Самообразование на тему «Развитие творческих способностей у детей среднего возраста через нетрадиционные техники рисования»
рабочая программа по рисованию (средняя группа)

Кантышева Елена Николаевна

Развитие у дошкольников художественного творчества и активизации творческого потенциала через нетрадиционные техники рисования.

  А для этого необходимо:

  • Повысить свой уровень самообразования, изучив учебную, справочную, научно-методическую литературу по вопросу использования рисования нетрадиционными техниками как средства развития творческих способностей;
  • Расширить знания о разнообразных техниках нетрадиционного рисования;
  • Применить полученные знания на практике;
  • Повысить заинтересованность воспитанников методами рисования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Департамент образования и науки

Ханты - Мансийского автономного округа – Югры

Муниципальное образование Кондинского района

Управление образования

Муниципальное казенное образовательное учреждение

Половинкинская средняя общеобразовательная школа

План работы по самообразованию воспитателя средней группы

на 2024-2025 год.

Тема:  «Развитие  творческих  способностей у детей  среднего возраста через  нетрадиционные техники рисования»

 Воспитатель: Кантышева Е.Н.

2024г. п. Половинка

Тема самообразования:

«Развитие  творческих  способностей у детей  среднего возраста через  использование нетрадиционных техник рисования»

«Истоки  способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев образно говоря, идут  тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»  В.А. Сухомлинский

Рисование – очень интересный и в тоже время сложный процесс.

Нетрадиционные техники рисования — это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать.

          В основу опыта, использования нетрадиционных изобразительных техник положена идея обучения без принуждения, основанная на достижении успеха, на переживании радости познания мира, на искреннем интересе дошкольника в выполнении творческого задания с использованием нетрадиционных техник изображения. Такое задание ставит ребенка в позицию творца, активирует и направляет мысли детей, вплотную подводит к черте, за которой может начаться зарождение собственных художественных замыслов.

Цель: Развитие у дошкольников художественного творчества и активизации творческого потенциала через нетрадиционные техники рисования.

      Задачи:

  • Повысить свой уровень самообразования, изучив учебную, справочную, научно-методическую литературу по вопросу использования рисования нетрадиционными техниками как средства развития творческих способностей;
  • Расширить знания о разнообразных техниках нетрадиционного рисования;
  • Применить полученные знания на практике;
  • Повысить заинтересованность воспитанников методами рисования.

Актуальность: Каждый ребенок  по своей  природе – творец. Но, как правило, его творческие возможности находятся в  скрытом  состоянии и не всегда полностью реализуются. Вводить ребенка  в мир искусства следует  как  можно  раньше.

Наиболее  интересными формами  изобразительной  деятельности  для детей  являются  нетрадиционные  техники рисования. Нестандартные подходы  к организации изобразительной деятельности  удивляют  и восхищают  детей, тем самым вызывая стремление  заниматься  таким интересным делом. Рисование  необычными  материалами  и оригинальными  техниками позволяет детям  ощутить  незабываемые  положительные эмоции, раскрывает возможность  использования  хорошо знакомых им  предметов  в качестве  художественных  материалов, удивляет  своей непредсказуемостью. Рисование имеет огромное значение в формировании личности ребёнка. Особенно важна связь рисования с мышлением ребёнка, развивает интеллектуальные способности детей, память, внимание, мелкую моторику рук,учит ребёнка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать,сочинять и воображать.

Существует много приемов, с помощью которых можно создавать оригинальные работы, не имея художественных навыков.

Предполагаемый результат:

  • Повышение качества воспитательно-образовательного процесса;
  • Разработка и проведение открытых занятий по инновационным технологиям;
  • Развитие у детей творческих способностей.

Форма самообразования: (индивидуальная, групповая, коллективная) 

Форма  подведения итогов: Выставки детских работ, презентация отчет по проделанной работе.

