Зимние посиделки.
материал (старшая группа) по теме

Мясищева Ольга Борисовна

Приобщение к русским народным  традициям через музыкально - театрализованную деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zimnie_posidelki.docx34.25 КБ

Предварительный просмотр:

ЗИМНИЕ ПОСИДЕЛКИ.

Фольклорный праздник для детей старшего возраста.

Задачи: формировать у детей нравственные качества, основанные на народных традициях; воспитывать уважение к народным традициям через различные виды музыкально – театрализованной деятельности.

Действующие лица: Хозяйка, Домовой Кузьма Кузьмич, Ведущие – воспитатели каждой группы.

Зал оформлен в стиле горницы крестьянской избы с русской печкой, лавками ит.д. На столе самовар, деревянные расписные и гончарные  изделия. На полу – домотканые половики.

Звучит русская народная музыка, взрослые и дети в русских народных костюмах собираются  в зале.

Ведущий - Хозяйка. Мир вам, гости дорогие,

Вы явились в добрый час –

Встречу тёплую такую

Мы готовили для вас.

Хлебосольством и радушием

Знаменит родной наш край:

Здесь для вас и сказки русские,

И медовый каравай.

И места гостям приметные

За обеденным столом –

Ведь сегодня радость светлая

Вместе с вами входит в дом.

Будут игры, будут пляски,

Будут песни хороши,

Ведь когда – то посиделки

Были праздником души.

Ждём ребят сегодня в гости,

Приглашаем и девчат.

Посиделки начинаем –

От души вам каждый рад!

Хозяюшка: Здравствуй те, пожалуйте, гости дорогие! Будьте как дома!

Веселья вам да радости!

Приходите в нашу светлицу

Поработать да повеселиться!

Кто пироги любит есть, для того и работка на целый день есть! 

Собрались все вместе коли, 
Произносят: "чином чин", 
Начинаем с хлеба-соли, 
С русской песни наш зачин! 
песня  «К нам гости пришли».
После песни выходят три девочки, у одной из них в руках хлеб и соль на рушнике 

Подготовительная группа
1. Нам зачинать досталась роль, 
Не путайте с нагрузками. 
Мы принесли вам хлеб и соль 
На посиделки русские. 

2. Жива традиция, жива, 
От поколенья старшего 
Важны обряды и слова -
Из прошлого, из нашего. 

3. И потому, принять изволь, 
Тот, кто пришёл на посиделки, 
На этой праздничной тарелке, 
Из наших рук и хлеб и соль! 

Девочки подходят к зрителям, кланяются и угощают их караваем. Ставят на столик перед зрителями. 
Хозяйка: (Садится) В старые добрые времена был такой обычай у русских людей: как заканчивали полевые работы – собирали урожай, а хлеб в закрома засыпали – коротали осенние да зимние вечера вместе, устраивали посиделки. Как говорится в русской пословице: от скуки бери дело в руки». Вот и проводили дело за любимым рукоделием. Кто за прялкой сидит, кто узор на полотенце вышивает, кто вяжет. Одни из глины посуду лепят, другие из дерева ложки да плошки вытачивают, а другие корзины плетут. То песню затянут, то шуткой перебросятся, то пляску заведут. Весело было!

Несколько девочек и мальчиков садятся за работу.

Хозяйка. Посмотрите, а наши красны девицы, как это и заведено, пришли на посиделки не с пустыми руками, а с рукодельем. Кто прядёт, кто вяжет, кто вышивает – никто без дела не сидит, да ещё и приговаривают что-то: 
Старшие
Девочки по очереди говорят пословицы. 

1. Наша изба ровно тепла – 
На дворе метель, а у нас тепло! 

2. Домом жить – не лукошко шить! 

3. Домом жить – не развеся уши ходить! 

4. Домом жить – обо всём тужить! 

5. Дом вести – не лапти плести! 

6. Хозяюшка в дому, что оладушек в меду! 
7. Иголка, иголка,

Ты тонка и колка.

Не коли мне пальчик,

Шей сарафанчик.

