Мониторинг область здоровье
учебно-методический материал (младшая группа) по теме

Никандрова Александра Владимировна

КОМПЛЕКСНАЯ ДИАГНОСТИКА КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОМПЛЕКСНАЯ ДИАГНОСТИКА КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ДИАГНОСТИКА ОТНОШЕНИЯ РЕБЕНКА К ЗДОРОВЬЮ И ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ

Цель — изучить особенности ценностного отношения детей младшего и среднего дошкольного возраста к здоровью.

Для достижения обозначенной цели используется хорошо знакомая ребенку детская литература, например В. Берестов «Больная кукла», сказки К. И. Чуковского «Айболит», «Мойдодыр».

Примерные вопросы к ребенку,

1.        Скажи, пожалуйста, тебе нравится сказка «Айболит» К.И.Чуковского? (Покажите ребенку книжку, дайте полистать и просмотреть иллюстрации.)

2.        Кто твой любимый герой в этой сказке? Почему?

3.        А если бы ты стал Айболитом и попал в сказку, чтобы ты делал? Для чего бы ты это делал?

4.        Представь, что у Айболита в руках оказалась волшебная палочка, как ты думаешь, какие бы желания он загадал?

В ходе диагностики фиксируются высказывания ребенка, особенно важно обратить внимание на ответы, в которых ребенок совершает выбор (вопросы со 2 по 4). Собственно, он и становится показателем отношения дошкольника к здоровью, понимания ребенком его сущности и значимости для человека, его жизни.


Отношение ребенка        (лет, мес.)

к здоровью и ЗОЖ (по материалам наблюдения)

Критерии

Проявляется

Не

проявляется

Проявляется избирательно

Примечания

Интерес к правилам здоровьесберегающего и безопасного поведения

Удовольствие в ходе выполнения простейших умений и навыков гигиенической и двигательной культуры

Положительный настрой на выполнение элементарных процессов самообслуживания

Интерес к самопознанию

Радость и доброжелательность в общении и взаимодействии со сверстниками и взрослыми

Удовлетворенность самостоятельными и совместными действиями и их результатами

Тенденции к самостоятельным проявлениям культуры здоровья

Отношение ребенка        (лет, мес.)

к здоровью и ЗОЖ (по материалам наблюдения)

Критерии

Проявляется

Не

проявляется

Проявляется избирательно

Примечания

Устойчивость интереса к правилам здоровьесберегающего и безопасного поведения

Самостоятельность проявления здоровьесберегающей компетентности в разных видах детской деятельности и поведении

Удовольствие в ходе выполнения простейших умений и навыков гигиенической и двигательной культуры, процессов самообслуживания; удовлетворенность результатами индивидуальных и совместных действий

Радость и доброжелательность в общении и взаимодействии со сверстниками и взрослыми в повседневной жизни

Осознание себя, своих желаний и потребностей, стремление к самооценке

Направленность на выполнение элементарных трудовых процессов, полезный для здоровья результат

ОПРОСНИК

ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Цель опросника — изучить особенности представлений дошкольников о здоровье, об умениях и навыках, содействующих его поддержанию, укреплению и сохранению.

Раздел 1. Строение человеческого тела

Цель — изучить особенности знаний детей о строении тела человека.

Учитывая возраст дошкольников, опрос проводится с использованием пособия «Человек». Пособие раскладывается на столе, ребенок приглашается в совместную с воспитателем игру. Диагностика проводится в индивидуальном режиме.

Вопросы для детей младшего дошкольного возраста

Кто это?

Покажи, какие части есть у тела человека? Назови их («Что это?» — помогает воспитатель малышу).

Зачем человеку голова?

Что человек делает с помощью рук?

Что человек делает с помощью ног?

Зачем человеку туловище? Знаешь ли ты, что находится внутри туловища? Назови, пожалуйста (или «Давай наденем волшебные очки и посмотрим, что у нашего человечка находится внутри»).

