Перспективное планирование по художественно - эстетическому развитию, раздел рисование для старшей группы
методическая разработка по рисованию

Гордеева Любовь Алексеевна

Данный материал будет полезен воспитателям детского сада работающим в старшей группе. Перспективное планирование составлено на основе учебно -методических пособий: И.А. Лыкова "Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа" и Т.С. Комарова "Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл risovanie_2024.docx73.35 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективный план по художественно- эстетическому развитию (Рисование). ( Старшая группа ).

Месяц

неделя

Тема,

литература

Цели

Материалы

и оборудование

Методы

и приемы

Совместная

деятельность

с детьми

Совместная

деятельность

с родителями

Сентябрь

1 неделя

Занятие №1

Рисование

сюжетное

«Весёлое лето»

И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», стр.22

Создать условия для отражения в рисунке летних впечатлений. Учить рисовать простые сюжеты, передавая движение человека, взаимодействия и отношения между персонажами. Вовлекать детей в коллективный разговор, в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками. Подводить к описанию изображений на рисунках.

Белые листы бумаги одного размера для составления общего альбома рисунков «Весёлое лето»; цветные карандаши и фломастеры (на выбор); простые карандаши, ластики.

Анализ жизненной ситуации, беседа «Чем вам запомнилось лето, игра «Бабочки и дождик»,  показ элементов летнего пейзажа, пальчиковая гимнастика, самостоятельная работа детей, итог.

Беседа о летних занятиях и развлечениях. Рисование человечков палочками на песке или на земле, выкладывание фигурок из счётных палочек, веточек, карандашей.

Ознакомление родителей с образовательными задачами образовательной области «Художественно- эстетическое развитие»

Сентябрь

2 неделя

Занятие №2

«Путешествие в волшебную страну красок» (Радуга).

Т.С. Комарова   «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду», с. 82

Познакомить детей с различными видами и техниками изобразительного искусства. Выявление уровня знаний, умений и навыков детей в области изобразительного искусства. Развивать умение аккуратно рисовать акварельными красками и эстетическую отзывчивость на красоту окружающего мира.  Воспитывать интерес к занятиям изобразительной деятельностью и любовь к родной природе

Альбомный лист, кисти,  акварельные краски,  стаканчики для воды, салфетки,

Художественное слово, отгадывание загадок,  показ, обьяснение, мотивация на успех.

Беседа о цветах радуги, рассматривание картинок. Разучивание пальчиковых игр.

Консультация «Как вызвать интерес ребенка к рисованию»

Сентябрь

3 неделя

Занятие №3

«Грузовая

машина»

Т.С. Комарова   «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду», с. 69

Учить правильно, передавать форму каждой части, ее характерные особенности (кабина – прямоугольной формы со срезанным углом, правильно располагать части при их изображении.

 Закреплять навык рисования вертикальных и горизонтальных линий, правильного закрашивания предметов (без просветов, в одном направлении, не выходя за линии контура).

альбомный лист А4, графитный карандаш, цветные карандаши, рисунки с изображением разных грузовых машин, игрушка-грузовик.

Сюрпризный момент, беседа, физкультминутка, показ, самостоятельная  и индивидуальная работа

Рассматривание с детьми разных грузовых машин (игрушки, иллюстрации), сравнение машин, предлагая   отмечать сходство и различия.

Советы

родителям «Что должен знать и уметь ребенок в городе».

Сентябрь

4 неделя

Занятие №4

«Знакомство с Хохломской

росписью».

Т.С.Комарова,

«Занятия по изобразительной деятельности в детском саду»,стр.89

Учить детей рисовать волнистые линии, короткие завитки и травинки слитным, плавным движением. Упражнять в рисовании тонких плавных линий концом кисти. Закреплять умение равномерно чередовать ягоды и листья на полосе. Развивать чувство цвета, ритма, композиции; умение передавать колорит хохломской росписи

Хохломские изделия. Полоска желтой бумаги, лист белой бумаги дляупражнений (на каждого), гуашь зеленая, желтая, красная и черная, кисти, банка с водой,салфетка (на каждого ребенка).

Рассматривание альбома с изображениями изделий хохломской росписи, беседа, создание проблемной ситуации для мотивации детей на деятельность, художественное слово, самостоятельная деятельность, оформление выставки детских работ.

Знакомство с народным декоративно-прикладным искусством, беседы о хохломской росписи, рассматривание изделийзолотой Хохломы, целевые прогулки в парк для рассматривания травы, листьев, ягод и сравнения их с произведениями

хохломских мастеров.

Выставка

детского творчества

Октябрь

1 неделя

Занятие №5

Рисование по содержанию загадок и стихов «Загадки

с грядки»

И.А Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», стр.46

Учить передавать форму и характерные особенности овощей по описанию в загадках; создавать выразительные и фантазийные образы; самостоятельно смешивать краски для получения нужного  оттенка; уточнять представление о хорошо знакомых природных объектах.

Гуашевые краски, кисточки двух размеров, баночки с водой, палитра для смешивания красок,  салфетки влажные и сухие, овощи (реальные или муляжи) для уточнения представлений о внешнем виде.

