Развитие личности старших дошкольников средствами художественного творчества
статья по рисованию (старшая группа)

Черкасова Татьяна Викторовна

Формирование личности дошкольника – одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном возрасте, так как именно в этом возрасте дети обладают большим потенциалом фантазии, творчества, основанного на самовыражении, саморазвитии, сотрудничестве, сотворчестве.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo.docx19.54 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие личности старших дошкольников средствами художественного творчества

Формирование личности дошкольника – одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном возрасте, так как именно в этом возрасте дети обладают большим потенциалом фантазии, творчества, основанного на самовыражении, саморазвитии, сотрудничестве, сотворчестве.

Современные дети в век интерактивных технологий очень мало проявляют интерес к художественному творчеству, у них не развивается творческое восприятие окружающего мира, самостоятельность и активность в познании, которые в будущем будут необходимы для достижения серьёзных перемен в обществе и жизни в целом.  У большинства детей не сформированы умения по владению инструментами, материалами, недостаточно развита моторика, что влечёт за собой ряд проблем в школьном обучении. Недостаточность развивающих кружков, художественных выставок в районе для детей дошкольного возраста, отсутствие интереса и желания родителей – также тормозит приобщению детей к художественному творчеству. А потребность современного общества сейчас  в сформированных людях с такими развитыми качествами, как: изобретательность, инициативность, креативность, предприимчивость, решительность. То есть, это качества, которые закладываются на базе детского творчества.

В соответствии с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования одной из задач образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» является «развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка…»

Ведущей педагогической идеей в моей деятельности является создание эффективной системы работы, способствующей развитию творческой личности. Воспитание любви к прекрасному… Это значит, познакомить детей с различными видами творчества, художественными материалами, помочь раскрыть и увидеть детям мир необычного, вызвать интерес к происходящему вокруг, привить любовь к окружающему, побудить из простого создать шедевр; создать условия для развития индивидуальности, творчества, увлечённости детей занимательным делом - выдвинуть эстетическое воспитание на новые позиции.

Для реализации задачи развития детского художественного творчества, интереса к самостоятельной творческой деятельности необходимо создать условия для работы с воспитанниками в данном направлении.

В нашей группе имеется уголок по изодеятельности, в котором находятся необходимые материала для развития творчества. В дополнение к уголку мы оформили «центр увлекательных дел», в котором имеются сенсорные материалы (мозаика, конструкторы «Липучки», магнитный конструктор, металлический), музыкальные инструменты, различные виды театра, природный материал, элементы костюмов и декорации, оборудование для экспериментирования, чтобы дети могли самостоятельно заниматься на выбор любым делом индивидуально или вместе со сверстниками, поскольку желание заниматься каким-то видом художественной деятельности может возникать у детей в любое свободное от занятий время. Специфика этого вида деятельности заключается в том, что именно во время упражнения в художественных умениях дети реализуют индивидуальные творческие замыслы.

В обогащении детей художественными впечатлениями помогают картины, печатные пособия, произведения прикладного, декоративного искусства, фотоальбомы. Эта группа материалов требует обязательного участия взрослого на том этапе, когда детей знакомят с ними. Обязательно знакомлю детей с произведениями искусства, рассказываю об их истории. Например, знакомя детей с предметами народно-прикладного творчества, обращаю внимание детей на богатое воображение мастеров, что вызывает у них желание самим создать что-то красивое для себя и других.

Восприятие художественной информации требует определённой подготовки воспитанников под руководством педагога. Я стараюсь организовывать интересную и содержательную работу во всём педагогическом процессе (в совместной и самостоятельной деятельности), ищу поводы для накопления опыта восприятия и общения, которые разнообразны: наблюдения, рассматривание предметов и явлений с разных позиций, их обследование, используя творческие задания: «Оживи предмет», «Сходства и различия», «Найди разное», «Что необычного», раскрывая эстетические качества предметов и явлений, обсуждение, размышление – высказывание детьми личного мнения, обмен впечатлениями и т.д. Стараюсь накапливать художественно-познавательный опыт ребёнка через проживание им самим различных ситуаций: «что было бы..», «представь…». В своей работе использую творческие задания на развитие художественного восприятия, внимания, наблюдательности, воображения, образного мышления: «Кто больше увидит», «Найди ошибку», «Придумай сказку», в которой героями могут быть средства выразительности – пятна, линии, изобразительные материалы, «На что похоже», «Дорисуй детали», «Найди лишнее» и др.

Для формирования умелости рук использую в работе игровое обучение: различные игры, систему развивающих упражнений на постановку и движения руки – проведение линий, штрихов, формообразующие движения, разные виды мазков, рисуночные игры, пальчиковые игры. И только на следующем этапе становится возможным возникновение творческого замысла, поиска художественных средств.