В  работе по использованию нетрадиционных техник рисования в средней группе использую  такие виды  техники:

Рисование пальчиками: ребенок опускает в гуашь пальчик  и наносит  точки , пятнышки  на бумагу. На каждый пальчик набирается гуашь разного цвета. После работы пальчики  вытираются  салфеткой, затем гуашь  легко смывается.

Рисование ладошкой:  ребенок опускает в  гуашь  ладошку (всю кисть) или окрашивает  ее с  помощью  кисточки и делает и на бумаге отпечаток. Рисуют и правой и левой  руками.

После работы  руки вытирают  салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Рисование ватными палочками: Опускаем ватную палочку в краску и точным движением делаем тычки по альбомному листу. Этим методом можно нарисовать падающий снег, украсить рисунок орнаментом.
Рисование  Свеча + акварель:
 Ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист  акварелью  в один или  несколько цветов. Рисунок свечой остается  белым. Данный метод позволит изобразить морозный узор на стекле, зимний или морской пейзаж.
Рисование в технике аэрография: для этой техники  необходимы: чистый лист альбома, зубная щетка, расческа, ножницы, карандаш, краски. На чистом листе рисуем  домик или дворец, вырезаем его. Накладываем домик  на чистый альбомный лист . Обмакиваем щетку в краску. Подносим щетку к листу и начинаем  над листом  водить расческой  по щетке, получаются брызги на листе. После того как закончили  водить, нужно снять  вырезанный домик.

Рисование в технике Монотипия: это один отпечаток. Для ее изготовления  нужно стекло или  бумага в качестве  основы для нанесения  на них  акварельных или  гуашевых  разводов, затем сверху  на рисунок накладываем чистый лист бумаги, аккуратно проглаживается  сверху рукой и снимается. Получается отпечаток, который можно дорисовать. Другой вариант рисуем симметричные предметы, складываем лист бумаги пополам  и на  одной половинке рисуем предмет. Пока краска не высохла, снова складываем лист  в двое, на второй половинке получится отпечаток, после этого изображение можно  дорисовать или  украсить.

Рисование оттиск смятой бумагой:
Ребёнок прижимает смятую бумагу к краске и наносит оттиск на альбомный лист, чтобы получить другой цвет, меняется и краска и бумага. Можно изобразить траву, цветы, облака, солнце.

Рисование в технике Кляксография: На листе бумаги делается пятно или ставится клякса из акварельной краски. Берем трубочку и выдуваем воздух на кляксу.

Рисование сухой кистью:

Самый удобный прием для изображения травы, меха животных, пушистых поверхностей и т.д. Рисуют на гуашевом фоне и никогда на чистом листе.

Необходима кисть с жесткой щетиной. На сухую кист набирается немного густой краски. Избыток краски стереть о кусок картона или бумаги. Крупные детали изображать большой кистью, а мелкие – меленькой. Траву изображают мазками снизу вверх, цветы и ветви дерева сверху вниз.

Радужное рисование: На кисть набирается 2-3 краски, а затем выполняется примакивание, получается «радужное примакивание».

Рисование мазками:С помощью мазка, используя только форму кисти, за считанные минуты можно изобразить то, что зачастую требует долгого и трудоемкого вырисовывания. Мазки – цветовая мозаика, когда каждый мазок (пятнышко цвета) укладывается отдельно от других, не смешиваясь с ними. Плавные переходы складываются из цветных пятнышек. Рисунок, сделанный таким способом, похож на витраж или мозаичное панно. Если кистью двигать по-разному, оставляемые его следы тоже могут быть разные (вытянутый мазок, конусообразный, прямоугольный). Кисть может оставлять и многоцветный след, если на кисти несколько оттенков краски.

Заливка (фон). Плавный переход цветов, позволяющий изображать небо, воду, горы, делают картины особенно зрелищными (гуашью рисуют на картоне, акварелью на альбомном листе).

