Перспективное планирование по художественно - эстетическому развитию, раздел рисование для старшей группы
методическая разработка по рисованию
Данный материал будет полезен воспитателям детского сада работающим в старшей группе. Перспективное планирование составлено на основе учебно -методических пособий: И.А. Лыкова "Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа" и Т.С. Комарова "Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада".
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 73.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективный план по художественно- эстетическому развитию (Рисование). ( Старшая группа ).
Месяц неделя | Тема, литература | Цели | Материалы и оборудование | Методы и приемы | Совместная деятельность с детьми | Совместная деятельность с родителями |
Сентябрь 1 неделя | Занятие №1 Рисование сюжетное «Весёлое лето» И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», стр.22 | Создать условия для отражения в рисунке летних впечатлений. Учить рисовать простые сюжеты, передавая движение человека, взаимодействия и отношения между персонажами. Вовлекать детей в коллективный разговор, в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками. Подводить к описанию изображений на рисунках. | Белые листы бумаги одного размера для составления общего альбома рисунков «Весёлое лето»; цветные карандаши и фломастеры (на выбор); простые карандаши, ластики. | Анализ жизненной ситуации, беседа «Чем вам запомнилось лето, игра «Бабочки и дождик», показ элементов летнего пейзажа, пальчиковая гимнастика, самостоятельная работа детей, итог. | Беседа о летних занятиях и развлечениях. Рисование человечков палочками на песке или на земле, выкладывание фигурок из счётных палочек, веточек, карандашей. | Ознакомление родителей с образовательными задачами образовательной области «Художественно- эстетическое развитие» |
Сентябрь 2 неделя | Занятие №2 «Путешествие в волшебную страну красок» (Радуга). Т.С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду», с. 82 | Познакомить детей с различными видами и техниками изобразительного искусства. Выявление уровня знаний, умений и навыков детей в области изобразительного искусства. Развивать умение аккуратно рисовать акварельными красками и эстетическую отзывчивость на красоту окружающего мира. Воспитывать интерес к занятиям изобразительной деятельностью и любовь к родной природе. | Альбомный лист, кисти, акварельные краски, стаканчики для воды, салфетки, | Художественное слово, отгадывание загадок, показ, обьяснение, мотивация на успех. | Беседа о цветах радуги, рассматривание картинок. Разучивание пальчиковых игр. | Консультация «Как вызвать интерес ребенка к рисованию» |
Сентябрь 3 неделя | Занятие №3 «Грузовая машина» Т.С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду», с. 69 | Учить правильно, передавать форму каждой части, ее характерные особенности (кабина – прямоугольной формы со срезанным углом, правильно располагать части при их изображении. Закреплять навык рисования вертикальных и горизонтальных линий, правильного закрашивания предметов (без просветов, в одном направлении, не выходя за линии контура). | альбомный лист А4, графитный карандаш, цветные карандаши, рисунки с изображением разных грузовых машин, игрушка-грузовик. | Сюрпризный момент, беседа, физкультминутка, показ, самостоятельная и индивидуальная работа | Рассматривание с детьми разных грузовых машин (игрушки, иллюстрации), сравнение машин, предлагая отмечать сходство и различия. | Советы родителям «Что должен знать и уметь ребенок в городе». |
Сентябрь 4 неделя | Занятие №4 «Знакомство с Хохломской росписью». Т.С.Комарова, «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду»,стр.89 | Учить детей рисовать волнистые линии, короткие завитки и травинки слитным, плавным движением. Упражнять в рисовании тонких плавных линий концом кисти. Закреплять умение равномерно чередовать ягоды и листья на полосе. Развивать чувство цвета, ритма, композиции; умение передавать колорит хохломской росписи | Хохломские изделия. Полоска желтой бумаги, лист белой бумаги дляупражнений (на каждого), гуашь зеленая, желтая, красная и черная, кисти, банка с водой,салфетка (на каждого ребенка). | Рассматривание альбома с изображениями изделий хохломской росписи, беседа, создание проблемной ситуации для мотивации детей на деятельность, художественное слово, самостоятельная деятельность, оформление выставки детских работ. | Знакомство с народным декоративно-прикладным искусством, беседы о хохломской росписи, рассматривание изделийзолотой Хохломы, целевые прогулки в парк для рассматривания травы, листьев, ягод и сравнения их с произведениями хохломских мастеров. | Выставка детского творчества |
Октябрь 1 неделя | Занятие №5 Рисование по содержанию загадок и стихов «Загадки с грядки» И.А Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», стр.46 | Учить передавать форму и характерные особенности овощей по описанию в загадках; создавать выразительные и фантазийные образы; самостоятельно смешивать краски для получения нужного оттенка; уточнять представление о хорошо знакомых природных объектах. | Гуашевые краски, кисточки двух размеров, баночки с водой, палитра для смешивания красок, салфетки влажные и сухие, овощи (реальные или муляжи) для уточнения представлений о внешнем виде. | Игровая ситуация, беседа об овощах как огородной культуре.загадывание и отгадывание загадок, рассматривание овощей | Тематическая беседа об овощах, рисование, лепка, аппликация овощей, рассматривание муляжей овощей, чтение рассказов: Н Носов «Огурцы», «Про репку», «Огородники», стихотворение Ю. Тувим «Овощи», русские народные сказки | Конкурсах рисунков «Для любимых бабушек и дедушек» |
