Главные вкладки

    Как организовать контроль по экологическому воспитанию
    методическая разработка на тему

    Попова Марина Евгеньевна

    Консультация для старших воспитателей 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kak_organizovat_kontrol.docx22.07 КБ

    Предварительный просмотр:

    КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ СТАРШИХ ВОСПИТАТЕЛЕЙ .

    ДЕРЖИМ НА КОНТРОЛЕ

    Как проверить работу педагогов по экологическому воспитанию детей

    соответствует ли работа по экологическому воспитанию в ДОО современным требованиям? По каким критериям и с помощью каких методик ее оценить? Воспользуйтесь готовыми табличными формами, чтобы проверить качество и эффективность работы воспитателей в этом направлении.

    Дошкольное экологическое воспитание – первый этап системы непрерывного экологического образования. Наиболее эффективными формами работы педагогов с воспитанниками в рамках экологического воспитания являются такие формы, в которых дошкольники получают возможность непосредственно контактировать с природой. В этом случае у них формируются не только экологические знания, но и опыт использования этих знаний в практической деятельности. Чтобы работа по экологическому воспитанию была эффективной, ее необходимо планировать и регулярно анализировать. Для этого следует включать в годовой план работы детского сада тематический контроль «Состояние работы ДОО по экологическому воспитанию дошкольников».

    Цель контроля – проанализировать состояние работы ДОО по экологическому воспитанию и дать рекомендации воспитателям, как повысить ее эффективность.

    Заведующий детским садом утверждает сроки и план проведения тематического контроля, а также формы и критерии анализа, которые разрабатывает творческая группа педагогов. В каждом детском саду они могут быть свои.

    Как организовать тематическую проверку

    Тематический контроль осуществляют опытные педагоги ДОО: старший воспитатель, педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатели.

    Критериями анализа работы по экологическому воспитанию в рамках предлагаемой тематической проверки являются:

    • уровень профессионального мастерства педагогов;
    • развивающая предметно-пространственная среда для реализации содержания экологического воспитания;
    • взаимодействие с родителями по вопросам экологического воспитания детей;
    • система планирования работы с детьми.

    Уровень профессионального мастерства педагогов оценивается в ходе наблюдения непрерывной образовательной деятельности в группах. Для этого воспитатели обязательно проводят открытые просмотры НОД с детьми 3–7 лет.

    Педагоги демонстрируют современные формы организации детской деятельности (поисковую, проектную деятельность, квест-игру и др.), максимально используют для этого пространство детского сада. Дети с интересом включаются в деятельность, показывают знания и навыки, осваивают новый материал.

    Оценка развивающей предметно-пространственной среды в группе осуществляется посредством самоанализа, который воспитатели проводят самостоятельно. Они оценивают наличие и доступность дидактического, игрового, развивающего материала в группах для реализации содержания экологического воспитания.

    Самоанализ «Создание условий для познавательно-исследовательской деятельности» проводят воспитатели всех групп. Они заполняют таблицы и с выводами сдают их старшему воспитателю. Самоанализ показывает, какие условия для познавательно-исследовательской деятельности воспитанников созданы в каждой группе.

    Важным этапом тематической проверки является анализ материалов и планирования работы с детьми и взаимодействия с родителями. Вопросы анализа по этим направлениям:

    • планирование НОД по экологии (тема, форма проведения);
    • индивидуальная работа с детьми;
    • дидактические, настольные, развивающие игры;
    • взаимосвязь (интеграция) с другими видами деятельности;
    • организация самостоятельной познавательной деятельности детей по экологическому развитию;
    • план взаимодействия с родителями: документация, наглядная пропаганда.

    Таким образом, тематический контроль проводится с помощью методов: самоанализа, анализа материалов и планирования, наблюдения непрерывной образовательной деятельности, анализа календарного планирования.

    Какие рекомендации дать воспитателям по итогам проверки

    Анализ результатов тематической проверки проводит творческая группа во главе со старшим воспитателем. Они разрабатывают рекомендации, на основе которых вносятся коррективы в планирование работы по экологическому воспитанию.

    Приведем примеры рекомендаций по итогам тематической проверки :

    Детский сад не первый год уделяет особое внимание проблеме экологического образования и воспитания. В данный момент реализуется план мероприятий по проведению Года экологии и Года особо охраняемых природных территорий.

    Основное средство формирования экологического сознания у детей – непосредственное общение с живой природой. Для этого в ДОО созданы условия: экологическая комната и лаборатория, прогулочные участки, огород, цветники с многолетними и однолетними растениями, метеорологическая станция, эко-стопы (лес, сад, луг), где дети имеют возможность изучать, наблюдать, ухаживать за растениями и животными, получать удовлетворение от труда, поисково-исследовательской и художественной деятельности.

    В экологической комнате находится дополнительный материал, а также растения, животные, необходимое познавательное, игровое, дидактическое оборудование. Рекомендация по результатам контроля: комнату необходимо периодически обновлять информационным, развивающим материалом.