Рисование мыльными пузырями: Приготовить раствор 1: 1 шампунь, гуашь, вода, можно воду не добавлять. Коктейльными трубочками подуть в мыльный раствор, когда пена поднимется приложить сверху стакана лист бумаги, получится красивый отпечаток.   Можно отпустить трубочку в мыльные пузыри и выдувать  их непосредственно  на бумагу. В этом варианте получаются аккуратные отдельные пузыри на бумаге, затем их дорисовать. Это технику можно использовать как фон для других  творческих работ.

Перспективный план  на 2024-2025 учебный год

  1. Теоретический этап

Изучение учебно-методической литературы.

1. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. Под редакцией Р.Г. Казаковой, 2017г.
2. Использование в ДОУ приёмов нетрадиционного рисования. Дошкольное образование. Акулёнок Т.С.
3. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Давыдова Г.Н., 2017г.
4. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Никитина А.В., 2008г.
5. Изобразительная деятельность. Дошкольное воспитание. Комарова Т.С., 1991г.

  1. Практический этап

Подбор и разработка  консультации для родителей и педагогов.

Выставки детских работ.

  1. Заключительный этап.

Анализ работы  по теме  самообразования.

Проведение контрольного диагностического исследования, используя метод  наблюдения, упражнения.

Выявить  положительные результаты проделанной работы.

Проанализировать недостатки.

План раздела

Формы работы

Практические выходы

Сентябрь

Изучение опыта педагогов, изучение литературы по данной теме.

Подбор нетрадиционных методов рисования для развития мелкой моторики

Разработка перспективного плана работы по изучаемой теме. Изучение теоретических аспектов и ознакомление с опытом работы других педагогов.

Октябрь

Работа с книгой:  Т.С. Комарова «Детское художественное творчество» Обзор в Интернете информации по теме: «Нетрадиционная техника рисования»

 Анкетирование родителей «Изобразительная деятельность в ДОУ»

Использование методики на занятиях, в свободной деятельности, в игре, в индивидуальной работе с детьми. Анализ анкетирования родителей по проблеме художественно-эстетического развития детей.

Ноябрь

Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. - №18

Проведение занятий по нетрадиционной технике рисования. 

Декабрь

Консультация для родителей «Значение развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования». 

Картотека игр на развитие мелкой моторики Презентация: «Нетрадиционные техники рисования»

Январь

Н. В. Краснощекова «Игры для детей дошкольного возраста»

Мастер-класс для педагогов «Волшебный ластик» (рисование по копоти).

Советы «Из чего можно изготовить печатки для рисования»

Февраль

Обзор в Интернете информации по теме: «Нетрадиционные методы рисования»  Работа с книгой Кислинской Т. А. «Гениальность на кончиках пальцев»

Серия занятий по нетрадиционной технике рисования. Оформление картотеки: «Пальчиковые игры».

Март

Доронова Т.Н. «Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников». М.: Просвещение, Росмэн. 2008 г. А. А. Фатеева «Рисуем без кисточки»

Участие в конкурсах и выставках различного уровня

Консультация-практикум «Развитие мелкой моторики через нетрадиционные техники рисования» 

Дипломы и сертификаты.

Апрель

Шклярова О.В. Рисуйте в нетрадиционной форме // Дошкольное воспитание. – 1995. - №11 Изучение литературы:  Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий; Казаковой Р.Г.

Занятие: «Увлекательное рисование». Картотека нетрадиционных техник рисования

Май

Эйнон Д. Творческая игра: от рождения до 10 лет. – М., 1995. И. А. Лыкова - «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений».

Применение техник нетрадиционного рисования в игровой форме, доступной детям

Выставка детских работ «Вернисаж»

Вывод: Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития  мелкой моторики рук, которая не только оказывает  благоприятное влияние  на развитие речи (так как при этом  индуктивно  происходит возбуждение  в речевых  центрах мозга), но  и подготавливает  ребенка к  рисованию. А в дальнейшем,  и к письму кисти  рук приобретают хорошую  подвижность, гибкость, исчезает  скованность движений.

