Институт личностного роста воспитателя ДОУ
статья на тему

Никитина Татьяна Сергеевна

Вашему вниманию преставляется модель "Институкт личностного роста воспитателя педагогов ДОУ" - социально-педагогические условия формирования творчества у педагогов ДОУ. Модель была апробирована на базе МБДОУ "Детский сад №107" г.Рязани. результаты работы были представлены на конкурсе заместителей заведующих "К вершинам успеха" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл institut_lichnostnogo_rosta.docx52.96 КБ

Предварительный просмотр:

Модель

 «Институт личностного роста педагогов ДОУ»

Социально-педагогические условия формирования творчества у педагогов муниципального бюджетного дошкольного  образовательного учреждения

 «Детский сад № 107»

Автор:                        

заместитель

заведующего по воспитательной

и        методической          работе

Никитина   Татьяна  Сергеевна

Рязань

2014

Содержание:

Введение

Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования творчества у воспитателей ДОУ

1.1.Что такое творческий процесс

1.2. Педагогическое творчество как компонент профессионально-педагогической культуры

Глава 2. Уровень разработанности проблемы

2.1. Мотивация педагога ДОУ к творчеству

2.2. Создание условий для развития творческой личности педагога в МБДОУ «Детский сад № 107».

2.3. Творческое саморазвитие педагога

Заключение

Чтобы воспитать личность, надо самому быть личностью,
чтобы зажечь другого, надо самому гореть.
Ж. Сименон

1. Введение

Актуальность. В период глубоких социально-экономических изменений в России происходит переоценка всей системы общественных отношений. Существенные изменения претерпевает и система дошкольного образования (созданы учреждения разного вида, разработаны вариативные программы, развиваются учреждения дополнительного образования и другие).

Происходящие изменения предъявляют высокие требования к педагогам. Они должны обладать высокой профессиональной культурой, включающей педагогический такт, творческий подход к решению педагогических задач, умение взаимодействовать с детьми, сотрудниками детского сада и родителями. Об этом пишут многие педагоги, психологи: A.B. Антонова, К.Ю. Белая, A.A. Деркач, В.И. Загвязинский, В.А. Кан-Калик, С.А. Козлова, Т.С. Комарова, Н.К. Крупская, И.Я. Лернер, A.C. Макаренко, Н.Д. Никандров, К.К. Платонов, JI.B. Поздняк, В.А. Сластенин, В.А. Сухомлинский и др.

Одним из важнейших показателей высокого профессионализма является педагогическое творчество. Оно имеет интегративный характер и, как отмечают специалисты, без него невозможна профессиональная педагогическая деятельность высокого уровня, и развивается оно по мере развития личности педагога и роста его профессионального опыта, мастерства.

Раскрывая структуру модели педагога-профессионала, B.А. Сластенин среди таких необходимых ему качеств как отношение человека к миру, выделяет направленность, способности и особенности проявления креативности.

Творческий компонент в педагогической деятельности воспитателя, имеющего дело с детьми дошкольного возраста, которые тонко чувствуют окружающую их атмосферу и ярко эмоционально реагируют на все происходящее, особенно важен. Известно, что эмоции ребенка неустойчивы, он быстро переходит из одного эмоционального состояния в другое прямо противоположное предыдущему: от радости к глубокому огорчению и наоборот. Как правило, это требует быстрой и адекватной реакции воспитателя, творческого осмысления подхода к оценке ситуации и ее разрешению. Творческий подход к воспитательно-образовательной работе с детьми необходим постоянно, что определяется самим характером педагогической деятельности, часто требующей немедленной реакции и действия. Формируется такой подход в процессе повседневной педагогической деятельности. Вместе с тем возможность проявления педагогического творчества определяется целым рядом социально-педагогических условий. Прежде всего, требует управления этим процессом со стороны заместителя заведующей по воспитательной и методической работе  дошкольного образовательного учреждения.

Заместителю заведующего по воспитательно – методической работе всегда необходимо помнить, что он является центральной фигурой не только в организации профессиональной деятельности педагогов, но и в создании в учреждении тех условий, которые обеспечивают благоприятный психологический климат, хорошее настроение у сотрудников и детей, формирование у всех работников творческой активности. Доброжелательность, чуткость, тактичность, вежливость заместителя заведующей по воспитательной и методической работе,  его творческое отношение к работе стимулируют проявление творческого подхода к деятельности и повышают эффективность работы педагогического коллектива.

Несмотря на необходимость, важность творческой составляющей в профессиональной педагогической деятельности воспитателя детского сада эта проблема разработана далеко недостаточно.

Налицо явное противоречие, заключающееся в необходимости организации и руководства целостным построением воспитательно-образовательного процесса, требующего творческого подхода воспитателя к педагогической деятельности, направленной на осуществление всестороннего воспитания и развития детей недостаточной изученностью вопроса и не разработанностью проблемы управления формированием творчества педагогов дошкольного учреждения.

Необходимость.

В 2012 – 2013 учебном году в нашем дошкольном образовательном учреждении существовал ряд проблем в развитии инновационного процесса, в частности, такие, как:

  • совмещение инновационных программ с существующими в ДОУ;
  • раскол педагогического сообщества и сосуществование представителей различных педагогических концепций;
  • несоответствие ДОУ ожиданиям, требованиям родителей;
  • потребность в новом научно-методическом обеспечении;
  • потребность в новых педагогических кадрах;
  • проблема в способности вовремя избавляться от устаревшего, педагогически нецелесообразного;
  • профессиональное выгорание педагогов ДОУ.

В связи с этим определена и тема исследования: «Социально-педагогические условия управления формированием педагогического творчества у воспитателей дошкольного образовательного учреждения».

Цель: разработать целостную систему организации социально-педагогических условий для управления формированием профессионального педагогического творчества у воспитателей дошкольного учреждения; развивать дивергентное мышление – основу креативности у педагогов ДОУ.

Объект работы: педагогическое творчество воспитателя дошкольного учреждения.

Предмет работы: социальные и педагогические условия управления формированием творчества воспитателя дошкольного учреждения.

Гипотеза: эффективность управления формированием творческой деятельности педагогического коллектива будет успешно осуществляться, при создании социальных и педагогических условий: Педагогические условия:

- выявление творческой индивидуальности каждого воспитателя и оказание помощи в ее проявлении;

- помощь воспитателю в осознании его творческой направленности;

-обеспечение возможности повышения квалификации педагогических работников в дошкольном учреждении;

-создание эмоционально эколого–эстетической среды  для творческой педагогической деятельности.