Октябрь 2 неделя | Занятие №6 «Усатый – полосатый» Т.С.Комарова, «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду»,стр.109 | Учить детей передавать в рисунке образ котенка. Закреплять умение изображать животных, используя навыки рисования кистью и красками (илицветными восковыми мелками). Развивать образное восприятие и воображение. Вызывать радость от созданного изображения. Учить видеть разнообразие изображений, выразительность образа. | Игрушка – котенок, гуашь или цветные восковые мелки, альбомные листы (на каждогоребенка). | Игровая ситуация. рассматривание, показ, рассказывание стихотворения, уточнить с детьми последовательность рисования | Чтение стихотворения С. Маршака «Усатый -полосатый». Лепка животных. Рассматривание иллюстраций в книгах, альбомах (изображение животных Ю. Васнецовым, Е. Чарушиным). | Консультация для родителей «Играем с детьми дома» |
Октябрь 3 неделя | Занятие №7 «Осенние листья» (рисование с натуры). И.А Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», стр. 52 | Учить детей рисовать с натуры, передавая форму и окраску осенних листьев. Совершенствовать изобразительную технику (смешивать акварельные краски для получения сложных оттенков и передачи осеннего колорита). Познакомить с новым способом получения изображения – наносить краску на листья, стараясь передать окраску, и «печатать» ими на бумаге. Вызвать желание передавать характерные признаки объектов и явлений природы. Воспитывать стремление достичь качественных результатов, бережное и заботливое отношение к природе.. | Краски акварельные, белые листы бумаги А4 формата, палитра на каждого ребенка, баночки, кисточки, простые карандаши. Осенние листочки собранные детьми. Картины пейзажистов | Художественное слово, физкультминутка «Осень», показ способа рисования «печать», самостоятельная работа. | Наблюдение с детьми явление природы, листопад. Рассматривание и сбор листьев с красивой формой и окраской. | Привлечь родителей к изготовлению атрибутов, масок в национальный уголок в группе. |
Октябрь 4 неделя | Занятие №8 «Флаг России» Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду», стр.85 | Учить передавать конструкцию башни, форму и пропорции частей. Закреплять способы соизмерения сторон одной части и разных частей. Развивать глазомер, зрительно-двигательные координации. Упражнять в создании первичного карандашного наброска. Формирование общественных представлений, любви к Родине. | Иллюстрации с изображением Спасской башни Кремля, альбомные листы, гуашь, кисти, банка с водой, салфетка (на каждого ребенка). | Рассматривание и обсуждение иллюстраций о Москве. Обучение поэтапному процессу изображения рисунка. Упражнять выполнять карандашом набросок рисунка. | Рассматривание иллюстраций, чтение рассказов, стихотворений о Красной площади. | Индивидуальные беседы с родителями по запросам |
Октябрь 5 неделя | Занятие №9 «Золотая Хохлома и золотой лес» И.А Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду»,стр. 68 | Продолжать знакомить детей с разными видами народного декоративно – прикладного искусства. Учить замечать художественные элементы, определяющие специфику «золотой хохломы»: назначение предметов, материал, технология изготовления, колорит, узор. Учить рисовать на бумаге узоры из растительных элементов (травка, кудрина, ягоды, цветы) по мотивам хохломской росписи. Развивать технические умения – умело пользоваться кистью: рисовать кончиком кисти, всей кистью, свободно двигать в разных направлениях. Воспитывать эстетическое отношение к бытовой культуре и предметам искусства. | Предметы с хохломской росписью, иллюстрации узоров с характерными элементами хохломской росписи, листы белой бумаги, акварельные краски, кисти, стаканчики для воды, салфетки | Беседа о традиционных промыслах, рассматривание предметов быта хохломы, показ, рисования узоров мастеров , самостоятельное детское творчество | Организация выставки «Золотая Хохлома», декоративное рисование, аппликация на полукруге. рассматривание альбома с вариантами узоров. | Выставка детского творчества |
Ноябрь 1 неделя | Занятие №10 «Расписные ткани» (декоративное, по замыслу) И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду»,стр. 86 | Учить детей рисовать узоры по замыслу, заполняя всё пространство листа бумаги (рисовать «ткань»), находить красивые сочетания красок в зависимости от фона; использовать в своём творчестве элементы декоративно – прикладного искусства (растительные, зооморфные, геометрические). Совершенствовать технические навыки рисования кистью: рисовать кончиком кисти или всем ворсом, свободно двигаясь в разных направлениях. Развивать воображение, эстетический вкус. Воспитывать аккуратность в работе | Кусочки однотонной ткани, мелованные карандаши, акварельные краски, кисточки , баночки с водой, клеёнки. Магнитофон, аудиозапись | Рассматривание, рассказы детей, объяснение нового материала с графическим показом, напоминание, выставка детского творчества. | Подготовка образцов ткани (лоскутков с разными красивыми узорами. | Экскурсии по улицам города родителей вместе с детьми |
