Главные вкладки

    диагностический материал для мониторинга образовательной области Познание раздел конструирование во второй младшей группе
    методическая разработка по теме

    Алексеева Ольга Васильевна

    материал включает задания для изучения уровня развития у детей второй младшей группы конструктивных навыков и представлений

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon diagnosticheskie_zadaniya_konstruirovanie.doc223.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Диагностические задания для детей 3-4 лет по образовательной области ПОЗНАНИЕ.  (КОНСТРУИРОВАНИЕ)

    1. ЗНАНИЕ ОСНОВНЫХ СТРОИТЕЛЬНЫХ ДЕТАЛЕЙ
    2. ЗНАНИЕ  ЦВЕТА

    Предлагаем поиграть в игры «Поручение» и «Чудесный мешочек». Первоначально даем задание принести ту или иную деталь, выбрав их из предложенных и выложенных на столе («Поручение»), затем ребенок должен назвать деталь и  цвет детали, извлекаемой из мешочка или коробочки. Ребенок должен знать следующие детали: кубик, кирпичик, трехгранная призма, пластина.

    Низкий уровень (1балл)

    Средний уровень (2 балла)

    Уровень выше среднего (3 балла)

    Высокий уровень (4 балла)

    Допускает существенные ошибки при назывании деталей, их цвета, помощь взрослого требуется постоянно.

    Допускает  несколько ошибок. Для их исправления необходима достаточная помощь взрослого: наводящие вопросы, дополнительные задания и т.п.

    Действует не совсем уверено, путает цвет или детали, но может самостоятельно исправить ошибку, после небольшой подсказки

    Правильно без помощи со стороны взрослого выполняет задания

    1. УМЕНИЕ ПРОВОДИТЬ ПРОСТЕЙШИЙ АНАЛИЗ ПОСТРОЕК

    Воспитатель  сооружает один из образцов постройки.

    Обращает внимание ребенка:

    -  Посмотри, что я построила.

    Вопросы:

    -  Как ты думаешь, что это?  

    -  Что есть у моей  постройки?  Какого цвета?

    -  Из каких деталей сделано (называем ту или иную часть постройки)?

    -  Как расположена та или  иная деталь (лежит, стоит  на широкой(узкой) стороне)?

                                                                                                                       Варианты построек воспитателя для анализа

    Низкий уровень (1балл)

    Средний уровень (2 балла)

    Уровень выше среднего (3 балла)

    Высокий уровень (4 балла)

    Ребенок  не всегда видит реальный предмет (объект) в образце. Затрудняется в назывании частей постройки, деталей из которых она построена, их расположении

    Ребенок узнает реальный предмет в образце, называет его части. При назывании деталей и их расположения допускает  значительные ошибки

    Ребенок узнает реальный предмет в образце, называет его части. Может допустить ошибку при назывании детали (например, назвать кирпичик кубиком).  Не  всегда правильно называет расположение деталей

    Ребенок узнает реальный предмет в образце, называет его части. Называет детали из которых сооружена постройка,  их расположение в постройке.

    1. КОНСТРУКТИВНЫЕ УМЕНИЯ  
    1. накладывание, прикладывание, приставление деталей,             1  этап       
    2. качество выполнения постройки
    3. комбинирование деталей (варианты конструкций)                   2 этап   

    1 этап. Воспитатель  в игровой форме предлагает ребенку построить что-либо на определенную тему  (забор с воротами для машин, горку  с лесенкой для матрешек, мебель для игрушек).

    При наблюдении за действиями ребенка,  отмечает  навыки:

    - накладывания деталей друг на друга,  прикладывания (приставления) деталей друг к другу;

    - качество  выполнения постройки

    2 этап. Предлагаем ребенку дополнительные детали.  От имени персонажа, предлагаем украсить постройку, используя кубики, призмы, столбики.

