Совместная образовательная деятельность по художественно – эстетическому развитию с использованием ИКТ Тема: «Одуванчиковое поле" старший дошкольный возраст
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)

 ставчикова марина васильевна

Совместная образовательная деятельность

воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста

 

по художественно – эстетическому развитию

с использованием информационно – коммуникативных технологий

 

 

Тема: «Одуванчиковое поле»

(нетрадиционная техника рисования кляксография:

«выдувание акварели через трубочку»

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ссылка на сайт29.41 КБ

Предварительный просмотр:

Совместная образовательная деятельность

воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста

по художественно – эстетическому развитию

с использованием информационно – коммуникативных технологий

Тема: «Одуванчиковое поле» 

(нетрадиционная техника рисования кляксография:

«выдувание акварели через трубочку»

                         

Тема: «Одуванчиковое поле» 

Цель:

  • Продолжать учить детей использовать разные техники рисования: кляксография «выдувание акварели через трубочку».
  • Учить выделять в картинах изобразительные средства: колорит и композицию.
  • Уточнить знания детей о лекарственных растениях родного края.
  • Выявить простейшие причинно – следственные связи.
  • Расширения и активизация словаря детей, совершенствование грамматического строя речи.
  • Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту природы, формировать эстетический вкус.

Предварительная работа:

Рассматривание репродукции картин известных художников И.Левитана,

В. Пивень. Чтение произведений художественной литературы: Пришвина, Сладкова.

Материал к занятию:

  • Коллаж: «Весна»
  • Ватные шарики для упражнения

на развитие речевого дыхания.

  • Видеофильм о одуванчиках.
  • Мультемедийный сенсорный дисплей со встроенным ноутбуком.
  • Акварель, коктейльные трубочки.

Методы и приемы:

  • словесный (рассказ воспитателя, беседы, чтение художественной литературы)
  • наглядные (демонстрация слайдов репродукций известных художников, иллюстрации)

Воспитатель:

    Шла по городу весна, 

Кошелёк несла она. 
   Краски яркие и кисти 
       Нужно было ей купить. 
     Приоткрыла кошелёк, 
             А монетки скок, скок, скок! 
     Раскатились, убежали, 
 Одуванчиками стали.

– Скажите, ребята, о каком времени года идёт речь в стихотворении, какие изменения в природе происходят весной? 

Воспитатель: Сейчас я предлагаю вам поговорить о, пожалуй, самом солнечном цветке-первоцвете – одуванчике. Рассказывают, что первые солнечные цветы выпали из жёлтой косынки весёлой девушки по имени Отдуваночка – так селяне называли её за добрый нрав и талант «отдуть» от человека любую печаль. Но это, конечно же, всего лишь легенда. Одуванчик не только красивое, но и полезное растение. Если его попробовать на вкус - он горький, но эта горечь не вредная. Из одуванчика варят варенье, готовят салат…. В некоторых странах его специально сажают в огороде. Одуванчик- лекарственное растение, в нем содержится много витаминов. Для лечения кашля и улучшения аппетита используют листья и корни одуванчика. К одуванчикам любят прилетать пчелы, шмели и бабочки. Они едят одуванчиковый сладкий нектар. А пчелы потом из него делают одуванчиковый мед – густой и ароматный. Дети и взрослые плетут из одуванчиков веночки. Художники то же очень любят рисовать эти цветы. 

(Показ репродукций с использованием интерактивного

мультисенсорного дисплей)

Воспитатель: Посмотрите на репродукцию картины Исаака Левитана, которая называется «Одуванчики». Скажите, в каком жанре она написана? (Натюрморт). Эта картина написана масляными красками в 1889 году. 
Воспитатель:  Ребята, что вы на ней видите?  (ответы детей)

Предлагаю вам внимательно посмотреть на картину. Может, вы услышите, о чем думают цветы. А поможет вам произведение Фредерика Шопена, (Ф. Шопен «Весеннее настроение»). 
Воспитатель:  И какое же настроение у одуванчиков? Почему вы так думаете? (Ответы детей)

Может, кто-то из вас, ребята, попробует передать словами то, о чем думают цветы? (Ответы детей)
Воспитатель:  вот ещё одна репродукция картины. Её автор Владимира Пивень. Она тоже написана масляными красками. В каком жанре написана эта картина?  (Ответы детей: Пейзаж).