 

Хозяйка: В народе говорили: «Какова пряха, такова на ней рубаха».


Хозяйка.
 Кажется, подруженьки  песню завести хотят, а парни не прочь помочь. 

Девочка, сидя за прялкой, исполняет песню "Дуня – тонкопряха" (М\п 2009,№7)

Хозяйка.

Другие рукодельницы сплясать нам хотят.

Подготовительная.

Я плясать пойду,

Девчат с собою позову.

Пляска «Прялица»

Хозяйка. Слышу и наши добры молодцы о труде разговор завели: 

1. Без труда не вынешь и рыбку из пруда. 
2. Хочешь есть калачи, не сиди на печи. 
3. Скучен день до вечера, коли делать нечего. 
4. Сделал дело – 

Все.
 Гуляй смело! 

Мальчик.
Ой, жги – говори, заиграли ложкари 
Пляшет эхо, пляшет тень, 
Пляшут все, кому не лень. 
Ой, жги – говори, заиграли ложкари! 

Ансамбль ложкарей исполняет русскую народную мелодию (пляска)

Хозяйка.
- Предлагаю вспомнить, а как же в старину на Руси назывались месяцы? 
Сидит кукушка на мосту, 
Скуковала раза три. 
Ты все месяцы в году 
По старинке назови. 
Я назову вам месяц, а вы - старинное его название. Готовы?

• Январь – просинец 
• Февраль – бокогрей 
• Март – протальник 
• Апрель – снегогон 
• Май – травень 
• Июнь – хлеброст 
• Июль – страдник 
• Август – жнивень 
• Сентябрь – хмурень 
• Октябрь – грязень 
• Ноябрь – листогной 
• Декабрь – студенец 

Гости дорогие, да всё вы знаете. А приметы народные знаете? 
Хозяйка:
Под горою у реки 
Живут гномы – старики. 
Эти гномы мутят воду, 
Предвещают нам погоду. 


- С давних времен русский народ подмечал все изменения в природе. Накапливая и передавая из поколения в поколение свои наблюдения за природой, человек научился предсказывать погоду. Многие
народные приметы дошли до сегодняшнего дня. 
Кто готов о приметах рассказать?

Подготовительные.

-Ярко блестят зимою звезды – к морозу 
-Зима снежная – лето дождливое 
-Кошка стены скребет – будет вьюга 
Старшая
Дым столбом – к морозу 
Длинные сосульки – к затяжной весне 
Зимой собаки валяются – к метели 
Старшая
Кошка на печку лезет – к морозу 
Лес зимой шумит – к оттепели 
Воробьи дружно чирикают – к теплу 

Хозяйка: Мирно льется беседа, тихо потрескивает огонь в печи, за окном дует зима холодом, а мы с вами…послушаем.

Ведущая подготовительной группы:

Небылицы в лицах 
Сидят в светлицах, 
Щелкают орешки 
Да творят насмешки. 
Хотите знать какие? 
А вот такие… 
Дети инсценируют небылицы. 
- Федул – чего губы надул? 
- Кафтан прожёг. 
- Зашить можно? 
- Да иглы нет. 
- А велика ли дыра? 
- Один ворот остался. 
- Фома, что из леса не идешь? 
- Да медведя поймал. 
- Так веди сюда! 
- Да он не идет! 
- Так сам иди! 
- Да он меня не пускает! 
- Сынок, сходи за водой на речку! 
- Живот болит. 
- Сынок, иди кашу есть! 
- Что ж, раз мать велит – надо идти! 
- Что ваши девчата делают? 
- Шьют да поют, шьют, да поют! 
- А матушки? 
- Порют и плачут! Порют да плачут! 
Хозяйка: А теперь Шутки прибаутки на пол минутки.

Старшая  (инсценирование)

Как на речке, на реке,

Ехал рыжий на быке.

Рыжий красного спросил:

- Чем ты бороду красил?

- Я не краской, не помазкой.

Я на солнышке лежал, к верху бороду держал.

 

2-й:

Смех-потешки услыхали

Сразу к вам мы прибежали.

