Рабочая программа по рисованию
рабочая программа по рисованию

Рабочая программа по рисованию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab_programma_risovanie2-_3_goda.docx53.33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение – детский сад «Солнышко»

                                

Согласовано  на заседании педагогического                                         Утверждено

                                                                                                                    приказом  заведующего по                                              

совета МАДОУ детского сада «Солнышко»                                         МАДОУ  детскому саду        

                                                                                                                    «Солнышко»

протокол № 1_от «30» августа 2018  г.                                                №  105 от «30» сентября 2018 г.

РАБОЧАЯПРОГРАММА

Образовательная область

«Художественно-эстетическое развитие»

Модуль «Рисование»  

(группа раннего возраста , первый год обучения)

 

на 2018 – 2019 учебный год

Разработчики: Кондраченко И.И.,

воспитатель 1 квалификационной категории

.

п. Коврово

2018г.

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание разделов

Страницы

1. Пояснительная записка

2. Планируемые результаты освоения модуля

2.1. Обязательная часть программы дошкольного образования («Детство» / под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой)
2.2. Часть программы, формируемой участниками образовательных отношений (Программа по художественному воспитанию, обучению и развития детей  2-7 лет «Цветные ладошки» И.А. Лыковой  для детей дошкольного возраста).
3. Содержание модуля

3.1. Обязательная часть программы дошкольного образования («Детство» / под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой)
3.2. Часть программы, формируемой участниками образовательных отношений (Программа по художественному воспитанию, обучению и развития детей  2-7 лет «Цветные ладошки» И.А. Лыковой  для детей дошкольного возраста).

4.  Календарно-тематическое планирование

4.1. Обязательная часть программы дошкольного образования («Детство» / под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой)
4.2. Часть программы, формируемой участниками образовательных отношений (Программа по художественному воспитанию, обучению и развития детей  2-7 лет «Цветные ладошки» И.А. Лыковой  для детей дошкольного возраста).

5. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности

3

3

4

4

4

5

5

6

7

1.Пояснительная записка

Рабочая программа (далее - Программа) по «Рисованию»  для детей 2-3 лет является составной частью основной образовательной программы дошкольного образования МАДОУ детский сад «Солнышко», и составлена на основе использования образовательной программы  дошкольного образования «Детство» / под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой, программы художественного воспитания, обучения и развития детей  2-7 лет «Цветные ладошки» И.А.Лыковой  для детей дошкольного возраста, в соответствии с  Федеральным законом  от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования на основании Приказа Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384).

Обязательная часть программы дошкольного образования

(«Детство» / под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой)

Цели: Формировать художественное мышление   через различные способы рисования.

Задачи: 

Задачи образовательной деятельности

1.Вызвать интерес и воспитывать желание участвовать в образовательных ситуациях и играх эстетической направленности, рисовать, лепить совместно со взрослым и самостоятельно.

2.Развивать эмоциональный отклик детей на отдельные эстетические свойства и качества предметов (в процессе рассматривания игрушек, природных объектов, предметов быта, произведений искусства).

3.Формировать умения создавать (в совместной с педагогом деятельности и самостоятельно) несложные изображения в рисовании, лепке, аппликации, конструировании, ассоциировать изображение с предметами окружающего мира, принимать замысел, предложенный взрослым, создавать изображение по принятому замыслу.

4. Активизировать освоение изобразительных материалов, инструментов (их возможностей и правил использования), поддерживать экспериментирование с ними, развивать технические умения, зрительно-моторную координацию, моторные характеристики и формообразующие умения.

Часть программы, формируемой участниками образовательных отношений

(Программа по художественному воспитанию, обучению и развития детей  2-7 лет «Цветные ладошки» И.А. Лыковой  для детей дошкольного возраста)

Цель: развитие художественно-творческих способностей, фантазии, воображения детей 2-3 лет средствами нетрадиционного рисования.

Задачи:

- Формировать способы зрительного и тактильного обследования хорошо знакомых предметов для уточнения представлений о внешнем виде игрушек, предметов посуды , одежды, скульптуры малых форм..

- Знакомить детей с народной игрушкой (филимоновской, дымковской, семѐновской, богородской) для обогащения зрительных впечатлений и показа условно-обобщѐнной трактовки художественных образов. - Учить детей находить связь между предметами и явлениями окружающего мира и их изображениями в рисунке, лепке, аппликации. Учить «входить в образ».

- Знакомить с книжной графикой на примере творчества известных мастеров детской книги - Васнецова Ю., Елисеева А., Рачева Е., Репкина П.