Социальные условия:

- управление творческим взаимодействием всех членов коллектива дошкольного учреждения;

- изучение личностных качеств педагогов и учет их при расстановке кадров, распределении общественных поручений между членами коллектива;

- создание благоприятного психологического микроклимата в учреждении;

- забота о здоровье педагогов, обеспечение условий для его сохранения и укрепления;

- организация и осуществление мер по созданию комфортной микросреды.

Цель, объект, предмет, гипотеза позволили определить задачи.

Задачи:

- охарактеризовать содержание и сущность творчества воспитателя дошкольного учреждения в педагогическом процессе;

- выделить и проанализировать особенности творческой образовательной среды в детском саду;

- разработать социальные и педагогические условия деятельности управления учреждением дошкольного образования как фактор развития педагогического творчества и проверить их в эксперименте;

- определить содержание и формы профессионального творческого взаимодействия сотрудников детского сада и проверить их эффективность;

- выделить критерии сформированности творческой педагогической деятельности воспитателя дошкольного учреждения.

Методологические основы: Методологической основой исследования являются философские, психолого-педагогические, культурологические положения, связанные с управлением педагогическим коллективом. Основой исследования являются положения отечественной педагогики о гуманитарно-творческом подходе к содержанию профессионально-педагогической подготовки специалистов: A.B. Антонова, Л.Г. Арчажникова, JI.A. Рапацкая, В.А. Сластенин, А.И. Савенков, Н.М. Сокольникова, Б.М. Теплов, Г.М. Цыпин и другие; развитии творческого компонента в воспитательно-образовательной деятельности: М.А. Галагузова, А.Ю. Гончарук, В.И. Загвязинский, В.А. Кан-Калик, С.А. Козлова, Т.С. Комарова, A.C. Макаренко, A.B. Мудрик, Н.Д. Никандров, Э.И. Сокольникова, В.А. Сухомлинский; положение об интегрированных процессах в воспитательно-образовательной работе, обеспечивающих межпредметные связи и единое культурно-профессиональное творческое поле, развитие и саморазвитие личности, разработки вопросов управления образовательными учреждениями, учебно-воспитательным процессом: К.Ю. Белая, Е.Е. Вендров, Т.М. Давиденко, И.Д. Зверев, Т.С. Комарова, Ю.А. Конаржевский, B.C. Лазарев, В.Н. Немов, М.М. Поташник, Р.Я. Спружа, Шакуров, И.К. Шклив.

Организация работы. Модель «Институт личностного роста педагогов ДОУ»; разработана и реализована в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 107». В работе участвовало 12 воспитателей, 6 специалистов педагогов и 140 детей в возрасте от 2-х до 7-ми лет и их родители.

Новизна: 1 .Разработана организационная модель управления формированием творческой педагогической деятельности в дошкольном образовательном учреждении, включающая организацию творческого взаимодействия педагогического коллектива, индивидуальный подход к каждому и др., которая позволяет стимулировать к объединению педагогический коллектив, и направлена на развитие творчества детей.

2. 0пределены, обоснованы и экспериментально проверены социально-педагогические условия формирования педагогического творчества воспитателей ДОУ.

3.Определены факторы творческой активности сотрудников (повышение профессиональной квалификации, создание условий для повышения профессионального мастерства и т.д.).

4.Разработаны критерии оценки формирования педагогического творчества.

Теоретическая значимость состоит в том, что обоснована важная роль развития формирования творческой педагогической деятельности воспитателя дошкольного учреждения в осуществлении воспитательно-образовательной работы в целом и в художественно-эстетическом воспитании детей, путем включения их в разные виды художественно-творческой деятельности.

Практическая значимость заключалась в том, что разработанные и экспериментально проверенные условия, содержания и методы развития творчества у воспитателей и педагогов-специалистов дошкольного учреждения позволяют повысить качество воспитательно-образовательной работы с детьми.

Этапы работы:

I ЭТАП (август 2013г. - сентябрь 2014г.) - теоретико-поисковый, включал в себе изучение и анализ научной, методической, психолого-педагогической, философской литературы; определялись и формулировались цель, объект, предмет, общая гипотеза и задачи, дополнялся анализ и обобщение теории управленческой деятельности, художественно-творческого воспитания.

II ЭТАП (октябрь 2013г. - ноябрь 2014г.) - моделирующий, включал в себе разработку системы управления, социально-педагогических условий для творческой работы педагогов на основе интеграции, художественно-театрализованной деятельности с детьми; разрабатывалась система занятий, происходил отбор форм и методов работы.

III ЭТАП (декабрь 2013 г. – сентябрь 2014 г.) - опытно-экспериментальный, включая апробацию организационно-творческого механизма управления обусловливающего полноценное всестороннее развитие педагогов и детей. Анализ, обобщение и описание результатов работы, и определение выводов. Описание опыта работы.

Основные положения

1. Педагогическое творчество работников детского сада может быть сформировано в процессе практической воспитательно-образовательной деятельности с детьми. Это требует продуманного управления со стороны заместителя заведующей по воспитательной и методической работе, который определяет содержание управленческой деятельности, направленной на создание социально-педагогических условий для эффективной совместной педагогической деятельности, обеспечивающей всестороннее воспитание и развитие детей.

2.Важными условиями для успешного формирования творчества воспитателей и педагогов-специалистов дошкольного учреждения являются:

- создание эколого-эстетической среды, парадной группы «Усадьба Матрешки», прогулочные участки, огорода Матрешки, игровых зон; переоборудованы логопедические кабинеты и уголки в групповых комнатах; оформлены уголки экспериментирования,  оформлен музыкальный и спортивный зал, обеспечивающие комфортные условия для педагогической деятельности и положительный эмоционально-психологический климат в учреждении;

- постоянная работа по повышению квалификации педагогов в рамках учреждения (взаимопосещения, прохождение курсов, открытые занятия, тематические консультации и другие).

- обогащение интеллектуально - эстетического уровня сотрудников учреждения;

- совместная художественно-творческая деятельность взрослых и детей при руководящей роли взрослого;

- организация совместной деятельности педагогов, направленная на формирование творчества детей (создание модели работы по художественно-эстетическому воспитанию детей средствами театрализованной деятельности, подготовки художественных произведений с участием детей).

Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования творчества у воспитателей ДОУ

1.1.Что такое творческий процесс

Уже давно ученые пытались разгадать загадку творчества. Первыми объектами изучения были люди науки и искусства. Анализировались их дневники, письма, высказывания. Большинство авторов великих изобретений выделяли две стадии творческого процесса:

  1. Длительные размышления над изучаемыми фактами и явлениями.
  2. Короткое озарение и интуитивно принятые решения.