Литература:

1 Т.Н. Давыдова "Рисуем  ладошками": Стрекоза, 2012 г.

2.  Г.Н. Давыдова "Нетрадиционная  техника  рисования  в  детском  саду"- М., 2007г.

3. И.А. Лыкова "Цветные  ладошки" – М.,1996г.

4. Р.Г. Казакова «Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники рисования»; ТЦ: Сфера, 2006 г.

5. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. — М.: Мозаика- Синтез, 2005-2010.

6. Комарова Т. С. Детское художественное творчество. — М.: Мозаика-Синтез, |К-2010.

7. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: Мозаика-Синтез, 2010.

8. Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – М.: Просвещение, 2009.

Перспективный план работы   с детьми  средней группы

Количество занятий в неделю  - 2, в месяц - 8 занятий. Длительность занятий 20 минут

Тема занятия

Количество занятий

Нетрадиционная техника рисования

Программное содержание

Сентябрь

1

«Осенние дерево, листопад»

  2 занятия

Рисование ладошкой и пальчиками.

ребенок окрашивает  ладонь   с  помощью  кисточки и делает и на бумаге отпечаток.

2

«Осенний лес»

  2 занятия

Рисование ладошкой

ребенок окрашивает  ладонь   с  помощью  кисточки и делает и на бумаге отпечаток. Учить располагать рисунок по всему листу. Знакомство с жанром «Пейзаж»

3

Натюрморт «Яблоки в вазе»

  2 занятия

Оттиск  печатанием  из фруктов (яблоки)

Яблоко разрезаем на пополам, макаем в краску и печатаем. Знакомство с жанром «натюрморт»

4

Рисование «Фруктовое дерево»

  2 занятия

Рисование  ватными палочками

Опускаем ватную палочку в краску и точным движением делаем тычки по альбомному листу.

Октябрь

1

Рисование «Огурчики в баночке»

2 занятия

Рисование ребром ладони

ребенок окрашивает  ребро ладони  с  помощью  кисточки и делает и на бумаге отпечаток.

2

Рисование «Птички на дереве»

2 занятия

Рисование в технике Кляксография, и ватные палочки

На листе бумаги делается пятно или ставится клякса из акварельной краски. Берем трубочку и выдуваем воздух на кляксу.

3

Рисование «Слон на травке»

2 занятия

Рисование ладошкой, и Рисование сухой кистью ( траву)

ребенок окрашивает  ладонь   с  помощью  кисточки и делает и на бумаге отпечаток, затем дорисовывает элементы( уши, хвост) На сухую кисть набирается немного густой краски, рисует  траву.

4

Декоративное рисование «Дымковские  игрушки»

2 занятия

Рисование  ватными палочками

Опускаем ватную палочку в краску и точным движением делаем тычки по альбомному листу. Знакомство дымковской игрушкой.

Ноябрь

1

« Осенний  букет в вазе»

2 занятия

Рисование в технике аэрография

Накладываем на чистый лист вырезанную вазу, сухие листья. Обмакиваем щетку в краску. Подносим щетку к листу и начинаем  над листом  водить расческой  по щетке, получаются брызги на листе. После того как закончиливодить, нужно снять  вырезанную вазу  и листья

2

«Яблоко»

2 занятия

Рисование в технике Монотипия  вариант

№ 2

Рисуем симметричные предметы, складываем лист бумаги пополам  и на  одной половинке рисуем предмет. Пока краска не высохла, снова складываем лист  в двое, на второй половинке получится отпечаток, после этого изображение можно  дорисовать или  украсить.

3

« Красивые рыбки»

2 занятия

Техника рисования Заливка (фон).  Затем

по сырому слою дети рисуют  водоросли  

Учить детей плавным переходом  акварели изображать воду. По  мокрому слою рисуют водоросли,  а по сухому слою рисуем  рыбку.