Игровая ситуация, беседа об овощах как огородной культуре.загадывание и

отгадывание загадок, рассматривание овощей

Тематическая беседа об овощах, рисование, лепка, аппликация овощей, рассматривание муляжей овощей, чтение рассказов: Н Носов «Огурцы», «Про репку», «Огородники», стихотворение Ю. Тувим «Овощи», русские народные сказки

Конкурсах рисунков «Для любимых бабушек и дедушек»

Октябрь

2 неделя

Занятие №6

«Усатый –

полосатый»

Т.С.Комарова,

«Занятия по изобразительной деятельности в детском саду»,стр.109

Учить детей передавать в рисунке образ котенка. Закреплять  умение изображать животных, используя навыки рисования кистью и красками (илицветными восковыми мелками). Развивать образное восприятие и воображение. Вызывать радость от созданного изображения. Учить видеть разнообразие изображений, выразительность образа.

Игрушка – котенок, гуашь или цветные восковые мелки, альбомные листы (на каждогоребенка).

Игровая ситуация. рассматривание, показ, рассказывание стихотворения, уточнить с детьми последовательность рисования

Чтение стихотворения С. Маршака «Усатый -полосатый». Лепка животных. Рассматривание иллюстраций в книгах, альбомах   (изображение животных  Ю. Васнецовым,  Е. Чарушиным).

Консультация для родителей «Играем с детьми дома»

Октябрь

3 неделя

Занятие №7

«Осенние листья» (рисование с

натуры).

И.А Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», стр. 52

Учить детей рисовать с натуры, передавая форму и окраску осенних листьев. Совершенствовать изобразительную технику (смешивать акварельные краски для получения сложных оттенков и передачи осеннего колорита). Познакомить с новым способом получения изображения – наносить краску на листья, стараясь передать окраску, и «печатать» ими на бумаге. Вызвать желание передавать характерные признаки объектов и явлений природы. Воспитывать стремление достичь качественных результатов, бережное и заботливое отношение к природе..

Краски акварельные, белые листы бумаги А4 формата, палитра на каждого ребенка, баночки, кисточки, простые карандаши. Осенние листочки собранные детьми. Картины пейзажистов

Художественное слово, физкультминутка «Осень», показ способа рисования «печать», самостоятельная работа.

Наблюдение с детьми явление природы, листопад. Рассматривание и сбор листьев с красивой формой и окраской.

Привлечь родителей к изготовлению атрибутов, масок в национальный уголок в группе.

Октябрь

4 неделя

Занятие №8

«Флаг России»

Т.С.Комарова

«Занятия по изобразительной деятельности в детском саду»,

стр.85

Учить передавать конструкцию башни, форму и пропорции частей. Закреплять способы соизмерения сторон одной части и разных частей. Развивать  глазомер, зрительно-двигательные координации. Упражнять в создании первичного карандашного наброска. Формирование общественных представлений, любви к Родине.

Иллюстрации с изображением Спасской башни Кремля, альбомные листы, гуашь, кисти, банка с водой, салфетка (на каждого ребенка).

Рассматривание и обсуждение иллюстраций о Москве. Обучение поэтапному процессу изображения рисунка. Упражнять выполнять карандашом набросок рисунка.

Рассматривание иллюстраций, чтение рассказов, стихотворений о Красной площади.

Индивидуальные беседы с родителями по запросам

Октябрь

5 неделя

Занятие №9

«Золотая Хохлома и золотой лес»

И.А Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду»,стр. 68

Продолжать знакомить детей с разными видами народного декоративно – прикладного искусства. Учить замечать художественные элементы, определяющие специфику «золотой хохломы»: назначение предметов, материал, технология изготовления, колорит, узор. Учить рисовать на бумаге узоры из растительных элементов (травка, кудрина, ягоды, цветы) по мотивам хохломской росписи. Развивать технические умения – умело пользоваться кистью: рисовать кончиком кисти, всей кистью, свободно двигать в разных направлениях. Воспитывать эстетическое отношение к бытовой культуре и предметам искусства.

Предметы с хохломской  росписью, иллюстрации узоров с характерными элементами хохломской росписи, листы белой бумаги, акварельные краски, кисти, стаканчики для воды, салфетки

Беседа о традиционных промыслах, рассматривание предметов быта хохломы, показ, рисования узоров мастеров , самостоятельное детское творчество

Организация выставки «Золотая Хохлома»,  декоративное рисование, аппликация на полукруге. рассматривание альбома с вариантами узоров.

Выставка

детского творчества

Ноябрь

1 неделя

Занятие №10

«Расписные ткани» (декоративное, по замыслу)

И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду»,стр. 86

Учить детей рисовать узоры по замыслу, заполняя всё пространство листа бумаги (рисовать «ткань»), находить красивые сочетания красок в зависимости от фона; использовать в своём творчестве элементы декоративно – прикладного искусства (растительные, зооморфные, геометрические). Совершенствовать технические навыки рисования кистью: рисовать кончиком кисти или всем ворсом, свободно двигаясь в разных направлениях. Развивать воображение, эстетический вкус. Воспитывать аккуратность в работе

Кусочки однотонной ткани, мелованные карандаши, акварельные краски, кисточки , баночки с водой, клеёнки. Магнитофон, аудиозапись

Рассматривание, рассказы детей,  объяснение нового материала с графическим показом, напоминание, выставка детского творчества.

Подготовка образцов ткани (лоскутков с разными красивыми узорами.