Изобретатель Томас Эдисон так определил процесс творчества: "... это 99% пота и 1 % вдохновения".

Во второй половине XX века исследования понятия творчества стали расширяться. Стали экспериментально изучаться процессы творчества детей, подростков, взрослых людей.

Были выявлены психологические составляющие творческой деятельности:

  • гибкость ума;
  • систематичность и последовательность мышления;
  • диалектичность;
  • готовность к риску и ответственности за принятое решение;

Гибкость ума включает способность к выделению существенных признаков из множества случайных и способность быстро перестраиваться с одной идеи на другую. Люди с гибким умом обычно предлагают сразу много вариантов решений, комбинируя и варьируя отдельные элементы проблемной ситуации.

Систематичность и последовательность позволяют людям управлять процессом творчества. Без них гибкость может превратиться в "скачку идей", когда решение до конца не продумывается.

Благодаря систематичности все идеи сводятся в определенную систему и последовательно анализируются. Очень часто при таком анализе, не первый взгляд абсурдная, идея преобразовывается и открывает путь к решению проблемы.

Зачастую открытие рождалось при соединении, казалось бы, несоединимого. Эту способность назвали диалектичностью мышления. Диалектически мыслящий человек может четко сформулировать противоречие и найти способ его разрешения.

1.2. Педагогическое творчество как компонент профессионально-педагогической культуры

Творческий характер педагогической деятельности обусловливает особый стиль мыслительной деятельности педагога, связанный с новизной и значимостью ее результатов, вызывая сложный синтез всех психических сфер (познавательной, эмоциональной, волевой и мотивационной) личности воспитателя. Особое место в нем занимает развитая потребность творить, которая воплощается в специфических способностях и их проявлении.

Одной из таких способностей является интегративная и высокодифференцированная способность мыслить педагогически. Эффективность профессиональной деятельности воспитателя  зависит не только и не столько от знаний и навыков, сколько от способностей использовать данную в педагогической ситуации информацию различными способами и в быстром темпе. Развитый интеллект позволяет учителю познавать не отдельные единичные педагогические факты и явления, а педагогические идеи, теории обучения и воспитания учащихся. Развитое педагогическое мышление, обеспечивающее глубокое смысловое понимание педагогической информации, преломляет знания и способы деятельности через призму собственного индивидуального профессионально-педагогического опыта и помогает обретать личностный смысл профессиональной деятельности.

Личностный смысл профессиональной деятельности требует от учителя достаточной степени активности, способности управлять, регулировать свое поведение в соответствии с возникающими или специально поставленными педагогическими задачами. Саморегуляция как волевое проявление личности раскрывает природу и механизм таких профессиональных черт личности учителя, как инициативность, самостоятельность, ответственность и др.

Педагогическое творчество имеет ряд особенностей (В. И. Загвязинский, Н.Д. Никандров).

- Оно более регламентировано во времени и пространстве. Этапы творческого процесса (возникновение педагогического замысла, разработка, реализация смысла и др.) между собой жестко связаны во времени, требуют оперативного перехода от одного этапа к другому; если в деятельности писателя, художника, ученого вполне допустимы, часто даже необходимы, паузы между этапами творческого акта, то в профессиональной деятельности учителя они практически исключены; педагог ограничен во времени количеством часов, отводимых на изучение конкретной темы, раздела и др. В ходе учебного занятия возникают предполагаемые и не предполагаемые проблемные ситуации, требующие квалифицированного решения, качество которого, выбор наилучшего варианта решения может ограничиваться в силу указанной особенности, в силу психологической специфики решения именно педагогических задач.

- Отсроченность результатов творческих поисков педагога. В сфере материальной и духовной деятельности ее результат сразу же материализуется и может быть соотнесен с поставленной целью; а результаты деятельности учителя воплощаются в знаниях, умениях, навыках, формах деятельности и поведения учащихся и оцениваются весьма частично и относительно. Данное обстоятельство существенно затрудняет принятие обоснованного решения на новом этапе педагогической деятельности. Развитые аналитические, прогностические, рефлексивные и другие способности учителя позволяют на основе частичных результатов предвидеть и прогнозировать результат его профессионально-педагогической деятельности.

- Сотворчество воспитателя с детьми, коллегами в педагогическом процессе, основанное на единстве цели в профессиональной деятельности. Атмосфера творческого поиска в педагогическом и детском коллективах выступает мощным стимулирующим фактором. Воспитатель как специалист в определенной области знаний в ходе образовательного процесса демонстрирует своим дошкольникам творческое отношение к профессиональной деятельности.

- Зависимость проявления творческого педагогического потенциала педагога ДОУ от методического и технического оснащения воспитательно - образовательного процесса. Стандартное и нестандартное исследовательское оборудование, техническое обеспечение, методическая подготовленность воспитателя и психологическая готовность детей к совместному поиску характеризуют специфику педагогического творчества.

Настоящее творчество по своей сути ни что иное, как результат успешного управления профессионалом средой в нестандартной ситуации. А что может быть более нестандартным, чем дошкольные ситуации, решить которые под силу только педагогу-управленцу?

Глава 2. Уровень разработанности проблемы

2.1. Мотивация педагога ДОУ к творчеству

Вполне правомерным является вопрос о возможности обучения и научения творчеству. Какие условия необходимы для творческого роста педагога?

Если вовремя «подхватить» педагога, стимулировать на развитие профессионализма, углубление знаний и умений, расширение кругозора, то стадии его личностно-профессионального роста будут выглядеть приблизительно так:

Личность педагога после ВУЗа - Мотивация развития личности - Развивающаяся личность - Профессиональный рост - Творческая личность - Результативность процесса

Личностно-профессиональный рост педагога понимается как непрерывный процесс раскрытия своего личностно-профессионального потенциала, влияющий на педагогическую деятельность в целом. Конечно, самое главное в этом - личная заинтересованность педагога в самосовершенствовании, однако этот процесс можно частично мотивировать извне.

Каковы же условия, мотивирующие, стимулирующие процесс развития самостоятельного творчества педагога?

В качестве предпосылок обеспечения личностно-профессионального роста педагога выступают встречи со значимыми в педагогике, психологии, методике людьми и помощь в осмыслении и преодолении профессиональных затруднений.