4

«Рисование тигренок»

2 занятия

Рисование ладошкой, и Рисование сухой кистью (траву)

ребенок окрашивает  ладонь   с  помощью  кисточки и делает и на бумаге отпечаток, затем дорисовывает элементы( уши, хвост) На сухую кисть набирается немного густой

краски, рисует  траву.

Декабрь

1

«Северное сияние»

2 занятия

Рисование в технике Монотипия (стекло) вариант № 1

Это один отпечаток. Для ее изготовления  нужно стекло или  бумага в качестве  основы для нанесения  на них  акварельных или  гуашевых  разводов, затем сверху  на рисунок накладываем чистый лист бумаги, аккуратно проглаживается  сверху рукой и снимается. Получается отпечаток, который можно дорисовать.

2

«Зимний лес»

2 занятия

Заливка(фон). 

«Тычок  жесткой  полусухой кистью»

Учить детей плавным переходом  акварели изображать небо. По сухому слою рисуем деревья жесткой  полусухой кистью. Соблюдая закон «Перспективы»  ( чем дальше дерево, тем оно меньше, чем ближе к нам тем оно крупнее)

3

«Новогодний шар на ветке»

2 занятия

Рисование   сухой кистью и мыльными пузырями

Приготовить раствор  1: 1 шампунь, гуашь, водаКоктейльными трубочками подуть в мыльный раствор, когда пена поднимется приложить сверху стакана лист бумаги, получится красивый отпечаток.  Затем дорисовать ветку, используя сухую кисть

4

«Елочка»

2 занятия

Рисование зубной щеткой или сухой кистью

Необходима кисть с жесткой щетиной. На сухую кист набирается немного густой краски. Избыток краски стереть о кусок картона или бумаги. Крупные детали изображать большой кистью,  а мелкие – меленькой.

Январь

1

«Красивая  птичка»

2 занятия

Рисование ладошкой, пальчиками

ребенок окрашивает  ладонь   с  помощью  кисточки и делает и на бумаге отпечаток, затем дорисовывает элементы  украшения на хвосте пальчиками.

2

«Красивые картинки» по выбору детей.

2 занятия

Рисование ватными палочками

Опускаем ватную палочку в краску и точным движением делаем тычки по альбомному листу.

3

«Зимнее дерево»

2 занятия

Рисование   в технике Свеча + акварель

Ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист  акварелью  в один или  несколько цветов. Рисунок свечой остается  белым

4

«Веселый

Бельчонок »

2 занятия

Рисование в технике

«Тычок  жесткой  полусухой кистью»

На сухую кисть набирается немного густой краски, дополняют изображение дополнительными деталями  

Февраль

1

Декоративное  рисование «Гжель» Тарелочки

2 занятия

Рисование мазками

С помощью мазка, используя только форму кисти, за считанные минуты можно изобразить то, что зачастую требует долгого и трудоемкого вырисовывания.Мазки – цветовая мозаика, когда каждый мазок (пятнышко цвета) укладывается отдельно от других, не смешиваясь с ними. Плавные переходы складываются из цветных пятнышек.

2

«Красивые снежинки»

2 занятия

Рисование   в технике Свеча + акварель

Ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист  акварелью  в один или  несколько цветов. Рисунок свечой остается  белым

3

Рисование «Ёжик»

2 занятия

Рисование в технике

«Тычок  жесткой  полусухой кистью»

На сухую кисть набирается немного густой краски, дополняют изображение дополнительными деталями  

4

«Кошечка»

2 занятия

Оттиск скомканной бумагой.

Ребёнок прижимает смятую бумагу к краске и наносит оттиск на альбомный лист, чтобы получить другой цвет, меняется и краска и бумага. Можно изобразить траву, цветы, облака.