Экскурсии

по улицам города родителей вместе с  детьми

Ноябрь

2 неделя

Занятие №11

«Девочка в нарядном платье»

Т.С.Комарова

«Занятия по изобразительной деятельности в детском саду»,стр.91

Учить детей определять и передавать относительную величину частей тела, общее строение фигуры человека, изменение положения рук во время физических упражнений. Закреплять приемы рисования и закрашивания изображений карандашами. Развивать самостоятельность, творчество, умение рассказывать о своих рисунках и рисунках сверстников.

Альбомные листы, графитный и цветные карандаши (на каждого ребенка).

Просмотр видеофильма о детской зарядке. Закреплять приемы рисования и закрашивания изображений карандашами.

Наблюдения на занятиях физкультуры (за детьми другой группы). Беседа о том, зачем надо делать зарядку, заниматьсяфизкультурой.

Индивидуальные беседы «Здоровье ребенка в наших руках»

Ноябрь

3 неделя

Занятие №12

«Узоры на кухонных досках» (городецкая роспись)

Т.С.Комарова

«Занятия по изобразительной деятельности в детском саду»,стр.108

Знакомить с городецкой росписью, ее колоритом, особенностями.  Учить детей расписывать шаблон по мотивам городецкой росписи. Учить выделять декоративные элементы росписи, их композиционное расположение. колорит. Развивать чувство ритма, цвета, композиции.

Образцы народных игрушек. Картинки с узорами росписи.. Гуашь (красного, синего и зеленого цвета, раскраски доски, кисти, банка с водой, салфетка.

Сюрпризный момент, рассматривание иллюстраций  городецкой  росписи, показ образца и приемов рисования,  самостоятельное детское творчество

Просмотр альбомов  «Городецкие узоры». Рассматривание предметов декоративно-прикладного искусства; дидактическая игра «Народные промыслы».

Консультация «Как понимать и ценить детские рисунки»

Ноябрь

4 неделя

Занятие №13

Рисование по представлению

«Милой мамочки портрет»

И.А Лыкова

«Изобразительная деятельность в детском саду», с. 144

Учить рисовать женский портрет. Инициировать самостоятельный поиск изобразительно – выразительных средств для передачи особенностей внешнего вида, характера и настроения конкретного человека (мамы, бабушки, сестры, тёти). Продолжать знакомство с видами и жанрами изобразительного искусства (портрет).

Белая и тонированная бумага разного формата, гуашевые краски, палитры, кисточки, баночки с водой; семейные фотографии; репродукции картин известных художников – портретистов; опорные рисунки для показа этапов работы.

Игровая ситуация, актуализация знаний, стихотворение-загадка «Кто пришел  ко мне с утра, открытие новых знаний, самостоятельная работа детей, индивидуальная работа, анализ детского творчества, итог занятия.

Рассматривание разных портретов на художественных открытках и репродукциях картин известных художников. Беседа «Наши мамы и бабушки». Рассматривание семейных фотографий, принесённых в группу. Чтение рассказа Н. Носова «Самая красивая»

Беседа

«Детский рисунок – ключ к внутреннему миру»

Декабрь

1 неделя

Занятие №14

«Белая берёза

под моим окном» (зимний пейзаж).

И.А Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», с. 94

Вызвать интерес к созданию выразительного образа по мотивам лирического стихотворения. Учить сочетать разные изобразительные техники для передачи характерных особенностей заснеженной кроны и стройного ствола с тонкими гибкими ветками. Совершенствовать технические умения: рисовать широкие линии всем ворсом кисти, тонкие линии – концом. Развивать чувства цвета: находить красивые сочетания цветов и оттенков в зависимости от фона. Воспитывать аккуратность во время работы.

Листы бумаги разного размера синего, ярко-голубого, бирюзового, сиреневого цвета, гуашевые краски, соль, кисти, баночки с водой, салфетки, схемы рисования березы, репродукции зимних пейзажей.

Игровая ситуация. рассматривание, показ, рассказывание стихотворения, уточнить с детьми последовательность рисования, физкультминутка «Зима»

Наблюдение за деревьями на прогулке. Рассматривание изображений зимних деревьев на иллюстрациях в детских книгах. Знакомство с репродукциями картин И. И. Шишкина, И. И. Левитана, Ф. А. Васильева, И. Э. Грабаря.

Порекомендовать родителям прогуляться с ребенком по зимним улицам города и понаблюдать за разными деревьями.

Декабрь

2 неделя

Занятие №15

«Волшебные

снежинки»

(декоративное).

И.А Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду»,с.96

Учить строить круговой узор из центра, симметрично располагая элементы на лучевых осях или путём симметричного наращивания элементов по концентрическим кругам. Симметрично располагать узор в зависимости от формы листа. Побуждать использовать в узоре разнообразные прямые, округлые линии, формы, растительные элементы; умело пользоваться кистью: рисовать концом, всей кистью, свободно двигать в разных направлениях. Вызвать у детей желание создать коллективную композицию из нарисованных снежинок. Воспитывать аккуратность, самостоятельность, творческую активность.

Цветные карандаши (цветные восковые мелки), белая гуашь, альбомные листы белые или любого бледного тона (на каждого ребенка), картина И.Шишкина «Зима»

Беседа, рассказ, показ, наблюдение, эффект неожиданности, физкультминутка, аудиозапись музыки зимы.

На прогулках обращать внимание на то, какие развесистые большие деревья, какими кажутся толстые и тонкие ветви  по  цвету,  рассматривать иллюстрации, репродукции с изображением деревьев.