Вопросы для детей среднего дошкольного возраста

Кто это?

Из каких частей состоит тело человека? Назови их, пожалуйста.

Как ты думаешь, у человека есть главные части тела? Какие, назови, пожалуйста. Почему эти части тела главные?

Может ли человек прожить без руки? А без головы? (Дополнительные вопросы, если ребенок испытывает затруднения.)

Для чего человеку нужны руки? Ноги? Туловище? Голова?

Что находится внутри туловища? Назови, пожалуйста, если знаешь.

Критерии оценки

1.        Знание частей тела человека, их обозначение в слове, объяснение их назначения.

2.        Адекватность ответа на вопрос.

3.        Активность ребенка в диалоге, эрудированность.

Уровни знаний детей

Высокий: ребенок знает все части тела человека, правильно называет их и верно объясняет их назначение. Не допускает ошибок, уверен в своих знаниях, легко демонстрирует их, эрудирован.

Средний: ребенок называет части тела человека, объясняет их назначение, допуская при этом некоторые ошибки. Не всегда уверен в собственных ответах, испытывает определенные трудности.

Низкий: ребенок испытывает затруднения в назывании частей тела человека, часто ошибается, не может объяснить их назначения, отказывается отвечать или не отвечает на вопросы.

Раздел 2. Правила чистюли

Цель — изучить особенности знаний детей младшего и среднего дошкольного возраста о правилах здоровья (правилах личной гигиены).

В диагностике используются диафильмы — последовательные сюжетные картинки, на которых представлены алгоритмы умывания рук, ухода за ушами и кожей, бережного отношения к глазам.

Педагог приглашает ребенка в игру-беседу, которая проводится в индивидуальной форме, и предлагает ему рассказать, что он видит на картинках. Учитывая возраст детей, воспитатель создает привлекательную эмоциональную ситуацию для своего воспитанника, естественным образом вовлекая его в разговор.

Примерные вопросы по картинкам:

Что делает девочка?

Зачем она хочет помыть руки?

Зачем намыливать руки мылом?

Зачем вытирать руки?

Чем вытирает руки девочка?

А у тебя есть свое (личное) полотенце? Для чего оно тебе?

Далее педагог предлагает ребенку самостоятельно полистать диафильм «Правила чистюли: умывание рук» и ответить на дополнительные вопросы: «А ты это делаешь? Зачем ты это делаешь? Для чего?»

Критерии оценки

1.        Знание правил личной гигиены, их уверенное обозначение в слове.

2.        Целостность рассказа по картинке, знание алгоритма действий личной гигиены.

3.        Обоснованность действий ребенка изображенного на картинке.

4.        Соотнесение изображаемых действий на картинках с личным опытом (перенос).

Уровни знаний детей

Высокий: ребенок знает правила личной гигиены, правильно называет их и знает, как они совершаются. Понимает, зачем они нужны, объясняет, как и зачем совершает их в своей жизни. Не допускает ошибок, уверен в своих знаниях, легко демонстрирует их.

Средний: ребенок называет правила личной гигиены, объясняет их назначение, последовательность действий, допуская при этом незначительные ошибки. Не всегда уверен в собственных ответах, испытывает определенные трудности при ответах на вопросы, связанные с личным опытом.

Низкий: ребенок испытывает затруднения в назывании правил личной гигиены, часто ошибается, не может объяснить, зачем они нужны человеку, лично ребенку. Путается в алгоритме действий личной гигиены. Отказывается отвечать или не отвечает на вопросы.

