Буклет "Сенсорное развитие детей раннего возраста"
учебно-методический материал на тему

Лобанова Елена Сергеевна

Буклет для педагогов на тему "Сенсорное развитие детей раннего возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл buklet_po_sensornomu_razvitiyu.docx427.95 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации

для воспитателей

по сенсорному воспитанию ребенка раннего возраста.

     Сенсорное развитие ребенка  является залогом его  успешного осуществления  разных видов деятельности, формирования различных способностей.

     Поэтому сенсорное  воспитание должно планомерно и систематически включаться  во все моменты жизни малыша.

  • Учите детей рассматривать предметы. Обхватывать их обеими руками, обводить пальцем то одной, то другой руки.
  • В течение дня многократно называйте детям различные свойства предметов, с которыми они манипулируют (цвет, форму, размер, материал).
  • Знакомство с предметом  должно осуществляться  с интересом, вызывая у детей положительные эмоции.
  • Процесс рассматривания предметов необходимо сопровождать словом. Дети запоминают  обозначения качество предметов совместно с  их восприятием.
  • Необходимо поощрять  проявление у детей самостоятельности и стремление поделиться  своими впечатлениями.
  • Чаще задавайте ребенку вопросы.
  • Учите детей  действовать  в определенной последовательности, т.е. организовывать перцептивное восприятие  предметов и объектов  по заранее продуманному плану.
  • В процесс восприятия необходимо включать  движения обеих рук ( провести рукой по контуру, обрисовать его).
  • Закреплять  полученные при обследовании знания в исполнительской деятельности (рисовании, лепке, аппликации, конструировании).
  •  Обогащайте и насыщайте предметный мир ребенка, разнообразьте  мир вещей, которые малыш сможет потрогать, обследовать.
  • Учите детей вслушиваться в различные звуки – это обогащает слуховые впечатления.

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 120 г.Орска «Крепыш»

«Сенсорное развитие

детей раннего возраста»

Из опыта работы педагогического коллектива МДОАУ ЦРР- детский сад №120 г. Орска «Крепыш»

2017

г.Орск.

Сенсорное воспитание  означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).

Целью сенсорного воспитания является формирование сенсорных способностей у малышей.

На этой основе выделяются следующие задачи:

  • Формирование у детей систем перцептивных действий
  • Формирование у детей систем сенсорных эталонов
  • Формирование у детей умений самостоятельно применять системы перцептивных действий и системы эталонов в практической и познавательной деятельности

      Ориентировка в многообразном конкретном опыте требует обобщений, сведения многообразия к общим типичным явлениям, т.е. усвоения меры качеств – эталонов, выработанных человечеством.

Эталонная система для детей дошкольного возраста включает в себя:

  • Основные цвета спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, черный, белый;
  • Пять форм; круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал;
  • Три величины; большая, средняя, маленькая.

В сенсорном развитии, так же как и в умственном, физическом развитии определены требования программы.

Что должен уметь ребёнок в полтора — два года?

 В этом возрасте малыш, как правило, уже должен освоить следующие навыки сенсорного восприятия:

  • Ориентируется в цветовой палитре, различает 3–4 цвета, сортирует предметы одинакового цвета.
  • Собирает пирамидку по убыванию размера элементов. Минимальное количество элементов — 4–5. Желательно, чтобы элементы пирамидки резко контрастировали друг с другом в размере.
  • Анализировать конфигурацию геометрической фигуры, успешно соотносит её форму с проекцией на плоскости. Например, заполняет отверстия на доске соответствующими формами геометрических фигур.
  • Уверенно, не отрывая карандаш от бумаги, рисует вертикальные, горизонтальные, округлые линии. Может правильно прокомментировать то, что нарисовано (оценить длину и толщину линий, например).

В возрасте от двух до трёх лет умения ребёнка расширяются и дополняются. Теперь ребёнок должен оперировать следующими элементами сенсорного восприятия.

•        Различать не менее 6 цветов, помнить их названия, сортировать предметы по заданному образцу цвета.

•        Анализировать размеры при помощи минимум трёх определений (большой, средний, маленький).

•        Без затруднений собирать пирамидку. Минимальное количество элементов в этом возрасте 5–8 колец. Хороший эффект даёт обратный сбор пирамидки, не только от большего элемента к меньшему, но и наоборот.

•        Собирать целую картинку из разрезанных элементов. Оптимальное количество элементов в этом возрасте 4-6-8.

•        Оперировать представлениями о форме предметов. Различать понятия «куб», «шар», «кирпичик».

•        Сортировать одинаковые предметы по общим признакам: цвету, форме, размеру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс для родителей детей группы раннего возраста На тему: «Игры для сенсорного развития детей раннего возраста»

Мастер – класс для родителей детей группы раннего возрастаНа тему: «Игры для сенсорного развития детей раннего возраста»Составители: Короткова И.А.Бобылева П.В.ГБДОУ детский сад 97Ка...

Сюжетно-ролевая игра детей раннего возраста, её значение для всестороннего развития детей раннего возраста.

Особый характер носит игра, которую дети создают сами, воспроизводя в ней то, что им близко и интересно. Такие игры называются творческими, сюжетно-ролевыми. Отображая в игре жизненные впечатления, ре...

«Психофизическое развитие детей раннего возраста» ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ИХ РОДИТЕЛЕЙ

Цель: Эмоциональное сближение детей и родителей, путем телесного контакта, осуществляемого в совместной двигательной деятельности....

Методическая разработка Активизация речевого развития детей раннего возраста при помощи игровой певческой деятельности. Сборник песен для детей раннего возраста.

Пение - важный вид деятельноти ребенка. Как же стимулировать самых маленьких открывать рот, воспроизводить звуки и наконец петь? Важно все: систематический подход, яркое, образное исполнение, наглядно...