Совместный конкурс  

«Новогодняя игрушка»

Декабрь

3 неделя

Занятие №16

«Лиса – кумушка и лисонька - голубушка»

(сюжетное)

И.А Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду»,стр. 76

Учить рисовать, раскрывая тему литературного произведения, передавая характер и настроение героев. Вызвать интерес к иллюстрированию знакомых сказок доступными изобразительно – выразительными средствами. Познакомить с приёмами передачи сюжета: выделять главное, изображая более крупно на переднем плане; передавать как смысловые, так и пропорциональные соотношения между объектами. Развивать композиционные умения (показывать расположение персонажей и предметов в пространстве).

Воспитывать эстетический вкус и чувство цвета.

Художественные материалы на выбор детям – цветные карандаши, фломастеры, краски гуашевые, кисти, палитры, банки с водой, салфетки, листы белой бумаги, иллюстрации к сказкам.

Беседа, чтение потешки, рассматривание образца, показ приемов, физкультминутка, самостоятельная работа, итог.

Чтение русских народных сказок с рассматриванием иллюстраций в книжках « Лисичка – сестричка и серый волк», « Снегурушка и лиса».

Выставка

детского

творчества

Декабрь

4 неделя

Занятие №17

«Ёлочные веточки» (рисование с

 натуры)

И.А Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду»,стр. 102

Учить детей рисовать с натуры еловую ветку, передавая особенности её строения, окраски и размещения в пространстве. Показать способы обследования натуры. Пояснить необходимость соблюдения общих условий при выполнении коллективной работы. Развивать координацию в системе "глаз-рука". Воспитывать интерес к народному искусству (бумажному фольклору).

Композиции с еловыми ветками на выбор (с новогодней игрушкой, шишкой, мишурой); поздравительные открытки хорошего качества (новогодние и рождественские) с изображением ёлочек, еловых веток, рождественских венков; листы бумаги; простые и цветные карандаши, фломастеры, пастель

Художественное слово, беседа, показ изображений елки, демонстрация приемов рисования, самостоятельная деятельность детей, эмоциональная оценка работ.

Подготовка к новогоднему празднику в детском саду и участие в утреннике, просмотр телевизионных передач. Рассматривание новогодних открыток.

Индивидуальная беседа  «Приобщение к нетрадиционной технике рисования

Январь

1 неделя

Каникулы

Январь

2 неделя

Занятие №18

«Начинается январь, открываем календарь…» 

И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду»,стр.108

Учить детей составлять гармоничные цветовые композиции, передавая впечатления о разных временах года. Побуждать создавать выразительный образ дерева, в соответствии с сезонными изменениями в природе.

Упражнять в технике рисования гуашевыми красками: смешивать разные краски, получая «зимние», «весенние», «летние», и «осенние» цвета и оттенки (голубой, розовый, сиреневый), свободно двигать кистью в разных направлениях, рисовать кончиком кисти и всем ворсом. Вызвать интерес к работе в парах, желание создать самодельный календарь. Развивать чувства цвета и композиции. Воспитывать аккуратность во время работы.

12 листов одного формата и размера, но разного цвета:  для зимних месяцев  для месяцев весны,  для лета для осени.

12 одинаковых силуэтов деревьев;

гуашевые краски, цветные карандаши, фломастеры, кисточки, баночки с водой 

Показ, беседа-рассуждение, размещение  по группам, игра «Когда это бывает?», пальчиковая игра «Круглый год», обсуждение результатов работы

Рассматривание разных календарей: карманных, настенных, настольных, перекидных. Беседа о календаре. Рассматривание картин, репродукций, фотографий с изображением природы в разное время года.

Подготовка дидактического пособия «Краски природы».

Консультация «О взаимосвязи игры и изобразительной деятельности»

Январь

3 неделя

Занятие №19

«Весело качусь я под гору в сугроб»

И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», стр.118

Формировать умение передавать сюжет доступными графическими средствами. Показать средства изображения сюжетной связи между объектами: выделение главного и второстепенного, передача взаимодействии, изменение формы в связи с характером движения (руки подняты, согнуты, туловище наклонено). Развивать композиционные умения (рисовать по всему листу бумаги, проводя линию горизонта, передавать пропорциональные и пространственные отношения между объектами). Воспитывать любовь к здоровому образу жизни и занятиям спортом.

Бумага белого цвета или слаботонированная (альбомный формат), цветные и простые карандаши, фломастеры, варианты композиционных основ (фонов) для показа детям на занятии: на листы бумаги разного формата, размера и цвета наклеивает кусочки белой мягкой бумаги (обрывной техникой), изображая заснеженную землю, горку, каток и пр.

Чтение стихотворения «Мама, глянь-ка из окошка», игра в «снежки», рассказы о зимних забавах, показ вариантов композиций, пояснение, детское творчество, итог.

Наблюдение во время прогулки за играющими и гуляющими детьми. Беседа о зимних забавах, играх, спортивных занятиях. Рассматривание иллюстраций, составление описательных и повествовательных рассказов (из личного опыта, по серии сюжетных картин) на тему «Зимние забавы», «Что мы делали зимой». Чтение отрывка из рассказа К.Д. Ушинского «Четыре желания».

Формирование единого подхода к методам оздоровления и закаливания детей в детском саду и дома.

Январь

4 неделя

Занятие №20

«Была у зайчика избушка лубяная, а у лисы –  ледяная».