Ноябрь 2 неделя | Занятие №11 «Девочка в нарядном платье» Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду»,стр.91 | Учить детей определять и передавать относительную величину частей тела, общее строение фигуры человека, изменение положения рук во время физических упражнений. Закреплять приемы рисования и закрашивания изображений карандашами. Развивать самостоятельность, творчество, умение рассказывать о своих рисунках и рисунках сверстников. | Альбомные листы, графитный и цветные карандаши (на каждого ребенка). | Просмотр видеофильма о детской зарядке. Закреплять приемы рисования и закрашивания изображений карандашами. | Наблюдения на занятиях физкультуры (за детьми другой группы). Беседа о том, зачем надо делать зарядку, заниматьсяфизкультурой. | Индивидуальные беседы «Здоровье ребенка в наших руках» |
Ноябрь 3 неделя | Занятие №12 «Узоры на кухонных досках» (городецкая роспись) Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду»,стр.108 | Знакомить с городецкой росписью, ее колоритом, особенностями. Учить детей расписывать шаблон по мотивам городецкой росписи. Учить выделять декоративные элементы росписи, их композиционное расположение. колорит. Развивать чувство ритма, цвета, композиции. | Образцы народных игрушек. Картинки с узорами росписи.. Гуашь (красного, синего и зеленого цвета, раскраски доски, кисти, банка с водой, салфетка. | Сюрпризный момент, рассматривание иллюстраций городецкой росписи, показ образца и приемов рисования, самостоятельное детское творчество | Просмотр альбомов «Городецкие узоры». Рассматривание предметов декоративно-прикладного искусства; дидактическая игра «Народные промыслы». | Консультация «Как понимать и ценить детские рисунки» |
Ноябрь 4 неделя | Занятие №13 Рисование по представлению «Милой мамочки портрет» И.А Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», с. 144 | Учить рисовать женский портрет. Инициировать самостоятельный поиск изобразительно – выразительных средств для передачи особенностей внешнего вида, характера и настроения конкретного человека (мамы, бабушки, сестры, тёти). Продолжать знакомство с видами и жанрами изобразительного искусства (портрет). | Белая и тонированная бумага разного формата, гуашевые краски, палитры, кисточки, баночки с водой; семейные фотографии; репродукции картин известных художников – портретистов; опорные рисунки для показа этапов работы. | Игровая ситуация, актуализация знаний, стихотворение-загадка «Кто пришел ко мне с утра, открытие новых знаний, самостоятельная работа детей, индивидуальная работа, анализ детского творчества, итог занятия. | Рассматривание разных портретов на художественных открытках и репродукциях картин известных художников. Беседа «Наши мамы и бабушки». Рассматривание семейных фотографий, принесённых в группу. Чтение рассказа Н. Носова «Самая красивая» | Беседа «Детский рисунок – ключ к внутреннему миру» |
Декабрь 1 неделя | Занятие №14 «Белая берёза под моим окном» (зимний пейзаж). И.А Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», с. 94 | Вызвать интерес к созданию выразительного образа по мотивам лирического стихотворения. Учить сочетать разные изобразительные техники для передачи характерных особенностей заснеженной кроны и стройного ствола с тонкими гибкими ветками. Совершенствовать технические умения: рисовать широкие линии всем ворсом кисти, тонкие линии – концом. Развивать чувства цвета: находить красивые сочетания цветов и оттенков в зависимости от фона. Воспитывать аккуратность во время работы. | Листы бумаги разного размера синего, ярко-голубого, бирюзового, сиреневого цвета, гуашевые краски, соль, кисти, баночки с водой, салфетки, схемы рисования березы, репродукции зимних пейзажей. | Игровая ситуация. рассматривание, показ, рассказывание стихотворения, уточнить с детьми последовательность рисования, физкультминутка «Зима» | Наблюдение за деревьями на прогулке. Рассматривание изображений зимних деревьев на иллюстрациях в детских книгах. Знакомство с репродукциями картин И. И. Шишкина, И. И. Левитана, Ф. А. Васильева, И. Э. Грабаря. | Порекомендовать родителям прогуляться с ребенком по зимним улицам города и понаблюдать за разными деревьями. |
Декабрь 2 неделя | Занятие №15 «Волшебные снежинки» (декоративное). И.А Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду»,с.96 | Учить строить круговой узор из центра, симметрично располагая элементы на лучевых осях или путём симметричного наращивания элементов по концентрическим кругам. Симметрично располагать узор в зависимости от формы листа. Побуждать использовать в узоре разнообразные прямые, округлые линии, формы, растительные элементы; умело пользоваться кистью: рисовать концом, всей кистью, свободно двигать в разных направлениях. Вызвать у детей желание создать коллективную композицию из нарисованных снежинок. Воспитывать аккуратность, самостоятельность, творческую активность. | Цветные карандаши (цветные восковые мелки), белая гуашь, альбомные листы белые или любого бледного тона (на каждого ребенка), картина И.Шишкина «Зима» | Беседа, рассказ, показ, наблюдение, эффект неожиданности, физкультминутка, аудиозапись музыки зимы. | На прогулках обращать внимание на то, какие развесистые большие деревья, какими кажутся толстые и тонкие ветви по цвету, рассматривать иллюстрации, репродукции с изображением деревьев. | Совместный конкурс «Новогодняя игрушка» |
