Педагогический совет в нетрадиционной форме
методическая разработка по теме

Игнатьева Юлия Геннадьевна

 

Практика работы старшим воспитателем в детском саду доказала преимущество нетрадиционных (активных) форм методической работы. При систематическом групповом взаимодействии у педагогов формируется культура общения, независимое мышление, стремление критично относиться к себе, повышать своё профессиональное мастерство.

Система методической работы в нашем коллективе с её активными методами одобрена всеми педагогами, независимо от их стажа работы, квалификационной категории, образования.

Подготовка к педсовету в нетрадиционной форме требует написания сценария, разделения участников на команды, распределение ролей. В какой бы форме ни проводился педсовет – решения по совершенствованию работы коллектива  принимаются обязательно.

Предлагаем несколько сценариев педагогических советов, проведенных в МДОУ №28 «Вишенка» г. Междуреченска.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskiy_sovet.doc90 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический совет в нетрадиционной форме

(из опыта работы)

Практика работы старшим воспитателем в детском саду доказала преимущество нетрадиционных (активных) форм методической работы. При систематическом групповом взаимодействии у педагогов формируется культура общения, независимое мышление, стремление критично относиться к себе, повышать своё профессиональное мастерство.

Система методической работы в нашем коллективе с её активными методами одобрена всеми педагогами, независимо от их стажа работы, квалификационной категории, образования.

Подготовка к педсовету в нетрадиционной форме требует написания сценария, разделения участников на команды, распределение ролей. В какой бы форме ни проводился педсовет – решения по совершенствованию работы коллектива  принимаются обязательно.

Предлагаем несколько сценариев педагогических советов, проведенных в МДОУ №28 «Вишенка» г. Междуреченска.

ПЕДСОВЕТ

«Формирование звуковой культуры речи детей

в процессе учебной деятельности»

Вступительное слово ведущей:

Культура речи – это умение правильно, т.е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом цели высказывания, пользоваться всеми языковыми средствами. Звуковая культура речи является составной частью речевой культуры. Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими их людьми.

Понятие «звуковая культура речи» широко и своеобразно и включает в себя: формирование четкой артикуляции звуков родного языка, правильного их произношения, формирование правильного речевого дыхания, также умения использовать достаточную громкость голоса, нормальный темп речи и различные интонационные средства выразительности.

Недостатки ЗКР неблагоприятно отражаются на личности ребенка: он становится замкнутым, резким, неусидчивым, у него падает любознательность, а впоследствии и неуспеваемость в школе. Особенно важно чистое звукопроизношение, так как правильно слышимый и произносимый звук – основа обучения грамоте, правильной письменной речи.

С целью реализации годовой задачи по формированию правильного произношения проведены следующие методические мероприятия:

 консультации «Диагностика ЗКР детей разных возрастных групп», «Психологическая характеристика основных этапов речевого развития ребенка», «Система работы по формированию навыков правильного произношения», «Работа по развитию у детей фонематического восприятия»; открытые просмотры занятий по звуковой культуре речи во 2-ой младшей и старшей группе.

Игра по типу КВН «Вспомнить всё!»

Педагоги делятся на 2 группы (жребий).

(В каждой – 7 человек)

Жюри конкурса: заведующая ДОУ, учитель-логопед, педагог-психолог (выполнение каждого задания оценивается по 5-ти бальной системы)

1 задание – «Звуки речи, какие они?» (фонетический разбор слов)

1-команде – слово «р-е-б-ё-н-о-к»

2-ой команде – слово «п-е-д-а-г-о-г»

Ребенок – 7 б, 7 зв.

Р – (р) – согл, зв, мягк.

Е – (и) – гл, безуд.

Б – (б) – согл, зв, мягк.

Ё – (о) – гл, уд.

Н – (н) – согл, зв, тв.

О – (а) – гл, безуд.

К – (к) – согл, глух, тв.

Педагог – 7 б, 7 зв.

П – (п) – согл, гл, мягк.

Е – (и) – гл, безуд.

Д – (д) – согл, тв, зв.

А – (а) – гл, безуд.

Г – (г) – согл, зв, тв.

О - (о) – гл, уд.

Г – (к) – согл, тв, гл.

