Главные вкладки

    "Роль технологии проблемного обучения"
    статья на тему

    Галочкина Елена Николаевна

    Доклад о применении технологии проблемного обучения на практике.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл fgt.docx21.66 КБ
    Файл konspekty_2-kh_zanyatiy.docx20.49 КБ

    Предварительный просмотр:

                 Роль технологии проблемного обучения

    Дошкольное образование переживает период изменения требований к общей системе образования.

    В связи с Приказом Министерства образования и науки РФ №665 от 23 ноября 2009г. «Об утверждении и введение в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» еще более актуальными стали требования, направленные на целостное развитие дошкольника как субъекта детской деятельности.

    Согласно им у выпускника дошкольного образовательного учреждения должны быть сформированы такие интегративные качества как «способность решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту; способность планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели, способность применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем)».

    Ориентируясь на эти требования, усилия педагога детского сада должны быть направлены на развитие у ребенка старшего дошкольного возраста самостоятельности и мотивации деятельности, нахождения путей и способов ее осуществления, самоконтроля и самооценки, способности получить результат. Успешно решать данные задачи позволяет внедрение современных образовательных технологий в практику работы образовательного учреждения.

    В числе современных педагогических технологий, которые обогащают субъектный опыт детей старшего дошкольного возраста, обеспечивают самостоятельную деятельность ребенка, мы рассматриваем технологию проблемного обучения, которая, являясь специально созданной совокупностью специфических приемов и методов, помогает детям самостоятельно добывать знания, учит самостоятельно применять их в решении новых познавательных задач.

    Технология проблемного обучения (ТПО) обеспечивает реализацию задач оптимизации социального взаимодействия в системах «взрослый-ребенок», «ребенок-другой ребенок» на основе партнерства и сотрудничества, а также успешной адаптации ребенка к предстоящему школьному обучению.

    Существует четыре уровня проблемности в обучении:

    1. Воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает её при активном слушании и обсуждении детьми.

    2. Воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находят решение. Воспитатель направляет ребёнка на самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод).

    3. Ребёнок ставит проблему, воспитатель помогает её решить. У ребёнка воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему.

    4. Ребёнок сам ставит проблему и сам её решает. Воспитатель даже не указывает на проблему: ребёнок должен увидеть её самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы её решения. (Исследовательский метод)

    В итоге воспитывается способность самостоятельно анализировать проблемную ситуацию, самостоятельно находить правильный ответ.

    Первым этапом процесса решения проблемы считается поиск средств анализа условий проблемы с актуализации прежних знаний и способов действия: «Что нам надо вспомнить для решения нашего вопроса?», «Что мы можем использовать из известного нам для нахождения неизвестного?»

    На втором этапе происходит процесс решения проблемы. Он состоит в открытии новых, ранее неизвестных связей и отношений элементов проблемы, т.е. выдвижение гипотез, поиск «ключа», идеи решения. На втором этапе решения ребенок ищет «во внешних условиях», в различных источниках знаний.

    Третий этап решения проблемы – доказательство и проверка гипотезы, реализация найденного решения. Практически это означает выполнение некоторых операций, связанных с практической деятельностью, с выполнением вычислений, с построением системы доказательств, обосновывающих решение.

    Стремясь поддержать у детей интерес к новой теме, мы создаем новую проблемную ситуацию, побуждая детей выдвигать гипотезы, делать выводы, приучаем не бояться допускать ошибки. Очень важно, чтобы ребенок почувствовал вкус к получению новых, неожиданных сведений об окружающих его предметах и явлениях.

    Суть проблемного обучения в детском саду заключается в том, что воспитатель создает познавательную задачу, ситуацию и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения. Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания.

    Каждое новое знание приоткрывает ребенку малоизвестные стороны познаваемого объекта. Как организовать познавательную деятельность детей, чтобы развивать психические процессы (ощущения, восприятие, память, воображение, мышление, а также развитие речи)?

    В каждом конкретном случае вы сами решаете, в какой форме проводить работу с детьми: группой или индивидуально. Тем не менее, чтобы развивать у детей способность сомневаться, критически мыслить, предпочтение следует отдавать групповым формам работы. Ребенку легче проявить критичность по отношению к сверстникам, чем по отношению к взрослому. Сомнение, догадка, предположение возникает у него при сопоставлении своей точки зрения с мнением другого человека. Общение и совместная деятельность со взрослыми развивают у ребенка умение ставить цель, действовать, подражая ему. А в совместной деятельности со сверстниками ребенок начинает использовать формы поведения взрослых: контролировать, оценивать, не соглашаться, спорить. Так зарождается необходимость координировать свои действия с действиями партнеров, принимать их точку зрения. Поэтому познавательная деятельность организовывается в форме диалога ребенка с воспитателем и другими детьми в группе. Показатели такого диалога - простота общения, демократичность отношений.

    Постановка проблемной задачи и процесс решения ее происходит в совместной деятельности воспитателя и детей. Педагог увлекает воспитанников в совместный умственный поиск, оказывает им помощь в форме указаний, разъяснений, вопросов. Познавательная деятельность сопровождается эвристической беседой. Воспитатель ставит вопросы, которые побуждают детей на основе наблюдений, ранее приобретенных знаний сравнивать, сопоставлять отдельные факты, а затем путем рассуждений приходить к выводам. Дети свободно высказывают свои мысли, сомнения, следят за ответами товарищей, соглашаются или спорят.

    Основа проблемного обучения - вопросы и задания, которые предлагают детям. Часто используются вопросы, которые побуждают детей к сравнению, к установлению сходства и различия. И это вполне закономерно: все в мире человек узнает через сравнение. Благодаря сравнению ребенок лучше познает окружающую природу, выделяет в предмете новые качества, свойства, что дает возможность по-новому взглянуть на то, что казалось обычным, хорошо знакомым.

    Вопросы для сравнения ставятся так, чтобы дети последовательно выделяли сначала признаки различия, потом - сходства.

    Среди проблемных вопросов особое место занимают те, которые побуждают вскрыть противоречие между сложившимся опытом и вновь получаемыми знаниями. Для этого дети должны пересмотреть свои прежние представления, перестроить их на новый лад.

    Активизируют мышление детей вопросы, которые побуждают искать ответ в воображаемом плане. Так, например, на летней прогулке можно  предложить подумать, как изменились бы игры детей, если бы стоял морозный зимний день?

    Можно иногда и ошибиться - пусть дети заметят ошибку, поправят. Важно воспитывать у детей интерес к чужому мнению. И не забудьте о шутке: она активизирует мысль, озадачивает детей. Неожиданные занимательные приемы пробуждают их к размышлению. Особенно, такие приемы нужны детям с недостаточной работоспособностью (неусидчивые): они мобилизуют их внимание и волевые усилия.

    Для того, чтобы деятельность детей сохраняла поисковый, самостоятельный характер, педагог должен так организовать процесс, чтобы он решал возникающие задачи вместе с ними, осуществлял совместный поиск, который опирается на распределение между ними последовательных этапов решения проблемной ситуации и приобретает характер совместно-распределенной деятельности. Специфика целей и методов технологии проблемного обучения существенно изменяет роль воспитателя в педагогическом процессе и обуславливает появление новых требований к педагогу, так как он перестает быть источником знаний, а становится помощником или руководителем в поиске этих знаний. Педагог одновременно выступает и как координатор или партнер (в ходе каждого этапа обучения), и как руководитель обучения (если рассматривать обучение как единое целое).

    Технология проблемного обучения - это специально созданная совокупность специфических приемов и методов, которые способствуют формированию самостоятельной познавательной деятельности ребенка и развитию творческого мышления. (добывать знания, применять их в решении новых познавательных задач.)

    Следует учитывать, что только немногие дети могут видеть проблемные ситуации. Для того чтобы большинство детей могли видеть и решать проблемы, необходима система проблемных ситуаций, включенных в ткань содержания образования и процесс обучения.

    Что же касается содержания учебного материала, то оно подчиняется главному содержательному принципу системы проблемных ситуаций, основанному на выделении в различных областях науки «сквозных» или «аспектных» проблем. Поэтому структуру проблемного обучения можно схематически представить как систему проблемных ситуаций, каждая из которых включает в себя соответствующую задачу или вопрос, систему средств обучения и деятельность по преобразованию условий задачи и получению искомых результатов (по И.Я.Лернеру, «Проблемное обучение», М., 1974).

    Какими умениями должен обладать воспитатель, чтобы управлять процессом разрешения проблемных ситуаций?

    Умения детей разрешать проблемные ситуации включают:

    умения видеть проблемы и ставить их самостоятельно;

    создавать гипотезу решения, оценивать ее, переходя к новой в случае непродуктивности первоначальной;

    направлять и изменять ход решения в соответствии со своими интересами;

    оценить свое решение и решения собеседников.

