Организация и руководство сюжетно-ролевой игрой
методическая разработка на тему

Бахтина Наталья Михайловна

Теоретический семинар для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_vnedryaem_fgos_do.pptx2.58 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 26 «Сказка» г. Искитима Новосибирской области Организация и р уководство игровой д еятельностью дошкольников в с оответствии с ФГОС ДО Подготовила: Бахтина Наталья Михайловна – с тарший воспитатель

Слайд 2

Дошкольное детство – это возрастной этап, в решающей степени определяющий дальнейшее р азвитие человека

Слайд 3

Игра – одна из ведущих видов деятельности ребенка в дошкольном детстве. В игре ребенок сам стремится научиться тому, что он еще не умеет, в игре происходит непосредственное общение со сверстниками, развиваются нравственные качества. Игра является самоценной формой активности ребёнка дошкольного возраста.

Слайд 4

Игра является самоценной формой активности ребёнка дошкольного возраста. З амена игры другими видами деятельности обедняет воображение дошкольника, которое признано важнейшим возрастным новообразованием . Замена игры другими видами деятельности тормозит развитие общения как со сверстниками, так и со взрослыми, обедняет эмоциональный мир . Игра является сквозным механизмом развития ребёнка (пункт 2.7. ФГОС ДО), посредством которой реализуются содержание пяти образовательных областей

Слайд 5

Конкретное содержание игровой деятельности зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется задачами и целями Программы, это отражено в Стандарте дошкольного образования. В пункте 2.7. ФГОС ДО определены особенности развития игровой деятельности ребенка : в раннем возрасте (1 год - 3 года) - предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками … общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого…;

Слайд 6

для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) - игровая деятельность, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками). Для развития ребенка важно развивать игровую деятельность, поскольку это позволит достичь формирования социально-нормативных возрастных характеристик(пункт 4.6 ФГОС ДО )

Слайд 7

Классификация игр: и гры, возникающие по инициативе ребенка и гры, возникающие по инициативе взрослого и гры, идущие от исторически сложившихся традиций Сюжетно – ролевые игры делятся на: • игры на бытовые сюжеты: в «дом», «семью», «праздник», «дни рождения» (большое место уделяется кукле). • игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей (школа, магазин, библиотека, почта, транспорт: поезд, самолет, корабль). • игры на героико-патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты и т. д.). • игры на темы литературных произведений, кино-, теле- и радиопередач: в «моряков» и «летчиков», по содержанию мультфильмов, кинофильмов и т. д.

Слайд 8

Усложнение в развитии игрового умения выражается в следующем : сначала замысел игры появляется по инициативе взрослого ; потом - с помощью взрослого; в дальнейшем ребёнок определяет замысел игры по собственной инициативе “ … чтобы замыслы игр были разнообразными, а игры - содержательно интересными, требуется серьёзный подход к планированию и проведению работы по ознакомлению с окружающим миром (образовательная область «Познавательное развитие » ” (пункт .2.6 ФГОС ДО).

Слайд 9

Содержание работы по сюжетно – ролевой игре организуется в соответствии с возрастом воспитанников: Группа раннего возраста - приобщение детей к разным играм: предметным (в том числе с составными и динамическими игрушками), простейшим сюжетным, подвижным; перевод предметных действий в действия смысловые в контексте игровой ситуации. 2-я младшая группа - обогащение игрового опыта детей через совместные со взрослым игры (индивидуальные и малыми подгруппами), формирование и развитие игровых действий, простейшего игрового взаимодействия, понимания условности игровой ситуации. Средняя группа - освоение и развитие ролевого поведения, поддержка игровых объединений детей, обогащение игрового взаимодействия, расширение тематической направленности сюжетных игр, обогащение игрового опыта детей через приобщение к играм с правилами, (подвижным, досуговым, театрализованным, народным играм). Старшая группа - обогащение игрового опыта по развитию и усложнению игрового сюжета, по организации предметного пространства собственной игры через совместные с воспитателем игры подгруппами; создание условий и поддержка самодеятельной игры детей, приобщение детей к разным видам игр (подвижным, с правилами, досуговым, дидактическим, народным, интеллектуальным и др.) Подготовительная группа - формирование и педагогическая поддержка детского коллектива как играющего детского сообщества, поддержка самостоятельности и инициативности при выборе и реализации детьми игр разных видов; поддержка перехода к играм-диалогам, играм - фантазированиям , играм в самодельной предметной среде.

Слайд 10

В игре с детьми у взрослого может быть две основные стратегии: взрослый может сам организовать игру на основании заранее продуманного общего направления сюжета и подготовленных предметно - игровых материалов он может присоединиться к уже играющим детям. Он участвует с детьми в игре на равных и может влиять на содержание и общий ход игры теми же способами, что используют другие играющие.

