Конспект ООД Тема: «Золотая Хохлома»
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)

Цель: развитие умений создавать узоры по мотивам народных росписей. Программное содержание: -Продолжать знакомить детей с изделиями, украшенными хохломской росписью. -Учить выделять композицию узора (он компонуется на волнистом стебле, вокруг завитка), называть его элементы: травка, завитки, разнообразные ягоды, цветы, листья; выделять их ритмичное расположение; определять колорит хохломы: золотой, черный, коричневый фон и красные, оранжевые ягоды; зеленая, желтая, черная (в зависимости от фона) травка. -Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета, композиции. -Упражнять в разнообразных приемах работы кистью (всем ворсом, концом). -Развивать умение любоваться хохломскими изделиями и созданными узорами. Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие». Предварительная работа: -Рассматривание изделий декоративно-прикладного искусства, иллюстраций. -Рисование элементов хохломского узора, составление композиций, роспись силуэтов в совместной деятельности воспитателя с детьми и самостоятельной художественной деятельности детей. -Чтение художественной литературы. -Прослушивание музыкальных произведений русского народного творчества. -Дидактические игры: «Обведи рисунок», «Продолжи узор», «Поможем художнику», «Составь узор на посуде», «Угадай-ка!». Материалы и оборудование: Гуашь красного, зелёного, чёрного цвета; силуэты хохломской ложки жёлтого цвета; кисти беличьи № 2, №5; подставки под кисточки, тычки, банки с водой, бумажные и подкладные салфетки. Магнитофон с записью русской народной мелодии «Гусли». Выставка предметов декоративно-прикладного искусства: хохломские изделия, иллюстрации с изображением хохломской посуды, таблицы с изображением элементов хохломской росписи, детские работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ood_dpi.docx268.04 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида «Росинка»

Конспект ООД

Тема: «Золотая Хохлома»

Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие

Разновозрастная группа старшего дошкольного возраста

Воспитатель: Новикова С.А.

2021

Цель: развитие умений создавать узоры по мотивам народных росписей.

Программное содержание:

-Продолжать знакомить детей с изделиями, украшенными хохломской росписью.

-Учить выделять композицию узора (он компонуется на волнистом стебле, вокруг завитка), называть его элементы: травка, завитки, разнообразные ягоды, цветы, листья; выделять их ритмичное расположение; определять колорит хохломы: золотой, черный, коричневый фон и красные, оранжевые ягоды; зеленая, желтая, черная (в зависимости от фона) травка.

-Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета, композиции.

-Упражнять в разнообразных приемах работы кистью (всем ворсом, концом).

-Развивать умение любоваться хохломскими изделиями и созданными узорами.

Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Предварительная работа:

-Рассматривание изделий декоративно-прикладного искусства, иллюстраций.

-Рисование элементов хохломского узора, составление композиций, роспись силуэтов в совместной деятельности воспитателя с детьми и самостоятельной художественной деятельности детей.

-Чтение художественной литературы.

-Прослушивание музыкальных произведений русского народного творчества.

-Дидактические игры: «Обведи рисунок», «Продолжи узор», «Поможем художнику», «Составь узор на посуде», «Угадай-ка!».

Материалы и оборудование: Гуашь красного, зелёного, чёрного цвета; силуэты хохломской ложки жёлтого цвета; кисти беличьи № 2, №5; подставки под кисточки, тычки, банки с водой, бумажные и подкладные салфетки.

Магнитофон с записью русской народной мелодии «Гусли».

Выставка предметов декоративно-прикладного искусства: хохломские изделия, иллюстрации с изображением хохломской посуды, таблицы с изображением элементов хохломской росписи, детские работы.

Ход занятия:

Вводная часть:

Воспитатель провел беседу по безопасности. Вспомнили с детьми правила пользования кистью, красками.

Перед занятием воспитатель выставляет стол, накрытый скатертью, сервированный деревянной посудой, расписанной хохломской росписью.

Воспитатель приглашает детей расположиться перед накрытым столом.

Воспитатель и дети приветствуют друг друга.

Воспитатель: Сегодня день у нас особый,
Я приглашаю вас друзья.
А вы со мной идти готовы?
В чудесный мир зову вас я.
Любите отгадывать загадки?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда слушайте:
Ветка плавно изогнулась, и колечком завернулась.
Рядом с листиком трёхпалым, земляника цветом алым.
Засияла, поднялась, сладким соком налилась.
А трава, как бахрома. Что же это? … 
(Хохлома)

Основная часть:

Дети и воспитатель стоят около стола.

