Статья «Развитие творческих способностей у детей в изобразительной деятельности»
статья по рисованию (младшая группа)

 Бочтарёва Наталья Денисовна
«Каждый нормальный ребёнок рождается с врождёнными творческими способностями, но творческими людьми вырастают только те дети, условия воспитания, которых позволяют развить эти способности вовремя»
                                                                                                                                                                                              Белобрыкина Ольга Альфонсасовна (кандидат психологических наук)
 
Дошкольный возраст – благоприятный период для развития творчества. Именно в это время закладывается основы развития личности и формируются творческие способности. Совершенствуются психические процессы (внимание, память, восприятие, мышление, речь,воображение). В детском саду развитие творческих способностей происходит на занятиях: рисование,лепкой, музыкой, театрализованной деятельностью. Каждый из этих видов работ имеет свои способы отображать впечатление, эмоции, опыт ребёнка об окружающем мире и развития его творческих способностей.
 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие творческих способностей у детей в изобразительной деятельности»

для  ранней группы

«Каждый нормальный ребёнок рождается с врождёнными творческими способностями, но творческими людьми вырастают только те дети, условия воспитания, которых позволяют развить эти способности вовремя»

Белобрыкина Ольга Альфонсасовна (кандидат психологических наук)

Для того что бы ребёнок рос творческим, сильным, умным и способным покорять этот мир, надо приложить много усилий в раннем возрасте.

Дети – это маленькие исследователи и почемучки, им всё интересно. Постоянно стремятся узнать что-то новое, провести неожиданный опыт или эксперимент. Склеить, слепить, сконструировать что-то не обычное и понятное только для него. А так же разукрасить мир яркими красками и своими творческими замыслами.

Дошкольный возраст – благоприятный период для развития творчества. Именно в это время закладывается основы развития личности и формируются творческие способности. Совершенствуются психические процессы (внимание, память, восприятие, мышление, речь, воображение).

В детском саду развитие творческих способностей происходит на занятиях: рисование, лепкой, музыкой, театрализованной деятельностью. Каждый из этих видов работ имеет свои способы отображать впечатление, эмоции, опыт ребёнка об окружающем мире и развития его творческих способностей.

Рисование – одно из любимых занятий детей. Что для родителя «каляка-маляка», для ребёнка целая история, которую он хотел рассказать. Но для того чтобы уметь «рассказ» историю нужно ловкие пальчики. У детей 2-3 лет уровень художественных способностей зависит от уровня развития мелкой моторики.

Василий Александрович Сухомлинский писал: «Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие рисунки, которые питают источник творческой мысли… Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».

В период с момента рождение и до трёх лет наиболее важными этапами являются развитие мелкой моторики (движение рук) и развитие речи. Эти две вещи тесно взаимосвязаны, и одна не развивается без другой, то есть если не развивать мелкую моторику, то и речь будет развиваться не так активно, как могла бы. И наоборот, если не общаться с ребёнком, а только играть с ним, то его развитие сильно замедлиться. Умелыми пальцы становятся не сразу. Игры, упражнения, пальчиковые разминки, конструирование, рисование, лепка, ручной труд помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, мастерить подарки своим близким.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

Мелкая моторика - совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость.

Существует огромное количество игр и упражнений, развивающих мелкую мускулатуру. Их можно условно разделить на несколько групп: игры на развитие тактильного восприятия, игры с водой и песком, фольклорные пальчиковые игры, упражнение с предметами, игры на выкладывание, игры на нанизывание, игры с конструкторами и т.д.

Считается, что все игры и упражнения, которые проводятся с детьми в интересной, непринужденной игровой форме, привлекая к этому процессу родителей, помогают развивать мелкую моторику рук малышей, их речь, внимание, мышление, а также доставляют им радость и удовольствие.

Кроме игр и упражнений, развитию ручной умелости способствуют также различные виды продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация, конструирование, плетение, вязание и т.д.

Включение в работу с детьми нетрадиционных методов рисования и творческого конструирования позволяет развивать сенсорную сферу не только через исследование свойств изображаемых предметов и выполнение соответствующих действий, но и благодаря работе с разными живописными материалами. Кроме того, осуществляется стимуляция познавательных интересов ребёнка (использования предметов, которые окружают ребёнка каждый день в новом ракурсе, - можно рисовать своей собственной ладонью, пальцами, использовать вместо кистей колосок или листок берёзки).