3-й:

Где потешки поют –

Там весело живут

Правда, Даниловна?

2-й:

Правда, Гавриловна!

3-й:

Неразлучные старушки –

Мы живем в лесной избушке.

2-й:

Избушка на кочке,

Блинами обита,

Оладьями покрыта.

3-й:

Есть ограда кругом

Пирожки с творогом.

2-й:

А еще представим в лицах,

Вам веселье небылицы!

3-й:

Что Марфуша для Петра

Наварила, напекла?

92 блина, 2 корыта киселя,

5 пирогов – не нашла едока.

2-й:

Сел комарик на дубочек,

На еловый на пенечек.

Свесил ножки на песочек,

Сунул носик под листочек. Спрятался!

 

Хозяйка: Стоп, стоп! Голова кругом пошла. Что за Марфуша? Что за комарик? Я ничего не понимаю!

Подготовительная.

Ребёнок.

Про комарика не пели,

Не успели, не успели.

Исполняют песню «Все мы песни перепели…» (М\р 2006, №5)

Хозяйка. Давайте-ка лучше за игры приниматься!

Можно в них и силой и ловкостью помериться.

Воспитатель  подготовительной группы: В «Кострому» мы поиграем?

Дети: Поиграем!

Воспитатель: Кострому вы все узнали?

Дети: Все узнали!

Воспитатель: Кострома – это старинное женское имя.

Игра «Кострома» (м\п 2009, №7)

Хозяйка.

Мы ворота открываем, да в «Тетёру» поиграем.

«Тетёра» игра (старшая )

Эй, плетень, моя, плетень, заплетайся,

Вы, детишки, скорей собирайтесь.

Игра «Плетень» (старшая)

А клубок, мой клубок покатился,

Далеко, далеко укатился.

Игра «Уж я улком шла» (м\р 2006, №5)


Хозяйка. А теперь попросим девочек сюда, 
Дам им в руки три клубка. 
Пусть красавицы порадуют народ, 
Кто с работаю управится вперёд? 

Игра "Смотай нитки". Участвуют 3 девочки, сматывают нитки в клубок

Из – за печки падает ложка. Слышится стук.

Хозяйка. Это кто там балуется? Ой, ой, ой… Мы дедушку Домового забыли в горницу пригласить! Давайте его позовём!

Дети: Уж ты, дед Домовой,

Мы хотим играть с тобой!

(Появляется Домовой)

Хозяйка. Здравствуй, дедушка Домовой, чего шалишь?

Домовой. Вам надобно было меня в дом позвать, каши подать – я бы и не шалил!

Хозяйка. Ну, Кузьма Кузьмич, уважь, отведай кашки.

(Домовой ест, а дети играют)

«Как у бабушки Наташи» пальчиковая игра

Как у бабушки Наташи (показывают кончики воображаемого платочка)

Ели пшённую мы кашу. Соединяют ладони перед собой, делая «тарелку», показывая её в разные стороны.)

Каша вкусная, с дымком (над раскрытой ладонью левой руки – «тарелкой» - указательным пальцем левой руки рисуют в воздухе «дымок», поднимающийся вверх),

Каша вкусная с дымком (меняют руки),

С хлебом (выставляют правую руку перед грудью, локоть в сторону, внутренней стороной ладони вниз – «ломоть хлеба»),

С маслом (левую руку кладут на правую сверху – «слой масла»),

С молоком! (Соединяют запястья, кончики пальцев рук и поднятые вверх большие пальцы – «кружка».)

Взяли мы большую ложку (сжимают кулаки. Большие пальцы поднимают вверх и разводят в стороны – «две «ложки»),

Съели кашу всю до крошки. (Попеременно то правой, то левой «ложкой» едят «кашу», поднося «ложку» ко рту.)

Вот какая каша (снова делают «тарелку»)

У бабушки Наташи! (держатся за «кончики платочка»).

Хозяйка. Ну как? Хороша каша?

Домовой. Ай, хороша…

Как куснёшь, так и уснёшь,

Как вскочишь – ещё захочешь!