Протокол наблюдения за проявлениями здоровье сберегающей компетентности детей младшего и среднего дошкольного возраста в повседневной жизнедеятельности

Ф. И. О. ребенка

Культурно- гигиенические умения и навыки

Безопасность поведения на улице и в группе детского сада

Ситуации общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми

Ситуации, угрожающие собственному здоровью или

здоровью сверстников

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

Оформление протокола может происходить по каждому критерию отдельно. Для этого используйте условные обозначения, например первые буквы выделенных критериев и индекс его проявления:

  1. применение ребенком здоровьесберегающих знаний, умений и навыков в жизни — П+ или П—;
  2.  актуализация здоровьесберегающих знаний, умений и навыков в

конкретной жизненной ситуации — дополнительный + или ?;

  1. решение задачи, содействующее сохранению здоровья, — Р+ или Р—;
  2. самостоятельность решения — С+ или С-.

Неоднозначное проявление критерия может сопровождаться значком «?», например П?, но обратите внимание, что неопределенность проявления может наблюдаться в отношении только первых двух критериев. Два последующих критерия или проявляются или не проявляются — промежуточного варианта быть не может!

Таким образом, наличие валеологической компетентности у ребенка сопровождается аббревиатурой П++Р+С+, некомпетентность — П-Р-С- или П??Р-С-

Для более детального изучения здоровье сберегающей компетентности детей младшего и среднего дошкольного возраста целесообразно использовать дидактические игры, направленные на решение ребенком игровых задач:

  1. здорового образа жизни и безопасного поведения;
  2.  разумного поведения в непредвиденных ситуациях;
  3. оказания элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

С этой целью можно использовать такие игры, как «Я и мое тело», «Режим дня», «Правильная и здоровая пища», «Опасно — безопасно», «Опасное путешествие», «Волшебный светофор», «Берегите зубы» и др. Исходя из поставленных задач, педагог может самостоятельно перевести имеющиеся у него в профессиональном арсенале дидактические игры валеологического содержания в диагностический контекст.

Критерии к оценке здоровьесберегающей компетентности детей младшего и среднего дошкольного возраста:

  1. применение ребенком здоровьесберегающих знаний, умений и навыков в решении игровой задачи;
  2.  актуализация здоровьесберегающих знаний, умений и навыков в

игровой ситуации;

  1. решение игровой задачи, которое содействует сохранению здоровья;
  2. автономность, самостоятельность решения.

Исходя из них, компетентному ребенку присуще самостоятельно применять здоровьесберегающие знания, умения и навыки в решении здоровьесберегающих задач. Решение задач носит здоровьесберегающий характер. Быстрота актуализации знаний свидетельствует об устойчивости здоровьесберегающей компетентности дошкольника.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПРОТОКОЛ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

О ЗДОРОВЬЕ

Вопросы по разделу «Строение человеческого тела»

Уровни представлений

1

2

Кто это?

Высокий (квадрат): ребенок знает все части тела человека, правильно называет их и верно объясняет их назначение. Не допускает ошибок, уверен в своих знаниях, легко демонстрирует их, эрудирован.

Средний(треугольник): ребенок называет части тела человека, объясняет их назначение, допуская при этом некоторые ошибки. Не всегда уверен в собственных ответах, испытывает определенные трудности.

Низкий (круг): ребенок испытывает затруднения в назывании частей тела человека, часто ошибается, не может объяснить их назначения, отказывается отвечать или не отвечает на вопросы

Покажи, какие части есть у тела человека? Назови их.

Зачем человеку голова?

Что человек делает с помощью рук?

Что человек делает с помощью ног?

Зачем человеку туловище? Знаешь ли ты, что находится внутри туловища? Назови, пожалуйста (или «Давай наденем волшебные очки и посмотрим, что у нашего человечка находится внутри а)

Вместо номера по списку можно вписать имя ребенка, с которым проводится беседа, а вместо графических символов можно использовать цветовые обозначения, например высокий уровень представлений — зеленый цвет, средний — синий, низкий — красный.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ОПИСАНИЕ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ ИГР, ПОЗВОЛЯЮЩИХ ИЗУЧИТЬ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩУЮ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Диагностическая игровая ситуация «Правила чистюли»

Цель — изучить особенности компетентности детей младшего и среднего, старшего дошкольного возраста в решении задач, связанных с соблюдением культурно-гигиенических навыков и умений.