2 задание – «Зарядка для языка»

1-ой команде – показать комплекс артикуляционных упражнений (для произношения свистящих звуков).

2-ой команде – показать комплекс артикуляционных упражнений (звук р).

3 задание Кроссворд

Учитывается скорость и правильность ответов.

5. п

р

6. с

7. г

4. ф

о

л

о

1. а

р

т

и

к

у

л

я

ц

и

я

а

з

х

о

з

н

2. с

л

о

в

о

а

о

ш

3. р

е

ч

ь

н

и

е

По горизонтали:

  1. Работа органов речи – губ, языка и т.п., необходимая для образования звуков.
  2. Единица речи, представляющая собою звуковое выражение отдельного предмета мысли.
  3. Способность выражать мысль словами, умение говорить. Один из признаков, отличающих человека от животных.

По вертикали:

  1. Отрезок речи между двумя паузами, объединенный интонацией.
  2. Манера говорить, произносить слова.
  3. Одно из пяти внешних чувств, дающее возможность воспринимать звуки.
  4. Звучащая речь, произносимые кем-либо слова.

4 задание – «Работа над звуком»

1-ой команде – Раскрыть этапы работы по звуковой культуре речи детей

2-ой команде – Раскрыть методы и приемы формирования звуковой культуры речи

Этапы работы над звуком.

  1. Подготовка артикуляционного аппарата;
  2. Уточнение произношения изолированного звука;
  3. Закрепление звука в слогах, словах и фразовой речи.

1. Подготовительный этап

Уточнение   движений    органов артикуляционного аппарата.                                                                      

                                                                         

Воспитатель в игровой форме уточняет с детьми определенные движения и положения  органов артикуляционного аппарата, необходимые для правильного  произнесения   звука.                    

                                                                                                     

                                             2. Этап появления звука

Уточнение звука или его вызывание по подражанию.

Воспитатель использует способность   ребенка к подражанию.                                                                      

Подбирая   звуковые образы (звукоподражания), соответствующие данному звуку, воспитатель   закрепляет   произнесение звука с теми детьми, у которых он есть, и вызывает по         подражанию у тех детей, которые   его   еще   не   произносят, фиксируя внимание ребенка на звучании и артикуляции звука.                    

                                                                                   

                                                    3. Этап усвоения звука

(Правильное произношение звука в речи)

Уточнение правильного произношения звука.

Звук   уточняется   в   словах, фразах, потешках, стихотворениях, рассказах. Материал дается не весь последовательно, а выборочно, по усмотрению воспитателя.

Формы,  методы и приемы формирования звуковой культуры речи.

Формы работы:

- занятия (фронтальные, подгрупповые, индивидуальные);

- игры-драматизации;

- праздники и развлечения;

- артикуляционная гимнастика;

- дидактические игры;

- шутки-скороговорки.

Методы:

Игры (дидактические игры, подвижные, хороводные игры с текстом)

Упражнения («Подуем на пушистики»)

Приемы:

Образец педагога,

Объяснение.

Образное называние звука или звукосочетания (ззз- песенка комара)

Хоровые и индивидуальные повторения

Совместная (сопряженная) речь ребенка и воспитателя

Оценка, исправление

Образная физкультурная пауза

5 задание - «Звуковая игротека»

Презентация авторских игр по звуковой культуре речи (по 2 с каждой команды)

Подведение итогов игры.

Заключительное слово заведующей.

Проект решения педсовета

  1. Пополнить недостающими пособиями речевые уголки. (Ответственные – воспитатели 1-ой, 2-ой младшей группы. Срок – до 01.04.2009г.)
  2. Систематизировать и оформить в виде картотеки речевой материал (комплексы  артикуляционной, дыхательной гимнастики, чистоговорки, потешки, загадки и др.).

                   (Ответственные – воспитатели всех возрастных групп.

                    Срок – до 01.04.2009г.)

  1. Отслеживать динамику звукопроизношения детей во всех группах (начало и конец года). Представлять соответствующую документацию в методический кабинет.

                    (Ответственные – воспитатели всех возрастных групп.  

                    Срок – постоянно)

  1. Провести консультацию для педагогов «Использование игр в процессе автоматизации сонорных и свистящих звуков у детей старшего дошкольного возраста»  (с демонстрацией игр и игровых пособий).