Декабрь 3 неделя | Занятие №16 «Лиса – кумушка и лисонька - голубушка» (сюжетное) И.А Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду»,стр. 76 | Учить рисовать, раскрывая тему литературного произведения, передавая характер и настроение героев. Вызвать интерес к иллюстрированию знакомых сказок доступными изобразительно – выразительными средствами. Познакомить с приёмами передачи сюжета: выделять главное, изображая более крупно на переднем плане; передавать как смысловые, так и пропорциональные соотношения между объектами. Развивать композиционные умения (показывать расположение персонажей и предметов в пространстве). Воспитывать эстетический вкус и чувство цвета. | Художественные материалы на выбор детям – цветные карандаши, фломастеры, краски гуашевые, кисти, палитры, банки с водой, салфетки, листы белой бумаги, иллюстрации к сказкам. | Беседа, чтение потешки, рассматривание образца, показ приемов, физкультминутка, самостоятельная работа, итог. | Чтение русских народных сказок с рассматриванием иллюстраций в книжках « Лисичка – сестричка и серый волк», « Снегурушка и лиса». | Выставка детского творчества |
Декабрь 4 неделя | Занятие №17 «Ёлочные веточки» (рисование с натуры) И.А Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду»,стр. 102 | Учить детей рисовать с натуры еловую ветку, передавая особенности её строения, окраски и размещения в пространстве. Показать способы обследования натуры. Пояснить необходимость соблюдения общих условий при выполнении коллективной работы. Развивать координацию в системе "глаз-рука". Воспитывать интерес к народному искусству (бумажному фольклору). | Композиции с еловыми ветками на выбор (с новогодней игрушкой, шишкой, мишурой); поздравительные открытки хорошего качества (новогодние и рождественские) с изображением ёлочек, еловых веток, рождественских венков; листы бумаги; простые и цветные карандаши, фломастеры, пастель | Художественное слово, беседа, показ изображений елки, демонстрация приемов рисования, самостоятельная деятельность детей, эмоциональная оценка работ. | Подготовка к новогоднему празднику в детском саду и участие в утреннике, просмотр телевизионных передач. Рассматривание новогодних открыток. | Индивидуальная беседа «Приобщение к нетрадиционной технике рисования |
Январь 1 неделя | Каникулы | |||||
Январь 2 неделя | Занятие №18 «Начинается январь, открываем календарь…» И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду»,стр.108 | Учить детей составлять гармоничные цветовые композиции, передавая впечатления о разных временах года. Побуждать создавать выразительный образ дерева, в соответствии с сезонными изменениями в природе. Упражнять в технике рисования гуашевыми красками: смешивать разные краски, получая «зимние», «весенние», «летние», и «осенние» цвета и оттенки (голубой, розовый, сиреневый), свободно двигать кистью в разных направлениях, рисовать кончиком кисти и всем ворсом. Вызвать интерес к работе в парах, желание создать самодельный календарь. Развивать чувства цвета и композиции. Воспитывать аккуратность во время работы. | 12 листов одного формата и размера, но разного цвета: для зимних месяцев для месяцев весны, для лета для осени. 12 одинаковых силуэтов деревьев; гуашевые краски, цветные карандаши, фломастеры, кисточки, баночки с водой | Показ, беседа-рассуждение, размещение по группам, игра «Когда это бывает?», пальчиковая игра «Круглый год», обсуждение результатов работы | Рассматривание разных календарей: карманных, настенных, настольных, перекидных. Беседа о календаре. Рассматривание картин, репродукций, фотографий с изображением природы в разное время года. Подготовка дидактического пособия «Краски природы». | Консультация «О взаимосвязи игры и изобразительной деятельности» |
Январь 3 неделя | Занятие №19 «Весело качусь я под гору в сугроб» И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», стр.118 | Формировать умение передавать сюжет доступными графическими средствами. Показать средства изображения сюжетной связи между объектами: выделение главного и второстепенного, передача взаимодействии, изменение формы в связи с характером движения (руки подняты, согнуты, туловище наклонено). Развивать композиционные умения (рисовать по всему листу бумаги, проводя линию горизонта, передавать пропорциональные и пространственные отношения между объектами). Воспитывать любовь к здоровому образу жизни и занятиям спортом. | Бумага белого цвета или слаботонированная (альбомный формат), цветные и простые карандаши, фломастеры, варианты композиционных основ (фонов) для показа детям на занятии: на листы бумаги разного формата, размера и цвета наклеивает кусочки белой мягкой бумаги (обрывной техникой), изображая заснеженную землю, горку, каток и пр. | Чтение стихотворения «Мама, глянь-ка из окошка», игра в «снежки», рассказы о зимних забавах, показ вариантов композиций, пояснение, детское творчество, итог. | Наблюдение во время прогулки за играющими и гуляющими детьми. Беседа о зимних забавах, играх, спортивных занятиях. Рассматривание иллюстраций, составление описательных и повествовательных рассказов (из личного опыта, по серии сюжетных картин) на тему «Зимние забавы», «Что мы делали зимой». Чтение отрывка из рассказа К.Д. Ушинского «Четыре желания». | Формирование единого подхода к методам оздоровления и закаливания детей в детском саду и дома. |