    В группах созданы природные уголки, лаборатории для поисково-познавательной и экспериментальной деятельности. Растения ухоженные. На каждом паспорт. Уход за растениями осуществляется ежедневно в старших группах дежурными, а детьми от 3 до 5 лет совместно с воспитателем через индивидуальное поручение. Собраны коллекции семян, плодов и другого природного материала. Составлены картотеки наблюдений, прогулок, опытов и экспериментов. В каждой группе в соответствии с возрастом детей ведется календарь природы. Обучающие игры по экологии, инструменты для экспериментальной деятельности имеются не в полном объеме.

    Рекомендация по результатам контроля: продолжать пополнять игровым, дидактическим и наглядным материалом по экологии уголки природы в группах, внедрить в работу по экологическому воспитанию детей создание книжек-самоделок о природе.

    Планирование работы ведется регулярно. Мероприятия экологической направленности интегрированы в образовательную деятельность по познавательному, речевому и художественно-эстетическому развитию. Педагоги организуют разные формы работы с детьми. Во время прогулки, наблюдений, НОД, режимных моментов, игровой деятельности они включают элементы экологии.

    Кроме НОД в детском саду ежегодно проводятся праздники и развлечения: День Земли, День птиц, «Весна-красна», «Зимушка-зима», «Лето красное», «Что нам осень принесла».

    Воспитатели подготовили консультации, буклеты, памятки для родителей по экологическому воспитанию детей («Наблюдение за природой для малышей», «Учим детей беречь природу», «Воспитание любви к природе», «Прогулки на природе», «Сбережем нашу Елочку», «Экологическое воспитание детей в семье», «Ребенок и природа», «Игры экологического содержания»).

    Рекомендация по результатам контроля: продолжать взаимодействие с родителями, вовлекать их в совместные с детьми мероприятия экологической направленности.

    Высокий уровень знаний продемонстрировали дети в ходе открытых показов непрерывной образовательной деятельности. По результатам наблюдения видно, что воспитанники знают и рассказывают о богатстве природы Красноярского края, животном и растительном мире России, знают, как правильно вести себя в природе.

    Например: дети средней группы вместе с Елочкой (воспитателем) отправились на поиски Шалуна. Они прошли «лесными заснеженными тропами» (коридор первого этажа детского сада) на «лыжах». Преодолели «высокие горы» (лестничные пролеты). Ответили на сложные вопросы по теме «Как правильно вести себя в лесу». Составили изображение речных рыб из разрезных картинок. Возле аквариума рассказали о строении рыбки и среде ее обитания. Поиграли в игру «Определи, чей хвост».

    По завершении своего путешествия дети нашли Шалуна. Он им рассказал о своих приключениях. Затем Елочка предложила детям посадить семена цветов, ухаживать за ними и понаблюдать за их ростом в группе.

    Воспитатель с детьми подготовительной группы рассуждали, экспериментировали на тему «Волшебница вода». В начале образовательной деятельности от Водяного пришла посылка с письмом, в котором он просил о помощи. Дети с большим желанием и интересом включились в деятельность.

    В ходе экспериментов и решения проблемных ситуаций воспитанники исследовали свойства воды, очистили ее от примесей, рассказывали о круговороте воды в природе, зарисовывали схемы. По окончании угадывали вкус воды (размешивая варенье) и рисовали веселые смайлики.

    Рекомендация по результатам контроля:

    • организовать методическое сопровождение работы педагогов по экологическому воспитанию детей для повышения ее качества (практикумы, консультации, деловая игра, круглые столы, семинары);
    • активизировать работу с детьми по формированию у них экологических навыков с помощью разных приемов и методов;
    • включить в план работы совместные с родителями экологические вечера, викторины, КВН;
    • составить диагностический материал для оценки знаний детей на основе авторских программ по экологическому воспитанию.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Тематический контроль "Экологическое воспитание"

    Содержит табличную форму ведения рабочего материала контроля...

    Консультация для родителей "Экологическое воспитание или, как организовать игры детей с песком".

    Консультация для родителей, которая поможет с пользой провести время у водоема летом, играя с песком, изучая его свойства....

    Тематический контроль по экологическому воспитанию (ОО "Познание")

    Методические материалы по тематическому контролю "Состояние воспитательно-образовательной работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста"...

    Программа тематического контроля «Организация воспитательно-образовательного процесса по экологическому воспитанию старших дошкольников в рамках НРК»

    Цель:  определить эффективность воспитательно-образовательной работы в ДОУ  по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста  в рамках национально-регионального компонента....

    Материалы по тематическому контролю "Организация воспитательно -образовательной работы по экологическому воспитанию дошкольников"

    Цель: Изучение состояния воспитательно-образовательной работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста....

    Тематический контроль "Экологическое воспитание дошкольников"

    Тематический контроль "Экологическое воспитание дошкольников"...

    Справка по итогам тематического контроля "Система работы по экологическому воспитанию дошкольников"

    Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухужшению требует отныне живущих людей понимания  сложившейся ситуации и сознательного отношения к ней. Всем надо помнить, как человек связ...