Т.С. Комарова

«Занятия по изобразительной деятельности в детском саду»,стр.97

Продолжать развивать у детей образные представления, воображение. Формировать умения передавать в рисунке образы сказок, строить  сюжетную композицию, изображая основные объекты произведения. Закреплять приемы рисования разными изобразительными материалами (красками, сангиной, угольным карандашом).

Листы белой или цветной бумаги А4, краски гуашь, банка с водой, салфетки, кисти, сангина, угольный карандаш (или соус) (на каждого ребенка)

 Игровая ситуация, сюрпризный момент, словесные портреты героев сказки, самостоятельная художественная деятельность выставка рисунков.

Беседы о зиме, разучивание стихотворений, чтение русской народной сказки «Лиса и заяц», беседа по сюжету сказки, рассматривание иллюстраций по сказке, игра драматизация по сказке «Лиса и заяц», настольный театр.

Организация экспресс-выставки «Что мы делаем зимой»

Февраль

1 неделя

Занятие №21

«Снеговик»

Т.С. Комарова  «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду»,с. 52

 Продолжать учить рисованию предметов округлой формы, умение дорисовывать предмет. Подводить детей к изображению знакомых предметов. Развивать эстетическое восприятие окружающего. Воспитывать интерес к нетрадиционному рисованию. Учить замечать красоту зимней природы..

Листы синей, голубой, серой или розовой цветной бумаги, гуашь, жесткие и мягкие кисти, палитры, баночки с водой, салфетки.

Рассказ о снеговике, пальчиковая игра «Снежок», объяснение, самостоятельная деятельность детей 

Просмотр презентации «Снеговики нашего двора» с сопровождением стихотворения О. Киселёва «Снеговик» и рассказа о Снеговике.

Привлечение родителей к совместным с детьми наблюдениям за природными явлениями

Февраль

2 неделя

Занятие №22

«Военная техника нашей армии».

Т.С. Комарова

«Занятия по изобразительной деятельности в детском саду»,стр. 93

Углублять знания детей о Российской армии.

Формировать представление о видах войск.

Воспитывать уважение к защитникам Отечества. Активизировать словарь детей новыми словами: десантные войска, артиллеристы, военно-морской флот, воздушная авиация.

Учить рисовать военную технику.

Иллюстрации военной техники, условные обозначения «облако, вода, земля», альбомы для рисования, простые карандаши, цветные карандаши, восковые мелки, краски, кисти, баночки для воды, салфетки.

Беседа, игра «Кто чем управляет?», объяснение, выбор изобразительных средств

  Беседа " Родина вторая мать, должны её мы защищать!"; чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций по теме.

Оформление выставки

рисунков, поделок: «Нашей армии- салют!»

Февраль

3неделя

Занятие №23

«Папин портрет» (рисование с опорой на фотографию)

И.А Лыкова

«Изобразительная деятельность в детском саду»,стр.138

Учить рисовать мужской портрет, стараясь передать особенности внешнего вида, характер и настроение конкретного человека (папы, дедушки, брата, дяди). Вызвать интерес к поиску изобразительно – выразительных средств, позволяющих раскрыть образ более полно, точно, индивидуально. Продолжать знакомство с видами и жанрами изобразительного искусства (портрет).

Белая и тонированная бумага разного формата, гуашевые краски, палитры, кисточки, баночки с водой; семейные фотографии; репродукции картин известных художников – портретистов; опорные рисунки для показа этапов работы.

Чтение стихотворения  «Папины профессии» А. Доброта, беседа, загадка, рассматривание портретов известных людей, показ последовательности работы над портретом, выполнение рисунка, чтение стих. «Мой папа», Л.  Разумова.

Знакомство с портретом как жанром живописи. Рассматривание репродукций картин известных художников (Серова, Репина, Крамского и др.). Экспериментирование с цветом гуашевых красок для получения телесного цвета. Беседа «Наши папы и дедушки». Рассматривание семейных фотографий.

Беседа с родителями «Вы спрашиваете, мы отвечаем»

Февраль

4неделя

Занятие №24

Декоративное рисование «Украшение варежки»

О.В. Бурляева «Мы в Мордовии живем »

Учить детей изображать элементы мордовского узора.  Поддерживать у детей интерес и желание заниматься декоративным рисованием: украшать варежки узором. Познакомить с цветовой гаммой, характерной для мордовских узоров. Учить гармонично, сочетать цвета. Развивать коммуникативные умения, способствовать воспитанию тактичного выражения своего мнения. Побуждать детей к проявлению самостоятельности и инициативы. Воспитание у детей аккуратности при работе, бережное отношение к материалу.

Альбомный лист, шаблоны варежки, краски, кисточки.

Сюрпризный момент, рассматривание пары варежек, пальчиковая гимнастика, музыкальное сопровождение, договор в паре («ведущий –ведомый»); вопросы педагога по распределению работ, дидактическая игра «Найди пару».

Рассматривание красиво украшенных предметов быта: салфеток, носовых платков, полотенец. Рассматривание альбома «Мордовский костюм» дидактическая игра «Украсим платок».

Конкурс для родителей на лучшую поделку декоративно – прикладного

творчества, изготовленную дома вместе с детьми.

