Творческий проект для детей старшей группы.Нетрадиционные способы рисования "Мир волшебных красок".
проект по рисованию (старшая группа)

Клименко Ольга Васильевна

Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики. Наиболее эффективным средством её решения является изобразительная деятельность детей в детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt1.docx23.78 КБ

Предварительный просмотр:

Творческий проект для детей

                                     старшей группы

Нетрадиционные способы рисования

                         «Мир волшебных красок»

Направление «Художественно – эстетическое»

Образовательная область «Художественное творчество»

Автор проекта:

Клименко Ольга Васильевна

Воспитатель МДОБУ №12 «Звёздочка»

Актуальность проекта

        «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые

питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

В. А. Сухомлинский

Формирование творческой личности – одна из важных задач

педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее

эффективным средством её решения является изобразительная деятельность

детей в детском саду.

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и

развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с

самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка.

Однако у детей старшего дошкольного возраста еще не достаточно

сформированы графические навыки и умения, что мешает им выражать в

рисунках задуманное, поэтому рисунки детей часто получаются

неузнаваемыми, далёкими от реальности. И, вследствие этого, у многих

детей исчезает желание рисовать.

Использование нетрадиционных способов изображения позволяет

разнообразить способности ребенка в рисовании, пробуждают интерес к

исследованию изобразительных возможностей материалов, и, как следствие,

повышают интерес к изобразительной деятельности в целом.

Применение нетрадиционных техник рисования создает атмосферу

непринужденности, раскованности, способствуют развитию инициативы,

самостоятельности детей, позволяет ребенку отойти от предметного

изображения, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, вселяет

уверенность ребёнка в своих силах, создает эмоционально-положительное

отношение к деятельности. Владея разными способами изображения

предмета, ребенок получает возможность выбора, что развивает творческие

способности дошкольника.

Нетрадиционное рисование основано на творческой фантазии,

интересно тем, что рисунки у всех детей получаются разными. Оно

привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность

использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных

материалов. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную

роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь главным является не

конечный продукт – рисунок или поделка, а развитие личности:

формирование уверенности в себе, в своих способностях.

        

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ:

«Физическое развитие».

Развитие мелкой моторики Воспитание культурно-гигиенических навыков, цветотерапия, арттерапия, формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

«Речевое развитие».

Развитие свободного общения с взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности, практическое овладение воспитанниками нормами речи.

«Познавательное развитие».

Сенсорное развитие, формирование целостной картины мира, расширение кругозора в сфере изобразительного искусства, творчества, формирование элементарных математических представлений.

«Социально –Коммуникативное развитие».

Формирование гендерной, семейной принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу; уважительного отношения к совместной деятельности со сверстниками.

«Художественно –эстетическое развитие».

Использование музыкальных произведений для обогащения содержания области, развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства. Использование художественных произведений для обогащения содержания области, развитие детского творчества, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

ЦЕЛЬ:

Развивать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных техниках рисования.

ЗАДАЧИ:

Развивающие:

- Формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности

-Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.

- Формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ.

- Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.

Образовательные:

- Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества.

- Знакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.

-Научить создавать свой неповторимый образ, используя различные техники рисования. Помочь детям овладеть различными техническими навыками при работе нетрадиционными техниками.

Воспитательные:

- Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.

- Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию.

ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

Вся работа по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста строится на принципах:

1. Принцип гуманизации предполагает ценностное отношение к каждому ребенку. Это обеспечивает его психолого-педагогическую защищенность.

2. Принцип интегративности определяется взаимосвязью разных видов искусств и разнообразной художественно-творческой деятельностью.

3. Принцип адаптивности предполагает гибкое применение содержания и методов эмоционально-творческого развития детей в зависимости от индивидуальных особенностей каждого ребенка.

4. Принцип успешности. Это деятельность детей, способствующая высокой активности, хорошему настроению, желанию дальнейшего участия в творчестве.

Теоретическая база

Л.С. Выготский «творческой деятельностью мы называем всякую такую деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке».