Слайд 11

Задачи руководства игрой: о богащение содержания игры формирование предметных способов решения игровых задач развитие самостоятельности побуждение к взаимодействию в игре

Слайд 12

К старшему дошкольному возрасту, игра ребёнка приобретает « политематизм ». Игра становится самостоятельной деятельностью. Дети всегда сами определяют замысел игры или поддерживают предложение сверстников. Они самостоятельно ставят игровые задачи .

Слайд 13

Специально обучать детей определённым игровым действиям не рекомендуется . Важно, чтобы дети сами придумывали, какие ролевые действия включать в игру, только в таком случае игра будет носить подлинно творческий характер.

Слайд 14

Исходя из усложнения в развитии игры, задачи руководства игрой дополняются следующими : - Побуждать детей принимать разнообразные роли. - Способствовать тому, чтобы при исполнении роли дети использовали различные эмоционально выразительные ролевые действия. - содействовать формированию умения сопровождать ролевые действия ролевыми высказываниями, обращёнными к игрушке - партнёру, воображаемому собеседнику, взрослому и сверстнику.

Слайд 15

Задачи руководства игрой Обогащение содержания игры Способы решения игровых задач Взаимодействие в игре Развитие самостоя-тельности Обогащать тематику игр, способствовать появлению интересных замыслов, для их реализации ставить репродуктивные и инициативные игровые задачи. Побуждать отображать в играх разнообразные действия взрослых, взаимоотношения, общение между людьми Поощрять за оригинальность, самостоятельность в использовании предметных способов решения игровых задач. Усиливать эмоциональную выразительность и разнообразить ролевые действия, используемые для отображения взятой роли. Побуждать к проявлению инициативы в общении со взрослыми и сверстниками по поводу игры, способствовать появлению ролевых высказываний и ролевой беседы Учить детей принимать игровые задачи, поставленные сверстниками, или тактично от них отказываться, договариваться по поводу игрового взаимодействия Поддерживать длительное взаимодействие в игре Продолжать развивать самостоятельность в выборе разнообразных, интересных замыслов и в постановке различных игровых задач для их реализации. Поощрять выбор оригинальных предметных и ролевых способов претворения замыслов в игре. Приучать самостоятельно договариваться со сверстниками в игре

Слайд 16

. Планирование игры по видам деятельности в течение всего образовательного процесса может быть организовано следующим образом Непрерывная непосредственно образовательная деятельность Образовательная деятельность в режиме дня Самостоятельная деятельность

Слайд 17

Одним из основных принципов дошкольного образования (пункт 1.4 ФГОС ДО), является амплификация (обогащение) условий развития дошкольников. Поэтому в третьем разделе Стандарта - «Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования» среди условий, необходимых для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста (п. 3.2.5), подчеркивается: • создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; • поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.); • поддержка спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства .

Слайд 18

В требованиях ФГОС ДО к развивающей предметно-пространственной среде (п.3.3.) определено (п. с 3.3.1 по 3.3.3), что: Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы, а также территории, прилегающей к Организации или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации Программы (далее - участок), материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа: Для детей третьего года жизни является свободное и большое пространство, где они могут быть в активном движении – лазании, катании. На четвёртом году жизни ребёнку необходим развёрнутый центр сюжетно – ролевых игр с яркими особенностями атрибутов. В среднем – старшем дошкольном возрасте проявляется потребность в игре со сверстниками, создавать свой мир игры (режиссёрская игра: мелкие игрушки, конструктор, макеты и т.д.), кроме того в предметно – развивающей среде должно учитываться формирование психологических образований в разные годы жизни. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. Предметно-пространственная развивающая среда должна быть отвечать требованиям Стандарта ДО (пункт 3.3.3).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов Методика организации и руководства сюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста

Консультация для педагогов Методика организации и руководствасюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста      Старший воспитатель Орлова Светлана Васильевна...

«Теоретические основы организации и руководства сюжетно-ролевыми играми.»

описаны  структурные компоненты, основные  напрвления развития  сюжетных  игр....

Семинар-практикум для воспитателей Организация и руководство сюжетно-ролевыми играми детей (по программе Детство)

Семинар-практикум для воспитателейОрганизация и руководство сюжетно-ролевыми играми детей (по программе Детство)...

"Организация комплексного руководства сюжетно-ролевыми играми в развитии творческих способностей дошкольников"

Участие в Фестивале педагогических идей и инноваций в области образования...

Организация и руководство сюжетно-ролевыми играми детей старшего дошкольного возраста

Организация и руководство сюжетно-ролевыми играми детей старшего дошкольного возраста...

Консультация для родителей на тему: «Роль воспитателя в организации и руководстве сюжетно – ролевой игрой»

О роли воспитателя в организации и руководстве сюжетно - ролевой игрой...