской красавице, которую поэты воспевают в стихотворениях, художники в картинах, в музыке. А сейчас нарисуем нашу березку.

Давайте вспомним, с чего мы начинаем рисовать дерево?

 

 Как рисуем ствол дерева?

 

Скажите, а чем отличается берёза от других деревьев?

Посмотрите, ствол у берёзы тонкий. Ствол рисуется сверху вниз двумя линиями, вверху не соединяется. Прорисовываем кончиком кисти чёрные пятна.

А какие у берёзы ветви прямые или изогнутые?

Ветви берёзки тонкие, плакучие. Посмотрите, как мы будем рисовать изогнутые ветви. От ствола вверх,  закругляем и вниз. Рисуем так же кончиком кисти.

Так как мы с вами рисуем березку «осеннюю» нам не хватает листопада. Для этого у нас на столах лежит пластилин трех цветов (желтый,оранжевый, красный).Чтобы у нас получились листочки, необходимо пальчиками отщипывать маленькие кусочки пластилина и украсить нашу березку опавшей листвой.

 

 

Отгадывают загадку.

 

 

Берёза.

У неё белая кора (белый ствол).

В лесу, на поляне, около дома.

Берёзовая роща.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушают и запоминают факты о берёзе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушают стихотворение Сергея Александровича Есенина.

 

 

 

 

 

 

Рассматривают картины И. Левитана, И. Грабаря.

 

Белоствольная,Кудрявая,Стройная, Гибкая, Русская, Золотая,Весенняя, Серебристая, Изумрудная.

 

 

Выполняют пальчиковую гимнастику.

 

 

 

 

 

 

 

 

Начинаем рисовать со ствола.

Ствол дерева начинаем рисовать сверху вниз.

Ствол белый с чёрными пятнами.

 

 

Ветви у берёзы изогнутые.

 

 

 

 

Украшают берёзу яркими листочками из пластилина.

 

Расширить представления детей об образе березы в поэзии, музыке, искусстве, детском изобразительном творчестве.

 

 

 

Учить передавать в рисунке характерные особенности березы (белый ствол с черными пятнами, тонкие изогнутые ветки, легкая крона), осеннюю окраску листвы.

 

 

 

 

 

 

 Закрепить навыки рисования концом кисти тонких изогнутых линий.

 

 

 

 

 

 

 

 

Развивать плавность линий, зрительное внимание, зрительную память.

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитывать аккуратность усидчивость, неторопливость, воспитывать любовь к родной природе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Способствовать развитию творческих способностей.

Заключительная часть

Вы только посмотрите, какая красота! Вы создали такие прекрасные кроны, нарисовали необыкновенные березы. Береза – очень красивое ценное дерево, поэтому мы должны беречь и заботиться о ней.

Как мы можем помочь сберечь нашу красавицу березу?

Что нового вы сегодня узнали?

А что хотели бы еще узнать?

Каждый день я вижу

Березку из окна,

И нет подружки ближе,

Милее, чем она!

 

Любуются своими работами.

 

Ответы детей.

Интересные факты о берёзе.

 

Приводят рабочие места в порядок.

 

 

Умение контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.