«Творчество, - пишет В.В. Давыдов, - является уделом всех, … оно является нормальным и постоянным спутником детского развития».

Б.М. Теплов «… задачи изображения необходимо требует острого восприятия… Решая задачу изобразить виденное, ребенок неизбежно приучается по-новому, гораздо острее и точнее видеть вещи».

"Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок" - утверждал В.А.Сухомлинский.

Основные виды детской деятельности

Совместная со взрослыми.

Содержание проекта

На подготовительном этапе создания проекта был систематизирован изученный материал, подобраны занятия в соответствии с возрастом детей и с учетом возрастных особенностей. Разработан перспективный план (приложение 1) по использованию нетрадиционных техник на занятиях по изобразительной деятельности в рамках кружковой работы, оформлен наглядно-дидактический материал для организации и проведения занятий.

Чтобы выяснить отношение родителей к проблеме изобразительной деятельности, было проведено анкетирование (приложение 2). Ответы родителей помогли выявить увлечения детей, обозначили проблемы, требующие педагогической помощи. Поэтому в проект включена работа с родителями, где основной целью является приобщение родителей к тесаному сотрудничеству с детским садом.

На следующем этапе проводилась работа по реализации перспективного плана, который состоит из подборки занятий по использованию нетрадиционных техник изобразительной деятельности от простого с ложному. Знакомство детей с нетрадиционными техниками изобразительной деятельности поделила на три этапа.

На первом этапе обучения детей нетрадиционным техникам изображения знакомила детей с наиболее простыми видами нетрадиционных техник изображения, такими как монотипия, рисование нитками, под музыку, ппечатание листьями. В начале детям показывала работы, выполненные каким-то одним видом техники, рассказывала о нем, показывала способ выполнения изображений, просила детей повторить последовательность производимых действий. Предоставляла возможность детям самостоятельно повторить данный способ на практике. На этом этапе использовала традиционные инструменты (кисти) и материалы (гуашь). Данными техниками дошкольники создают как предметные, так и сюжетные изображения. Например, при использовании монотипии каждый ребенок сначала рисует у себя на листе бумаги бабочку, а после того, как рисунки высохнут, бабочек вырезают и приклеивают на одно общее полотно, тонированное зеленой краской. В итоге получается коллективная работа «Бабочки на поляне». Аналогично можно использовать рисунки, выполненные в технике печатание листьями, когда из предметного рисунка детей «Кленовые листья» получается коллективная работа «Осенний лес».

На втором этапе обучение нетрадиционным техникам изображения усложняется. Педагог знакомит детей с такими видами техник, при использовании которых необходимо изготовлять инструменты (рисование методом наката), смешивать краску с другими материалами (рисование мыльной пеной), наносить один изобразительный материал на другой (рисование в технике «мятый рисунок»). Дети учатся ориентировочно-исследовательским действиям, экспериментированию, познают свойства материалов, правила применения оборудования, осваивают способы работы с нетрадиционными инструментами, учатся наносить приготовленную смесь на бумагу штрихами, пятнами, мазками и т. д.

Сначала дошкольники пробуют изобразить данными техниками предметы, затем сюжетные эпизоды, а в конце переходят к сюжетному рисованию.

На занятиях дошкольники учатся сравнивать различные виды техники рисования, сопоставлять изображения одного и того же предмета, выполненные разными нетрадиционными техниками, выявлять выразительные возможности каждой техники.

На данном этапе знакомлю детей с такими нетрадиционными техниками изображения, как печатание бумагой, рисование кляксами, мыльной пеной, ребром картона, мятый рисунок, граттаж, по клейстеру, методами набрызга, наката и пластилинографии и другое. Дошкольники узнают о техниках аппликации таких как «Обрывание листа», «Аппликация из засушенных листьев», «Аппликация из луковой шелухи», «Мозаика из яичной скорлупы» и другое.