Январь 4 неделя | Занятие №20 «Была у зайчика избушка лубяная, а у лисы – ледяная». Т.С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду»,стр.97 | Продолжать развивать у детей образные представления, воображение. Формировать умения передавать в рисунке образы сказок, строить сюжетную композицию, изображая основные объекты произведения. Закреплять приемы рисования разными изобразительными материалами (красками, сангиной, угольным карандашом). | Листы белой или цветной бумаги А4, краски гуашь, банка с водой, салфетки, кисти, сангина, угольный карандаш (или соус) (на каждого ребенка) | Игровая ситуация, сюрпризный момент, словесные портреты героев сказки, самостоятельная художественная деятельность выставка рисунков. | Беседы о зиме, разучивание стихотворений, чтение русской народной сказки «Лиса и заяц», беседа по сюжету сказки, рассматривание иллюстраций по сказке, игра драматизация по сказке «Лиса и заяц», настольный театр. | Организация экспресс-выставки «Что мы делаем зимой» |
Февраль 1 неделя | Занятие №21 «Снеговик» Т.С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду»,с. 52 | Продолжать учить рисованию предметов округлой формы, умение дорисовывать предмет. Подводить детей к изображению знакомых предметов. Развивать эстетическое восприятие окружающего. Воспитывать интерес к нетрадиционному рисованию. Учить замечать красоту зимней природы.. | Листы синей, голубой, серой или розовой цветной бумаги, гуашь, жесткие и мягкие кисти, палитры, баночки с водой, салфетки. | Рассказ о снеговике, пальчиковая игра «Снежок», объяснение, самостоятельная деятельность детей | Просмотр презентации «Снеговики нашего двора» с сопровождением стихотворения О. Киселёва «Снеговик» и рассказа о Снеговике. | Привлечение родителей к совместным с детьми наблюдениям за природными явлениями |
Февраль 2 неделя | Занятие №22 «Военная техника нашей армии». Т.С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду»,стр. 93 | Углублять знания детей о Российской армии. Формировать представление о видах войск. Воспитывать уважение к защитникам Отечества. Активизировать словарь детей новыми словами: десантные войска, артиллеристы, военно-морской флот, воздушная авиация. Учить рисовать военную технику. | Иллюстрации военной техники, условные обозначения «облако, вода, земля», альбомы для рисования, простые карандаши, цветные карандаши, восковые мелки, краски, кисти, баночки для воды, салфетки. | Беседа, игра «Кто чем управляет?», объяснение, выбор изобразительных средств | Беседа " Родина вторая мать, должны её мы защищать!"; чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций по теме. | Оформление выставки рисунков, поделок: «Нашей армии- салют!» |
Февраль 3неделя | Занятие №23 «Папин портрет» (рисование с опорой на фотографию) И.А Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду»,стр.138 | Учить рисовать мужской портрет, стараясь передать особенности внешнего вида, характер и настроение конкретного человека (папы, дедушки, брата, дяди). Вызвать интерес к поиску изобразительно – выразительных средств, позволяющих раскрыть образ более полно, точно, индивидуально. Продолжать знакомство с видами и жанрами изобразительного искусства (портрет). | Белая и тонированная бумага разного формата, гуашевые краски, палитры, кисточки, баночки с водой; семейные фотографии; репродукции картин известных художников – портретистов; опорные рисунки для показа этапов работы. | Чтение стихотворения «Папины профессии» А. Доброта, беседа, загадка, рассматривание портретов известных людей, показ последовательности работы над портретом, выполнение рисунка, чтение стих. «Мой папа», Л. Разумова. | Знакомство с портретом как жанром живописи. Рассматривание репродукций картин известных художников (Серова, Репина, Крамского и др.). Экспериментирование с цветом гуашевых красок для получения телесного цвета. Беседа «Наши папы и дедушки». Рассматривание семейных фотографий. | Беседа с родителями «Вы спрашиваете, мы отвечаем» |
Февраль 4неделя | Занятие №24 Декоративное рисование «Украшение варежки» О.В. Бурляева «Мы в Мордовии живем » | Учить детей изображать элементы мордовского узора. Поддерживать у детей интерес и желание заниматься декоративным рисованием: украшать варежки узором. Познакомить с цветовой гаммой, характерной для мордовских узоров. Учить гармонично, сочетать цвета. Развивать коммуникативные умения, способствовать воспитанию тактичного выражения своего мнения. Побуждать детей к проявлению самостоятельности и инициативы. Воспитание у детей аккуратности при работе, бережное отношение к материалу. | Альбомный лист, шаблоны варежки, краски, кисточки. | Сюрпризный момент, рассматривание пары варежек, пальчиковая гимнастика, музыкальное сопровождение, договор в паре («ведущий –ведомый»); вопросы педагога по распределению работ, дидактическая игра «Найди пару». | Рассматривание красиво украшенных предметов быта: салфеток, носовых платков, полотенец. Рассматривание альбома «Мордовский костюм» дидактическая игра «Украсим платок». | Конкурс для родителей на лучшую поделку декоративно – прикладного творчества, изготовленную дома вместе с детьми. |