Хорошая бабушка Наташа, вкусная у неё каша.

Хозяйка.

Дети бабушку сильно любят,

Для неё подарки купят.

«Купим мы бабушка…»  песня  (м\р 2006 №5)

Домовой. Попробуйте, ребятки, отгадать мои загадки, и не за будьте, какое время года за окном.
-Всю зиму смирно лежит, а весною убежит (снег) 
-В гору деревяшка, а с горы коняшка (сани) 
-Кто угадай-ка седая хозяйка: тряхнет перинки, над миром пушинки (зима) 
-Белая морковка зимой растет (сосулька) 
-Летом спит, зимой горит,

-Рот открывает, что дают – глотает (печка)

-Чёрный конь скачет в огонь (кочерга)

-Сама не ест,  а всех кормит (ложка)

Хозяйка. Что это у тебя, Домовой, в руках.

Домовой. Старинная обувь. Может, кто знает, как называется?

Дети отвечают.

Домовой: будем играть, лапоточки надевать.

Хозяйка. Знаем, Домовой, как раньше любили  на Руси с лапоточками поиграть. Да и мы не против. Давайте, поиграем. 

 народная игра "Лапоточки"
Чтобы выйти погулять, 
Надо лапти обувать. 
Ой, да обувать. - 2 раза. 
Ты, парнишка, не зевай, 
Лапоточки обувай. 

Дети стоят в большом кругу, в центре две пары лаптей. По маленькому кругу ходят три ребёнка. По окончании песни дети, что находятся в центре, обувают лапти. Кому не достались – встаёт в большой круг.
Хозяйка. На наших посиделках очень весёлый народ.

Всем известно, что подружки

Жить не могут без частушки!

(Частушки)

Мы девчоночки – умейки:

Вышиваем и прядём.

Мы частушки сочиняем,

Очень весело живём! У-У-Ух!

Не стой, милый, на пороге,

Ведь устанут твои ноги.

Лучше сесть на лавочке –

Рядом с моей прялочкой. У-У-Ух!

Полотенце вышивала

Петухами, утками.

Я Андрюшу поджидала

Часами, минутками. У-у-ух!

Дайте лён, дайте лён –

Сорок девять веретён.

Стану прясть, попрядывать –

На дружка поглядывать. Ух-у-ух!

Чтобы печка разгорелась,

Надо жару поддавать,

Чтоб частушка лучше пелась,

Надо пляской помогать! У-у-ух!

Домовой.

Спасибо, потешили вы меня! А хотите, и я вам расскажу сказочку? Тогда слушайте. Жил-был…(Осёл!)

Да нет, не осёл! Жил-был…(Баран!) Да нет, не баран! Жил-был дед Степан! (Появляется Дед Степан – кукла)

(Дети показывают сказку с использованием кукол «Би-ба-бо»)

Степан. Туточки я!

Дети (поют) (На мелодию «Ах, вы, сени»)

Уж, ты, дедушка Степан,

Наизнанку твой кафтан,

Тебя деточки любили,

За тобой гурьбой ходили.

Рассказчик. А жил дед Степан с бабкой Варварой.  (Появляется бабка – кукла)

Бабка. Туточки я!

Дети (поют): (На мелодию «Ой ли, ай люли»)

Уж ты, бабушка Варварушка,

Напеки скорей оладушек!

Твои рученьки искусные,

Напекут оладьи вкусные.

Ой, ладушки, ой, ладушки,

Пекла бабушка оладушки,

Ане и Ванюшеньке, Насте и Андрюшеньке.

Вот каки оладушки

Испекла нам бабушка!

(проигрыш)

Спасибо! (говорком)

Рассказчик. И была у деда с бабой Курочка Ряба.

Курица. Ко-ко-ко!

Дети. Ой, Курочка, да ты Рябушечка! Ты где была? (поют)

Курица. По двору гуляла.

-Что там делала?

-Яичко снесла.

-А где ж то яйцо?

-Укатилось за крыльцо.

-А оно какое?