Правильно спланировать виды художественной деятельности детей, подготовить необходимые материалы мне помогают индивидуальные беседы с детьми. Накануне её проведения интересуюсь, чем бы хотел заняться завтра каждый ребёнок. Использую методический приём напоминание («Какой замечательный праздник был недавно! Какие замечательные открытки вы смастерили для малышей!»). Такой подход восстанавливает в памяти детей художественные впечатления, вызывает стремление творить прекрасное. Основной принцип – атмосфера должна способствовать художественной деятельности и обеспечивать свободный выбор, без этого творческий процесс невозможен.

Настраиваю детей на качество конечного результата и сообщаю о том, где и как он будет использован. После того, как дети выбрали вид художественной деятельности по своим интересам, побуждаю к творческому подходу её осуществления. Например, обращаюсь к воспитанникам: «Постарайтесь придумать и сделать из природного материала такую поделку, какую мы ещё не делали. Этими поделками оформим выставку «Дары осени». Или, «Пофантазируйте! Придумайте узор и раскрасьте салфетки так, как мы ещё этого не делали». Это активизирует творческое воображение детей, вызывает положительное стремление доставить радость людям. Обязательно в своей работе применяю такой прием индивидуального подхода к ребёнку, как поощрение. Для формирования у детей самоуважения, уверенности в своих возможностях проявляю внимание и доброжелательность. Для решения основной задачи – развития художественно-творческих способностей мне помогает правильная оценка результатов детской деятельности. В отличие от оценки, которая даётся на занятии, основной акцент здесь делаю на наличие в работе элементов нового, творческого начала. Поэтому, при оценке детских работ я выделяю такие работы, которые отличаются оригинальностью, пусть даже незначительной. Однако не забываю и о других детях – всех хвалю, в каждой работе пытаюсь найти что-то положительное.

Работая с группой детей, наблюдая за ними в процессе деятельности, отметила, что некоторые дети больше времени проводят с изобразительными материалами, самостоятельно выбирают тему для своего творчества. Работы у этих воспитанников отличало своеобразие в изображении, умение дополнять работу деталями, использование необычной цветовой гаммы, комбинирование в работе различных изобразительных материалов, природных материалов. Соответственно, такие работы вызывали интерес, восторг как воспитанников, так и взрослых (педагогов, родителей). Положительные эмоции усиливаются при организации практического применения работ. Лучшие работы мы используем для украшения группы, фойе, музыкального зала детского сада, делаем подарки к праздникам и на день рождения товарищей, оформляем тематические выставки для детей и родителей.

Хорошим стимулом для развития интереса у детей к художественному творчеству являются индивидуальные персональные выставки воспитанников, что способствует желанию других детей проявить себя в творчестве. Вместе с детьми мы рассматриваем работы, делимся впечатлениями от увиденного: какая работа понравилась? Почему? Предлагаем автору работы поделиться опытом, как выполнялась работа, какие художественные материалы для этого понадобились? Дети в процессе такого обсуждения учатся анализировать работу, у них возникает желание творить!

Большую радость и богатство впечатлений приносят дошкольникам творческие выставки работ, выполненных совместными усилиями родителей и детей. В моей группе есть творческие семьи, которые представляют на наши выставки свои работы. Это стимулирует детей проявлять инициативу, усердие, вызывает желание найти что-то новое, необычное, принести пользу людям. Дети приобретают устойчивый интерес к различным видам изобразительной деятельности.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообразование «Развитие нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников посредством художественного творчества»

В данном материале обозначены цели и задачи выбранной темы по самообразованию и составлен перспективный план на учебный год...

Методическая разработка "Развитие интеллектуальных способностей дошкольников через художественное творчество (оригами)" для детей старшей группы

всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе  овладение элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги....

«Развитие мелкой моторики у дошкольников средствами художественного творчества»

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Возможность познания окружающих предметов у детей в большей степени связана с развитием действи...

Отчет по самообразованию " Развитие нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников посредством художественного творчества"

Отчет по самообразованию«Развитие нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников посредством художественного творчества»...

формирование коммуникативной культуры личности старших дошкольников средствами игровой деятельности

в презентации представлена работа с детьми подготовительной группы по формировынию коммуникативных навыков общения со сверсткинами средствами игры...

Конспект родительского собрания в подготовительной группе на тему: "Формирование духовно-нравственных качеств личности старшего дошкольника средствами патриотического воспитания"

Конспектродительского собранияв подготовительной группена тему:"Формирование духовно-нравственных качеств личности старшего дошкольника средствами патриотического воспитания"...

Методическая разработка Эмоциональное развитие старших дошкольников средствами художественной литературы

Эмоциональное развитие старших дошкольников средствами художественной литературыДошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период происходит процес...