Март 1 неделя | Занятие №25 «Картинка маме к празднику 8 Марта» Т.С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду»,стр.119 | Вызвать у детей желание нарисовать красивую картинку о празднике 8 Марта. Закреплять умение изображать фигуры взрослого и ребенка, передавать простейшие движения, удачно располагать фигуры на листе. Воспитывать любовь и уважение к маме, стремление сделать ей приятное. | Альбомные листы, краски гуашь или акварель, простой (графитный) карандаш, краски, банка с водой, салфетка (на каждого ребенка). | Рассказ воспитателе о празднике 8 Марта, чтение детьми стихотворений о празднике, слушание песен, повторить способы расположения фигуры человека на листе. | Поговорить о том, как поздравили маму. Спросить, кто дарил цветы. Заранее побеседовать об этом с папами. | Активное участие родителей в подготовке к празднику «8 Марта-праздник мам» |
Март 2 неделя | Занятие №26 Рисование декоративное «Солнышко нарядись!» И.А Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду»,стр.154 | Вызвать у детей желание создать образ солнышка по мотивам декоративно – прикладного искусства и книжной графики (по иллюстрациям к народным потешкам и песенкам); обратить внимание на декоративные элементы (точка, круг, волнистая линия, завиток, листок, трилистник, волна и пр.), объяснить символику; развивать воображение, воспитывать интерес к народному искусству. Использовать разнообразные прямые, округлые линии формы, растительные элементы. Умело пользоваться кистью (рисовать концом, всей кистью, свободно двигать в разных направлениях). | Гуашевые краски, кисточки 2-3-х размеров, листы бумаги белые и тонированные (разного размера), баночки с водой, палитры. | Мотивация, чтение сказки о радуге и мальчике, вопрос-ответ, объяснение с показом этапов рисования солнышка, самостоятельная работа, похвала, выставка работ. | Знакомство с солярными элементами в произведениях декоративно – прикладного искусства. Создание портретов солнца в лепке и аппликации. Упражнение в подборе гармоничных цветосочетаний на цветовых моделях «Радуга» и «Цветовой круг». | Беседа «Природа цвета и цвет природы» |
Март 3 неделя | Занятие №27 «Укрась платочек ромашками». Комарова Т.С «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду»,стр.51 | Учить детей составлять узор на квадрате, заполняя углы и середины; учить использовать приемы примакивания, рисования концом кисти (точки), развивать эстетическое восприятие, чувство композиции, чувство симметрии; воспитывать эстетический вкус;
| Квадраты цветной бумаги размером 15х15 см., краски, гуашь, кисти, банки с водой, салфетки, картинка с изображением ромашки, носовые платочки с разными расположениями рисунка (цветов). | Отгадывание загадок, показ способа примакивания, пальчиковая гимнастика "Цветы", игровая ситуация, самостоятельная работа детей (составление узоров из ромашек на «платочках»). | Разучивание пальчиковой гимнастика "Цветы", рассматривание иллюстраций | Памятка «Изобразительная деятельность дошкольников» |
Март 4 неделя | Занятие №28 «Закладка для книги» («Городецкий цветок») Т.С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду»,стр.67 | Продолжать обогащать представления детей о народном искусстве. Расширять знания о городецкой росписи. Обратить внимание детей на яркость, нарядность росписи; составные элементы; цвет, композицию, приемы их создания. Учить располагать узор на полосе, составлять оттенки цветов при рисовании гуашью. Развивать художественный вкус, чувство ритма. Вызывать чувство удовлетворения от умения сделать полезную вещь. | Изделия с городецкой росписью. Образец узора на полосе. Гуашь крас- ного, синего, зеленого, белого цветов; полоски бумаги размером 7х18 см светлого охристого тона, кисти, банка с водой, салфетка (на каждого ребенка). | Рассматривание и обсуждение произведений изобразительного искусства, показ приемов рисования цветов, бутонов, листьев, напоминание приемов смешивания красок, для получения разных оттенков. | Знакомство с разными видами народного декоративно-прикладного искусства. Занятия по дымковской росписи. | Выставка детского творчества |
Апрель 1 неделя | Занятие №29 «Весёлый клоун» (предметное). И.А Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду»,стр.122 | Учить рисовать фигуру человека в движении, показывая изменения внешнего вида (формы и пропорций) в связи с передачей несложных движений. Вызвать интерес к поиску и передаче доступными графическими средствами характерных деталей, делающих изображение выразительным. Образным. Побуждать подбирать контрастное цветосочетание в соответствии с содержанием и характером образа. Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим | Подборка картинок и рисунков с изображением клоунов, праздничные колпаки, гуашевые краски, простые карандаши, кисточки, листы белой бумаги, баночки с водой, салфетки. | Игровая ситуация, сюрпризный момент, словесные портреты самостоятельная художественная деятельность выставка рисунков. | Беседа о цирке, цирковых инструментах, изучение мимики с помощью зеркала, рисование и лепка «улыбки», беседа о разных эмоциях. | Индивидуальные беседы с родителями по запросам. |