Беседы о хохломской росписи, задания с вспомогательными вопросами.

Воспитатель: Посмотрите ребята, как красиво вокруг!

Мы словно попали в царство Золотой Хохломы!

Воспитатель: И чего здесь только нет:

Вы разглядите, не спешите.

Тут травка вьётся и цветы небывалой красоты!

Блестят они как золотые, как будто солнцем залитые.

Дети рассматривают выставку.

Воспитатель: Какое настроение вызывает у вас хохломская посуда?

Дети: радостное, весёлое.

Воспитатель: Почему роспись называется хохломской?

Дети: Эта роспись родилась под Нижним Новгородом в большом торговом селе, которое называется Хохлома.

Воспитатель: Из чего мастера делают свою посуду?

Дети: Из дерева липы и берёзы.

Воспитатель: Вся посуда не простая, а словно – золотая!

С яркими узорчиками, ягодками и листочками!

Воспитатель: Ребята, от чего и почему, очень часто называют золотою Хохлому?

Дети: на всех изделиях присутствует золотой цвет: на одних изделиях – это фон, на других – листья, ягоды, цветы в узорах.

Воспитатель: Какой цвет использует художник в хохломской росписи?

Дети: Красный, жёлтый, чёрный и может присутствовать зелёный.

Воспитатель: Какой цвет используют мастера для фона?

Дети: Красный, жёлтый, чёрный.

Воспитатель: у каждого цвета есть свое значение

Красный – огонь, любовь, преданность.

Золотой – солнце, свет, тепло.

Черный – земля, торжественность.

Зеленый – жизнь.

Подходим к доске. Воспитатель показывает указкой на узоры.

Вызывает ребенка чтобы он показал элемент узора и назвал его.

Воспитатель: Назовите элементы узора в хохломской росписи.

Дети: Завитки, травинки, капельки, осочки, кустики, листочки и трилистники, ягодки.

Воспитатель: А какие ягоды рисуют художники?

Дети: (Малину, клубнику, чёрную и красную смородину, рябину, вишенки, крыжовник, бруснику).

Воспитатель: Молодцы, ребята!

Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю поиграть.

Я буду называть элементы хохломской росписи, а вы будете их мне показывать.

Согласны?

Дети: Да.

Воспитатель вызывает ребенка для показа элемента узора.

         

hello_html_37ac5775.png

Воспитатель: Хохломская посуда бывает разной. Назовите ту, которая вам знакома.

 (Дети называют хохломскую посуду, представленную на выставке).

Воспитатель: Кто хочет выбрать и рассказать о посуде?

Воспитатель: расскажите о ней какого цвета фон, какими красками расписана, какие ягоды и элементы на узоре.

Воспитатель: например, это ложка фон у нее черный, она расписана золотой, красной краской. Зеленая краска-листочки и завитки, красная-ягоды и цветы. Мне она очень нравится.

По желанию 2-3 ребёнка описывают изделия.

Воспитатель: Молодцы! Вы имеете представление о Хохломе!

Воспитатель: А вы знаете, ребята, что в нашу страну приезжают гости из других стран и каждый хочет увезти из России на память какой – нибудь сувенир.                                                                                                 Идут гости в специальные магазины – художественные салоны и покупают там дымковских коней, расписных матрёшек и, конечно же, нарядные хохломские изделия!

Воспитатель: Ребята, а давайте откроем свой художественный салон, чтобы наши гости тоже могли выбрать себе сувенир на память. Но сначала, нам нужно стать художниками – мастерами и расписать ложки хохломским узором.

На доске выставлены силуэты ложек.

Воспитатель: Какой у них фон?

Дети: У них золотой, жёлтый фон.

Воспитатель раздает силуэты ложек.

Дети проходят и садятся за столы.

Воспитатель: Прежде чем начать украшать ложки, давайте вспомним последовательность.

Воспитатель: Что мы будете рисовать?

Дети: Завиток, изогнутую веточку.

Воспитатель: Завиток – главный элемент хохломской росписи, потому, что на нём рисуют все остальные элементы.

Воспитатель: Что будете изображать на завитке сначала, что потом?

Дети: Сначала крупные элементы: ягоды, листья, потом – мелкие элементы: осочки, капельки, травку, завитки и т.д.