(Ответственные – воспитатель логопедической подготовительной к школе группы. Срок – апрель, 2009г.)

Педагогический совет

«Изобразительное искусство родного города, как средство воспитания нравственно-патриотических качеств детей»

Педагогическая игра (по типу КВН)

Цель игры:

  1. Провести анализ работы по данной теме: его актуальность на сегодняшний день.
  2. Совершенствовать практические знания о родном городе.
  3. Формировать культуру общения.

В игре участвуют две команды воспитателей, в команде есть капитан. Выбирается жюри из 3 человек. Они выставляют баллы и следят за временем. Команда – победитель получает приз.

Члены жюри:

Заведующая ДОУ, воспитатель по изодеятельности, музыкальный руководитель

Ведущая – ст.воспитатель

Ход игры

Ведущая: Нравственно-патриотическое воспитание ребенка сложный педагогический процесс. Чувство родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становление личности патриота. Не секрет, что изобразительное искусство оказывает огромное влияние на формирование личности ребенка на всех этапах его развития, позволяет шире и глубже познавать окружающую жизнь, разнообразие её проявлений.

Воспитатель, работая в данном направлении, должен в первую очередь сам обладать личностными качествами, которые могут служить положительным примером в воспитании патриотизма у детей, иметь достаточно знаний по краеведению и уметь ясно, образно и выразительно донести до сознания детей информацию по проблеме патриотического воспитания.

Данная игра позволит педагогам продемонстрировать имеющийся опыт.

  1. Конкурс «Знакомство»                         2 балла

В течение 3 минут команды придумывают название и девиз команды.

Педагоги делятся на две команды

Команда «Живопись»

Девиз - Родной мы город очень любим

             Бороться с честью здесь мы будем!

Команда «Графика»

Девиз - Искусство с нами навека,

             Встречайте,  с вами – «Графика»

  1. Конкурс «Разминка»                            3 балла

Ответы команд на вопросы.

Вопросы команде «Живопись»

  1. Назовите формы работы по ознакомлению детей с изобразительным искусством родного города?

Экскурсии, посещение выставочного зала, городского краеведческого музея, занятия, беседы, встречи с интересными людьми, просмотр видеозаписей, организация выставок репродукций картин в детском саду.

  1. Каким требованиям должны отвечать портреты, используемые в работе с детьми дошкольного возраста?

Доступность; яркая выраженность эмоционального состояния; содержание портрета должно носить воспитывающий, гуманный характер; использование разнообразных средств выразительности (цвет, композиция, мимика, ритм).

  1. Что означает от латинского «архитектура»?

Строить, возводить

Вопросы команде «Графика»

  1. Назовите приемы ознакомления детей  с живописью?

Рассказ педагога, рассматривание картин, прием сравнения, мысленное создание собственной картины по названию, данному художником, прием точных установок, обучение детей умению задавать вопросы, игровые элементы.

  1. Назовите типы архитектурных сооружений.

Объемные здания (жилые дома, общественные здания, промышленные сооружения, мосты, культовые сооружения); ландшафтная архитектура (скверы, бульвары, фонтаны); градостроительство (создание новых городов, ансамблей сооружения).

  1. Что означает от латинского «скульптура»?

Вырезать, высекать.

3.Конкурс капитанов.             2 балла

За две минуты назвать как можно больше пословиц о родине. Можно пользоваться помощью команды.

Капитан команды «Живопись»

  1. Человек без родины – соловей без песни.
  2. Нет ничего на свете краше, чем родина наша.
  3. Родина – мать, умей за неё постоять.
  4. Для родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

Капитан команды «Графика»

  1. Родная сторона – мать, чужая – мачеха.
  2. На чужой стороне родина милей вдвойне.
  3. Одна у человека родная мать, одна у него и родина.
  4. Глупа та птица, которой гнездо свое немило.
  5. За родину, за честь, хоть голову снесть.

  1. Конкурс «Составь занятие»            4 балла

Одна команда составляет рассказ по картине (живопись). Другая анализирует. Затем - наоборот.

Занятие команды «Живопись».