    Низкий уровень (1балл)

    Средний уровень (2 балла)

    Уровень выше среднего (3 балла)

    Высокий уровень (4 балла)

    3.1. навыки не сформированы, сооружение не похоже на реальный предмет (объект)

    3.1. в готовой постройке реальный предмет узнаваем, при сооружении  действия ребенка не уверенные,  неловкие

    3.1. в постройке легко узнается реальный предмет, ребенок  владеет  данными приемами конструирования

    3.1. в постройке легко узнается реальный предмет, ребенок  уверенно владеет  данными приемами конструирования

    3.2. не обращает внимания на качество выполняемых действий, постройка не устойчивая, может ломаться

    3.2. вся постройка выполнена с погрешностями (например, не плотно приставлены детали, одна деталь лежит на другой криво, детали находятся на разном расстоянии и т.п.)

    3.2. может иметь место некачественное выполнение отдельных  частей постройки; при работе ребенок периодически обращает внимание на качество своей работы

    3.2. постройка выглядит аккуратно, ребенок постоянно обращает внимание на качество своей работы

    3.3. дополнительные детали  нагромождает,  использует беспорядочно или вообще не использует

    3.3. дополнительные материалы использует, но не обращает внимания на их  чередование и цветовое сочетание

    3.3. дополнительные материалы использует правильно ,  обращает внимание цвет, чередование  

    3.3.при использовании дополнительных деталей проявляет творчество, заинтересованность;  вариант конструкции выглядит аккуратно

              4.4.      надстраивание в длину и в высоту;

    - строим один из видов конструкций с перекрытием (например, ворота) для игрушки соответствующей по высоте размерам. Вносим игрушку большего размера и предлагаем ребенку перестроить конструкцию, чтобы обеим игрушкам можно было туда пройти (преобразовать в высоту). Аналогично проводим работу по преобразованию в длину (короткую «дорожку» от домика мишки до домика зайчика достроить до домика лисички, чтобы мишка и зайчик ходили к ней в гости).  Предложить детям для обыгрывания дополнительный материал

    Низкий уровень (1балл)

    Средний уровень (2 балла)

    Уровень выше среднего (3 балла)

    Высокий уровень (4 балла)

    Не может преобразовать готовую постройку

    Для преобразования постройки  не сразу находит нужное решение,  действует методом «проб и ошибок»

    Может испытывать затруднение при каком-либо виде преобразования (в высоту или в длину), а с другим справляется легко.

    Быстро находит  правильное решение и в первом , и во втором задании

    1. СООРУЖЕНИЕ ПРОСТЫХ ПОСТРОЕК ПО ЗАМЫСЛУ

    Наблюдение за ребенком в процессе свободной конструктивной деятельности.  

    Вопрос к ребенку перед началом деятельности:

     - Что ты будешь строить?

    Вопросы в процессе деятельности:

    -   Для кого ты делаешь свою постройку? ( Кто будет здесь жить (гулять, ходить, кататься…..)?  цель вопроса –выяснить ,сохранился ли  замысел  ребенка

    Низкий уровень (1балл)

    Средний уровень (2 балла)

    Уровень выше среднего (3 балла)

    Высокий уровень (4 балла)

    Замысел отсутствует или ребенок не может его реализовать

    Замысел не устойчив, может меняться несколько раз в процессе работы,

    Замысел  реализован не до конца (ребенок потерял интерес, изменил первоначальный замысел: облегчил задачу)

    Замысел полностью реализован

    1. ОБЫГРЫВАНИЕ ПОСТРОЕК

    Наблюдение за  детьми в свободной конструктивной деятельности (предварительно выкладываем материал для обыгрывания), в ходе НООД( конструирование), а так же в ходе выполнения диагностического задания № 4 .