  Внимательно посмотрите на картину, (звучит «Шутка» Баха, дети рассматривают репродукцию. 

Воспитатель:  Как бы вы её назвали? Почему?  (ответы детей)

Автор назвал картину «Поле одуванчиков». Какое желание возникает у вас, когда вы смотрите на картину?  (ответы детей)
– Давайте представим себе, что мы оказались на лугу, где много одуванчиков.                                                                                      

                                           ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «Одуванчики» 
Одуванчик, одуванчик!

                                                               (Приседают, потом медленно поднимаются)

Стебель тоненький, как пальчик.

Если ветер быстрый-быстрый

                                                           (Разбегаются в разные стороны)

На поляну налетит,

Все вокруг зашелестит.

                                                                  (Говорят «ш-ш-ш-ш-ш»)

Одуванчика тычинки

Разлетятся хороводом

                                                        (Берутся за руки и идут по кругу)

И сольются с небосводом.

Воспитатель: Молодцы! Садитесь на свои места и послушайте стихотворение: 
Солнцем вспыхнули цветочки, 
В парке солнечный ковёр, 
В жёлтых шляпках их головки, 
А над ними много пчёл! 
В изумрудной, новой травке, 
Солнца капельки горят. 
Посмотрите! Будто в сказке! 
Одуванчиков отряд!

Воспитатель:  С чем сравнивает цветы автор?  (ответы детей)

Скажите, а какая картина из увиденных вам больше понравилась и почему? (Ответы детей). 
Воспитатель: Да, ребята, несомненно одуванчики являются одними из самых любимых первых весенних цветов. Их яркий солнечный цвет и неповторимый аромат создаёт ощущение тепла, света радости. Кажется, что тысячи солнышек спустились на землю, на поля, луга, лужайки возле домов, обочины дорог и, как говорится в старинной легенде, все печали улетучиваются. Но не всегда одуванчики желтые, похожие на солнышко. Проходит время, и желтые лепестки сменяют белые пушинки.

Золотой и молодой

    За неделю стал седой.

А денечка через два

                                                       Облысела голова.

Воспитатель:  Белые пушинки - это семена. Дует ветер, разлетаются семена далеко-далеко в разные стороны. Падают на землю и прорастают. Появляются новые цветы.

                     

Дыхательное упражнение «Подуй на одуванчик»

Дети дуют на ватку - «одуванчик», с разной силой не раздувая щек.

      В яркий солнечный денек

      Золотой расцвел цветок.

      Дует легкий ветерок –

      Закачался наш цветок.

                          Сильный ветер дует –

                          Лепестки волнует.

                          Белым шариком пушистым

                           Красовался в поле чистом.

                                                  На него подуй слегка,

Был цветок – и нет цветка.

                                                  Лепестки волнует.

Воспитатель: На зеленой траве желтые одуванчики очень красивы. Хоть их и много, но не стоит их срывать. Одуванчики не будут стоять в вазе, они сразу поникнут. А венок из одуванчиков быстро потеряет свою красоту.  Об этом рассказывается в стихотворении «Цветок». Послушайте:

                                               В. Викторов «Цветок»

                                                           Цветок на лугу

   Я сорвал на бегу.

                                                           Сорвал,

                                                           А зачем –

      Объяснить не могу.

                                                           В стакане

                Он день постоял и  завял.

                             А сколько бы он на лугу постоял.

Давайте не будем срывать одуванчики и сохраним красоту. Да и пчелки нам спасибо скажут, что сберегли для них цветы.
                                                               ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 

Воспитатель: Я предлагаю вам на время стать художниками и тоже создать картину в технике выдувание «Одуванчиковое поле». Но прежде, чем мы приступим к работе, давайте подготовим наши пальчики.