Занятие по теме «Три поросенка»

в иллюстрациях междуреченской художницы Ольги Киселевой.

                             

     Программное содержание. Познакомить с творчеством О.Н.Киселевой как художника – иллюстратора. Учить рассматривать иллюстрации к книжкам, видеть, как художник, используя разные выразительные средства для передачи образов (цвет, украшения, движения, мимика лица, цвет фона в передаче настроения героев). Рисовать один из эпизодов сказки, выбирать материал, выразительные средства, композицию. Уметь рассказывать содержание эпизода.

    Материал. Иллюстрации к сказке «Три поросенка» выполненные О.Н.Киселевой, бумага А3, гуашь, акварель, цветные восковые мелки.

Ход занятия.

   Рассказ воспитателя.

- Дети, представим, что мы в музее, в одном из залов, где представлено искусство графики. Перед нами много, много книг с разными рисунками.

- Кто создает рисунки в книжках? (Художники)

- Как называются эти рисунки? (Иллюстрации)

- Как называются художники, создающие эти рисунки? (Художники-иллюстраторы)

    Художник долго работает над оформлением книги. Его рисунки помогают понять, о чем рассказывает писатель, помогают увидеть героев – добрых или злых, храбрых или трусливых. Художники цветом, рисунками доставляют нам радость. Каждый художник прочитывает книги по-своему, по-своему представляет героев и придумывает рисунки.

- Посмотрите и догадайтесь, какая это сказка? (Три поросенка)

А вот иллюстрации к этой сказке нарисовала наша, междуреченская художница Ольга Киселева. У Ольги есть маленький сынишка и вот для него она и проиллюстрировала эту сказку.

- Посмотрите какими забавными Ольга Николаевна изобразила поросят?

- Что можно глядя на изображение рассказать о каждом из них? (рассказ 1-2 детей)

- Какого рисует волка художница? (злого, но глупого)

- Какие цвета использует художница в создании образов героев? (яркие, насыщенные…)

- Вот так художница по-своему нарисовала рисунки к этой сказке. Мы с вами тоже маленькие художники. Дайте, мы нарисуем свои рисунки к этой сказке. Сделаем из них книжку и подарим малышам. Подумайте, что бы вы хотели нарисовать.

      Дети садятся за столы и начинают рисовать.

     Анализ.

 - Какие интересные, красочные рисунки вы нарисовали! Что мы видим на этом рисунке? Какие поросята на этом рисунке? А чем они заняты на этом рисунке? Покажите рисунок, где поросята убегают от волка?

- Из этих рисунков мы сделаем книжку и подарим малышам.

Команда «Графика» анализирует.

Программный материал соответствует возрасту ребенка.

Наличие нового материала (художники-иллюстраторы и др.) обеспечивает усилие и напряжение мысли детей. На занятии целесообразно используются наглядные и демонстрационные пособия. На занятии применяются методы: рассматривание, вопросы,  обоснованные программным содержанием. Программный материал носит воспитательное воздействие.

Занятие команды «Графика»

Беседа по ознакомлению с творчеством

междуреченского художника Евдокимова Н.А.

     Программное содержание. Развивать интерес у детей к живописи междуреченского художника Евдокимова Н.А. Учить воспринимать содержание пейзажей, понимать красоту родной природы, которую изобразил художник, формировать представления о выразительных средствах (цвет). Воспитывать художественный вкус, любовь к природе родного края. Активизация словаря: пейзаж, сосны великаны, нетронутый сумрачный лес.

     Материалы. Репродукции картин Евдокимова Николая «На вершине», «Горная речка», «Сосны».

Ход занятия.

     Рассказ воспитателя.

 Художники, которые помогают увидеть красоту природы, называются художниками – пейзажистами. Картины, на которых нарисована природа, называются пейзажами.

   Сегодня мы познакомимся с картинами междуреченского художника Николая Евдокимова. Евдокимов Николай, художник – пейзажист, художник, который рисует картины природы (лес, реку, поле и т.д.)

     Прославился как самодеятельный художник, выйдя на пенсию. Особенно любит рисовать сосны. Они изображены на многих его картинах.