Содержание — две дидактические куклы — Тепа и Клеи а. Фотоальбом с пустыми кармашками, набор рисунков 9x13 или 10x15 см, отображающих Правила Чистюли (все известные ребенку культурно-гигиенические правила). Чем старше ребенок, тем больше изображений.

Например: ребенок чистит зубы утром, умывается, вытирается полотенцем, ребенок чистит зубы перед сном, полощет рот после еды, моет руки с мылом после прогулки, после посещения туалета, перед едой, принимает душ, моется в ванной с мылом и мочалкой, ухаживает за своим внешним видом, следит за прической, расчесывает волосы перед сном, пользуется носовым платком, ухаживает за своей одеждой и обувью, переодевается в домашнюю одежду, убирает в комнате, убирает игрушки в группе и др.

Ход диагностики. 

Педагог приглашает ребенка в игру, разыгрывает перед ребенком сценку.

—        Здравствуй!

—        Здравствуй!

—        Давай знакомиться. Как тебя зовут?

—        Степа, но друзья называют меня просто Тепа.

—        А я Клепа, но мама часто меня называет Чистюлей.

—        Чистюлей? А почему?

—        Потому что я люблю чистоту и порядок. Я всегда опрятная и аккуратная.

—        Я тоже хочу быть как ты. Научи меня, пожалуйста!

—        С удовольствием! Слушай и запоминай мои правила, Правила Чистюли. А чтобы ты лучше запомнил их, я сделаю для тебя фотоальбом моих правил.

Педагог предлагает ребенку сделать фотоальбом для Тепы, собрав его из предлагаемых рисунков, объясняя каждое правило. Важно, чтобы эту задачу ребенок выполнял самостоятельно, без помощи взрослого.

Все вопросы к ребенку следуют после выполнения задания. Правильность решения игровой задачи становится основным критерием компетентности ребенка.

Диагностическая игровая ситуация «Режим дня»

Цель — изучить особенности компетентности детей младшего и среднего, старшего дошкольного возраста в решении задач, связанных с соблюдением режима дня и верного последовательного соблюдения отдельных режимных моментов.

Содержание. Картинки с изображениями режимных моментов: ребенок готовится ко сну (расстилает постель, надевает пижаму); ребенок принимает пищу вместе с родителями; ребенок принимает пищу со сверстником за столом; ребенок на прогулке; ребенок читает, рисует, смотрит телевизор; ребенок проснулся после дневного сна; ребенок проснулся утром дома; ребенок идет в детский сад; ребенок умывается, причесывается; ребенок чистит зубы, вытирается полотенцем; ребенок делает зарядку; ребенок моет руки с мылом; ребенок одевается; ребенок раздевается; ребенок здоровается, приветствует родителей, сверстников. Можно дополнить данный список другими картинками. На картинках может быть изображен не один ребенок, а несколько детей (мальчик и девочка) в тех же ситуациях.

Ход диагностики. 

Педагог предлагает ребенку поиграть с ним в игру. Карточки раскладываются произвольно на столе. Обязательно дается время для ознакомления ребенка с ними. Затем педагог просит ребенка выложить карточки в правильной последовательности: «Положи так картинки, как ты себя ведешь, когда приходишь в детский сад. Покажи, что ты делаешь дома с утра, когда просыпаешься». Обязательно помогайте ребенку уточняющими вопросами: «Это ты пришел с прогулки или собираешься на прогулку? А что ты делаешь после прогулки? Для чего мы это делаем?»

После того как картинки будут выложены в определенной последовательности, педагог просит ребенка рассказать, что делает мальчик или девочка в течение дня или в определенное время суток дома и в детском саду.

В диагностике детей младшего дошкольного возраста возможно использование не всех, а двух-трех последовательных картинок из набора. Например, ребенок моет руки с мылом, вытирает полотенцем, садится за стол обедать. Педагог просит ребенка расположить эти картинки в правильной последовательности и объяснить, что делает мальчик или девочка на картинках, почему именно в такой последовательности.