Март

1 неделя

Занятие №25

«Картинка маме к празднику 8 Марта»

Т.С. Комарова

«Занятия по изобразительной деятельности в детском саду»,стр.119

Вызвать у детей желание нарисовать красивую картинку о празднике 8 Марта. Закреплять умение изображать фигуры взрослого и ребенка, передавать простейшие движения, удачно располагать фигуры на листе. Воспитывать любовь и уважение  к  маме, стремление сделать ей приятное.

Альбомные листы, краски гуашь или акварель, простой (графитный) карандаш, краски, банка с водой, салфетка (на каждого ребенка).

Рассказ воспитателе о празднике 8 Марта, чтение детьми стихотворений о празднике, слушание песен, повторить способы  расположения фигуры человека на листе.

Поговорить о том, как поздравили маму. Спросить, кто дарил цветы. Заранее побеседовать об этом с папами.

Активное участие  родителей в подготовке к празднику

«8 Марта-праздник мам»

Март

2 неделя

Занятие №26

Рисование декоративное «Солнышко нарядись!»

И.А Лыкова

«Изобразительная деятельность в детском саду»,стр.154

Вызвать у детей желание создать образ солнышка по мотивам декоративно – прикладного искусства и книжной графики (по иллюстрациям к народным потешкам и песенкам); обратить внимание на декоративные элементы (точка, круг, волнистая линия, завиток, листок, трилистник, волна и пр.), объяснить символику; развивать воображение, воспитывать интерес к народному искусству. Использовать разнообразные прямые, округлые линии формы, растительные элементы. Умело пользоваться кистью (рисовать концом, всей кистью, свободно двигать в разных направлениях).

Гуашевые краски, кисточки 2-3-х размеров, листы бумаги белые и тонированные (разного размера), баночки с водой, палитры.

Мотивация, чтение  сказки о радуге и мальчике, вопрос-ответ, объяснение с показом этапов рисования солнышка, самостоятельная работа, похвала, выставка работ.

Знакомство с солярными элементами в произведениях декоративно – прикладного искусства. Создание портретов солнца в лепке и аппликации. Упражнение в подборе гармоничных цветосочетаний на цветовых моделях «Радуга» и «Цветовой круг».

Беседа

«Природа цвета и цвет природы»

Март

3 неделя

Занятие №27

«Укрась платочек ромашками».

Комарова Т.С

«Занятия по изобразительной деятельности в детском саду»,стр.51

Учить детей составлять узор на квадрате, заполняя углы и середины; учить использовать приемы примакивания, рисования концом кисти (точки), развивать эстетическое восприятие, чувство композиции, чувство симметрии; воспитывать эстетический вкус;

 

Квадраты цветной бумаги размером 15х15 см., краски, гуашь,  кисти, банки с водой, салфетки, картинка с изображением ромашки, носовые платочки с разными расположениями рисунка  (цветов).

Отгадывание загадок, показ способа примакивания, пальчиковая гимнастика "Цветы", игровая ситуация, самостоятельная работа детей (составление узоров из ромашек на «платочках»).

Разучивание пальчиковой гимнастика "Цветы", рассматривание иллюстраций

Памятка  «Изобразительная деятельность дошкольников»

Март

4 неделя

Занятие №28

«Закладка

для книги» («Городецкий цветок»)

Т.С. Комарова

«Занятия по изобразительной деятельности в детском саду»,стр.67

Продолжать обогащать представления детей о народном искусстве. Расширять знания о городецкой росписи. Обратить внимание детей на яркость, нарядность росписи; составные элементы; цвет, композицию, приемы их создания. Учить располагать узор на полосе, составлять оттенки цветов при рисовании гуашью. Развивать художественный вкус, чувство ритма. Вызывать чувство удовлетворения от умения сделать полезную вещь.

Изделия с городецкой росписью. Образец узора на полосе. Гуашь крас-

ного, синего, зеленого, белого цветов; полоски бумаги размером 7х18 см светлого охристого тона, кисти, банка с водой, салфетка (на каждого ребенка).

Рассматривание и обсуждение произведений изобразительного искусства, показ приемов рисования цветов, бутонов, листьев, напоминание приемов смешивания красок, для получения разных оттенков.

Знакомство с разными видами

народного декоративно-прикладного искусства. Занятия по дымковской росписи.

Выставка

детского творчества

Апрель

1 неделя

Занятие №29

«Весёлый клоун» (предметное).

И.А Лыкова

«Изобразительная деятельность в детском саду»,стр.122

Учить рисовать фигуру человека в движении, показывая изменения внешнего вида (формы и пропорций) в связи с передачей несложных движений. Вызвать интерес к поиску и передаче доступными графическими средствами характерных деталей, делающих изображение выразительным. Образным.

Побуждать подбирать контрастное цветосочетание в соответствии с содержанием и характером образа. Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим

Подборка картинок и рисунков с изображением  клоунов, праздничные колпаки, гуашевые краски, простые карандаши, кисточки, листы белой бумаги, баночки с водой, салфетки.

Игровая ситуация, сюрпризный момент, словесные портреты самостоятельная художественная деятельность выставка рисунков.

Беседа о цирке, цирковых инструментах, изучение мимики с помощью зеркала, рисование и лепка «улыбки», беседа о разных эмоциях.

Индивидуальные беседы с родителями по запросам.