Март

1

«Букет для мамы гортензии »

2 занятия

Рисование  мыльными пузырями

Приготовить раствор  1: 1 шампунь, гуашь, вода Коктейльными трубочками  отпустить  в мыльные пузыри и выдувать  их непосредственно  на бумагу.В этом варианте получаются аккуратные отдельные пузыри на бумаге, дорисовать корзину и листья

2

«Домик

2 занятия

Оттиск пенопластом

Ребёнок прижимает формы из пенопласта к краске и наносит оттиск на альбомный лист, чтобы получить другой цвет, меняется форма пенопласта  и краска.

3

Декоративное рисование «Хохлома»

2 занятия

Рисование мазками, ватными палочками, штампиками.

С помощью мазка, используя только форму кисти, за считанные минуты можно изобразить то, что зачастую требует долгого и трудоемкого вырисовывания.Мазки – цветовая мозаика, когда каждый мазок (пятнышко цвета) укладывается отдельно от других, не смешиваясь с ними. Плавные переходы складываются из цветных пятнышек.

4

«Обезьянка на ветке»

2 занятия

Рисование ладошкой, и Рисование сухой кистью ( траву)

ребенок окрашивает  ладонь   с  помощью  кисточки и делает и на бумаге отпечаток, затем дорисовывает элементы( уши, хвост) На сухую кисть набирается немного густой краски, рисует  траву.

Апрель

1

«Бабочка»

2 занятия

Рисование в технике Монотипия  вариант № 2

Рисуем симметричные предметы, складываем лист бумаги пополам  и на  одной половинке рисуем предмет. Пока краска не высохла, снова складываем лист  в двое, на второй половинке получится отпечаток, после этого изображение можно  дорисовать или  украсить.

2

«Весеннеедерево»

2 занятия

Рисование в техникеКляксография, и Рисование мазками

На листе бумаги делается пятно или ставится клякса из акварельной краски. Берем трубочку и выдуваем воздух на кляксу, рисуем дерево. С помощью мазка, используя только форму кисти, рисуем листья.

3

«Одуванчик»

2 занятия

Рисование  мыльными пузырями

Приготовить раствор  1: 1 шампунь, гуашь, вода Коктейльными трубочками подуть в мыльный раствор, когда пена поднимется приложить сверху стакана лист бумаги, получится красивый отпечаток.  Затем дорисовать ветку, используя сухую кисть

4

«Подводное царство»

Коллективная работа

2 занятия

Рисование  мыльными пузырями, ладошкой, восковыми мелками

Приготовить раствор  1: 1 шампунь, гуашь, вода Коктейльными трубочками подуть в мыльный раствор, когда пена поднимется, переложить ее на ватман, ладошками нарисовать рыб, осьминогов, восковыми мелками водоросли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: «Роль семьи в развитии творческих способностей у детей дошкольного возраста (нетрадиционные техники рисования)»

«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мас...

Конспект занятий с детьми раннего возраста. Тема: «Рыбка, рыбка – где живешь?» (нетрадиционная техника рисования ладошками и пальчиками)

на данном занятии закрепяется умение рисовать ладошками и пальчиками, умение правильно пользоваться гуашью. знакомство детей с тремя основными цветами краски красный, желтый, синий, и дополнительными ...

План работы по самообразованию. 2018-2019 год Художественно-эстетическое развитие: «Нетрадиционные техники рисования, как средство развития воображения у детей старшего дошкольного возраста».

План работы по самообразованию.  2018-2019 годХудожественно-эстетическое развитие: «Нетрадиционные техники рисования, как средство развития воображения у детей старшего дошкольного возраста...

Конспект организованной образовательной деятельности по рисованию для детей среднего возраста. Тема: «Зимние забавы» (с использованием нетрадиционной техники рисования)

- учить детей использовать технику «оттиск» при коллективном рисовании снеговика;- учить замечать красоту зимнего пейзажа;- закреплять умение скомкивания  бумаги и методом оттиска рис...

Тема самообразования: «Развитие творческих способностей детей через использование нетрадиционных техник рисования»

Рисование – интересный и полезный вид творчества, в ходе которого разнообразными способами с использованием самых разных материалов, создаются живописные и графические изображения. Рисование при...