Конспект в подготовительной к школе группе (образовательная область "Познание") формирование целостной картины мира, расширение кругозора. Тема: Интеллектуальная игра "Что? Где? Когда?"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Ирина Лесовых

ЦЕЛЬ: Закрепить знания детей о неживой природе, круговороте воды в природе и  её свойствах.

Интеграция образовательных областей: «познание», «коммуникация», «чтение художественной литературы»,«здоровье», «социализация», «художественное творчество».

Виды деятельности: Игровая, коммуникативная, двигательная, восприятие художественной литературы, художественное творчество

Задачи:

Образовательные

-   Уточнить, расширить и активизировать словарь по теме.

-    Упражнять в  установление причинно- следственных связей в явлениях 

 природы;    

-использовать нетрадиционную технику рисования – отпечатки листьев,

ватные палочки, восковые мелки.

 Развивающие:

Развивать  умение слушать и слышать вопрос, умение обобщать;

Развивать мыслительную активность;

Развивать логическое мышление;  зрительное внимание и восприятие.

Создать условия для развития воображения, стимулировать творческое мышление.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, развивать любознательность;

Воспитывать умение работать в коллективе.

Воспитывать у детей любовь к природе.

Воспитывать художественно-эстетический вкус.

Новизна:   использование нетрадиционных техник: рисование тычками из поролона, ватными палочками,  печатание листьями, Восковые мелки + акварель, оттиск смятым целлофаном.

Предшествующая работа: Занятия, игры, беседы, проведение опытов с водой в кружке «Познаю мир», чтение познавательной литературы о воде, рассматривание иллюстраций,  рисование разными способами осенней  природы.

Материал и оборудование: крутящийся волчок со стрелкой, конверты с вопросами,   фишки, эмблемы для команд («дождинки » и «снежинки»), медали для награждения, песочные часы; Бумага, листья деревьев, краски, восковые мелки, губки..  Дидактическая игра «Тепло –холодно», Капитошка, игра «Круговорот воды в природе»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_gde_kogda.docx29.58 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект в подготовительной к школе группе

 (образовательная область «Познание») 

формирование целостной картины мира, расширение кругозора. 

     Тема: Интеллектуальная игра   «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?»

ЦЕЛЬ:

Закрепить знания детей о неживой природе, круговороте воды в природе и        её свойствах.

Интеграция образовательных областей:

«познание»

 «коммуникация»

«чтение художественной литературы»

«здоровье»

«социализация»

«художественное творчество»

Виды деятельности:

Игровая

Коммуникативная

Двигательная

Восприятие художественной литературы

Художественное творчество

 Задачи:

Образовательные

-   Уточнить, расширить и активизировать словарь по теме.

-    Упражнять в  установление причинно- следственных связей в явлениях  

 природы;    

-использовать нетрадиционную технику рисования – отпечатки листьев,

ватные палочки, восковые мелки.

            Развивающие

  • Развивать  умение слушать и слышать вопрос, умение обобщать;
  • Развивать мыслительную активность;
  • Развивать логическое мышление;  зрительное внимание и восприятие.

  • Создать условия для развития воображения, стимулировать творческое мышление.

Воспитательные

  • Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, развивать любознательность

  • Воспитывать умение работать в коллективе.
  • Воспитывать у детей любовь к природе.

  • Воспитывать художественно-эстетический вкус

Новизна:   использование нетрадиционных техник: рисование тычками из поролона, ватными палочками,  печатание листьями, Восковые мелки + акварель, оттиск смятым целлофаном.

Предшествующая работа: Занятия, игры, беседы, проведение опытов с водой в кружке «Познаю мир», чтение познавательной литературы о воде, рассматривание иллюстраций,  рисование разными способами осенней  природы.

Материал и оборудование:

 крутящийся волчок со стрелкой, конверты с вопросами,   фишки, эмблемы для команд («дождинки » и «снежинки»), медали для награждения, песочные часы;

  Бумага, листья деревьев, краски, восковые мелки, губки..  Дидактическая игра «Тепло –холодно», Капитошка, игра «Круговорот воды в природе»

Ход деятельности:

Под музыку в группу входят 2 команды, команды садятся напротив друг друга (ведущий представляет игроков и капитана)

 Воспитатель:

Нам осень подарила праздник,

И главный гость на нем – игра!