    Низкий уровень (1балл)

    Средний уровень (2 балла)

    Уровень выше среднего (3 балла)

    Высокий уровень (4 балла)

    Не умеет или не желает обыгрывать постройки

    Интерес к обыгрыванию построек кратковременный

    Обыгрывает постройки с интересом, но действия носят подражательный характер

    В обыгрывании построек проявляет творческий подход (объединяет несколько построек в сюжет,  использует несколько персонажей и т.п);  подолгу играет

    1. БЕРЕЖНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ДЕТАЛЯМ (АККУРАТНОЕСКЛАДЫВАНИЕ)

    Наблюдение за выполнением индивидуального поручения воспитателя, за самостоятельными действиями после игр и занятий

    Низкий уровень (1балл)

    Средний уровень (2 балла)

    Уровень выше среднего (3 балла)

    Высокий уровень (4 балла)

    Инициатива убрать  детали конструктора после игр  отсутствует. Поручение выполняет небрежно.

    Инициатива убрать  детали бывает  не всегда.  После игр (без поручения взрослого) детали складывает не всегда аккуратно.

    Поручение выполняет, но не качественно

    Помнит о том, что за собой необходимо убирать детали, но не уделяет внимания на качество выполнения работы. Поручение выполняет более качественно

    Помнит о бережном и аккуратном обращении с деталями постоянно. Поручение выполняет качественно

    Обработка результатов:

    От 33 до 40 баллов – высокий уровень

    От 25 до 32 баллов – уровень выше среднего

    От 16 до 24баллов – средний уровень

    От 10 до 15 баллов – низкий уровень

    Образовательная область: ПОЗНАНИЕ

    Раздел: РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОДУКТИВНОЙ (КОНСТРУКТИВНОЙ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    Дата  «___» __________ 20    г.           ПРОВОДИТ: ______ /________________/


    п/п



    фамилия имя ребенка









     

    Знание основных строительных деталей

    Знание основных цветов

    Простейший анализ построек

    накладыв-е, прикладыв-е, приставление деталей

    качественное выполнение построек ( плотно, ровно ставить детали)

    комбинирование деталей (варианты конструкций)

    надстраивание в длину и высоту;  

    сооружение простых построек по собственному замыслу

    обыгрывание созданных построек

    аккуратное складывание деталей

    Количество баллов общее

    Уровень  развития

    куб

    кирпич

    пластина

    призма

    итого баллов

    1.

    2.

    3.

    4.

    5.

    6.

    7.

    8.

    9.

    10.

    11.

    12.

    13.

    14.

    15.

    16.

    17.

    18.

    19.

    20.

    итого              



    Примечание:  суммируются только баллы  в выделенных столбцах


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект непосредственно-образовательной деятельности. Область «Познание» тема «Птицы» во второй младшей группе «Гномики»

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение"Детский сад № 165 присмотра и оздоровления для детей с туберкулезной интоксикацией" города Чебоксары Чувашской Республики...

    диагностический материал для мониторинга образовательной области Художественное творчество во второй младшей группе

    разработаны примерные диагностические задания для детей второй младшей группы по рисованию, лепке и аппликации для мониторинга образовательного процесса в ДОУ...

    Непосредственно образовательная деятельность по LEGO-конструированию во второй младшей группе «Построим туннели для машин».

    Задачи:Расширение и активизация словаря по темам "Транспорт", "Здания".Учить выполнять простейшую конструкцию в соответствии с заданными условиями (ворота для машин).Формирование представлений о высот...

    Непосредственно образовательная деятельность по LEGO-конструированию во второй младшей группе «Построим туннели для машин».

    Задачи:Расширение и активизация словаря по темам "Транспорт", "Здания".Учить выполнять простейшую конструкцию в соответствии с заданными условиями (ворота для машин).Формирование представлений о высот...

    Непосредственно-образовательная деятельность по направлению «познавательно-речевое развитие»: образовательная область «Познание» (Окружающий мир) во второй младшей группе по теме: «Прогулка в зимний парк»

    НОД по направлению "познавательно-речевое развитие", образовательная область "Познание" во второй младшей группе. "Прогулка в зимний парк", цель: обучать детей вести наблюдения за птицами, изучить обр...