Конструкт непосредственной образовательной деятельности
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)

Новикова Наталья Ивановна

         «Художественное творчество» в старшей группе.

Тема   Городецкие мастера

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konstrukt_gorodetskaya_rospis.docx27.68 КБ

Предварительный просмотр:

Конструкт непосредственной  образовательной деятельности

                 «Художественное творчество» в старшей группе.

Тема   Городецкие мастера

Цель

Задачи в образовательных областях:

Область «Художественное творчество»

  • познакомить с народными ремеслами России. Ознакомление с произведениями и историей развития Городецкой росписи.
  • формировать практические умения и навыки рисования с образца. Учить детей составлять узор по мотивам Городецкой росписи. Совершенствовать навыки рисования кистью декоративных элементов городецкой росписи.
  • дать возможность детям почувствовать себя народными мастерами.

Область «Познание»

  • развивать восприятие, умение выделять разнообразные свойства и отношения предметов  ( цвет, форма, величина, расположение в пространстве) ;
  • формировать умение различать цвета по светлоте и насыщенности, правильно называть их;
  • развивать глазомер .

Область «Художественная литература»

  • учить запоминать потешки, частушки, пословицы.

Область «Труд»

  • воспитывать у детей желание учавствовать в совместной трудовой деятельности;
  • развивать умение доводить начатое дело до конца;
  • воспитывать бережное отношение к материалам и инструментам.

Область «Коммуникация»

-          расширять и активизировать словарный запас.

Область «Музыка»

формировать музыкальную культуру на основе знакомства с народной музыкой

Методы

-      Словесный метод ( беседа, рассказ воспитателя, художественное слово, вопросы к детям, пояснение, напоминание, совет, поощрение, уточнение приемов последовательности изображения).

-        Наглядный метод ( рассматривание картин и книжных иллюстраций, показ образца,  прием показа способов изображения).

  • Игровой метод (ярмарка)

Словарная работа: коромысло, прялка, корыто, ставни, теневка, оживка.

Принципы воспитания:

Создание положительного эмоционального фона

Воспитание через взаимодействие

Воспитание через творчество

Принцыпы обучения:

Принцип наглядности

Принцип доступности

Принцип систематичности и последовательности

Средства 

Демонстрационное — таблицы с элементами городецкой росписи и характерными цветосочетаниями, рисунки — варианты узоров ;

Раздаточное — модель для раскрашивания «кухонная доска» , гуашевые краски, баночки для воды, кисточки, салфетки;

Информационные технологии: презентация «Городецкая роспись».

ТСО - аудиозапись с народной музыкой «Кольцо души-девицы», «Из-за горочки туманик выходил», «Я на горку шла».  

Этапы образовательной деятельности

Деятельность педагога

Деятельность ребенка

Индивидуальная работа с ребенком

1.Организационный момент

2.Объяснение приёмов работы

3.Физ.минутка

4.Практическая работа.

5.Анализ работ

6. Подведение итогов

На берегу реки Волги стоит славный и древний город Городец. По преданию, основал его князь Юрий Долгорйкий, как сторожевую крепость. Городец стоял на бойком месте, по соседству со знаменитой Макарьевской ярмаркой. Шли по Волге баржи и суда с грузами, а по дорогам — конные обозы. На километры растягивались ряды, в которых торговля велась на разных языках, тысячи лавок и лавчонок переполнены товарами, привезенными не только со всей России, но и из других стран.

Привозили все, что умели делать. По берегу Волги расползался щепной ряд, где продавали сделанные из дерева сани, кадки. Корыта, коромысла, лапти. Жители Городца и окрестных селений славились как умелые плотники, резчики по дереву. Леса давали дешевый и разнообразный материал, из которого делали все: от детских игрушек и колыбелей до кораблей.

Городецкая роспись — как ее нам не знать.

Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.

Здесь такие букеты, что нельзя описать.

Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.

Со временем мастера стали расписывать посуду, мебель и даже части дома — ставни, двери, ворота.

Желтый вечер, черный конь,

И купавки, как огонь,

Птицы смотрят из ларца -

Чудо — роспись Городца!

Л. Куликова

Благодаря знаменитому мастеру Лазарю Мельникову в 19 веке в росписи появились бутоны цветов, розаны, купавки. Розаны — это стилизованное изображение цветка шиповника. Теперь они являются основными элементами цветочного узора в городецкой росписи.

Давайте рассмотрим последовательность выполнения цветов городецкой росписи. (Далее рассказ сопровождается показом поэтапной росписи).