Она – наш друг, большой и умный,

Не даст скучать и унывать,

Затеет спор веселый, шумный,

Поможет новое узнать!

Ребята, мы сегодня проводим игру «Что? Где? Когда?» Вы знаете, как называют участников этой телевизионной игры? Правильно, - знатоки. Чтобы получить такое высокое звание, нужно много знать и правильно давать ответы на все вопросы. Задача капитана – анализировать ответы и выбрать знатока, который будет отвечать на вопрос . Если ответ неправильный, то отвечает другая команда. За правильный ответ - фишка.

И так делимся на 2 команды- рассчитайся на 1ый, 2ой. 1ая команда Савелия -снежинки, 2ая Андрея- дождинки.

Воспитатель: Капитаны подойдите ко мне. Тяните жребий, кто первый начнёт отвечать.(Вытягивают цифры 1и 2)

Перед вами волчок, со стрелкой указывающий на конверт в котором находится вопрос, который прислали дети и сотрудники нашего детского сада.

Итак, мы начинаем! (раскручивается волчок)

Конверт №1. Савелий

Вопрос прислала Хальзова Г.В.- воспитатель средней группы.

Внимание, вопрос! «Уважаемые знатоки! Какой формы бывает вода?»

1 минута на обсуждение.

Внимание, правильный ответ: У воды нет формы, потому что она жидкая, текучая. Она принимает форму того предмета, который заполняет.

(За правильный ответ –фишка.)

Конверт №2Андрей

Вопрос прислала  Босова Т.В., воспитатель старшей группы.

Внимание, вопрос! «Уважаемые знатоки скажите, пожалуйста,   Сколько всего цветов у РАДУГИ? Назовите их»

1 минута на обсуждение. Правильный ответ

Они делятся на две группы: теплые и холодные.

Игра  «Тепло - холодно» В конце  команда называет

Теплые:                                             и             холодные цвета радуги:

 (желтый, красный, оранжевый, зелёный   -      синий, голубой, фиолетовый).

(За правильный ответ –фишка.)

Конверт №3Савелий

Вопрос прислала Николаева С.С.- воспитатель младшей группы.

Внимание, вопрос! «Уважаемые знатоки в сундучке лежит отгадка, а загадка такая - В огне не горит и в воде не тонет- Что это? А в каком ещё состоянии бывает вода?»

1 минута на обсуждение.

Внимание, правильный ответ: в твердом (лед, сосулька, снег); жидком (дождь, ручеек, лужа); газообразном (туман, облако, туча).

«Коль зимою прыгнуть с вышки, Настя С.

То набьешь, конечно, шишки.

Знать, тверда была вода,

То ответишь без труда.

Ну, а если прыгнуть в воду

В очень теплую погоду

Будешь мокрый ты до нитки –

Летом лед бывает жидким. Ангелина Г.

Вот такая чехарда:

То здесь лед, а то вода.

Зачерпнем воды из речки

И поставим греть у печки,

Пар заполнит весь наш дом,

А воды мы не найдем.

Вот такая чехарда:

То здесь пар, а то вода.

И вода, и лед, и пар –

Скажет вам и млад, и стар –

Это все- таки вода,

Ты запомни навсегда.

(За правильный ответ –фишка.)

Конверт №4 Андрей

Вопрос прислала методист Кизимова О.В.

Внимание, Блиц-опрос! все знатоки должны ответить на вопрос, чья команда больше даст правильных ответов получает жетон.

1.В колодце вода, какая – колодезная,

2.В море вода, какая - морская,

3.В реке - речная

4.В озере - озёрная

5.В роднике - родниковая

(За правильный ответ –фишка.)

Конверт №5 Савелий

   Вопрос прислала заведующая д/сада Пискунова Е.Н.

Внимание, вопрос! «Уважаемые знатоки разложите картинки и скажите, как происходит круговорот воды в природе?» Игра  «Круговорот воды в природе»

1 минута на обсуждение.

