Буклет "Сенсорное развитие детей раннего возраста"
учебно-методический материал на тему
Буклет для педагогов на тему "Сенсорное развитие детей раннего возраста"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
buklet_po_sensornomu_razvitiyu.docx | 427.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации
для воспитателей
по сенсорному воспитанию ребенка раннего возраста.
Сенсорное развитие ребенка является залогом его успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей.
Поэтому сенсорное воспитание должно планомерно и систематически включаться во все моменты жизни малыша.
- Учите детей рассматривать предметы. Обхватывать их обеими руками, обводить пальцем то одной, то другой руки.
- В течение дня многократно называйте детям различные свойства предметов, с которыми они манипулируют (цвет, форму, размер, материал).
- Знакомство с предметом должно осуществляться с интересом, вызывая у детей положительные эмоции.
- Процесс рассматривания предметов необходимо сопровождать словом. Дети запоминают обозначения качество предметов совместно с их восприятием.
- Необходимо поощрять проявление у детей самостоятельности и стремление поделиться своими впечатлениями.
- Чаще задавайте ребенку вопросы.
- Учите детей действовать в определенной последовательности, т.е. организовывать перцептивное восприятие предметов и объектов по заранее продуманному плану.
- В процесс восприятия необходимо включать движения обеих рук ( провести рукой по контуру, обрисовать его).
- Закреплять полученные при обследовании знания в исполнительской деятельности (рисовании, лепке, аппликации, конструировании).
- Обогащайте и насыщайте предметный мир ребенка, разнообразьте мир вещей, которые малыш сможет потрогать, обследовать.
- Учите детей вслушиваться в различные звуки – это обогащает слуховые впечатления.
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 120 г.Орска «Крепыш»
«Сенсорное развитие
детей раннего возраста»
Из опыта работы педагогического коллектива МДОАУ ЦРР- детский сад №120 г. Орска «Крепыш»
2017
г.Орск.
Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).
Целью сенсорного воспитания является формирование сенсорных способностей у малышей.
На этой основе выделяются следующие задачи:
- Формирование у детей систем перцептивных действий
- Формирование у детей систем сенсорных эталонов
- Формирование у детей умений самостоятельно применять системы перцептивных действий и системы эталонов в практической и познавательной деятельности
Ориентировка в многообразном конкретном опыте требует обобщений, сведения многообразия к общим типичным явлениям, т.е. усвоения меры качеств – эталонов, выработанных человечеством.
Эталонная система для детей дошкольного возраста включает в себя:
- Основные цвета спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, черный, белый;
- Пять форм; круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал;
- Три величины; большая, средняя, маленькая.
В сенсорном развитии, так же как и в умственном, физическом развитии определены требования программы.
Что должен уметь ребёнок в полтора — два года?
В этом возрасте малыш, как правило, уже должен освоить следующие навыки сенсорного восприятия:
- Ориентируется в цветовой палитре, различает 3–4 цвета, сортирует предметы одинакового цвета.
- Собирает пирамидку по убыванию размера элементов. Минимальное количество элементов — 4–5. Желательно, чтобы элементы пирамидки резко контрастировали друг с другом в размере.
- Анализировать конфигурацию геометрической фигуры, успешно соотносит её форму с проекцией на плоскости. Например, заполняет отверстия на доске соответствующими формами геометрических фигур.
- Уверенно, не отрывая карандаш от бумаги, рисует вертикальные, горизонтальные, округлые линии. Может правильно прокомментировать то, что нарисовано (оценить длину и толщину линий, например).
В возрасте от двух до трёх лет умения ребёнка расширяются и дополняются. Теперь ребёнок должен оперировать следующими элементами сенсорного восприятия.
• Различать не менее 6 цветов, помнить их названия, сортировать предметы по заданному образцу цвета.
• Анализировать размеры при помощи минимум трёх определений (большой, средний, маленький).
• Без затруднений собирать пирамидку. Минимальное количество элементов в этом возрасте 5–8 колец. Хороший эффект даёт обратный сбор пирамидки, не только от большего элемента к меньшему, но и наоборот.
• Собирать целую картинку из разрезанных элементов. Оптимальное количество элементов в этом возрасте 4-6-8.
• Оперировать представлениями о форме предметов. Различать понятия «куб», «шар», «кирпичик».
• Сортировать одинаковые предметы по общим признакам: цвету, форме, размеру.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-педагогическая работа с детьми раннего и дошкольного возраста с нарушениями в развитии на тему «Игры на познавательное развитие детей раннего возраста»
Игры на познавательное развитие детей раннего возраста...
Мастер – класс для родителей детей группы раннего возраста На тему: «Игры для сенсорного развития детей раннего возраста»
Мастер – класс для родителей детей группы раннего возрастаНа тему: «Игры для сенсорного развития детей раннего возраста»Составители: Короткова И.А.Бобылева П.В.ГБДОУ детский сад 97Ка...
Методические материалы с 1 заседания ГМО " Развитие детей раннего возраста"«Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах здоровьесбережения детей раннего возраста»
Тема : «Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах здоровьесбережения детей раннего возраста»...
Сюжетно-ролевая игра детей раннего возраста, её значение для всестороннего развития детей раннего возраста.
Особый характер носит игра, которую дети создают сами, воспроизводя в ней то, что им близко и интересно. Такие игры называются творческими, сюжетно-ролевыми. Отображая в игре жизненные впечатления, ре...
Сообщение на педагогическом совете " Метод наблюдения в умственном развитии детей раннего возраста". («Комплексный подход к образованию детей раннего возраста»)
Сообщение на педагогическом совете " Метод наблюдения в умственном развитии детей раннего возраста"....
«Психофизическое развитие детей раннего возраста» ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ИХ РОДИТЕЛЕЙ
Цель: Эмоциональное сближение детей и родителей, путем телесного контакта, осуществляемого в совместной двигательной деятельности....
Методическая разработка Активизация речевого развития детей раннего возраста при помощи игровой певческой деятельности. Сборник песен для детей раннего возраста.
Пение - важный вид деятельноти ребенка. Как же стимулировать самых маленьких открывать рот, воспроизводить звуки и наконец петь? Важно все: систематический подход, яркое, образное исполнение, наглядно...