Апрель 2 неделя | Занятие №30 «Весенние ветки» Т.С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду»,стр.123 | Учить детей рисовать веточки с натуры, передавая их характерные особенности: строение, расположение почек, листочков, их цвет. Учить детей готовить на палитре оттенки цвета. Развивать эстетическое восприятие. Закреплять технические навыки рисования кистью и красками. | Листы бумаги на каждого ребенка формата А4,две простые ветки или одна с ответвлением акварель или гуашь (для рисования вербы), кисти, баночки с водой, салфетки. | Организационный момент, беседа о празднике, загадки, рассматривание иллюстраций, физкультминутка, самостоятельная работа детей, помощь при затруднении, рефлексия. | Рассматривание веток деревьев, кустов. заранее поставить разные ветки в группе, чтобы на них распустились листья. | Порекомендовать родителям интересно провести выходной день с ребёнком. |
Апрель 3 неделя | Занятие №31 «Не обижайте муравья» В.Н. Волчкова, Н. В. Степанова, «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. ИЗО»,стр.40 | Познакомить детей со сказкой «Муравей и одуванчик», предложить придумать и нарисовать другие варианты концовки; научить рисовать Муравья из трех частей; учить эмоционально, откликаться на красоту полевых цветов, отражать свои впечатления в рисунке, желание помочь в трудную минуту. | Бумага, краски, кисти, салфетки, вода, печатки, штампики, демонстрационные картинки с изображением насекомых, схема частей тела насекомого, аудиозапись. | Прослушивание аудиозаписи «Звуки леса», рассуждение, беседа, загадки, объяснение, детское творчество, пальчиковая гимнастика, слушание аудиозаписи песни «Не обижайте муравья»,пальчиковая гимнастика, слушание аудиозаписи песни «Не обижайте муравья», итог занятия. | Рассматривание картинок, открыток, иллюстраций в книгах на тему «Насекомые», чтение басни И. А. Крылова «Стрекоза и муравей», В.Бианки "Как муравьишка домой спешил", упражнение на развитие мелкой моторики «Построй муравейник», пальчиковая гимнастика «Улей», подвижная игра «Жуки» | Индивидуальная беседа на тему: «О развитии способностей к изобразительной деятельности». |
Апрель 4 неделя | Занятие №32 «Пришла весна, прилетели птицы» Т.С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду»,стр.127 | Учить детей передавать в рисунке картины природы. Упражнять в красивом расположении изображения на листе. Закреплять умение использовать для выразительного решения темы разные материалы. Развивать эстетическое восприятие. | Листы бумаги, цветные восковые мелки, акварель, белила (гуашь). | Демонстрация картин, рисунков, художественное слово, мотивация, самостоятельное детское творчество. | Беседы, разговоры, чтение книг, разучивание стихотворений и песен о весне | Знакомство родителей с мероприятиями, проводимыми в детском саду |
Апрель 5 неделя | Занятие №33 «Кружка, украшенная цветочной гирляндой» (декоративное рисование) Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Старшая группа | Продолжать знакомство с Городецкой росписью, ее колоритом, особенностями; учить выделять основные элементы узора; упражнять в рисовании Городецких цветов (ромашки розового цвета и бутонов), ромашки и розаны), в нанесении оживки с помощью кончика кисточки; учить самостоятельно выбирать элементы для своего узора, подбирать их цвет. Развивать чувство цвета, чувство ритма, чувство композиции, художественно-графические навыки, эстетическое восприятие, воображение, умение красиво располагать узор в заданной форме; развитие интереса к народным традициям и обычаям. | Изображение деревянной кружки, украшенной симметричной цветочной гирляндой; лист бумаги с нарисованным голубым или розовым кругом для показа приёмов изображения цветка, краски гуашь. | Показ презентации городецких мастеров, показ образцов кружки; выбор изображений, напоминание о рациональных приемах рисования одинаковых гирлянд. | Дидактическая подвижная игра: «Собери цветочную гирлянду», составление узоров городецкой росписи из разнообразных цветов (бутона, купавки, розана) и листьев на кружке; | |
Май 1 неделя | Занятие №34 «Салют над городом в честь праздника Победы» Т. С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду»,стр.132 | Учить детей отражать в рисунке впечатления от праздника Победы; создавать композицию рисунка, располагая внизу дома или кремлевскую башню, а вверху – салют. Развивать художественное творчество, эстетическое восприятие. Закреплять умение готовить нужные цвета, смешивая краски на палитре. Учить образной оценке рисунков (выделяя цветовое решение, детали). Воспитывать чувство гордости за свою Родину. | Цветные восковые мелки, акварельные краски, гелиевые краски, бумага формата А4, баночки с водой, большая кисточка, салфетка (на каждого ребенка) | Вопросы к детям, Ответы на вопросы, рассматривание картинок с изображением салюта, художественное слово, детское творчество, выставка работ | Наблюдения в дни праздников (с родителями). Рассматривание картин, иллюстраций в книгах, чтение рассказов Л. Кассиля "Твои защитники", "Памятник советскому солдату", просмотр видео сюжетов с изображением салюта, чтение стихов о войне. | Порекомендовать родителям принять участие в праздновании Дня Победы в родном городе. |