В течение многих десятилетий мастера отрабатывали приемы рисования цветов (розана, купавки) и выработали определенные правила:

  • Сначала готовят цветной фон (часто желтый, т.к. раньше окрашивали дерево луковой шелухой), на него наносят главные фигуры в виде крупных цветовых пятен. Розан выполняется обычно розовым цветом, а купавка — голубым. Этот этап называют «подмалевка».
  • Следующий этап называют «теневка», т.к. здесь используются более темные краски- бордовые или синие. Обозначают центр цветка и лепестки. У розана центр рисуют в середине цветка, у купавки он смещается влево или вправо. Центр обозначают небольшим кружком. Лепестки цветов имеют форму полукруглых дужек. Цвет дужек совпадает с цветом центра цветка.
  • Завершающий этап росписи называют «оживка», т.к. именно после нее весь рисунок словно оживает. «Оживку» делают белой и черной краской.

Мы работали отлично

Отдохнуть не прочь сейчас.

На зарядку нам привычно

Встать у стульчиков тотчас.

Все ребята дружно встали

И на месте зашагали,

На носочках потянулись

И друг другу улыбнулись.

Девочки и мальчики

Нарисуем мы лицо

Пальчиками сами.

И покажем в тот же час

Все детали с вами.

Вот глаза, улыбка, нос

Щеки, брови, уши.

Поиграли мы сейчас

Вот, садитесь, слушайте.

Воспитатель: А сейчас мы с    вами научимся изображать основные элементы городецкой росписи так, как это делают народные мастера. Мы познакомились с элементами росписи. Чтобы приблизиться к ее секретам, стать мастером, нужно учиться. А как называют учеников мастера?

Воспитатель: Так вот вы — ученики- подмастерья. Начнем!

Воспитатель: С каким народным промыслом мы сегодня познакомились?

Вопрос: Какие элементы городецкой росписи мы умеем расписывать?

Воспитатель: На каких изделиях выполняется роспись?

-   Молодцы, ребята, славно потрудились. Проявили отличные навыки и знания. Замечательные из вас получились городецкие мастера!

«Глазам — радость, душе — отрада!»

Дети:Подмастерья

Дети: С городецкой росписью.

Дети: Розан, купавка, ромашка.

Дети: Она выполняется на деревянных изделиях (ларцах,шкатулках, мебели, предметах быта, посуде).

В процессе самостоятельной работы воспитатель предоставляет детям творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. Можно включить негромкую народную музыку.

В конце занятия устраивается ярмарка, которая сопровождается звучанием веселой народной музыки и игрой на деревянных ложках.  Вместе с ребятами мы отмечаем лучшие работы. Все дети заслуживают похвалы, воспитатель выделяет в игрушках то, что лучше всего удалось.                                                                                                                                              


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конструкт познавательной деятельности по теме "Птицы весной"

Формирование знаний  о перелётных птицах своего края  помогает воспитанию удетей среднего возраста бережного  и заботливого отношения к жизни птиц в природе....

Конструкт совместной деятельности с детьми «Идем в поход»

Занятие по познавательному  развитию разработано в соответствии с  ФГОС; примерной основной образовательной программой дошкольного образования для детей группы общеразвивающей направле...

Конструкт игровой деятельности (занятия) в старшей группе ( интеллектуально-творческая игра по инициативе взрослого) «Игротека Бусоград» Тема: «Путешествие в царство цветов или волшебные игры Феи Бусинки»

Данная работа представляет собой конструкт занятия с использованием развивающей методики "Бусоград" (автор - Родина М.И.). Данная методика актуальна своей новизной и соответствием всем требованиям ФГО...

Конструкт коррекционной деятельности учителя-логопеда

Данный  материал  поможет  обобщить и систематизировать знания детей об Урале, закрепить пройденные обобщающие понятия, сформировать  грамматически  правильную  речь...

Конструкт совместной деятельности. Экологическое воспитание дошкольников

Группа: старшая Образовательная область: «Познавательное развитие», «художественно- эстетическое» Тема: «В гости к сосне» Форма НОД: экскурсия Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникати...

"Спасение Весны" Конструкт образовательной деятельности с детьми 6 года жизни

Конструкт образовательной деятельности с детьми 6 года жизни...

Конструкт образовательной деятельности по сенсорно-моторному развитию детей 2-3 лет посредством предметно-игровой деятельности " Поможем колобку"

Данный конструкт разработан для детей раннего возраста (2-3 года). Направлен на развитие у детей 2-3 лет сенсорно-моторных навыков и умений, для закрепления знаний детей об окружающем мире  посре...