    Умения воспитателей управлять процессом разрешения проблемных ситуаций сводятся к следующим:

     предвидеть возможные проблемы на пути достижения цели в проблемной ситуации;

    мгновенно переформулировать проблемную ситуацию, облегчая или усложняя ее на основе регулирования количества неизвестных компонентов;

    выбрать проблемные ситуации в соответствии с ходом мысли решающих проблему;

    умения непредвзято оценить варианты решений детей, даже в случае несовпадения точек зрения детей и воспитателя.

    В ходе анализа проблемной ситуации выделена определенная последовательность (алгоритм решения проблемной ситуации), состоящий из пяти этапов:

    1. постановка проблемы;
    2. актуализация знаний;
    3. выдвижение гипотез, предположений;
    4. проверка решения;
    5. введение в систему знаний.

    ТПО применяется не только в НОД, но и в режимных моментах, прогулках, кружковой работе, при создании уголков Открытий в группах. А также путём взаимопосещения открытых занятий с последующим обсуждением. Накопленный опыт позволяет сделать вывод, что постановка перед ребёнком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не «пасует» перед проблемами, а стремится их разрешить, тем самым мы имеем дело с творческой личностью, всегда способной к поиску. Войдя в жизнь ребенок будет более защищён от стрессов. Однако, если все научные знания мы будем осваивать с ребёнком в ходе проблемных ситуаций, то такой путь познания будет слишком неэкономичен. Это будет затратным и по времени и по количеству и по качеству прилагаемых усилий. Поэтому, согласно Г.К.Селевко «…оптимальная структура материала – вариант сочетания традиционного изложения с включением в него проблемных ситуаций»

    Применение в учебном процессе проблемных ситуаций помогает воспитателю выполнить одну из важных задач, поставленных реформой д/с – формировать у детей самостоятельное, активное, творческое мышление.  



    Предварительный просмотр:

    Занятие по развитию речи

    Тема: «Знакомый незнакомец».

    Программное содержание:

    Продолжать учить детей придумывать загадки с элементами описания, сравнения и описания.

    Познакомить детей с новым способом словообразования.

    Закрепить знания детей о способах словообразования: при помощи сложения существительного с существительным, с помощью увеличительных, уменьшительных, уменьшительно-ласкательных суффиксов.

    Упражнять в подборе определений, синонимов, в согласовании прилагательных и существительных, развивать интерес к этимологии слова.

    Развивать интонационную выразительность речи.

    ХОД ЗАНЯТИЯ

    В группу заносится сундучок.

    Воспитатель:

    – Хотите узнать, что в сундучке? Надо придумать чистоговорку:

    Чок-чок-чок-открывайся… (сундучок)

    Сундучок открывается, и дети обнаруживают письмо и корзину с грибами.

    – Ребята, в сундучке что-то есть. Это письмо. Кто же написал нам это письмо? Давайте откроем и прочтем его: «Здравствуйте, ребята! Я вам отправила грибы из леса, чтобы вы знали какие они бывают и как называются.

    Ваш давний друг – Волшебница Осень».

    – Ребята, давайте посмотрим и скажем какие же грибы нам прислали.

    – Задумывались ли вы над тем, откуда грибы получили свои названия?

    – Оказывается, лисички похожи на лисичку-сестричку, а рыжики получили свое название так, потому что и шляпка, и ножка этого гриба ярко-рыжая. Вот посмотрите.

    Опенок получил себе такое название, потому что он растет на пнях и образовалось слово «опенок» от слова «пень», «пенёк».

    – Ребята, а вот этот гриб растет под березой. От какого слова мы можем образовать нужное нам слово – название грибу, если он растет в березовом лесу?

    Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик»

    Этот пальчик в лес пошел, Этот пальчик гриб нашел,

    Этот пальчик чистить стал, Этот пальчик жарить стал,

    Этот пальчик все съел, Оттого и потолстел.

    – Вернемся к нашему грибу.

    – Ребята, слова ещё можно образовывать с помощью частичек перед словом.

    – Где растет гриб по отношению к березе? (Показ картинки)

    – Около березы, у березы, под березой.

    – Какое слово мы можем образовать с помощью частички «около» и слова? (Околоберезовик)

    Аналогично: уберезовик, подберезовик.

    Проверка в словаре: подберезовик.

    «Гриб, который растет под березой – подберезовик. Похож подберезовик на березку «стройную, на березку белоствольную». Про него говорят: «Этот грибок – березы сынок». У красавицы-березы ствол разукрашен черными точками, и у подберезовика белая ножка разрисована темными чешуйками» (Показ картинки)

    Физкультминутка с элементами релаксации

    Включается спокойная тихая музыка.