Воспитатель: Как нужно рисовать травку и завитки?

Дети: Концом тонкой кисти, чередуя цвета.

Воспитатель: Что мы можем использовать для рисования ягод?

Дети: Кисть, тычок.

Воспитатель: Какие цвета будете использовать?

Дети: Красный, чёрный, зелёный.

Воспитатель: Молодцы, ребята, всё знаете!

Воспитатель: Ребята, проведём небольшую разминку для пальчиков.

Пальчиковая гимнастика

(Воспитатель стоит прямо перед детьми чтобы каждому было видно)

Вот все пальчики мои, их как хочешь поверни:

И вот этак, и вот так, не обидятся никак (потирание кистями рук).

Раз, два, три, четыре, пять (хлопки ладоней).

Не сидится им опять (встряхивание кистями).

Постучали, повертели,

Рисовать мы захотели.

Воспитатель: Теперь, юные мастера, можете смело приступать к работе!

Самостоятельная деятельность детей под музыкальное сопровождение Звучит народная мелодия «Гусли).

Проводится индивидуальная работа.

Воспитатель: Мне очень интересно, что же у вас получилось?

Вижу, все уже закончили. Очень хорошо!

А пока работы сохнут, предлагаю немного отдохнуть.

Дети встают в круг, повторяют движения за воспитателем.

Физкультминутка

Хохлома, да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево)

Наше чудо – дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)

Мы рисуем хохлому (руки перед грудью одна на другой)

Красоты невиданной! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз).

Нарисуем травку (руки перед грудью одна на другой)

Солнечною краской (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)

Ягоды рябины (руки перед грудью одна на другой)

Краской цвета алого (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)

Хохлома, да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево)

Вот так чудо дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз).

Воспитатель: Теперь возьмите свои работы и положите на общий стол.

Дети несут свои работы на отдельный стол.

Воспитатель и дети рассматривают расписанные силуэты ложек.

Заключительная часть:

Воспитатель: Посмотрите, какие получились ложки – яркие, красочные, праздничные – как у настоящих мастеров, настоящая золотая хохлома! У каждого получился свой, неповторимый узор.                                                 Как красиво вот здесь выполнены завитки, они нарисованы плавно, неотрывно. А вот здесь получился узор тонкий, красивый. А на этой росписи удачно выполнены цветок, листочки.

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы все очень хорошо постарались!

А что больше всего понравилось вам, и почему?

Да, такую посуду мы можем предложить нашим гостям из разных стран.

Воспитатель: Ребята, довольны своими работами?

Дети: Да.

Воспитатель: Что больше всего вам понравилось и почему?

Ответы детей.

Воспитатель: Всем спасибо! Наш художественный салон закрывается.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности по теме "Золотая хохлома"

Занятие предполагает интеграцию двух видов деятельности: речевой и художественно-изобразительной. Цель - ознакомление с русскими народными традициями и обрядами, декоративно-прикладной росписью - хох...

Конспект НОД по образовательной области "Художественное творчество", тема "Золотая Хохлома"

Конспект интегрированной непосредственно - образовательной деятельности в группе общеразвивающей направленности воспитанников седьмого года жизни.Цель: развитие интереса детей к народному декоративно ...

Конспект непосредственной организованной образовательной деятельности Тема: «Золотая хохлома»

Цель: Продолжать знакомить детей с декоративно – прикладным искусством. Воспитывать в детях любовь к народным традициям. Задачи:·        Воспитывать интерес к р...

Конспект открытого занятия на тему: «Золотая Хохлома»

               Разрабатывая данный конспект я прежде всего учитывала возрастные и психические индивидуальные особенности детей       ...

Конспект занятия для детей старшего подготовительного возраста Тема: «Золотая хохлома»

Рисование декоративное по мотивам народной росписи Тема: «Золотая хохлома» Програм. содержание: 1. Продолжать развивать художественный вкус детей, знакомя их с народным декоративным творчеством (дымов...

Конспект НОД Тема «Золотая хохлома»

Сформировать представление детей о появлении посуды в древнее время....

Конспект ОД. Тема: "Золотая хохлома" подготовительная группа

Декоративное рисование, как и все виды изобразительного искусства, развивает у ребёнка чувство прекрасного. Произведения народного декоративного искусства близки детям красочностью, простотой композиц...