                                     

                                       Пальчиковая гимнастика «Цветок»

Одуванчик вырос на поляне,

                                                                Соединить руки, изображая «бутон».

Утром весенним раскрыл лепестки.

                                                                 Раскрыть руки, разжать пальцы.

Всем лепесткам красоту и питание

                                              В ритм словам раздвигать и вновь соединять пальцы.

Дружно дают под землей корешки!

                          Соединить руки тыльными сторонами, пошевелить пальчиками – «корешками».

Вечер. Желтые цветки закрывают лепестки.

                                                                 Плотно сжать переплетенные пальцы.

Тихо засыпают, головки опускают.

                                                              Положить руки на колени.

Воспитатель: Теперь мы готовы к работе, и можем продолжать. Рисовать мы будем с помощью трубочки и пальцев. Давайте вспомним технику рисования «выдувание» (Дети проговаривают приемы выдувания рисунка через трубочку Наносим пятно краски белого цвета (сделать капельку), направить нижний конец трубочки к пятну так, чтобы её конец не касался ни пятна, ни бумаги и с усилием раздуть краску. При этом надо стараться, чтобы краска устремлялась вверх, так, как веточки у деревьев тянуться вверх, к солнышку, они могут пересекаться, сливаться, а лист бумаги можно поворачивать, чтобы равномерно раздувать краску в разных направлениях). Правильно.  В начале мы рисуем стебелек и листья пальчиком, а цветок выдуваем. Можно приступать к творчеству.
Воспитатель:  Предлагаю объединить наши рисунки в поле одуванчиков (дети на доске с помощью магнитов крепят свои рисунки, рассматривают, воспитатель оценивает каждую работу).

Вам нравится наше одуванчиковое поле? (ответы детей). Отлично.          

                               Стали краски вдруг –  цветами,

                               Озарили все вокруг!

                               В новом желтом сарафане

                               Одуванчиковый луг.

 Наше занятие подходит к концу, и в заключение я хотела бы взять у вас небольшое интервью, как у настоящих известных художников. 
– Вам понравилось наше занятие? (ответы детей).
– Что больше всего запомнилось? (ответы детей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (рисование) для детей раннего дошкольного возраста Тема: «Зернышки для птичек»

Программное содержание:Учить детей правильно держать кисть, набирать краску, рисовать ею легко касаясь кончиком кисти листа бумагиЗнакомить детей с краской коричневого цвета.Развивать интерес к изобра...

Конспект непосредственно образовательной деятельности образовательная область «Художественно- эстетическое развитие» с использованием здоровье сберегающей технологии для детей младшего дошкольного возраста «Страна волшебных слов»

-Развивать умение с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать небольшие сценки.-Развивать умение смотреть и анализировать поступки других людей по иллюстрациям, следить за развитием событий,...

Конспект непосредственно образовательной деятельности образовательная область «Художественно- эстетическое развитие» с использованием здоровьесберегающей технологии для детей младшего дошкольного возраста «Страна волшебных слов»

Конспект непосредственно образовательнойдеятельности образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» с использованием здоровьесберегающей технологии для детей младшего дошкольного возрас...

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми первой младшей группы по реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» с использованием нетрадиционных способов рисования "Наша рябина"

Данный конспект актуален для создания благоприятных условий для воспитательно-образовательной деятельности с детьми в летний период. Основные задачи: воспитывать в детях любовь к природе, к изобразите...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" с использованием исследовательской технологии с детьми младшего дошкольного возраста. Тема: "Фруктовое ассорти"

Конспект составлен для работы с детьми младшего возраста. Поощрять умение детей различать, называть фрукты по внешнему виду по описанию. Расширять представления детей о значимости фруктов для организм...

Конспект организации совместной образовательной деятельности детей и педагога по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» с использованием здоровьесберегающих технологий для средней группы «Осень»

Конспект организации совместной образовательной деятельности детей и педагога по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» с использованием здоровьесберегающих технолог...