Внимание, правильный ответ: ......

– В природе путешествует вода,

Она не исчезает никогда:

То в снег превратится, то в лед.

Растает – и снова в поход!

По горным вершинам,

Широким долинам,

Вдруг в небо взовьется,

Дождем обернется.

Вокруг оглянитесь:

Вас окружает везде и всегда,

Эта волшебница – наша вода!

(За правильный ответ –фишка.)

Конверт №6 Андрей

Вопрос прислала музыкальный руководитель Щетинкина М.А.

Внимание, вопрос! «Уважаемые знатоки «Какие вещества в воде растворяются, а какие не растворяются?»

1 минута на обсуждение.

Внимание, правильный ответ: (растворяются в воде: сахар, соль, питьевая сода; не растворяются в воде; глина, мел, масло, речной песок.)

(За правильный ответ –фишка.)

Музыкальная пауза – чтобы знатоки и зрители немного отдохнули

Конверт №7

Воспитатель: Ой, кто-то плачет в кастрюльке. Кто же это?  (Достаёт из кастрюли Капитошку)

Капитошка: Я заблудился, от мамы-тучки отбился, в кастрюлю провалился, чуть в суп не превратился! Что мне теперь делать? Пропаду совсем я у вас! 

Я даже не знаю, куда я попал?
Воспитатель: Капитошка, мы здесь и собрались, чтобы посоревноваться в правильных ответах. Итак  Блиц –опрос для капитанов:

 Савелий---Наш д/сад называется -Рябинушка,

Андрей---- наш город   -  Сорочинск,

Савелий--- Страна -  Россия.

Андрей----Главный город -Москва

Савелий---Президент- Путин

Андрей---- Планета - Земля.

(За правильный ответ –фишка.)

Ребята, а Капитошка спрашивает, что случилось в природе, почему так холодно стало?

Какое время года?- Осень

Назови месяцы осени - сентябрь, октябрь, ноябрь.Савелий

Назови Времена года – осень, зима, весна, лето. Андрей

(За правильный ответ –фишка.)

Воспитатель: Молодцы , ребята! Постарались. Так как же Капитошке подняться  к Тучке маме?

Ответ. –Надо полежать на солнышке, погреться. Тогда вода превратится в пар и ты Капитошка, испаришься и улетишь к Тучке маме.


Капитошка: Спасибо вам , ребята. Как с вами весело, даже улетать не хочется.  А

А вы знаете, что я волшебник.

В. Да, знаем расскажет  Савелий
Капля воды 
на раскрытой ладошке. 
В ней отражается 
небо немножко, 
в ней отражается 
солнечный лучик, 
что вдруг пробился 
сквозь серые тучи. 
В ней я заметил 
и лист золотой, 
что пролетел над моей головой. 

В маленьком зеркальце 
папа и я, 
милая мамочка – радость моя! 
В капле прозрачной 
увидел друзей, 
что прибежали к ладошке моей. 

Вы полюбуйтесь 
разве не диво? – 
В капле воды 
отражение Мира! 

Капитошка: Вот списибо! Так нарисуйте же  мир в капле воды.

В:А пока Пальчиковая игра «Солнышко»

(Дети рисуют под музыку)Воспитатель:                       

                                  Красавица Осень спешила на бал,

                                    Меняла наряды, цвета, украшенья.

И что же, последний листочек опал.

 Расстроилась Осень, ей нет утешенья.

И хлынули слезы дождем проливным,

                                    И холодно ей, и пропали надежды.

     Ты, Осень, не плачь, не грусти, подожди,

                                       И новые мы нарисуем одежды.

Воспитатель: Молодцы! Отличные рисунки. Игра подошла к концу. Хотелось бы узнать ваши впечатления от игры.

Ребята, на какую тему прошла сегодняшняя игра?

-Какой вопрос был самым легким для вас?

-Какой вопрос был самым интересным для вас?

Ребята, хочу вас похвалить за выдержку, умение слушать друг друга. Вы сегодня показали свои знания. Вы молодцы! Успешно прошли все этапы игры. Ну, а сейчас самый торжественный момент. Подсчитаем набранные баллы.