     Если внимательно посмотреть на картины Николая Евдокимова, то

покажется, будто мы в лесу, чувствуем дыхание леса, веет свежим ветром.  Так же можно ощутить сопротивление могучих сосен на вершине сильнейшему ветру, плеск, бегущей по камням горной речки.

  Есть у Николая картина, которая называется «Утес»

    Вопросы.

- Какие деревья нарисовал художник? (Сосны)

- Как называется лес, где растут одни сосны? (Сосновый бор)

Какие они высокие и могучие. Мы видим, как под сильным ветром изменился их внешний вид. Какими они стали? (с изогнутыми ветками и стволом)

- Почему художник так изобразил сосны? Какое настроение вызывает у вас эта картина?

   На картине «Горная речка» художник показал быстроту бурлящего потока горной речки.

- Что изображено на картине?

- Можно ли сказать, что это горная речка?

- Какие деревья стоят по берегу реки?

- Какой день показан художником? Солнечный или пасмурный, жаркий или прохладный?

Дети, Николай Евдокимов показывает нам, как удивительно красива и богата родная природа. Любите и берегите ее!

Команда «Живопись» анализирует.

На занятии была реализована доминирующая задача занятия: обучение детей эстетическому восприятию окружающего мира. Занятие учит культуре общения: внимательно выслушивать собеседника, не перебивать говорящего; отвечать на вопросы как кратко, так и развернутыми предложениями. Беседа построена из нескольких частей: рассказ воспитателя о художнике, беседа по его картинам, в заключение – призыв к детям любить и беречь природу.

5 конкурс «Домашнее задание»                   3 балла

Каждая команда представляет альбом об искусстве родного города.

Команда «Живопись» - альбом с работами междуреченской художницы О.Н.Киселевой

Команда «Графика» - альбом с монументальной скульптурой и архитектурными сооружениями города Междуреченска.

Жюри подводит итоги конкурса.

Заключительное слово ведущей.

Проект решения педсовета:

  1. Составить перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с изобразительным искусством родного города.

(Ответственный – воспитатель по изодеятельности, срок – до 01.12.2008г.)

  1. Разработать конспекты экскурсий к памятникам и мемориалам города Междуреченска. Организовать экскурсии по разработанным конспектам.

(Отвественные – воспитатели старшей и подготовительной к школе группы, срок – до 15.12.2008г.)

  1. Организовать в детском саду выставку репродукций картин известных художников и художников родного города.

(Ответственный – воспитатель по изодеятельности, срок – февраль, 2009г.)

  1. Организовать в детском саду фотовыставку «Знакомимся с родным городом…»

(Ответственные – воспитатели старшей группы, срок – март. 2009г.)

Составила:

Игнатьева Юлия Геннадьевна

старший воспитатель МДОУ – детского сада комбинированного вида №28 «Вишенка», высшая квалификационная категория.

Кемеровская область

Г.Междуреченск


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ «Игра – основная форма организации детской жизни»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ № 5Тема «Игра – основная форма организации детской жизни»...

Выступление на педагогическом совете Тема: «Нетрадиционные формы работы с родителями».

Часто педагоги детских садов задают вопросы: Что такое взаимодействие с родителями? Как эффективнее организовывать этот процесс?          Действительно, совреме...

Педагогический совет в нетрадиционной форме "Педагогическая Вселенная"

Есть такая форма проведения педсоветов, как Педагогический пробег, где участники педсовета путешествуют по станциям и выполняют определённые задания.Работу с детьми по художественно-эстетическому разв...

Педагогический совет в нетрадиционной форме "Проектная деятельность в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО"

Сценарий педагогического совета по теме "Проектная деятельность в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО"...

Педагогический совет в нетрадиционной форме «Взаимодействие ДОУ с семьей»

Цель педсовета,  повышение профессиональной компетентности педагогов в области организации взаимодействия с родителями воспитанников....

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ В НЕТРАДИЦИОННОЙ ФОРМЕ «Организация и руководство игровой деятельностью детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ В НЕТРАДИЦИОННОЙ ФОРМЕ   Тема: «Организация и руководство игровой деятельностью детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО».Повестка педсовета:...

Педагогический совет Тема : «Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями»

Главная цель педагогов дошкольного учреждения – профессионально помочь семье в воспитании детей, при этом, не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных...