Технология проблемного обучения в ДОУ
презентация к уроку по теме
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: Создание условий для повышение педагогической компетенции педагогов в вопросах педагогики сотрудничества. Внесение коррекции в подходах педагогов к личностно-ориентированным формам сотрудничества с дошкольниками .
Задачи: Конкретизировать знания педагогов о технологии «педагогики сотрудничества». Расширить и углубить представления педагогов по теме «Педагогика сотрудничества» в ДСО. Осознать возможности гуманно-личностного подхода к дошкольникам. Отработать практические формы сотрудничества с дошкольниками.
Вопросы для обсуждения: «Педагогика сотрудничества». Как я её понимаю?
Уровни сотрудничества Внешнее сотрудничество : Администр . + воспитатели + педагоги+ родители + дети Ребе-нок родители Воспит . педагоги Админ.
Внутреннее сотрудничество - технология сотрудничества: гуманизация отношений с убъект – субъектные отношения S=S (демократизация отношений) Преобладающие методы : проблемно-поисковые , творческие , диалогические , игровые .
гуманизация отношений П ризнание ценности ребенка как личности, его прав на свободу, счастье, социальную защиту как человека, на развитие его способностей, индивидуальности Вера в ребёнка Сотрудничество, мастерство общения Отсутствие прямого принуждения Приоритет положительного стимулирования Терпимость к детским недостаткам.
демократизация отношений Уравнивание воспитателя и дошкольника в правах Право ребёнку на свободный выбор Право на ошибку –РЕФЛЕКСИЯ ДЕТЬМИ Право на собственную точку зрения Соблюдение Конвенции о правах ребёнка Стиль отношений педагога и дошкольника
Не запрещать, а направлять. Не управлять, а соуправлять. Не принуждать, а убеждать. Не командовать, а организовывать. Не ограничивать, а предоставлять свободу выбора. Стиль отношений педагога и дошкольника ( S=S) Обучение без принуждения
Обучение без принуждения Требовательность без принуждения, основанная на доверии. Увлеченность, рождённая интересным преподаванием. Замена принуждения желанием, которое порождает успех. Ставка на самостоятельность и самодеятельность детей. Применение косвенных требований через коллектив . Индивидуальный подход к личности ребёнка
Индивидуальный подход к личности ребёнка Поиск лучших качеств личности. Применение психолого-педагогической диагностики личности. Учёт особенности личности в учебно – воспитательном процессе. Прогнозирование развития личности. Конструирование индивидуальных программ развития, его коррекции. «чему» и «как обучать» дошкольника
Подходы в обучении Содержание обучения – средство развития личности. Обучение ведётся обобщённым знаниям, умениям и навыкам и способам мышления. Интеграция образовательных областей. Вариативность и дифференциация обучения.
В чём проявляется «педагогика сотрудничества»? Вопросы для обсуждения:
Педагогика сотрудничества – педагогика, основывающаяся не на классическом принципе «делай как я сказал», а на «делай как я». Сначала ставится большая и нужная цель, а затем всячески поддерживается вера в её выполняемость. Педагогика сотрудничества
Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скреплённой взаимопониманием проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности. Концепция образования Российской Федерации
по организационным формам : индивидуальная, групповая, дифференцированная по подходу к ребёнку : гуманно-личностная, субъект – субъектная. по преобладающему методу : проблемно – поисковая, творческая, диалоговая, игровая. Классификационные характеристики технологии «Педагогика сотрудничества»
Целевые ориентации переход от педагогики требований к педагогики отношений гуманно – личностный подход к ребёнку единство обучения и воспитания
Традиционное обучение основано на положении воспитателя в качестве субъекта, а дошкольника – объекта педагогического процесса. В концепции сотрудничества это положение заменяется представлением о дошкольнике как субъекте своей деятельности . Без сотрудничества воспитателя и дошкольника трудно добиться достойного результата в учебном процессе, это совместное творчество взрослого и ребёнка.
В основе педагогики сотрудничества заложено продуктивное общение педагогов между собой, сотрудничество детей и взрослых, детей между собой и сотрудничество учеников, родителей и учителей. Основой педагогике сотрудничества является гуманизация и демократизация всей жизнедеятельности учебного заведения.
Идеи педагогики сотрудничества особенно значимы сегодня, так как коррелируются с процессами, происходящими в обществе. Ведь что означает ориентация образовательной деятельности на личность ребёнка? То, что учитель должен видеть в ученике самостоятельную, социально и интеллектуально развивающуюся личность. Задача учителя – помочь ученику развиваться. Если этого нет, то образование, мягко говоря, неэффективно.
Отношения с учениками остаются на одном из приоритетных мест в работе педагога. Нельзя оценивать детей по их отметкам и отношению к предмету. Если ребёнку не интересен твой предмет, это не значит, что он плохой. Просто нужны другие формы работы с ним.