Важно, чтобы ребенок решил игровую задачу самостоятельно, все вопросы и комментарии следуют после выполнения задания. Правильность решения игровой задачи становится основным критерием компетентности ребенка.


Диагностическая игровая ситуация «Здоровые зубы»

Цель — изучить особенности компетентности детей дошкольного возраста в решении задач, связанных с соблюдением правил здоровья зубов, выполнением алгоритма ухода за зубами, профилактики зубных болезней.

Содержание. Игровое двухцветное панно красного и зеленого цветов (возможно в виде двухцветного дерева), набор карточек с изображениями вредных и полезных для здоровья зубов атрибутов и пищи, разнообразных ситуаций (возможно в виде листочков или яблок): зубная паста и щетка; щетки разных размеров; молоко и творог; фрукты; овощи; конфеты и шоколад; мороженое и горячий чай; ребенок, разгрызающий зубами орех; человек, открывающий бутылку зубами; чашечка с полосканием для зубов; жевательная резинка; витамины; улыбающийся ребенок, посещающий врача-стоматолога; расстроенный ребенок в кабинете у врача-стоматолога; зуб здоровый и зуб больной. Можно дополнить данный список другими картинками. На зеленой части панно располагается здоровый беленький улыбающийся зубик, на красной — грустный, со слезинкой больной зубик. Для детей младшего дошкольного возраста фон картинок в соответствии с содержанием может быть красного и зеленого цветов как дополнительный ориентир в решении игровой задачи.

Ход диагностики. 

Педагог приглашает ребенка в игру. Раскладывает панно и предлагает малышу заполнить цветовое панно картинками, которые делают один зубик счастливым, а другой — несчастным. После решения игровой задачи педагог уточняет у ребенка, почему он расположил карточку именно в этой части панно. Чем старше ребенок, тем больше картинок предлагается ему для игры.

Правильность решения игровой задачи становится основным критерием компетентности ребенка.


Диагностическая игровая ситуация «Опасные предметы»

Цель — изучить особенности компетентности детей дошкольного возраста в решении задач, связанных с соблюдением правил безопасного поведения в процессе действий с опасными предметами.

Содержание. Набор картинок с изображениями опасных бытовых предметов: нож, иголки, ножницы, гвозди, молоток, розетка, шнур с вилкой, огонь в камине, горящая конфорка. Как и в предыдущих случаях, этот список может быть продолжен, можно дополнить его бытовыми приборами, которые сейчас в избытке есть в каждом доме. Набор картинок с изображениями опасных и безопасных действий с перечисленными предметами.

Ход диагностики. 

Педагог приглашает ребенка в игру. Взрослый отбирает картинку с изображением опасного предмета, с которым ребенок встречается в быту, чаще — в домашних условиях. Задается ряд уточняющих вопросов: «Скажи, пожалуйста, что это за предмет» или «Знаком ли тебе этот предмет? Назови его», «Почему мы называем этот предмет опасным?» Дальше педагог просит ребенка отобрать картинки, на которых человек правильно использует данный предмет и тогда он не опасен для его здоровья. Затем ребенок отбирает картинки, на которых человек ведет себя неправильно и тогда предметы становятся опасными.

После выполнения задачи педагог просит ребенка прокомментировать свой выбор, особенно случаи, в которых допущена ошибка. Верность решения игровой задачи становится основным критерием компетентности ребенка.

Диагностическая игровая ситуация «Первая помощь»

Цель — изучить особенности компетентности детей старшего дошкольного возраста в решении задач, связанных с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

Содержание игры. Картинки с изображением ребенка (мальчик/девочка), который получил травму: ожог, синяк, ссадину, порез, укол иглой или другим острым предметом и др. Кукла — мальчик/девочка. Аптечка: бинт, марлевые салфетки, вата, йод, зеленка, палочки с ватой, лейкопластырь, чистая вода, имитация кусочков льда. Картинки с изображением расстроенного, плачущего, страдающего, одинокого и т.п. ребенка (мальчика/девочки).