Нетрадиционное рисование – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Каждая техника – это маленькая игра, доставляющая ребенку радость, положительные эмоции. Она не утомляет малыша, у ребенка сохраняется высокая активность и работоспособность на протяжении всего времени рисования.

 Нетрадиционное рисование лежит в основе многих арт-терапевтических техник. Как средство коррекции психических процессов, нетрадиционные техники рисования позволяют преодолеть чувство страха, дают свободу, вселяют уверенность в себе, своих силах.

Современные исследования показали, что нетрадиционное рисование способствует ослаблению возбуждения эмоционально расторможенных детей, не смотря на то, что чрезмерно активный ребенок нуждается в обширном пространстве для разворачивания деятельности, его внимание часто рассеянно и неустойчиво. В процессе нестандартной художественной деятельности зона активности сужается, уменьшается амплитуда движений.

Занятия данным видом рисования способствуют развитию зрительно-моторной координации, фантазии, логики, мышления, что очень важно для подготовки дошкольника к обучению в школе.

 Нетрадиционное рисование – это способ самовыражения, общения с самим собой, отличное средство не только для поднятия настроения, но и для взгляда на мир другими глазами, открытия в себе новых возможностей!

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребёнок любит быстро достигать результата в своей работе.

Именно нетрадиционный подход позволяет осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку.

Нетрадиционные техники рисования обучают ребенка использовать весь мир для своих творческих экспериментов. Так ребенок будет творить, и вместе с тем учиться взаимодействовать с окружающим миром во всем его многообразии.

Теперь настало время рассмотреть поподробнее некоторые способы нетрадиционного рисования:

Пальчиковая живопись. Думаю, из названия вы уже поняли, что этот метод отличается использованием в процессе рисования только ладошек и пальчиков, без кисточек и карандашей. Вся работа осуществляется специальными красками (такими, которые не навредят здоровью малыша) и, соответственно, самими ладошками и пальчиками. Также вам понадобятся мисочки для краски и воды, где после рисования ребенок сможет обмыть руки, а также салфетки. Этот метод хорош тем, что ребенок сможет опробовать творчество без специальных инструментов, как говорится «изнутри». Полет фантазии обеспечен.

Кляксография. Очень специфический метод рисования. Хотя его можно объяснить логически. С самого рождения лет до 3–4 ребенок не может переносить картинку, которую он видит на бумагу, но уже в своей голове он может воображать. Этот метод как раз направлен на развитие воображение детей. Смысл заключается в рисовании обычных клякс, а как вы знаете, наш мозг при виде неопределенного изображения пытается подыскать точный образ или точный предмет, который будет иметь хотя бы каплю схожести с этой кляксой. Мозг додумывает образ.

Рисование отпечатками листьев. Очень интересный способ рисования. Его можно отнести к техника штамповки, однако такой способ требует большей аккуратности и координации движений. Вам понадобятся листья различных форм, бумага, ну и, конечно же, гуашь. Первым делом, соответственно, следует покрасить листок бумаги цветом, который больше нравится ребенку. Затем берем листок и аккуратно кладем на окрашенный лист бумаги, этот листочек стоит прижать, для того чтобы цвет более четко отпечатался. Затем стоит повторить данный процесс несколько раз и отпечатать на чистом листе бумаги. Но стоит помнить о том, что ребенок не сможет все это выполнить в одиночку, здесь обязательна помощь воспитателя.

Монотипия. Такая техника применяется для изображения зеркального отражения чего-либо на водной глади (пруда, озера, реки и т.д.). Складывается пополам лист бумаги, на одной половинке рисуются будущий пейзаж и раскрашивается красками, а потом лист складываем лист пополам и проглаживаем ладонью. После, разворачиваем лист и исходный пейзаж оживляем красками, а отпечатанный объект имеет более расплывчатые контур, он похож на отражение на водной глади.

Мрамирование бумаги. Берем любую неглубокую емкость, чтобы туда уместился нужный нам лист бумаги (можно тарелку). Наносим ровным слоем пену для бритья на дно емкости. Смешиваем разные краски с водой и с помощью кисти или пипетки капаем на поверхность пены в разнообразном порядке. Затем кисточкой или палочкой красиво размазывается краска по поверхности, чтобы она образовывала причудливые зигзаги, волнистые линии и т.п. Берем лист бумаги и прикладываем его к поверхности получившейся узорчатой пены. Кладем лист на стол и просушиваем. После чего остается соскрести всю пену с листа картоном или чем-то похожим на картон.