Воспитатель, в том случае, если дети не слушаются, говорит: «Не будете спать - придет медсестра, сделает тебе укол», «Не будете слушаться, милиционера позову». Можно ли использовать такие приемы в воспитании ребенка? Если нет, то почему? Обоснуйте свой вывод. На прогулке дети бегают по всей площадке и кричат «нечеловеческими» голосами. Воспитатель не пресекает такого поведения и объясняет это тем, что детям необходимо дать возможность выплеснуть энергию. Что вы посоветуете? Вадим (3 года) очень активный ребенок, может обидеть кого-нибудь из детей, может поинтересоваться содержимым шкафов и т. д. Воспитатель, чтобы ограничить Вадима, во второй половине дня усаживает его на качели и не разрешает слезать с них, до прихода мамы. Ваша оценка действий воспитателя? Ваш совет воспитателю? Вопросы для обсуждения
Перед дневным сном воспитатель делает установку детям (5-6 лет): за каждое замечание ваш сон я буду удлинять на 10 минут. Если замечаний будет много, то спать, будете до прихода ваших мам. Дети уснули быстро. Как вы оцениваете действие воспитателя? На чем основано получение желаемого результата? Ваш совет воспитателю? Идет открытое занятие с большим количеством гостей. Педагог разносит раздаточный материал на подносе. Один ребенок крутится и отвлекает других. Педагог пытается успокоить его. Ребенок резким движением опрокидывает поднос, и весь мелкий раздаточный материал рассыпается по всей комнате. Как в данном случае поступить воспитателю? Что делать, если: ребенок опрокидывает поднос из-за своей неуклюжести. Ребенок демонстративно отшвыривает предложенный раздаточный материал и категорически отказывается выполнять задание?
1. Учитесь читать по лицам детей; старайтесь увидеть, чего они ждут от вас. 2. Чаще ставьте себя на место ваших дошкольников, старайтесь понять их затруднения. 3. Поощряйте даже самые малые попытки детей думать и делать не по шаблону, не по готовому рецепту, а по-своему, самостоятельно, творчески. 4. Помогайте детям достигнуть цели, но не навязывайте своего мнения. 5. Как можно чаще давайте дошкольникам почувствовать радость успеха. 6. Не опекайте дошкольников по мелочам, доверяйте им по крупному счету. 7. Умейте прощать детям мелкие проступки, не возводите мелочи в принцип. 8. Старайтесь быть всегда подтянутым, опрятным, аккуратным не только внешне, но и внутренне. Памятку Мастеру или правила совершенствования педагогического мастерства, вытекающие из основных принципов «педагогики сотрудничества»
9. Ни в коем случае не превращайте воспитание в сухие скучные, надоедливые нотации и нравоучения. 10. Ко всем детям, независимо от симпатий, относитесь ровно, с едиными мерками требовательности, но не грубости. 11. Ни один поступок, ни одно хорошее дело ребёнка не должно проходить мимо вашего внимания; дети всегда должны чувствовать, что Мастер все видит, Мастер все знает. 12. Во взаимоотношениях с дошкольниками, даже в самых сложных случаях и ситуациях, не унижайте человеческого достоинства воспитанника. 13. Всегда поддерживайте бодрый, жизнерадостный стиль и тон в деятельности коллектива группы. 14. Дорог к сердцам и умам дошкольников множество: увлекательный интересный рассказ, задушевный разговор, справедливая оценка, творческий успех, встреча с интересными людьми, личность педагога... Педагогическое мастерство заключается в том, чтобы идти не одной дорогой, а всеми сразу, искать новые.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Моя семья» с использованием технологии проблемного обучения, игровые технологии
Формирование представлений о семейной и гражданской принадлежности...
Конспект физкультурного занятия с использованием здоровьесберегающей технологии, технологии проблемного обучения , ИКТ в подготовительной к школе группе: «Морское приключение»
фИЗКУЛЬТУРНОЕ ЗАНЯТИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ...
Конспект занятия в образовательной области «Физическое развитие» с использованием технологии проблемного обучения, социо-игровой, здоровьесберегающих, личностно-ориентированных технологий для детей старшей группы «На помощь медвежонку»
Данное занятие формирует у детей стремление к здоровому образу жизни....
"Кейс-технология как педагогическая технология проблемного обучения"
- создание комплексной интегрированной модели информационно-коммуникационного обеспечения образовательного процесса ДОУ.- систематизация, обновление и по...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе, для детей с задержкой психического развития, с использованием современной образовательной технологии: технология проблемного обучения. «Песочные часы».
Внедрение в педагогический процесс игр и заданий с песком создает благоприятные условия для всестороннего развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями....
методическая разработка по познавательному развитию в подготовительной группе с использованием развивающих технологий и технологий проблемного обучения
В данной методической разработке используется развивающий дидактический материал - палочки Кюизенера и блоки Дьенеша. С их помощью решаются задачи развития логического мышления детей, смекалки, умения...
Конспект непрерывной образовательной деятельности с воспитанниками старшего дошкольного возраста, построенной на основе проблемного подхода (образовательной технологии проблемного обучения) «Лунтик возвращается домой»
Методическая разработка«Конспект непрерывной образовательной деятельности своспитанниками старшего дошкольного возраста, построенной наоснове проблемного подхода (образовательной технологиипробл...