- Организовывать наблюдения в природе и в ближайшем окружении для обогащения  представлений детей о внешнем виде хорошо знакомых объектов, а также для уточнения зрительного впечатлений ( «Листочки летят и падают на землю», , «Облака плывут по небу»)

- Видеть «след», оставленный на бумаге карандашом или фломастером, и понимать, что образ реального предмета;

- Правильно держать карандаш, фломастер, ручку и оставлять «следы» на бумаге;

-Знать назначение красок и кисти, понимать, что это взаимосвязанные предметы, знать особенности(«правила») пользования кистью :правильно держать кисть, смачивать, набирать краску, вести по ворсу, промывать, просушивать, ставить кисть в стаканчик или на подставку, не оставлять в банке с водой; не  пачкать краски;

- Видеть границы листа бумаги, страницы в книжке – раскраске и контуры силуэтного рисунка; рисовать и раскрашивать  в пределах этих границ;

- Отображать свои представления  и впечатления об окружающем мире доступными графическими  и живописными средствами;

-Рисовать карандашами и фломастерами–проводить линии (вертикальные, горизонтальные, волнистые, кривые) и замыкать их в формы (округлые и прямоугольные),  создавая тем самым выразительные образы;

- Сопровождать движения карандаша (кисти) словами (например: «Дождик , чаще –кап-кап-кап!», «Бегут ножки по дорожке – топ-топ-топ!»)

2. Планируемые результаты освоения модуля

2.1. Обязательная часть программы дошкольного образования

(«Детство» / под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой)

К трем годам: охотно  участвует  в  ситуациях  эстетической направленности.    Есть    любимые    книги, изобразительные материалы; эмоционально откликается на   интересные образы,    радуется    красивому    предмету, рисунку; с увлечением рассматривает предметы   народных   промыслов,   игрушки, иллюстрации; создает  простейшие  изображения  на  основе простых форм; передает сходство с реальными предметами; принимает  участие  в  создании  совместных композиций, испытывает совместные эмоциональные переживания.

2.2. Часть программы, формируемой участниками образовательных отношений

(Программа по художественному воспитанию, обучению и развития детей  2-7 лет «Цветные ладошки» И.А. Лыковой  для детей дошкольного возраста)

К трем годам: дети научаться рисовать предметы, состоящие из линий, проведенных в различных направлениях, и различных сочетаний линий; изображать различные предметы округлой и прямоугольной формы и предметы округлой, состоящие из частей и прямоугольной формы; передавать простые сюжеты, объединяя несколько изображений; аккуратно пользоваться изобразительными материалами (карандашами, красками, кистью).

3. Содержание образовательной деятельности программы

3.1. Обязательная часть программы дошкольного образования

(«Детство» / под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой)

 Активизация интереса к красивым игрушкам, нарядным предметам быта, одежде, интересным природным явлениям и объектам; побуждение обращать внимание на разнообразие сенсорных признаков объектов, явлений.

Знакомство на конкретных примерах с народным искусством: глиняными игрушками, игрушками из соломы и дерева, предметами быта и одежды; скульптурой малых форм; с детскими книгами (иллюстрации художников Ю. Васнецова, В. Сутеева, Е. Чарушина); с близкими детскому опыту живописными образами. Формирование образа человека - мастера как создателя народных игрушек, иллюстраций в книгах, картин.

Развитие умений узнавать в изображении знакомые предметы, объекты, явления, называть их; умений их внимательно рассматривать; эмоционально откликаться на некоторые средства выразительности: ритм пятен и линий, яркость цвета; выделять простые элементы росписи народных промыслов, декора игрушек; передавать собственное отношение к образам в мимике, жестах. Поддержка высказывания детей своих предпочтений в выборе книг, игрушек. Совместное со взрослым обыгрывание народных игрушек, нарядных предметов.

Поддержка стремления создавать в разных видах деятельности изображения предметов и событий, умения принять тему, предложенную педагогом. Создание простых изображений по близкой к личному опыту тематике. Постепенный переход детей от подражания и повторения за взрослым к самостоятельному созданию изображения.

  • рисовании: развитие умений ритмично наносить линии, штрихи, пятна. Знакомство со способами изображения простых предметов, проведения разных прямых линий, в разных направлениях; способами создания предметов разной формы, комбинации разных форм и линий. Способы создания изображения: на основе дуги, изображение игрушек на основе округлый и вытянутых форм.