Ход диагностики. 

Педагог предлагает дошкольнику (с учетом его половой принадлежности) выбрать любую картинку, на которой изображен ребенок, получивший травму. Задается ряд уточняющих вопросов: «Что произошло с ребенком? Что получилось в результате? От чего он страдает? Можем мы ему помочь? Как?»

Ребенок самостоятельно достает содержимое аптечки, отбирает необходимые предметы и оказывает кукле необходимую помощь. Все действия ребенок осуществляет самостоятельно. Вопросы задаются только после того, как ребенок решил поставленную перед ним задачу. Таким же образом решаются задачи, связанные с эмоциональным состоянием ребенка, изображенного на картинке. Здесь можно использовать звуковую куклу для создания более реалистичной ситуации.

Верность решения игровой задачи становится основным критерием компетентности ребенка.

Диагностическое лото «Опасное путешествие»

Цель — изучить особенности компетентности детей старшего дошкольного возраста в решении задач, связанных с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

Содержание игры. Игровое поле, на котором изображен маршрут путешествия с картинками-вопросами, набор карточек с картинками- ответами, набор фишек разного цвета; игровой кубик.

Ход диагностики. 

Задача для ребенка — правильно ответить на вопрос-картинку и подобрать к нему нужную картинку-ответ. Перечень вопросов-картинок: «Что делать при укусе животного? При падении во время подвижных или спортивных игр? При солнечном ударе? При перегревании на солнце? При ушибе конечностей и туловища? При растяжении, переломе, вывихе? При отравлении пищей (грибами, ягодами)? При укусе змеи (ядовитой, неядовитой)? При укусе комаром, лесным клещом, блохой? При ожоге? При ударе головой? Как помочь тонущему человеку?»

В диагностике принимают участие несколько детей (от двух человек). Перед началом игры ведущий — воспитатель — помогает им выбрать фишку, разыгрывает очередность ходов; карточки с картинками-ответами находятся у ведущего.

Педагог объясняет правила: если фишка по ходу игры попадает в кружок зеленого цвета, то играющий должен дать правильный ответ

на вопрос. Если ответ правильный (номер на обратной стороне карточки должен совпадать с номером вопроса), то ведущий выдает играющему картинку-ответ, которая кладется на картинку-вопрос, закрывая ее, также ребенок получает дополнительную возможность бросить кубик, продвинувшись на несколько шагов вперед. Выигрывает тот, кто первым попадет в парк.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мониторинг область "Здоровье" 3-4 года

Мониторинг по программе "Детство" образовательная область "здоровье" 3-4 года...

Мониторинг по образовательной области «Здоровье» и «Физическая культура»

Мониторинг по образовательной области «Здоровье» и «Физическая культура» ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности (образовательная область "Здоровье") для детей среднего дошкольного возраста "Здоровому-все здорово!"

Занятие способствует формированию сознательной установки на здоровый образ жизни, посредством здоровьесберегающих технологий, нетрадиционных методов и художественного слова....

Проведение мониторинга области "физическая культура"

в статье дана схема проведения мониторинга и оформление вводной части аналитической справки....

Модель психолого-педагогического мониторинга личностных компетенций дошкольников в области здоровья

Сохранение и укрепление здоровья детей - одно из приоритетных направлений в работе дошкольного образовательного учреждения. В последние годы в психологических,педагогических  и медицинских исслед...

Конспект интегрированного занятия (образовательная область «Здоровье») для детей средней группы «Здоровые дети в здоровой семье»

Конспект интегрированного занятия (образовательная область «Здоровье») для детей средней группы  Цель: сформировать культуру здорового образа жизни.ü Формировать начальные представления у де...