    – Дружба не только в нашей группе, но и у растений тоже очень ценится.

    Вот, например, грибы и деревья очень дружат между собой. Давайте представим себя маленькими подберезовиками, которые вот-вот появятся под березками. Теплый луч упал на землю и согрел маленький грибочек. Нежится на солнце грибочек, подставляя то один свой бок, то другой. И вырос из маленького грибочка красивый гордый подберезовик, похожий на раскрытый зонтик.

    Чистоговорка:

    Шу-шу-шу – Я листочками шуршу.

    Су-су-су – Под листочками грибы в лесу.

    Игра «Волшебные дорожки»

    Задание: Хлопните в ладоши 1 раз, если вы услышите слова, подходящие к слову «подберезовик» и 2 раза, если вы услышите слова, которые подходят к слову «береза».

    Душистый, стройная, белоствольная,         полезный, аппетитный,          

    – Значит подберезовик душистый, полезный, аппетитный. Береза стройная и белоствольная.

    Задание: С помощью этих слов составьте предложение.

    (Под стройной, белоствольной березой растет вкусный, полезный, аппетитный, подберезовик)

    Закрепление знаний.

    – А вы любите отгадывать загадки?

    – А кто их придумывает?

    – Хотите придумать загадку про подберезовик?

    – Вспомним, какие слова мы придумали к слову «подберезовик».

    – Какой он?

    – Где он растет?

    – Что особенного у него есть?

    – На что похож?– Составим загадку с отрицанием «но не»:

    Растет под осиной        но не        трава

    вкусный        но не        ягода

    со шляпкой        но не        человек

    Что это? (Гриб подберезовик)

    – Молодцы, ребята! Сейчас пойдем играть.

    Занятие по развитию речи с использованием технологии проблемного обучения

    Тема: «Знакомый незнакомец».

    Программное содержание:

    Продолжать учить детей придумывать загадки с элементами описания, сравнения и описания.

    Познакомить детей с новым способом словообразования в процессе решения проблемной ситуации.

    Закрепить знания детей о способах словообразования: при помощи сложения существительного с существительным, с помощью увеличительных, уменьшительных, уменьшительно-ласкательных суффиксов.

    Упражнять в подборе определений, синонимов, в согласовании прилагательных и существительных, развивать интерес к этимологии слова.

    Развивать интонационную выразительность речи.

    ХОД ЗАНЯТИЯ

    В группу заносится сундучок.

    Воспитатель:

    – Хотите узнать, что в сундучке? Надо придумать чистоговорку:

    Чок-чок-чок-открывайся… (сундучок)

    Сундучок открывается, и дети обнаруживают осенние листья.

    – Ребята, осень на память о себе оставила осенние листья. Какие они? (Разноцветные, пестрые, багряные…)

    –– Ребята, в сундучке еще что-то есть. Это письмо. Кто же написал нам это письмо? Давайте откроем и прочтем его: «Здравствуйте, ребята! Хочу рассказать вам одну историю. Однажды мальчики Миша и Костя отправились в лес и обнаружили в березовом лесу очень много грибов. Миша сорвал гриб и обрадовался: «Вот так находка! Сколько березовых грибов!».

    «Нет, это – березовка», – сказал Костя. Стали мальчики спорить, кто из них прав. Миша утверждает, что он прав, что гриб называется «березовый». А Костя говорит, что прав он, что гриб должен называться «березовка». Спорили-спорили, что даже поссорились. Так и не поняли, кто из них прав, как точно и правильно называется этот гриб. Может быть, вы разберетесь в этой истории?

    Ваш давний друг – Волшебница Осень».

    Эвристические вопросы:

    – Ребята, что вы услышали сейчас?

    – Когда произошла эта история? Где?

    – Как назвали мальчики один и тот же гриб? (Березовый, березовка)

    – Что произошло между мальчиками? Почему? (У них появилась проблема: они не знают, как называется гриб)

    – Сможем ли мы им помочь? Сможем ли мы их помирить?

    – Как можно решить проблему, которая возникла между Мишей и Костей?

    – Как это сделать, каким способом? (Нужно узнать, как точно и правильно называется гриб, который растет в березовом лесу).

    – Давайте разберемся в этой проблеме и поможем мальчикам. Ведь проблема мальчиков – теперь и наша проблема.

    – Во-первых, обратимся к схеме.

    – Что мы знаем об образовании слов?