  • предметном изображении: развитие умений передавать общие признаки и некоторые характерные детали предметов, относительное сходство по форме, цвету; выделять главное цветом, расположением, размером. В сюжетном изображении: создавать изображение на всем листе, стремиться отображать линию горизонта, строить простейшую композицию. В декоративном изображении: умения видеть предметную и геометрическую форму, строить на ней нарядный узор при помощи ритма и чередования форм, цветных пятен; передавать элементами декоративного узора прямые пересекающие линии, точки, круги, мазки, чередование элементов, пятен; украшать дымковскими узорами силуэты игрушек, вырезанных взрослыми.

Умения подбирать цвета (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный), соответствующие изображаемому предмету, создавать изображение с использованием 1, 2 и нескольких цветов.

Продолжение освоения некоторых изобразительных материалов. Умения правильно держать карандаш, кисть, регулировать силу нажима, аккуратно набирать краску на кисть, снимать лишнюю краску, промывать кисть и использует салфетку; поддерживает свободное движение кисти во время рисования. Принятие правильной непринужденной позы в процессе деятельности.

3.2.  Часть, формируемая участниками образовательных отношений

(Программа по художественному воспитанию, обучению и развития детей  2-7 лет «Цветные ладошки» И.А. Лыковой  для детей дошкольного возраста)

Работа с различными инструментами, материалами, изготовлению рисунков с использованием различных художественных техник:

Рисование «Нетрадиционной техникой рисования». Показать детям возможность получения изображения с помощью отпечатков ладошек, тампонов, пробок, пальчиками.

Знакомство с «Книжной графикой» учить рассматривать картинки в детских книжках на примере творчества известных мастеров детской книги - Васнецова Ю., Елисеева А., Рачева Е., Репкина П. Вызывать интерес к книжной графике.

Рисование декоративное. Знакомство с народными промыслами.

Рисование простых сюжетов. Научить детей в рисунках передавать красоту окружающего мира.                                   

Раскрашивание в книжках-раскрасках Учить раскрашивать контурных картинок в книжках-раскрасках. Продолжать учить рисовать кистью. Создать интерес к «оживлению» персонажа и расцвечиванию

4. Календарно-тематическое планирование

4.1. Обязательная часть программы дошкольного образования «Детство» / под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой

Таблица 1.

п/п

Раздел, тема

Кол-во

часов

                                         Раздел рисование карандашом

2

Тема: «Травка для зайчат».

Цель : учить рисовать травку короткими штрихами , побуждать свободно располагать штрихи на всей поверхности листа; познакомить с зеленым цветом.

1

Тема: «Мышонок в норке»

 Цели: продолжить учить пользоваться карандашом, закрашивать, готовое графическое изображение на бумаге, регулировать силу нажима, воспитывать  интерес к продуктивной деятельности.

1

Раздел «Сюжетное рисование»

1

Тема:  «Зимний узор на окнах  детского сада»

Цели:  Продолжить учить детей   правильно держать карандаш,                                                                                        закреплять    приобретенные ранее навыки  рисования,                                                                закреплять знание цветов (синий, белый),                                                                                       продолжать формировать интерес к рисованию.

1

Раздел «Предметное рисование»

3

Тема: «Рельсы для игрушечной железной дороги»

Цели: Учить проводить прямые линии (короткие  и длинные), правильно пользоваться краской. Воспитывать отзывчивость и доброту 

1

Тема: « Вот такой лучок растет у нас на окошке».

Цель: Учить рисовать вертикальные линии разной длины, двигая кисть по ворсу, учить ориентироваться на листе бумаги

1

Тема: «У нас растет цветок»

Цели: Учить рисовать вертикальные линии разной длины, двигая кисть по ворсу, учить ориентироваться на листе бумаги, развивать интерес к рисованию                                                                                                                                                                                                                                                                                            

 

1

Раздел «Декоративное рисование»

1

Тема: «Красивые  тарелочки» (декоративное рисование)

Цели: Учить  украшать предметы круглой формы с помощью приема  примакивания кистью , располагая изображение по всей форме.

1

Раздел «Нетрадиционная техника рисования»

2

8

Тема: “Зернышки для цыплят ”

Цели: Продолжать учить детей рисовать точки пальчиками, упражнять в порядковом счете до трех, воспитывать отзывчивость и доброту.

1

9

Тема:  «Ветка рябины для снегирей»

Цели: Вызвать интерес к изображению. Показать, как набирать краску на тампон, слегка отживая её о край блюдца и ударом тампона оставлять красное пятно на бумаге. Воспитывать отзывчивость и доброту

1

Всего

9

4.2. Часть, формируемая участниками образовательных отношений

(Программа по художественному воспитанию, обучению и развития детей  2-7 лет «Цветные ладошки» И.А. Лыковой  для детей дошкольного возраста)

Таблица 2.

