Комплексный подход в руководстве заведующей ДОУ компенсирующего вида.
статья по теме

Любо Галина Александровна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_g_a_lyubo.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Комплексный подход в руководстве заведующей ДОУ компенсирующего вида.

     Актуальная потребность и задача дошкольного образования на современном этапе – всесторонняя проработка организационно-содержательных аспектов логопедии, дефектологии, психологии, медицинской помощи. Алгоритм коррекционно-развивающей деятельности основывается на интегративном плане взаимодействия субъектов.

     Постоянный рост числа детей с отклонениями в развитии выдвигает коррекционно – развивающие и профилактические направления деятельности дошкольного образовательного учреждения в ряд наиболее значимых и приоритетных.

    Объединение усилий всех специалистов и родителей в совместной деятельности по коррекции, развитию и воспитанию ребенка дошкольного возраста через организацию в детском саду интегрированного подхода к полиморфным проблемам дошкольников.

    Основными задачами являются:

- воспитание, обучение и развитие детей в соответствии с их индивидуальными особенностями;

-осуществление лечебно-коррекционной работы, направленной на компенсацию недостатков физического и психического развития воспитанников, предупреждение вторичных и последующих дефектов развития;

-осуществление комплекса санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур.

Содержание формирования интегрированного подхода к коррекционно-развивающей деятельности специалистов ДОУ определяет:

-совместное обследование детей всеми специалистами ДОУ;

-планирование и проведение занятий различными специалистами в соответствии с единым интегративным календарно-тематическим планом;

-психолого-медико-педагогический консилиум ДОУ;

-тематические мини – педсоветы;

-проведение круглого стола работающих на группе педагогов и специалистов;

-консультации специалистов;

-проведение интегрированных занятий, совместных праздников и театрализованных представлений (в ДОУ работает театр «Непоседы»);

-неотъемлемой частью успешной работы с родителями является клуб «Мой чудесный ребенок».

В нем находят отражение такие вопросы:

-организация индивидуальной работы с детьми при подготовке к школе;

-возрастные особенности функционального и психического развития дошкольников;

-методы и приемы формирования связной речи и логического мышления;

-профилактика соматических и неврологических заболеваний детей  с ограниченными возможностями;

-психологические проблемы дошкольника.

   Требования к организации интегрированного подхода к коррекционно-развивающей деятельности специалистов ДОУ включает в себя:

-соблюдение охраны жизни и укрепления здоровья детей;

-обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития каждого ребенка;

-обеспечение общей психологической готовности ребенка к школе.

Результатом всей деятельности ДОУ является:

-соответствие достигнутых результатов ожидаемым;

-эффективность и действенность мероприятий по осуществлению интегрированного подхода;

-расширение практико-ориентированных знаний участников;

-воспитательная, коррекционная, социальная активность родителей и специалистов ДОУ.

Продуктом интегрированного подхода является

-систематизация методических материалов по коррекционно-развивающему взаимодействию специалистов, педагогов, родителей;

-издание методических пособий с конспектами интегрированных занятий в ДОУ, рекомендациями по организации и проведению;

-создание презентаций по организации и проведению мероприятий ДОУ.

Эффекты (медико-социальные) интегрированного подхода включают в себя:

-взаимодействие с разнообразными структурами: ЛОР НИИ, АППО, РГПУ им. А.И.Герцена, ТПМПК района, ГПМПК, ГБДОУ и школами;

-отзывы от педагогов ДОУ и школ.

Эффектами (коррекционно-образовательными) интегрированного подхода являются:

-повышение коррекционно-образовательной культуры родителей и педагогов;

-эффективное взаимодействие образовательного учреждения и семьи в вопросах коррекции, воспитания и образования детей;

-создание модели коррекционно-педагогического партнерства ОУ и семьи.

В ДОУ поступают дети с тяжёлыми нарушениями речи и  с задержкой психического здоровья, 89%  из них имеют сочетанные диагнозы (соматические и неврологические находятся на учете у психиатра).

   В ГБДОУ №25 поступают дети с тяжелыми нарушениями речи и с задержкой психического развития, 89% из них имеют сочетанные диагнозы (соматические, неврологические, находятся на учете у психиатра).

   В ГБДОУ функционируют 11 групп:

-группа раннего возраста для детей с тяжелыми нарушениями речи;

-группы для детей с тяжелыми нарушениями речи  в возрасте от 3до7 лет (6групп);

-группы для детей с задержкой психического развития в возрасте от 3до 7 лет (3 группы);

-группа для часто болеющих детей в возрасте от 3до7 лет (1группа).

   Все группы набираются постоянно действующей  ТПМПК района.