    – Как образуются слова?

    – От какого слова мы можем образовать нужное нам слово – название грибу, если он растет в березовом лесу?

    Поиск: (используется схема)

    – А как точнее и правильнее называется этот гриб, давайте порассуждаем.

    – Задумывались ли вы над тем, откуда грибы получили свои названия?

    – Оказывается, лисички похожи на лисичку-сестричку, а рыжики получили свое название так, потому что и шляпка, и ножка этого гриба ярко-рыжая.

    Опенок получил себе такое название, потому что он растет на пнях и образовалось слово «опенок» от слова «пень», «пенёк».

    Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик»

    Этот пальчик в лес пошел, Этот пальчик гриб нашел,

    Этот пальчик чистить стал, Этот пальчик жарить стал,

    Этот пальчик все съел, Оттого и потолстел.

    – А теперь давайте вернемся к нашему грибу.

    – Где растет гриб по отношению к березе? (Показ картинки)

    – Около березы, у березы, под березой.

    – Какое слово мы можем образовать с помощью частички «около» и слова? (Околоберезовик)

    Аналогично: уберезовик, подберезовик.

    – Ребята, мы с вами сделали открытие – оказывается, слова ещё можно образовывать с помощью частичек перед словом. Мы с вами – открыватели.

    – У нас получилось три названия грибу. Какое же из них правильное? Кто нам сможет подсказать? Откуда мы можем узнать? (Взрослые, словарь)

    Проверка в словаре: подберезовик.

    «Гриб, который растет под березой – подберезовик. Похож подберезовик на березку «стройную, на березку белоствольную». Про него говорят: «Этот грибок – березы сынок». У красавицы-березы ствол разукрашен черными точками, и у подберезовика белая ножка разрисована темными чешуйками» (Показ картинки)

    – Ребята, мы помогли мальчикам? Их проблему мы решили?

    – Мы обязательно сообщим им о нашем решении.

    Физкультминутка с элементами релаксации

    Включается спокойная тихая музыка.

    – Дружба не только в нашей группе, но и у растений тоже очень ценится.

    Вот, например, грибы и деревья очень дружат между собой. Давайте представим себя маленькими подберезовиками, которые вот-вот появятся под березками. Теплый луч упал на землю и согрел маленький грибочек. Нежится на солнце грибочек, подставляя то один свой бок, то другой. И вырос из маленького грибочка красивый гордый подберезовик, похожий на раскрытый зонтик.

    Чистоговорка:

    Шу-шу-шу – Я листочками шуршу.

    Су-су-су – Под листочками грибы в лесу.

    Игра «Волшебные дорожки»

    Задание: Хлопните в ладоши 1 раз, если вы услышите слова, подходящие к слову «подберезовик» и 2 раза, если вы услышите слова, которые подходят к слову «береза».

    душистый        стройная        белоствольная        полезный        аппетитный

    – Какой подберезовик? – Какая березка?

    Задание: С помощью этих слов составьте предложение.

    (Под стройной, белоствольной березой растет вкусный, полезный, аппетитный, подберезовик)

    – А вы любите отгадывать загадки?

    – А кто их придумывает?

    – Хотите придумать загадку про подберезовик?

    – Вспомним, какие слова мы придумали к слову «подберезовик».

    – Какой он?

    – Где он растет?

    – Что особенного у него есть?

    – На что похож?

    – Составим загадку с отрицанием «но не»:

    Растет под осиной        но не        трава

    вкусный        но не        ягода

    со шляпкой        но не        человек

    Что это? (Гриб подберезовик)

    Итог занятия

    Воспитатель с детьми помещает свое новое открытие в уголок открытий.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по математике «Таблица» (старшая группа) (технология проблемного обучения)

    Программные задачи: -развитие логического мышления, умения решать проблемные задачи;-знакомство с понятием «Таблица», с ее составляющими – сроками и столбиками.- Формирование аналитико –синтетич...

    Конспект занятия по развитию речи с использованием технологии проблемного обучения "Теремок"

    Конспект занятия по развитию речи с использованием технологии проблемного обучения....

    Презентация "Роль технологии проблемного обучения в развитии связной речи старших дошкольников"

    Презентация может быть использована в качестве обучающего материала на семинарах-практикумах для педагогов дошкольных учреждений....

    "Кейс-технология как педагогическая технология проблемного обучения"

    -        создание комплексной интегрированной модели информационно-коммуникационного обеспечения образовательного процесса ДОУ.- систематизация, обновление и по...