Огромную роль в становлении и росте личности педагога, его профессионализма играет администрация общеобразовательного учебного заведения, которая, следя за успехами и промахами учителя, должна умело прийти на помощь: предоставить возможность ознакомления с различными профессиональными периодическими изданиями; помочь в выборе темы по самообразованию; дать возможность побывать на уроках педагогов-мастеров, методистов; к молодым учителям прикрепить опытного учителя-наставника, предоставить слово на педагогическом совете; если надо, то тактично указать на слабую научную базу разработанной темы, а в случае явного роста рекомендовать принять участие в конференциях, семинарах городского, республиканского уровней.

Процесс обучения предполагает также взаимосвязь деятельности методических служб различного уровня и самого педагога. Методическая работа занимает особое место в системе управления образовательным учреждением, так как, прежде всего, способствует активизации личности педагога, развитию его творческой деятельности. Все её формы направлены на повышение квалификации и мастерства педагогов, развитие их творческого потенциала.

Организация повышения квалификации педагогических и руководящих работников школы через обеспечение системообразующей и интегрирующей базы для сознательного управления педагогом своим развитием.

Профессиональное развитие и творческий рост педагога без грамотно построенного самообразовательного процесса невозможно. Самообразование можно рассматривать в двух значениях: как «самообучение» (в узком смысле - как самонаучение) и как «самосозидание» (в широком - как «создание себя», «самостроительство»). Иными словами, для того чтобы добиться хороших результатов, надо постоянно изучать себя, знать свои достоинства и недостатки, постепенно формировать в себе тот внутренний стержень, на котором будет строиться не только профессиональное, но личностное развитие.

К негативным факторам, осложняющим процесс профессионального становления педагога, можно отнести прежде всего кризисы (по Р. Ахмерову): нереализованности, опустошенности, бесперспективности. В современном, быстро меняющемся мире, с серьезной профессиональной и психологической нагрузкой, отсутствием знаний у учителей по валеологии, неумением сбалансировать расход энергии, постоянно растущим бумагоотчетным потоком педагогу тяжело удержаться, не «захлебнуться», а тем более вырасти профессионально. В решении этих проблем помогают коллектив, администрация ОУ. Конечно, в идеале позитивный климат грамотно организованного педагогического и психологического пространства не дал бы учителю прийти к кризисной ситуации, однако, к сожалению, до идеала во многих школах далеко (и не только по вине руководителя).

2.2. Создание условий для развития творческой личности педагога в МБДОУ «Детский сад № 107»

Наш детский сад  работает в инновационном режиме: мы создаем инновационную модель «Институт  личностного роста». В соответствии с разработанной в детском саду моделью педагога ДОУ. Педагог нашего детского сада: Исследователь. Творец. Гуманист.

Развитие инновационного процесса в воспитательно – образовательном процессе предполагает, прежде всего, создание творческой атмосферы в ДОУ, культивирование в педагогическом коллективе интереса к инициативам и новшествам, создание условий для принятия разнообразных нововведений. Педагоги нашего ДОУ обладают достаточным творческим потенциалом, способны вносить изменения в содержание образования, внедрять новые методики и технологии воспитания, обучения и развития.

Работа по повышению мастерства педагогов МБДОУ «Детский сад № 107» ведется через:

1. Непрерывное научно-методическое сопровождение развития профессионализма, через оказание помощи методическим объединениям, отдельным педагогам в организации деятельности на уровне школы. С целью совершенствования педагогического мастерства ведется грамотная методическая работа. Педагоги работают в творческих группах, ведутся занятия в школе молодого воспитателя, организуются методические выставки как итог работы по самообразованию, проводятся мастер-классы, открытые занятия, методические недели, методические семинары. Все педагоги ДОУ охвачены той или иной формой методической работы.

В новых условиях по-новому стали проводиться у нас и заседания педсоветов. В частности, используется работа в группах, в парах, вниманию участников заседания предлагаются компьютерные презентации. Одно из условий эффективности методической работы – опора на интересы, возможности и способности педагога, поэтому у нас постоянно ведется изучение затруднений воспитателей и специалистов.

2. Самообразование. Желание соответствовать развивающемуся образованию и адаптироваться к нему вызывает у педагогов стремление к самообразованию, личностному росту, профессиональному развитию.

3. Развитие профессионализма через курсы повышения квалификации. Данная форма реализована очно и дистанционно. Важным направлением работы методических объединений и администрации является повышение квалификации педагогов ДОУ в ЦМИСО и РИРО.

4. Реализация накопительной системы повышения квалификации, учитывающей индивидуальную образовательную программу педагога. Выполняя индивидуальную программу, каждый педагог детского сада «накапливает» материал для портфолио.

5. Стимулирование педагогов. Войдя в эксперимент по новой системе оплаты труда, стало возможным стимулировать педагогов. Теперь каждый получает заработную плату за свою творческую деятельность.

6. Оснащение воспитательно - образовательного процесса.

В ДОУ  имеется музыкально – спортивный зал, два логопедических кабинета, кабинет педагога – психолога, методический  кабинет. Ведется активная работа на сайте МБДОУ «Детский сад № 107».

2.3. Творческое саморазвитие педагога

Мотив к совершенству есть у каждого педагога. Сегодня воспитатель должен быть готов к творческой деятельности, так как это, прежде всего, залог его успешности (а значит, и востребованности на рынке образовательных услуг).
К тому же можно посмотреть на это с другой стороны: ведь только саморазвивающийся педагог способен воспитать саморазвивающегося ребенка, и только конкурентоспособный педагог сможет взрастить конкурентоспособную личность.
Однако нередко среди коллег нашего ДОУ раздавались "голоса": "Зачем мне это надо?", "Я повышаю свою квалификацию раз в пять лет, и достаточно", "А мне до пенсии осталось..." и т.д. Предлагаю обсудить, достаточно ли для профессионального роста просто посещать курсы и семинары? И как лично Вы идете по пути повышения педагогического мастерства? Творчески саморазвивающийся воспитатель – это личность, у которой на высоком уровне находится стремление к самоактуализации, способность к саморазвитию, самообразованию, самореализации и т.д.
В настоящее время все большее внимание уделяется вопросам личностно-профессионального саморазвития педагога.
        