Граттаж – техника царапанья. Лист бумаги нужно раскрасить акварельными красками разных цветов, дать высохнуть краске и натереть поверхность восковой свечой. В итоге получается разноцветный лист бумаги, покрытый толстым слоем парафина. Далее берем черную тушь или гуашь и добавляем в нее немного шампуня, перемешиваем и покрываем наш разноцветный лист, получившейся черной краской. Хорошо просушиваем и рисуем зубочисткой или вязальной спицей (под присмотром воспитателя) рисунок.

Ниткография – рисование нитками. Нитку нужно опустить в краску, а затем произвольно выложить зигзагами или петлями на лист бумаги. После того как нить уложена, ее необходимо накрыть вторым листом бумаги и плотно прижать оба листа друг к другу. Затем нитку нужно вытянуть за свободный конец.

Раздувание краски. На лист бумаги наносят несколько капель жидкой краски, но лист не складывают, а берут трубочку. Можно взять трубочку для коктейля, а можно – от обычного детского сока. Нижний конец трубочки направляют в центр кляксы, а затем с усилием дуют в трубочку и раздувают кляксу от центра в разные стороны. На пятно можно воздействовать и управлять им, преобразуя в какой либо задуманный объект, отдельные детали которого дорисовываются обычной кистью или с помощью фломастеров. Усилия по раздуванию краски способствуют активной работе легких.

Проступающий рисунок. Это смешанная техника рисования различными материалами. Основная цель – ознакомиться со свойствами и особенностями материалов. Задуманный сюжет выполняется восковыми карандашами (мелками). Затем поверх рисунка наноситься акварель. Акварельные краски скатываются с рисунка, и он как бы проявляется.

Нетрадиционные техники рисования способствуют:

• освобождению от детских страхов;

• развитию уверенности в своих силах;

• развитию пространственного мышления;

• развитию мелкой моторики рук;

• развитию творческих способностей;

• развитию воображения;

• развитию внимания и усидчивости.

Такие методы можно придумывать и воспроизводить до бесконечности. Они все позитивно влияют на развитие ребенка. Порой очень трудно заинтересовать ребенка (точнее – удивить его чем-то), поэтому постоянно надо придумывать что-то необычное. А для того, чтобы ребенок начал заниматься творчеством, все время нужно придумывать что-нибудь новое, нестандартное. Пуговички, веревочки, листья деревьев и пальчики становятся прекрасными инструментами для создания творческих композиций. Ведь потребность детей в передаче своих чувств удовлетворяется в рисовании не только красками.

Чтобы ребёнок стал творческой личностью, в детстве необходимо  развивать его способность видеть, чувствовать и осознавать выразительность образов, замечать неповторимость, оригинальность окружающего мира, уметь передавать впечатления в своём творчестве. Потребность детей проявлять свои творческие способности велика. Её удовлетворение даёт детям интенсивное ощущение радости жизни. Надо сберегать в ребёнке мечтателя, чтобы он вырос активным творцом своей жизни, своей личности.

                                                                                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей у детей через изобразительную деятельность и ручную умелость

Изобразительный  труд,  включающий  рисование,  лепку,  аппликацию,  способствует  разностороннему  развитию  детской  личности.Формирование  худ...

Статья по музыке по теме: Развитие творческих способностей у детей посредством театрализованной деятельности

Данная статья раскрывает опыт работы по  театрализованной деятельности с дошкольниками....

«Развитие творческих способностей у детей методами изобразительной деятельности»

«Развитие творческих способностей у детей методами изобразительной деятельности»...

Статья: «Развитие творческих способностей у детей посредством изобразительной деятельности».

Рисование – самое первое и доступное средство выражения на бумаге своих мыслей и переживаний....

Опыт работы "Развитие творческих способностей у детей в изобразительной деятельности"

quot;Ум ребёнка - на кончиках его пальцев" В.И. Сухомлинский...

Научно – методическая статья на тему: «Развитие творческих способностей дошкольников на занятиях изобразительной деятельности с использованием монтессори-материалов»

Дошкольная пора - это то время в жизни маленького человека, когда ему все интересно. Именно в этом возрасте дети с большим интересом занимаются творчеством и через творчество  эмоционально  ...