Май 2 неделя | Занятие №35 «Цветут сады» Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду», стр.134 | Закреплять умение детей изображать картины природы, передавая её характерные особенности. Учить располагать изображения по всему листу (ближе к нижнему краю и дальше от него). Развивать умение рисовать разными красками. Развивать эстетическое восприятие, образные представления. | Листы бумаги чуть больше альбомного, краски акварель и гуашь, палитра, кисти, баночки с водой, салфетка (на каждого ребенка). | Художественное слово, пальчиковая гимнастика, физкультминутка, вопросно-ответная беседа, показ рисования, рассматривание иллюстраций. | Наблюдения на прогулках, экскурсиях, чтение стихотворений, рассматривание иллюстраций. | Индивидуальные рекомендации на летний период |
Май 3 неделя | Занятие №36 Декоративное «Я рисую море…» (рисование – экспериментирование) И.А Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», стр.174 | Вызвать интерес к созданию образа моря различными нетрадиционными техниками. Развивать воображение, чувства ритма и композиции. Создать условия для детского экспериментирования с разными художественными материалами и инструментами; продолжать учить детей применять освоенные ранее умения в творческой изобразительной деятельности; активизировать нетрадиционные приемы рисования. Побуждать договариваться и планировать коллективную работу. Воспитывать самостоятельность и стремление к достижению результата. Доставить детям радость от полученных впечатлений. | Бумага для акварели, краски (акварель, гуашь), кисти, непроливайки, салфетки, зубные щетки, поролоновые печатки, ватные палочки. Аудиозаписи фоновой музыки с шумом морского прибоя | Чтение эпизода из « Истории про мальчика, который хотел стать художником», экспериментирование, самостоятельная деятельность детей, выставка творческих работ. | Просмотр презентации на тему «море», репродукции картин И.К.Айвазовского, беседа о жизни морских животных, подвижная игра «Море волнуется..» | Порекомендовать продолжить украшение силуэтов посуды элементами гжельской росписи вместе с родными. |
Май 4 неделя | Занятие №37 «Чем пахнет лето?» И.А Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», стр.208 | Вызвать интерес к созданию выразительных образов природы. Инициировать поиск адекватных изобразительно – выразительных средств. Обогатить межсенсорные связи (цвет+форма+запах). Готовить руку к письму – учить проводить волнистые линии – графические символы запахов. Воспитывать интерес к природе, желание познавать, исследовать и отражать полученные впечатления в собственном творчестве. | Компоненты для ароматических композиций, цветные и простые карандаши, фломастеры, маркеры, листы бумаги одного размера, но разного цвета, маленькие баночки красивой формы с плотно закрывающимися крышками. | Беседа, дидактическая игра «Цветные запахи», упражнение - ассоциация, объяснение, поощрение, детское творчество, слушание аудиозапись песни «Лето, Лето, Лето ты какого цвета?», выставка картин. | Коллекция «запахов»: составление ароматических композиций в пустых флаконах. Подготовка аромокомпонентов. | День добрых дел. Наведение порядка в уголке по художественной деятельности |
Используемая основная литература:
1.Т.С.Комарова«Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» Кн. для воспитателей дет.сада. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1991. – 176 с.
2. Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада» Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – 128 с.
3. И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду». Старшая группа. Учебно-методическое пособие, М: издательский дом «Цветной мир», 2019, 207 с.
.
4. Г.С. Швайко «Занятия изобразительной деятельности в детском саду», Старшая группа: Программа, конспекты: Пособие для педагогов дошк. учреждений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002, 160 с
6. Интернет - библиотека.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД "Гномик в гостях у ребят" (ОО "Художественно-эстетическое развитие", раздел "Лепка") в старшей группе
Конспект НОД "Гномик в гостях у ребят" (ОО "Художественно-эстетическое развитие", раздел "Лепка") в старшей группе...

Перспективное планирование по художественно-эстетическому развитию детей в первой младшей группе на 2016-2017 уч.год
Перспективное планирование по художественно-эстетическому развитию детей в первой младшей группе на 2016-2017 уч.год...

Календарно-тематическое планирование, художественно-эстетическое развитие, раздел "Музыкальная деятельность" старшая группа
по программе "От рождения до школы". Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой....

НОД «Зернышки для цыплят» (ОО «Художественно-эстетическое развитие» Раздел «Рисование») в младшей группе
Конспект НОД "Зернышки для цыплят" (ОО "Художественно-эстетическое развитие" раздел "Рисование") в младшей группе...
Конспект НОД О.О. Художественно-эстетическое развитие Раздел «Музыка» в старшей группе (ОВЗ)
Конспект НОДО.О. Художественно-эстетическое развитиеРаздел «Музыка»в старшей группе (ОВЗ)...

Конспект занятия по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» раздел «Аппликация» в старшей группе. Тема: «Зима»
Данный материал предназначен для детей старшей группы с целью развития творческих способностей. Дети знакомятся с жанром: пейзаж, учатся делать композиции из ватных дисков,...

Перспективный план ОО «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» НОД «РИСОВАНИЕ» в подготовительной группе
№Период освоения программыТема/Программное содержаниеМатериал, оборудование СЕНТЯБРЬ I Неделя«День знаний. Скоро в школу»Занятие 1 «Как учились люди раньш...