В литературе появились совсем недавно разработанные уровни профессионального роста педагога (И. Щербо), уровни его саморазвития:
Нулевой уровень – слабая методическая подготовка;
1-й уровень - стабильные результаты при использовании традиционных программ;
2-й уровень – применение новых технологий  воспитания, обучения и развития;
3-й уровень – разработка новых форм занятий с дошкольниками;
4-й уровень – разработка новых методик при частичном изменении содержания;
5-й уровень – изменение содержания  образовательной программы ДОУ без изменения её идеологии;
6-й уровень – создание авторской программы с изменением целевой и содержательной части;
7-й уровень – создание авторской программы не имеющего аналога, но востребованного социальным заказом и образовательным учреждением.
Как не задуматься о необходимости своего профессионального роста?
Восточная мудрость гласит: посмотреть внутрь себя и увидеть там секрет. В чем секрет успеха педагога?

Заключение

Итак, творческая активность педагога - это стремление к преобразующей деятельности в воспитательно – образовательном  процессе и к нестандартным решениям, способствующим развитию личности. В сфере личности педагогическое творчество проявляется как самореализация педагога на основе осознание себя творческой индивидуальностью, как определение индивидуальных путей своего профессионального роста и построение программы самосовершенствования. Педагогическое творчество характеризуется различными уровнями.

1. Уровень воспроизведения готовых рекомендаций, т.е. уровень элементарного взаимодействия. Педагог использует обратную связь, корректирует свои воздействия по ее результатам, но он действует "по методичке", "по шаблону", по опыту других.

Уровень оптимизации деятельности, начиная с планирования, когда творчество проявляется в умелом выборе и целесообразном сочетании уже известного педагогу содержания, методов и форм воспитания.

2. Эвристический, когда воспитатель использует творческие возможности живого общения с ребенком.

3. Высший уровень (личностно-самостоятельный), который характеризуется полной самостоятельностью, использованию готовых приемов, но в которое вкладывается личностное начало. Поэтому они соответствуют его творческой индивидуальности, особенностям личности воспитанника, конкретному уровню развития группы.

Педагогическое творчество как компонент профессионально-педагогической культуры не возникает само по себе. Для его развития необходимы благоприятная культуротворческая атмосфера, стимулирующая среда, объективные и субъективные условия, которые должна создать администрация образовательного учреждения.

Список используемой литературы

1. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. М.: Просвещение, 1985.

2. Азимова Д.Ж. Подготовка учителя к воспитательной работе в системе непрерывного педагогического образования: / Автореф. дис. канд. пед. наук. М.: 1939.

3. Андронова Т.Д. Формирование у студентов педвузов умения анализировать педагогические явления. / Автореф. дис. канд. пед. наук. М.:1980.

4. Арнаутова Е.П. В гостях у директора. М.: 2004, 206 с.

5. Аникеева Н.П. Учителю о психическом климате в коллективе. М.: Просвещение, 1983.

6. Антонова A.B. Аттестация и аккредитация дошкольных образовательных учреждений. М.: ACT, 1996.

7. Антонова A.B. Активные методы обучения в курсе эстетики // Дошкольное воспитание. М.: 1994, № 4 с. 66-68.

8. Антонова A.B. Эстетическая культура и эстетическое воспитание. Сб. Спецкурсы и спецсеминары. М.: Изд. МГОПУ, 1997, 22 с.

9. Антонова A.B. История развития эстетического воспитания и педагогического образования. Монография М.: 2000 с. 77-200.Ю.Афанасьев В.Г. Научное управление обществом. М.: Политиздат, 1973.П.Афанасьев В.Г. Человек в управлении обществом. М.: 1977.

10. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М.: 1982.

11. Бабанский Ю.К., Поташник М.М. Оптимизация педагогического процесса в вопросах. Киев, 1984.

12. Баженова И.Н. Педагогический поиск. М.: Педагогика, 1988, 472 с.

13. Белая К.Ю. О нетрадиционных формах работы. // Дошкольное воспитание. М.: 1990, № 12.

14. Белая К. Ю. Педагогический совет в дошкольном учреждении. //Дошкольное воспитание. М.: 1991, № 5 с.23-25.

15. Белая К.Ю. Ежедневник (рабочая тетрадь) заведующей детским садом. Методические рекомендации. М.: ACT, 1998.

16. Белая К.Ю. От сентября до сентября: Рекомендации заведующим и старшим воспитателям детских садов к планированию учебно-воспитательной, методической работы на год. М.: ООО Фирма Изд. ACT, 1998, 174 с.

17. Белая К.Ю. 300 ответов на вопросы заведующей детским садом. М.: Астрель ACT, 2001, 399 с.

18. Белая К.Ю. Педагогический совет в дошкольном образовательном учреждении: подготовка и проведение. М.: 2002.

19. Белая К.Ю. Руководство ДОУ Контрольно-диагностическая функция. М.: Творческий центр «Сфера», 2004, 62 с.

20. Бехтерев В.М. Творчество с точки зрения рефлексологии В кн.: С.О. Грузенберг. Гений и творчество. JL: 1924, 148 с.

21. Блонский П.П. Избранные педагогические произведения. М.: 1961.

22. Бодалев A.A. Вершина в развитии взрослого человека М.: Флинта -Наука, 1998, 166 с.

23. Бондаренко А.К. Методическая работа в сельском детском саду / организация работы сельского детского сада /. М.: 1988, 223 с.

24. Бондаренко А.К., Поздняк JI.B., Шкатулла В.И. Заведующий дошкольным учреждением. М.: Просвещение, 1984.

25. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. М.: 1994.

26. Васильева А.И. и др. Воспитатель-методист детского сада. М.: 1975.

27. Васильева А.И., Батурина Л.А., Кобитина И.И. Старший воспитатель детского сада. М.: 1990.

28. Венгер Л.А. Программа Развитие. Методические рекомендации. М.: 1994 г.3 ¡.Виноградова М.Д., Первин И.Б. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников. М.: 1977.

29. Вопросы внутри школьного управления. Сб. статей / Под. ред. Н.С. Сунцова. Вып. 1-1V. М.: 1976-1981.

30. Воспитание дошкольника в семье. / Под. рук. Т.А. Марковой. М.: Педагогика, 1979.

31. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М.: 1956, 42 с.

32. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. Педагогическое общество России. М.: 2001, 276 с.

33. Галогузова М.В. Основы социально-педагогической деятельности. Учебное пособие. М.: Владос, 2000, с 132-153.

34. Гвишиани Д.М. Организация и управление. М.: Наука, 1972.

35. Горвиц Ю.М. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998, 328 с.

36. Готовимся к аттестации. Методическое пособие для педагогов ДОУ. Санкт-Петербург. Изд. Детство-Пресс.: 2000, 143 с.

37. Гройсман А.Л. Психотерапия для всех. М.: Знание, 1981.

38. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня. М.: 1998.

39. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986.

40. Демурова Е.Ю., Овстровская Д.Ф. Руководство детским садом. М.:1973.

41. Денякина Л. М. Профессия: руководитель // Обруч. М.: 1996, № 6 с. 7-8.

42. Денякина Л.М. Новые подходы к управленческой деятельности в дошкольном образовательном учреждении. М.: Новая школа, 1997, 45 с.

43. Детский сад. Книга для заведующей. / Под. ред. О.И. Соловьевой. М.: 1961.

44. Дик Ю.И., Пинский А.А., Усанов В.В. Интеграция учебных предметов. Советская педагогика. 1987, № 9 с. 42-47.

45. Дошкольное образование в России. Сб. нормативно-правовых документов / Под ред. Р.Б. Стеркиной. М.: АСТ, 1998.

46. Дуброва В.П., Милошевич Е.П. Организация методической работы в дошкольном учреждении. М.: Новая школа, 1995.

47. Дуброва В.П., Милошевич Е.П. Организация методической работы в дошкольном учреждении. Методические рекомендации. М.: Новая школа, 1999.

48. Дыбина О.В. Новые парадигмы о творчестве. Сб. научных статей. М.: 2003 с. 66-70.

49. Егоров В.В. Телевидение и школа: проблемы учебного телевидения. М.: 1982.

50. Зацепина М.Б. Организация культурно досуговой деятельности дошкольников. Педагогическое общество России. М.: 2004,143 с.59.3игерт В., Ланг Л. Руководитель без конфликтов. Сокр. пер. с нем. / Науч. ред. А.Л. Буравлева М.: Экономика, 1990.

51. Зинченко В.П. Образование, культура, сознание // Философия образования для XXI века: Сб. статей. М.: 1992 с. 87-103.61.3лотников В.Г. Процесс воображения в художественном творчестве. / Автореф. дис. канд. пед. наук. М.: 1966.

52. Ибрагимов У.Ш. / Автореф. дис. канд. пед. наук. М.: 1989, 16 с.

53. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. К вопросу о современных тенденциях развитии дошкольного образования. Дошкольное воспитание. М.: 2000, № 6.

54. Ильин Г.Л. Руководство и лидерство в ДОУ. // Управление дошкольным образовательным учреждением. М.: 2005, №3, 23 с.

55. Каган М.С. Взаимодействие искусств в педагогическом процессе. Взаимодействие искусств в педагогическом процессе: Межвуз. сб. науч. тр. Л.: Наука, 1989.

56. Кампанцева Л.В., Подашуль Н.В., Комолова Е.И. Поиск, инициатива, творчество. Методическое пособие для воспитателей. Шахты: Принтер, 1996.

57. Кан-Калик В.А. Педагогическая деятельность, как творческий процесс. Грозный.: 1976 с. 245-251.

58. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1990, 144 с.

59. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание. Воспитание! М.: 1996.

60. Касьянова К.О русском национальном характере. М.: 1994.

61. Качество дошкольного образования и основные тенденции его изменения / Управление дошкольного образования Министерства образования Российской Федерации //Вестник образования. М.: 1996, № 6 с. 45-70.

62. Керженцев П. Принципы организации. М.: 1968.

63. Ковалев А.Г. Личность воспитывает себя. М.: Политиздат, 1983.

64. Коганов Г. Проблемы формирования эстетических ценностей и эстетической оценки. М.: 1983,41 с.

65. Козлова С.А., Артамонова О. В. Как знакомить детей с творческой деятельностью взрослого. // Дошкольное воспитание. М.: 1993, № 10, с. 88-90.

66. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. М.: 2004, 414 с.

67. Коллектив. Личность. Общение. Словарь социально-психологических понятий. / Под ред. Е.С. Кузьмина и В.Е. Семенова. Л.: 1987.

68. Колесников Л.Ф. Резервы эффективности педагогического труда. Новосибирск.: 1985.

69. Колягина Ю.М. Об интеграции обучения и воспитания в начальной школе. / Начальная школа, 1989, № 3, с. 52-53.

70. Комаров М.С. Введение в социологию. М.: 1994, с. 67-77, 157-194.

71. Комарова Т.С. Воспитатель детского сада. Каким он должен быть // Дошкольное воспитание. М.: 1990, № 3, с. 5-7.

72. Комарова Т.С. Основы управления дошкольными учреждениями. Социально-педагогические проблемы организации и управления в системе дошкольного воспитания. Сб. научных трудов. / Под. ред. Т.С. Комаровой. M.: 1981.

73. Комарова Т.С. Условия и методика развития детского творчества. Aima mater.: 1994, 25 с.

74. Комарова Т.С., Антонова A.B., Зацепина М.Б. Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет. Красота. Радость. Творчество. М.: Педагогическое общество России, 2002, 127 с.

75. Комарова Т.С., Зацепина М.Б. Художественная культура, М.: 2001, 94 с.

76. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. М.: Мозаика-Синтез, 2005, 119 с.

77. Комарова Т.С., Филипс О.Ю. Эстетическая развивающая среда в ДОУ. М.: Педагогическое общество России, 2005, 128 с.

78. Комплексная оценка состояния здоровья детей в условиях детского дошкольного учреждения. Методические рекомендации. Учебно-методический центр Северо-Восточного учебного округа. Москвы.: 1995.

79. Кон И.С. Психология ранней юности. М.: 1989.

80. Кон И.С. Ребенок и общество. М.: 1988.

81. Конаржевский Ю.А. Функция анализа и ее роль в процессе управления школой. Магнитогорск.: 1976.

82. Конаржевский Ю.А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса как фактор повышения эффективности управления общеобразовательной школой. / Автореф. дис. докт. пед. наук. М.: 1980.

83. Кондаков М.И. Теоретические основы школоведения. М.: 1982.

84. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) М.: Просвещение, 1984.

85. Концепция // Дошкольное воспитание. 1999, № 5.

86. Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Педагог: профессия и личность. Ростов-на -Дону.: РГПУ, 1997.

87. Кочетков А.А. Педагогическая диагностика. М.: 1987.

88. Краевский В.В. Соотношение педагогической науки и педагогической практики. М.: Изд. Знание, 1977,63 с.

89. Кранних Э.М. Свободные вольдорфские школы. М.: 1992.

90. О.О. Красницкая Г. Педагогические задачи для воспитателей. 1990, № 1, 5,8, 11.

91. Крулехт М.В., Тельнюк И.В. Экспертные жизни в образовании. М.: 2002, с. 111.