Сюрпризный момент – награждение победителей

        Капитошка прощается и дарит детям подарки.

     

Самоанализ  НОД по ФКЦМ

Тема: Интеллектуальная  игра «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?»

Цель:

Закрепить знания детей о неживой природе, круговороте воды в природе и   её свойствах.

В непосредственно – образовательной деятельности определила следующие задачи:

Образовательные

*Уточнить, расширить и активизировать словарь по теме;

*Упражнять в  установление причинно- следственных связей в явлениях

 Природы;    

   *  использовать нетрадиционную технику рисования – отпечатки листьев,

ватные палочки, восковые мелки, губки.

Развивающие

        *Развивать умение слушать и слышать вопрос, умение обобщать;

         *Развивать мыслительную активность;

      * развивать логическое мышление;  зрительное внимание и восприятие.

      * создать условия для развития воображения, стимулировать творческое мышление.

Воспитательные

* Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, развивать любознательность;

*Воспитывать умение работать в коллективе;

* Воспитывать у детей любовь к природе;

 *воспитывать художественно-эстетический вкус.

.

 Данные задачи направлены на формирование познавательных  УУД.

Коммуникативные  УУД формировала через развитие речи, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

Личностные УУД – через воспитание дружеских взаимоотношений между детьми, отзывчивости, сопереживания.

Все поставленные задачи взаимосвязаны и соответствуют возрастным особенностям детей, теме НОД.

В ходе НОД осуществлялась интеграция таких образовательных областей, как

 «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Социализация», «Безопасность», «Музыка», «Физкультура».

В своей деятельности я использовала   следующие  методы:

словесные:  художественное слово, вопросы, напоминание, указание.

 Наглядные методы: показ  слайдов, волчок Юла, песочные часы., игрушка Капитошка.

 Практические методы: интеллектуальная  игра, художественное творчество. дидактическая игра «Тепло – холодно»,  Дид. игра «Круговорот воды в природе»,

НОД имела следующую структуру:

вводная часть направлена на заинтересованность детей предстоящей деятельностью.

 Основная часть построена на интеллектуальной игровой деятельности, художественном творчестве.

 Заключительная часть основана на подведении итога.

Использовала много разнообразного материала и оборудования:

крутящийся волчок со стрелкой, конверты с вопросами, картинки с изображение воды в различных состояниях,  фишки, эмблемы для команд («дождинки » и «снежинки»), медали для награждения, песочные часы;

  Бумага, листья деревьев, краски, восковые мелки.  Дидактическая игра «Тепло –холодно»

Весь материал эстетически красив и соответствовал гигиеническим требованиям.

Я считаю, что НОД прошла продуктивно. Детям было интересно, с заданиями справились. Поставленная цель достигнута, задачи выполнены.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности Формирование целостной картины мира, расширение кругозора Тема: Беседа «Наши мамы»

Данное занятие знакомит детей с общественным праздником «День матерей»Учить доброму, внимательному отношению к матери...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей логопедической группе. Образовательная область «Познание. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора». Тема "Посуда".

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей логопедической группе.Образовательная область «Познание. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора».Лексическая тема: «П...

Конспект совместной образовательной деятельности "Формирование целостной картины мира, расширение кругозора"(средний возраст). Тема "Весна".

Расширять представления о взаимосвязи весенних изменений в неживой природе с изменениями в жизни растений и животных. Совершенствовать речь, как средство общения. Воспитывать любовь к природе....

Образовательная область "Познавательное развитие" непосредственно-образовательная деятельность «Формирование целостной картины мира расширение кругозора» Тема: "Эксперименты в тропиках".

«Формирование целостной картины мира расширение кругозора»Тема: "Эксперименты в тропиках".Цель:-развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования,- формировать у детей элементар...

Конспект в подготовительной к школе группе (образовательная область «Познание») формирование целостной картины мира, расширение кругозора. Тема: Интеллектуальная игра «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?»

ЦЕЛЬ: Закрепить знания детей о неживой природе, круговороте воды в природе и  её свойствах.Интеграция образовательных областей: «познание», «коммуникация», &laqu...