-Золотое!

Дети поют: Ой, курочка,

Да ты Рябушечка!

Вот пшено, водичка –

Дай ты нам яичко!

Курица. Ко-ко -ко!

Снесла курица яйцо!

Рассказчик. Дед бил, бил. Бил (дети играют на трещётках), не разбил, (Все дети) – Ох!

Баба била, била, била (дети играют на ложках), не разбила (Все дети) – О-хо-хо!

(появляется мышка, дети шуршат).

Дети (поют и играют):

Мышка-норушка жила за горушкой,

В дом прибежала, хвостиком махала,

Яичко покатилось, упало…(Все дети) – Ах! И разбилось!

Рассказчик. Дед плачет (низким голосом) А-а-а-а…, баба плачет (высоким голосом )

А-а-а-а! А курочка их утешает…

Дети поют: Курочка по сенечкам похаживает,

Крылышками рябыми помахивает,

Бабушку и деда уговаривает…

Курочка (поёт):

Вы не плачьте, дед и баба,

Принесёт вам Кура Ряба

Яйцо новое, простое

И совсем не золотое.

Дети. Ой, курочка,

Да ты Рябушечка,

Вот пшено, водичка,

Дай ты нам яичко!

Курочка. Ко-ко-ко! Снесла курочка яйцо!

Рассказчик: Дед и баба заплясали,

                Курочку обнимали (куклы танцуют)

Дети поют.

Тут и сказочки конец, а кто слушал – молодец!

(Артисты выходят на поклон)

Хозяйка: (Старшие)

А теперь поиграй с нами, Кузьма Кузьмич!

Умел народ трудиться –

Умел и веселиться!

А ну, народ, становись в хоровод!

Будем мы сейчас играть,

И принцессу выбирать!

«Шёл козёл по лесу» хороводная игра

(выстраиваются в центре)
Домовой:  А где каравай?

Хозяйка. Праздник наш мы завершаем

Вкусным пышным караваем.

Он на блюде расписном

С белоснежным рушником.

Каравай мы вам подносим,

Поклонясь, отведать просим! (выносит каравай)

Домовой. За песни, за сказки – баранок связку!

«Бай качи, качи, качи» песня  

(детям раздают баранки).

Хозяйка. Посидели, повеселились, пора и по домам. Самовар долго кипел – все песни высвистел!

Дети: СПАСИБО, ХОЗЯЮШКА, ЗА РАБОТУ, ЗА ВЕСЕЛЬЕ, ЗА УГОЩЕНЬЕ!

Хозяйка. И вам спасибо за труд, за радость!

ОБЩИЙ ХОРОВОД «Субботея» или «Посею лебеду».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе дошкольного возраста "Зимние посиделки" в соответствии с ФГТ.

Непосредственно образовательная  деятельностиь проводится   для детей   среднего дошкольного  возраста в рамках тематической недели «Новогодние и рождественские неде...

зимние посиделки.

Знакомство детей с народными праздниками....

Конспект проведения непосредственно образовательной деятельности для детей среднего дошкольного возраста на тему: «Зимние посиделки» в рамках тематической недели «Новогодние и рождественские недели»

Цель: Развитие музыкальности детей; формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности; развитие детского творчества. Задачи: Область «Музыка» 1) Продолжать освоение игры на...

Методическая раработка развлечения "Зимние посиделки"

Конспект музыкального развлечения...

«Зимние посиделки у Арины».

Приобщение детей к истокам русского народного творчества, развивать творческие способности детей, исполняя русские народные песни, танцы. Воспитывать любовь к народной культуре....

«Зимние посиделки». Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста.

Развитие у детей интереса к традициям и культуре своего народа.Формирование художественного вкуса ребёнка посредством фольклорного слова, народных песен и хороводов.Воспитание у детей духовной нравств...

Открытое занятие "Зимние посиделки".

Развлечение с использованием народных игр для детей старшего возраста. Сценарий развлечения составили: Краснопёрова И.В. (воспитатель), Новожилова О.В. (муз.руководитель)....