92. Крупская Н.К. Пед. соч. в II т. М.: 1957-1963.

93. Крупская Н.К. Педагогические соч. в 10 т. М.: 1958-1963.Ю4.Крупская Н.К. О дошкольном воспитании. Сборник статей и речей. М.: 1973 с. 12-14.

94. Крылова Н.М. Школа творческой личности. //Дошкольное воспитание. 1992, № 7-10, 1993, № 3-6.Юб.Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. Л.: 1967.

95. Кузьмина H.B. Способности, одаренность, талант учителя. JL: 1985.

96. Культурная среда и духовное формирование личности. Ташкент: Факел, 1981.

97. Культурная среда и духовное формирование личности. Ташкент: Факел, 1981, 17 с.

98. Ю.Кутузова Н.В. Что должен знать руководитель дошкольного учреждения. М.: Просвещение, 2002, 158 с.

99. П.Лазарев B.C., Поташник М.М. Как разработать программу развитияшколы: Методическое пособие для руководителей образовательных учреждений. М.: Новая школа, 1993. 112.Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.

100. З.Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-ое изд. М.:Политиздат, 1977,21с. 1 М.Лизинский В.М. О методической работе в школе. М.: Центр Педагогический поиск, 2001, 160 с.

101. Лийметс Х.Й. Как воспитывает процесс обучения? М.: 1982.

102. Лилов А. А. Природа художественного творчества. М.: Искусство. 1981,479 с.

103. Липсиц И.В. «Не повторять ошибок». Практические советы руководителю. М.: 1988.

104. Липенц И.О. Секреты умелого руководителя. М.: 1991.

105. Луначарский A.B. О народном образовании. М.: АПН РСФСР, 1958.

106. Луначарский A.B. О воспитании и образовании. М.: 1976.

107. Львова Ю.Л. Творческая лаборатория учителя. М.: Просвещение, 1985.

108. Макаренко А.О. Поли. собр. соч. т. 5,1958.

109. Макаренко A.C. Собрание соч.: в 5 т. М.: Правда, 1971.

110. Методология, теория и практика воспитательных систем: поиск продолжается. М.: 1996.

111. Мещерякова С. Взаимодействие персонала с детьми. Несколько советов экспертом и педагогом. М.: Вестник образования, 1976, № 11.

112. Мид М. Культура и мир детства. М.: 1988.

113. Михайленко Н.Я., Короткова H.A. Ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования. Методические рекомендации. 1993.

114. Михайленко Н. Я. Проектирование образовательного процесса. // Дошкольное воспитание. М.: 1997, № 12.

115. Михайленко Н.Я. К вопросу о современных тенденциях развития дошкольного образования. // Дошкольное воспитание. М.: № 6

116. Мудрик A.B. Учитель: мастерство и вдохновение. М.: 1986.

117. Мудрик A.B. Введение в социальную педагогику. М.:1997, 193 с.

118. Научная организация труда в учреждениях дошкольного воспитания. / Под ред. Т.С. Комаровой. М.: РСФСР Педагогическое общество РСФСР, 1989, с 13-14, 79-84.

119. Николаева С.Н. Создание условий для экологического воспитания детей. Новая школа. М.: 1993.

120. Новикова Л.И. Педагогика коллектива. М.: 1978, 111 с.

121. Новикова В.Ф. В центре внимания управлении. М.: 2001. ОООКПСФ Спецстройсервис. 1992.

122. Паначин Ф.Г. Управление просвещением в СССР. М.: 1978.

123. Панько В.А. Изучение деятельности педагога детского дошкольного учреждения. Методические рекомендации. М.: 1985.

124. Педагогическое образование и наука, международная академия

125. Пелих Е.А. Интеграция изобразительной и театрально-игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста как средство формирования художественно-творческих способностей.Автореф. дис. канд. пед. наук. М.: 2003, 21 с.

126. Поздняк JI.B. Основы управления дошкольным образовательным учреждением. М.: 1996, 76 с.

127. Позднякова A.M. Формирование у будущего учителя умения наблюдать педагогический процесс. Атореф. канд.дис. Д.: 1974.

128. Пономарев Я. А. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика, 1976, 279 с.

129. Программа воспитания и обучения в детском саду. / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. М.: Мозаика-Синтез, 2005, 206 с.

130. Психолого-педагогическая диагностика личности будущего учителя в системе профессиональной ориентации. / Мин. образования УССР. Составитель В.Ф. Моргун. Киев, 1990.

131. Разумовский В. Г., Тарасов Л.Г. Развитие общего образования: интеграция и гуманизация. Сов. педагогика, 1988 с. 3-10.

132. Раченко И.П. Научная организация педагогического труда. М.: Педагогика, 1972.

133. Ромадина Л.П. Справочник завуча. Организационно-методические и психолого-педагогические материалы. М.: Центр Педагогический поиск, 2001, 160 с.

134. Савенкова Л.Г. Искусство и среда в художественно-творческом развитии школьников. М.: 2001, 14 с.

135. Семушина Л.Г. Исследование профессиональных функций воспитателя детского дошкольного учреждения. / Автореф. канд. дис. М.: 1979, 16 с.

136. Сериков В.В. Конструирование личностно-ориентировочных систем обучения. // Опыт и перспективы развития учебно- научно-педагогических комплексов. Волгоград.: 1992 с. 34-36.

137. Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М.: Просвещение, 1976.

138. Сластенин В. А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов E.H. Педагогика. М.: 1997, с. 240-274.

139. Смелзер Н. Социология. М.: 1994, с. 390-427, 460-433.

140. Совершенствование экранно-звуковых средств и методики их применения в обучении и воспитании учащихся общеобразовательных школ. // Тезисы докладов V Всесоюзной научно-практической конференции 17-19 ноября 1982. М.: 1982.

141. Социально-педагогические проблемы организации и управления в системе дошкольного воспитания. / Под. ред. Т. С. Комаровой.М.:1981.

142. Спецкурс: Организация работы методиста детского сада. РАО ассоциация. Профессиональное образование. М.: 1994.

143. Спецкурс: Основы управления дошкольным образовательным учреждением. РАО ассоциация. Профессиональное образование. М.: 1996, 75 с.

144. Справочник по дошкольному воспитанию. М.: 1980.

145. Стеркина Р.Б. Современные проблемы программно-методического обеспечения дошкольного образования. // Дошкольное воспитание М.: 1991.