   Продолжительность и сроки пребывания на каждом этапе  обучения определяются  заключением ТПМПК, возрастом воспитанника, состоянием его здоровья. Перевод воспитанника  из группы в группу осуществляется по решению психолого-медико-педагогического консилиума ОУ  и ТПМПК района.

   Полноценное развитие всех сторон речи, ее основных функций в дошкольном возрасте служит залогом сохранения  нервно-психического здоровья и социализации детей, успешного становления учебной деятельности и адаптации к школьному обучению.

   У нашего ОУ налажена тесная многолетняя взаимосвязь со школами района. Учителя школ из года в год отмечают, что 91% наших выпускников                  имеют хорошую подготовку к школе и социально адаптированы.

   Задачи коррекционно-развивающей деятельности:

-совместное обследование детей всеми специалистами ДОУ;

-планирование и проведение занятий  специалистами  в соответствии с единым интегративным календарно-тематическим планом;

-психолого-медико-педагогический консилиум ДОУ (ПМПК);

-тематические мини-педсоветы;

-проведение круглого стола работающих на группе педагогов и специалистов;

-консультации специалистов;

-проведение интегрированных занятий, совместных праздников и театрализованных представлений. В ДОУ работает театр «Непоседы»;

-неотъемлемой частью успешной работы  является клуб  «Мой чудесный ребенок».

В  клубе обсуждаются такие насущные вопросы как:

-организация индивидуальной работы с детьми;

-возрастные особенности функционального и психического развития дошкольников;

-методы и приемы формирования связной речи и логического мышления;  

-профилактика соматических, неврологических заболеваний у детей с ограниченными возможностями;

-психологические проблемы дошкольников.

   Специфика проблем воспитанников ДОУ предполагает необходимость большой медико-профилактической работы с ними.

   В ДОУ на протяжении многих лет в физкультурно-медицинском блоке работают: инструктор по лечебной физкультуре, медсестра по массажу, медсестра по физиотерапии. Инструктор по лечебной физкультуре осуществляет развитие оптико-пространственных умений и навыков, зрительной ориентировки, координации движений, мелкой моторики пальцев рук.

   В нашем ДОУ работают врачи: педиатр, невролог. Они проводят мониторинг состояния здоровья (соматический, неврологический статусы), лечебно-профилактические мероприятия, дают рекомендации воспитателям, специалистам и родителям.

   В 2009 году была получена лицензия Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития на право ведения медицинской деятельности.

   Педагогический коллектив совместно с родителями и медицинским персоналом объединил свои знания, умения, многолетний опыт в процессе образовательной и коррекционно-развивающей деятельности. Комплексный интегрированный подход, гибкое применение здоровьесберегающих, игровых и инновационных психолого-педагогических технологий обеспечивают высокие результаты в коррекции проблем дошкольников ДОУ.

   Взаимодействие всех специалистов и педагогов на основе единого интегративного плана, обогащенная речевая среда, психолого-медико педагогическое сопровождение детей обеспечивают качественную подготовку к школе в речевом, медицинском, социальном, интеллектуальном и психологическом аспектах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые подходы к оздоровительной работе в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида.

В ГБДОУ №13 базовой является программа " От рождения до школы". Программа нацеливает на последовательное обучение детей двигательным умениям и навыкам, воспитание физических качеств (ловк...

Конспект интегрированной комплексной НОД логопедической направленности «Мой весёлый звонкий мяч» в старшей группе компенсирующего вида

Цели: Активизировать словарь по теме «Спорт».Задачи: 1. Обогатить словарь прилагательными.2. Упражнять в образовании относительных прилагательных.3. Упражнять в определении количества слогов в слове.4...

Комплексный подход к руководству сюжетно-ролевой игрой детей старшего дошкольного возраста. На примере игры "Театр"

План и система работы с детьми старшего дошкольного возраста по сюжетно-ролевой игре "Театр"...

Опыт работы «Современные подходы в повышении профессиональной компетентности педагогов учреждений компенсирующего вида»

Раскрыты особенности работы в ДОУ по развитию профессиональных компетенций у педагогов....

Комплексный подход при организации различных видов деятельности по теме "Рыбка"

Конспект занятия для детей раннего дошкольного возраста. Окружающий мир. Развитие моторики, развитие органов чувств и зрительного восприятия. Формирование социально-коммуникативного взаимодействия....

Реализация комплексного подхода в условиях ДОУ группы компенсирующей направленности для детей, имеющих тяжелые нарушения речи.

Коррекция речи у детей дошкольного возраста осуществляется при воздействии на все компоненты речевой функциональной системы. Правильная речь – важнейшая основа для полноценного развития ребёнка,...