Апрель

2 неделя

Занятие №30

«Весенние ветки»

Т.С. Комарова

«Занятия по изобразительной деятельности в детском саду»,стр.123

Учить детей рисовать веточки с натуры, передавая их характерные особенности: строение, расположение почек, листочков, их цвет. Учить детей готовить на палитре оттенки цвета. Развивать эстетическое восприятие. Закреплять технические навыки рисования кистью и красками.

Листы бумаги на каждого ребенка формата А4,две простые ветки или одна с ответвлением акварель или  гуашь (для рисования вербы), кисти, баночки с водой, салфетки.

Организационный момент, беседа о празднике, загадки, рассматривание иллюстраций, физкультминутка, самостоятельная работа детей, помощь при затруднении, рефлексия.

Рассматривание веток деревьев, кустов. заранее поставить разные ветки в группе, чтобы на них распустились листья.

Порекомендовать родителям интересно провести выходной день с ребёнком. 

Апрель

3 неделя

Занятие №31

«Не обижайте муравья»

В.Н. Волчкова,

Н. В. Степанова,

«Конспекты занятий в старшей группе детского сада. ИЗО»,стр.40

Познакомить детей со сказкой «Муравей и одуванчик», предложить придумать и нарисовать другие варианты концовки; научить рисовать Муравья из трех частей; учить эмоционально, откликаться на красоту полевых цветов, отражать свои впечатления в рисунке, желание помочь в трудную минуту.

Бумага, краски, кисти, салфетки, вода, печатки, штампики, демонстрационные картинки с изображением насекомых, схема частей тела насекомого, аудиозапись.

Прослушивание аудиозаписи «Звуки леса», рассуждение, беседа, загадки, объяснение, детское творчество, пальчиковая гимнастика, слушание аудиозаписи песни «Не обижайте муравья»,пальчиковая гимнастика, слушание аудиозаписи песни «Не обижайте              муравья»,   итог занятия.

Рассматривание картинок, открыток, иллюстраций в книгах на тему «Насекомые», чтение басни И. А. Крылова «Стрекоза и муравей», В.Бианки "Как  муравьишка домой спешил", упражнение  на развитие мелкой моторики «Построй муравейник», пальчиковая гимнастика «Улей», подвижная игра «Жуки»

Индивидуальная беседа на тему: «О развитии способностей к изобразительной деятельности».

Апрель

4 неделя

Занятие №32

«Пришла весна, прилетели птицы»

Т.С. Комарова

«Занятия по изобразительной деятельности в детском саду»,стр.127

Учить детей передавать в рисунке картины природы. Упражнять в красивом расположении изображения на листе. Закреплять умение использовать для выразительного решения темы разные материалы. Развивать эстетическое восприятие.

Листы бумаги, цветные восковые мелки, акварель, белила (гуашь).

Демонстрация картин, рисунков, художественное слово, мотивация, самостоятельное детское творчество.

Беседы, разговоры, чтение книг, разучивание стихотворений и песен о весне

Знакомство родителей с мероприятиями, проводимыми в детском саду

Апрель

5 неделя

Занятие №33

«Кружка, украшенная цветочной гирляндой» (декоративное рисование)

Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Старшая группа

Продолжать знакомство с Городецкой росписью, ее колоритом, особенностями; учить выделять основные элементы узора; упражнять в рисовании Городецких цветов (ромашки розового цвета и бутонов), ромашки и розаны), в нанесении оживки с помощью кончика кисточки; учить самостоятельно выбирать элементы для своего узора, подбирать их цвет. Развивать чувство цвета,  чувство ритма, чувство композиции, художественно-графические навыки, эстетическое восприятие, воображение,  умение красиво располагать узор в заданной форме; развитие интереса к народным традициям и обычаям.

Изображение деревянной кружки, украшенной симметричной цветочной гирляндой; лист бумаги с нарисованным голубым или розовым кругом для показа приёмов изображения цветка, краски гуашь.

Показ презентации городецких мастеров, показ образцов  кружки; выбор изображений, напоминание о рациональных приемах рисования одинаковых гирлянд.

Дидактическая подвижная игра: «Собери цветочную гирлянду», составление  узоров городецкой росписи из разнообразных цветов (бутона, купавки, розана) и листьев на кружке;

Май

1 неделя

Занятие №34

«Салют над городом в честь праздника Победы»

Т. С.Комарова

«Занятия по изобразительной деятельности в детском саду»,стр.132

Учить детей отражать в рисунке впечатления от праздника Победы; создавать композицию рисунка, располагая внизу дома или кремлевскую башню, а вверху – салют. Развивать художественное творчество, эстетическое восприятие. Закреплять умение готовить нужные цвета, смешивая краски на палитре. Учить образной оценке рисунков (выделяя цветовое решение, детали). Воспитывать чувство гордости за свою Родину.

Цветные восковые мелки, акварельные краски, гелиевые краски, бумага формата А4, баночки с водой, большая кисточка, салфетка (на каждого ребенка)

Вопросы к детям, Ответы на вопросы, рассматривание картинок с изображением салюта, художественное слово, детское творчество, выставка работ

Наблюдения в дни праздников (с родителями). Рассматривание картин, иллюстраций в книгах, чтение рассказов Л. Кассиля "Твои защитники", "Памятник советскому солдату", просмотр видео сюжетов с изображением салюта, чтение стихов о войне.

Порекомендовать родителям принять участие  в праздновании  Дня Победы в родном городе.