146. Стеркина Р.В. Качество дошкольного образования и основные тенденции его изменения. // Дошкольное воспитание. М.: № 6. 1996.

147. Сунцов Н.С. Управление общеобразовательной школой. М.: 1982.

148. Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором школы. М.: 1982,206 с.

149. Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива. М.: Молодая гвардия, 1975, 238 с.

150. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. В 3 т. М.: Педагогика, 1979.173 .Теория и практика внутри школьного руководства. Сб. научных трудов. / Отв. ред. П.В.Худоминский. М.: 1982.

151. Теория и методика управления педагогическим процессом дошкольного учреждения. / Под ред. Л.М. Моневцовой, СПб.: 1993.

152. Тошматов Т.А. Оптимизация содержания подготовки специалистов на основе анализа меж предметных связей дисциплин учебного плана. / Автореф. дис. канд. пед. наук. Екатерининбург.: 1995, 16 с.

153. Третьяков П.И., Белая К.Ю. Дошкольное образовательное учреждение. М.: Новая школа, 2001 с. 98-100.

154. Тюрина Т. Самообразование в системе непрерывного образования. // Дошкольное воспитание. М.: 1991, № 5.

155. Управление качеством образования / Под ред. М.М. Поташник. М.: Педагогическое общество России, 2000.

156. Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения. М.: 1999.

157. Ушинский К.Д. Проблемы педагогики. М.: изд. УРАО, 2002, 592 с.

158. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Избранные произведения. Приложение к журналу Советская педагогика. Выпуск 4-й. М-Л: Изд. Академия педагогических наук, 1946, 329 с.

159. Файбишевич Т.Н., Филиппова Л.В. Коммуникативная культура педагога. // Культура и формирование личности учащейся молодежи. Н.Новгород, 1991 с.112-116.

160. Фалюшина Л.И. Управление качеством образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении. М.: 2003, 260 с.

161. Фалюшина Л.И. Управление дошкольным образовательным учреждением (Современный аспект). Педагогическое общество России. М.: 200, 259 с.

162. Филлипс О.Ю. Эстетическое отношение к окружающему детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. М.: 2004, 120 с.

163. Финько М.В. Подготовка студентов к творческому руководству изобразительной деятельностью детей (в системе заочного педагогического образования). / Автореф. дис. канд. пед. наук. Ростов-на-Дону.: 1996.

164. Фохт-Бабушкин Ю.И. Искусство и духовное развитие личности как проблема научного управления художественной культурой. (Методологические проблемы прогнозирования и управления в области художественной культуры). М.: 1980 с. 26-32.

165. Фролов С.С. Социология. М.: 1994, с. 212.

166. Фролова O.A. Инспектирование детского сада. М.: 1975.

167. Функции, структура органов управления, их совершенствование. М.: Экономика, 1973.

168. Человек в мире культуры / Отв. ред. И.К. Кугмаева М.: ИН ФН СССР, 1989.193 .Человек и соцкультурия среда: Научно-аналитический обзор. М.: ИНИОН, 1989.

169. Человек, среда, пространство: Исследование по психологическим проблемам пространственно-предметной среды. Тарту.: изд. Тарт, Ун-та, 1979.

170. Шакуров Р.Х. Социально-психологические проблемы руководства педагогическим коллективом. М.: 1982.

171. Шакуров Р.Х. Творческий рост педагога. М.: Знание, 1985.

172. Шакуров Р.Х. Социально-психологические основы управления: руководитель и педагогический коллектив. М.: Просвещение, 1990.

173. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. М.: Педагогика, 1982.

174. Шамова Т.И., Давыденко Т.М., Рогачева H.A. Управление адаптивной школой: проблемы и перспективы. Архангельск.: Изд. Поморского педуниверситета, 1995.

175. Шамова Т.И., Давыденко Т.М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. // Педагогический поиск. Центр. М.: 2001, 384 с.

176. Шариков A.B. Ребенок и его информационное окружениеМагистр. 1992.

177. Шариков A.B. Медиа образование // Российская педагогическая энциклопедия. М.: 1993.

178. Шацкий С.Т. Избр. пед. соч. в 2-х т. М.: 1976.

179. Шепель В.М. Трудовой коллектив и руководитель. М.: 1976.

180. Шепетис JI.K. Искусство и среды. Место искусства в современной эстетической среде. М.: Сов.художник, 1978.

181. Широкова Г. Дошкольное образование в Москве. // Дошкольное воспитание. 2000, № 3.

182. Шиянов E.H. Гуманизация образования и профессиональной подготовки учителя. М.: 1991.

183. Штейнер Р. Истина и наука. Методические рекомендации, 1992.

184. Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. М.: 1969. 2Ю.Эстетическое сознание и художественная культура: Проблемывзаимодействия. Киев.: Наук. Думка, 1983. 211.Эстетическое воспитание и экология культуры. М.: Сов. художник. 1988.

185. Ямбург Е.А. Эта скучная наука управления. М.:

186. Ямбург Е.А. Педагогический ансамбль школы Знание М.: 1987 с. 7-13.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказкотерапия- как возможность интеллектуально- личностного роста дошкольников

Из глубины веков человечество воспитывалось на произведениях художественной литературы. Особую ценность имели и имеют сказки. Именно этот жанр ярко демонстрирует постигающему законы мира ребёнку ...

Деловая игра с педагогами "Лестница личностного роста"

 В дошкольном учреждении педагог проводит значительную часть жизни. Насколько комфортно он чувствует себя здесь? Находится ли он в гармонии с миром и самим собой? Что нужно изменить, чтобы...

Программа социально-личностного роста "здравствуй"

Программа рассчитана на детей от 3 до 10лет, так что может подойти и для начальной школы....

Тренинг личностного роста педагогов ДОУ

Использование социально-психологического тренинга позволяет развивать у педагогов чувствительность к групповому процессу, способность к его более адекватному пониманию окружающих. Умение понимат...

КОНСПЕК тренинга личностного роста "Роль педагога в организации игры"

Психологическое просвещение педагогов — еще одна традиционная составляющая психологической практики.Психологическое просвещение, является одним из разделов профилактической деятельности специалиста-пс...

План личностного роста воспитателя. Отчет по самообразованию за 2016-2018 гг

Индивидуальный план работы на межаттестационный период по повышению профессионального уровня Уфимцевой Елены Владимировны​...

Индивидуальная программа профессионального и личностного роста воспитателя

Индивидуальная программа профессионального и личностного роста воспитателя "Развитие познавательной активности детей 3-7 лет с помощью ТРИЗ технологии"...