п/п

Раздел, тема

Кол-во

часов

Раздел «Книжная графика»

1

Тема: «Весёлые картинки (потешки)»

Цель: Вызвать интерес к рассматриванию картинок в детских книжках. Знакомить с книжной графикой. Развивать эстетическое восприятие.

1

                                         Раздел рисование карандашом

1

Тема: « Вот ёжик – ни головы, ни ножек!»

Цель: Вовлекать в сотворчество с педагогом и др. детьми: рисовать иголки – вертикальные линии, дополняя созданный педагогом образ ёжика. Учить наблюдать за творческой работой педагога и действовать по подражанию.

1

Раздел «Нетрадиционная техника рисования»

3

 Тема: «Листочки танцуют»

Цель: Освоение техники рисования кисточкой (промывание, набирание краски, примакивание). Рисование осенних листьев- отпечатки на голубом фоне (небе). Развитие чувства цвета и ритма.  

1

Тема: Праздничная елочка (коллективная композиция)

Цель: Рисование праздничной елочки в сотворчестве с педагогом и другими детьми: проведение кистью прямых линий – «веток» от «ствола».

1

 Тема: «Вот какие у нас птички!»

Цель: Показать детям возможность получения изображения с помощью отпечатков ладошек. Вызывать яркий эмоциональный отклик на необычный способ рисования. Подвести к пониманию связи между формой ладошки и отпечатком – красочным силуэтом         

        

1

                                Раздел «Сюжетное рисование»

3

6

Тема: «Дождик, чаще, кап-кап-кап!»

Цель: Учить изображать тучу и дождь пальчиками или ватными палочками (по выбору педагога и детей). Знакомить с синим цветом. Воспитывать интерес к познанию   природы.

1

7

Тема: «Снежок порхает, кружится»

Цель: Учить создавать образ снегопада. Закрепить умение рисовать пятнышки ватными палочками и пальчиками. Познакомить с новыми приёмами пальчиковой техники. Познакомить с белым цветом.

1

8

 Тема: «Вот какие у нас сосульки!»

Цель: Вызвать интерес к изображению сосулек. Учить проводить вертикальные линии разной длины. Воспитывать интерес к природе.

1

                                    Раскрашивание в книжках-раскрасках

1

9

Тема: «Угощайся ,зайка»

Цель: Познакомить детей с новым видом рисования – раскрашиванием контурных картинок  в книжках-раскрасках. Продолжать учить рисовать кистью. Создать интерес к «оживлению» персонажа и расцвечиванию картинки

1

Всего

9

5. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности.

№ п\п

Наименование

Имеется в наличии

(количество)

Оборудование  

1.

Ноутбук LENOVO

1

2

Экран IQ Board

1

3

Проектор EPSON

1

4

Музыкальный центр Sony

1

6

Мольберт

2

7

Детский планшет

1

Мебель

Столы

4

Стулья

21

Стенка игровая

1

Шкаф для пособий

1

Стул офисный

1

Стол для воспитателя

1

5.1. Список литературы

  1. Детство: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др.  – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017 г.
  2. Планирование и организация образовательного процесса дошкольного учреждения по примерной основной общеобразовательной программе «Детство»: учеб.-метод. пособие. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017 г.
  3. Н.Н  Леонова  « Художественное творчество. Освоение содержания образовательной области по программе "Детство": планирование, конспекты. Первая младшая. Издательство:

Учитель г. Волгоград, год издания: 2014 г.

4. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст. 2015 г.

Интернет ресурсы

https://www.maam.ru                                                                                                                                                                     https://infourok.ru                                                                                                                                         https://nsportal.ru                                                                                                                                    www.doshkolnik.ru                                                                                                                            www.vospitatel-dou.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по рисованию.

План работы по рисованию...

Рабочая программа по рисованию (нетрадиционные техники) для детей 5-7 лет "Волшебные краски"

Важное условие развития детского изобразительного творчества - овладение навыками и умениями, усвоение знаний о разнообразных материалах, используемых на занятиях по изобразительной деятельности, обог...

Рабочая программа по рисованию в старшей группе ДОУ

Пояснительная записка к рабочей программе по рисованию в старшей группеХудожественно-эстетическое. Рисование. Пояснительная записка. Старшая группа.Рабочая программа по рисованию в старшей группе, раз...