На третьем этапе обучения использую смешанные техники, а также коллективное творчество детей. При выполнении таких заданий, где организующую роль выполняет педагог, дошкольники учатся анализировать, комбинировать образы, работать вместе со сверстниками, общаться. Эти задания достаточно сложны. Вначале дети учатся работать в паре, позже группа может насчитывать до 4—6 человек. Для коллективных работ используют такие нетрадиционные техники изображения, как рисование руками (ладонями, ребром ладони, кулаком, подушечками пальцев), рисование по кругу. При использовании смешанной техники дошкольники учатся сочетать в одном рисунке различные техники (рисование нитками, ладонями, кляксами и т. д.), а также комбинировать виды изобразительной деятельности: рисование, лепку, аппликацию. Третий этап завершается созданием творческой композиции, в которой принимают участие несколько дИтогом каждого из этапов работы должен стать перенос усвоенных на занятиях знаний, умений, навыков в самостоятельную деятельность дошкольников.

Таким образом, данная работа направлена на постепенное увеличение самостоятельности дошкольников, на повышение их умственной активности. Конечной целью является снижение роли наглядности, обучение самостоятельному созданию замысла.

На заключительном этапе проекта планируется оценка эффективности проекта, обсуждение результатов на заседании творческой группы, обобщение материалов проекта на педагогическом совете.

ВЫВОД:

Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку выразить в своих рисунках свое впечатление об окружающем его мире. Вместе с тем, изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей, раскрытия и обогащения его творческих способностей. Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Важное условие развития ребенка — оригинальное задание, сама формулировка которого становится стимулом к творчеству.

Детей привлекают нетрадиционные материалы, способы, приемы, чем они разнообразнее, тем интереснее с ними работать. Поэтому использование в работе нетрадиционных техник рисования позволило не просто повысить интерес детей к изобразительной деятельности, но и развить творческое воображение, художественный вкус, фантазию, изобретательность, желание экспериментировать в детском саду и дома.

В настоящее время воспитанники овладели многими нетрадиционными техниками: тычок жёсткой полусухой кистью, рисование пальчиками, рисование ладошками, оттиски пробкой, смятой бумагой, поролоном, печатками из овощей, пенопластом, свеча или восковые мелки с акварелью и другими. Дошкольникам, педагогам, родителям нравятся детские работы, которые стали более интересными, разнообразными и украшают не только наш детский сад, но и принимают участие в различных творческих конкурсах.

Клименко Ольга Васильевна воспитатель МДОБУ №12 «Звездочка» 2021г.                                                              


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательско – творческий проект для детей старшей группы "Знатоки Сибири"

Занятие для детей старшей группы, направленное на развитие  познавательно-исследовательской  деятельности через ознакомление с природой. ...

Информационно-творческий проект для детей старшего возраста "Великая Победа глазами детей"

На момент начала информационно-творческого проекта в нашей группе (с помощью родителей и детей) уже был оформлен уголок "Боевой славы", проведены дидактические и сюжетно-ролевые игры с патри...

Краткосрочный познавательно-исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста на тему "Волшебное мыло"

В марте этого года в нашем дошкольном учреждении прошел краткосрочный познавательно- исследовательский проект  для детей старшего дошкольного возраста «Волшебное мыло». В ходе проекта...

Проект: «Детское книгоиздательство» Познавательно – творческий проект для детей старшего дошкольного возраста

Проект: «Детское книгоиздательство»Познавательно – творческий проект для детей старшего дошкольного возраста...

Проект для детей старшего дошкольного возраста на тему: "Волшебные звуки"

Среди детей 5-6 лет мы часто наблюдаем, что их речь бывает малопонятна для окружающих: отдельные звуки не произносят, пропускают или заменяют другими. Опасаясь насмешек, дети начинают стесняться своих...

Познавательно – творческий проект для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у сказки» (краткосрочный) Номинация «Логопедический проект «В гостях у сказки» (в рамках недели логопедии)

Сказка является одним из важнейших социально-педагогических средств формирования личности. Она обучает, воспитывает, предупреждает, пробуждает высокие чувства, побуждает к действию. Сказка создает опт...