Май

2 неделя

Занятие №35

«Цветут сады»

Т.С.Комарова

«Занятия по изобразительной деятельности в детском саду», стр.134

Закреплять умение детей изображать картины природы, передавая её характерные особенности. Учить располагать изображения по всему листу (ближе к нижнему краю и дальше от него). Развивать умение рисовать разными красками. Развивать эстетическое восприятие, образные представления.

Листы бумаги чуть больше альбомного, краски акварель и гуашь, палитра, кисти, баночки с водой, салфетка (на каждого ребенка).

Художественное слово, пальчиковая гимнастика, физкультминутка, вопросно-ответная беседа, показ рисования, рассматривание иллюстраций.

Наблюдения на прогулках, экскурсиях, чтение стихотворений, рассматривание иллюстраций.

Индивидуальные рекомендации на летний период

Май

3 неделя

Занятие №36

Декоративное «Я рисую море…» (рисование – экспериментирование)

И.А Лыкова

«Изобразительная деятельность в детском саду», стр.174

Вызвать интерес к созданию образа моря различными нетрадиционными техниками.

Развивать воображение, чувства ритма и композиции. Создать условия для детского экспериментирования с разными художественными материалами и инструментами; продолжать учить детей применять освоенные ранее умения в творческой изобразительной деятельности; активизировать нетрадиционные приемы рисования. Побуждать договариваться и планировать коллективную работу. Воспитывать самостоятельность и стремление к достижению результата. Доставить детям радость от полученных впечатлений.

Бумага для акварели, краски (акварель, гуашь), кисти, непроливайки, салфетки, зубные щетки, поролоновые печатки, ватные палочки. Аудиозаписи фоновой музыки с шумом морского прибоя

Чтение эпизода из « Истории про мальчика, который хотел стать художником», экспериментирование, самостоятельная деятельность детей, выставка творческих работ.

Просмотр презентации на тему «море»,

репродукции картин  И.К.Айвазовского, беседа о жизни морских животных, подвижная игра «Море волнуется..»

Порекомендовать  продолжить украшение силуэтов посуды элементами гжельской росписи вместе с родными.

Май

4 неделя

Занятие №37

«Чем пахнет

лето?»

И.А Лыкова

«Изобразительная деятельность в детском саду», стр.208

Вызвать интерес к созданию выразительных образов природы. Инициировать поиск адекватных изобразительно – выразительных средств. Обогатить межсенсорные связи (цвет+форма+запах). Готовить руку к письму – учить проводить волнистые линии – графические символы запахов. Воспитывать интерес к природе, желание познавать, исследовать и отражать полученные впечатления в собственном творчестве.

Компоненты для ароматических композиций,  цветные и простые карандаши, фломастеры, маркеры, листы бумаги одного размера, но разного цвета,  маленькие баночки красивой формы с плотно закрывающимися крышками. 

Беседа, дидактическая игра «Цветные запахи», упражнение - ассоциация, объяснение, поощрение, детское творчество, слушание аудиозапись песни  «Лето, Лето, Лето  ты  какого цвета?», выставка картин.

Коллекция «запахов»: составление ароматических композиций в пустых флаконах. Подготовка аромокомпонентов.

День добрых дел. Наведение порядка в уголке по художественной деятельности

Используемая основная литература:

   1.Т.С.Комарова«Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» Кн. для воспитателей дет.сада. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1991. – 176 с.

2.   Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада» Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – 128 с.

3. И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду». Старшая группа. Учебно-методическое пособие, М: издательский дом «Цветной мир», 2019, 207 с.

.

4. Г.С. Швайко «Занятия изобразительной деятельности в детском саду», Старшая группа: Программа, конспекты: Пособие для педагогов дошк. учреждений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002,  160 с

6. Интернет - библиотека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД "Гномик в гостях у ребят" (ОО "Художественно-эстетическое развитие", раздел "Лепка") в старшей группе

Конспект НОД  "Гномик в гостях у ребят" (ОО "Художественно-эстетическое развитие", раздел "Лепка") в старшей группе...

Перспективное планирование по художественно-эстетическому развитию детей в первой младшей группе на 2016-2017 уч.год

Перспективное планирование  по художественно-эстетическому развитию детей в первой младшей группе на 2016-2017 уч.год...

Календарно-тематическое планирование, художественно-эстетическое развитие, раздел "Музыкальная деятельность" старшая группа

по программе  "От рождения до школы". Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой....

НОД «Зернышки для цыплят» (ОО «Художественно-эстетическое развитие» Раздел «Рисование») в младшей группе

Конспект НОД "Зернышки для цыплят" (ОО "Художественно-эстетическое развитие" раздел "Рисование") в младшей группе...

Конспект НОД О.О. Художественно-эстетическое развитие Раздел «Музыка» в старшей группе (ОВЗ)

Конспект НОДО.О. Художественно-эстетическое развитиеРаздел «Музыка»в старшей группе (ОВЗ)...

Конспект занятия по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» раздел «Аппликация» в старшей группе. Тема: «Зима»

Данный материал предназначен для детей старшей группы с целью развития творческих способностей. Дети знакомятся с жанром: пейзаж, учатся делать композиции из ватных дисков,...

Перспективный план ОО «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» НОД «РИСОВАНИЕ» в подготовительной группе

№Период освоения программыТема/Программное содержаниеМатериал, оборудование СЕНТЯБРЬ I Неделя«День знаний. Скоро в школу»Занятие 1 «Как учились люди раньш...