Синквейн - форма свободного творчества
статья на тему

Сидорова Сардаана Аркадьевна

 статья. Синквейн - форма свободного творчества Сидорова С.А., Скрыбыкина Т.Н. Воспитатели подготовительной  к школе группы  МБДОУ д/с №14 “Журавлик”, г.Якутск

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_sinkveyn.docx20.68 КБ

Предварительный просмотр:

Сидорова С.А., Скрыбыкина Т.Н.

Воспитатели подготовительной  к школе группы

МБДОУ д/с №14 “Журавлик”, г.Якутск

Синквейн - форма свободного творчества

Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день и является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими. Однако развитие речи у детей в настоящем времени представляет собой актуальную проблему, что обусловлено значимостью связной речи для дошкольников.

Традиционная методика обучения дошкольников рекомендует использовать в качестве основного приема обучения образец рассказа педагога. Но опыт показывает, что дети воспроизводят рассказ воспитателя с незначительными изменениями, рассказы бедны выразительными средствами, лексический запас слов мал, в текстах практически отсутствуют простые распространенные и сложные предложения. Но главным недостатком является то, что ребенок сам не строит рассказ, а повторяет уже только что услышанное. За одно занятие детям приходится выслушивать несколько однообразных однотипных рассказов.

Детям этот вид деятельности становится скучным и неинтересным, они начинают отвлекаться. Доказано, что чем активнее ребенок, чем больше он вовлечен в интересную для себя деятельность, тем лучше результат.

Воспитателю нужно побуждать детей к речевой деятельности, а также важно стимулировать речевую активность не только в процессе свободного общения, но, прежде всего, на логопедических занятиях. Стало очевидно, что необходимо изменение способов работы воспитателя на занятиях по развитию речи дошкольников. Такими средствами являются инновационные методы и приемы развития речи у дошкольников. Исходя из этого, для формирования и активизации связной речи, наряду с традиционными методами и приемами, нами были использованы следующие инновационные методы

        Говоря о формах, методах и приемах обучения детей, нельзя не сказать о серьёзных изменениях в системе дошкольного образования, которые коснулись как организационной, так и содержательной стороны образования. Принятие ФГОС ДО требует от воспитателя более глубокого продумывания методов и приёмов к организации образовательной деятельности, так как роль воспитателя является направляющей, развивающей. Поиск подходов к повышению эффективности образовательного процесса вызывает необходимость уделять большое внимание применению инновационных педагогических технологий и методов.

        Одним из эффективных интересных методов который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна.

        Инновационность данной методики состоит в том, что создаются условий для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.

Синквейн используется как метод развития образной речи, позволяющий быстро получить результат. Это не противоречит образовательным и коррекционным программам ДОУ.

Синквейн воспринимается дошкольниками как игра.

Как работать с синквейнами.

          Составление нового синквейна.

Составление краткого рассказа по готовому синквейну с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна.

Коррекция и совершенствование готового синквейна.

          Анализ неполного синквейна без указания темы синквейна и определение названия темы этого синквейна.

        При работе с данным приёмом можно решить сразу множество важнейших задач:

  • изученный на занятии материал приобретает некую эмоциональную окраску, что способствует его более глубокому усвоению;
  • отрабатываются знания о частях речи;
  • знания о предложении;
  • умение соблюдать интонацию;
  • значительно активизируется словарный запас ребёнка;
  • совершенствуется навык использования в речи синонимов, антонимов;
  • активизируется и развивается мыслительная деятельность;
  • совершенствуется умение высказывать собственное отношение к чему-либо.

        Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.

        Для того чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный словарный запас, поэтому работу нужно начинать с уточнения, расширения и самосовершенствования словаря.

        Составление синквейна похоже на игру, ведь сочинять весело, полезно и легко! Главное начать писать и все обязательно получится. Дети, которые не умеют читать, устно составляют синквейн с вопросительными словами. О ком, о чем? Какие, какая, какое? Что делал, что сделал? При помощи наводящих вопросов дети учатся выделять главную мысль, отвечать на вопросы и по определенному алгоритму создают свои устные нерифмованные стихотворения.

        Синквейн для воспитателя детского сада - это:

- инструмент для синтеза и обобщения сложной информации,

- средство творческого самовыражения ребёнка,

- способ обогащения словарного запаса, 

- подготовка к краткому пересказу,

- и просто увлекательное занятие, благодаря которому каждый дошкольник может почувствовать себя гением-творцом.

        В составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои интеллектуальные возможности.

- Синквейн является игровым приемом.

- Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу.

- Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.

- Синквейн учит краткому пересказу.

- Синквейн помогает развить речь и мышление.

- Сочинение синквейна – процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов.

- Синквейн учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль.

- Синквейн облегчает процесс усвоения понятий и их содержания.

- Синквейн — это также способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнить синквейны и оценивать их).

        Вывод: выстраивание работы с детьми по формированию речемыслительной деятельности с использованием метода Синквейн, способствует освоению коммуникативных умений, обеспечивает полноценное включение в общение, как процесс установления и развития контактов с людьми, возникающих на основе потребности совместной деятельности, а также подготовки дошкольника к успешному обучению в школе.

Использованная литература:

  1. Акименко В. М. Развивающие технологии в логопедии [Текст]. Ростов н/Д: Феникс, 2011.
  2. Алексеева М.М., Речевое развитие дошкольников [Текст]/ М.М. Алексеева, В.И. Яшина -М., 1999.
  3. Гербова В.В. Составление описательных рассказов [Текст] // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 9.
  4. Жикалкина Т.Г. Игровые и занимательные задания для развития речи дошкольников [Текст] - М., 1989.
  5. Савчук О.В. Синквейны в детском саду [Текст] // Ребенок в детском саду. - 2012.- № 2.
  6. Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи дошкольников.Эльвина Азатовна Шелявая. http://www.maam.ru/detskijsad/ispolzovanie-tehnologi-sinkvein-v-rabote-po-razvitiyu-rechi-doshkolnikov.html [Электронный ресурс] (02.09.17)
  7. Применение метода синквейн в развитии речи детей старшего дошкольного возраста. Гончарова Дарья Вячеславовна https://zhurnalpedagog.ru/servisy/publik/publ?id= [Электронный ресурс] (07.09.17)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Монтессори-среда – территория свободного творчества

Цель: самостоятельная свободная творческая деятельность разновозрастных детей 4 – 7 лет в специально подготовленной среде монтессори.Задачи:Развитие творческих способностей детей через материалы...

свободное творчество

рисуес с пользой и удовольствием...

Физкультурное занятие на свободное творчество "Кто придумает лучше"

Задачи:Оздоровительные:1. Способствовать укреплению сердечно-сосудистой и дыхательной систем.2. Закрепить умение детей выполнять упражнения, укрепляющие свод стопы, формирующие навыки правильной осанк...

«ВЕСЕЛЫЕ МЯЧИКИ» открытый показ (совместной творческой деятельности по изготовлению атрибутов к игре своими руками) в рамках ТМО КТ «Педагогическая технология «Час свободного творчества» как реализация интереса ребенка в выборе деятельности»

Цель: создание условий для совместной творческой деятельности по изготовлению атрибутов к игре своими руками.Задачи:Образовательные:- формировать умения детей изготавливать из разного материала мячи д...

Тема: «Волшебные снежки» тематическая площадка в рамках педагогической технология «Час свободного творчества» как реализация интереса ребенка в выборе деятельности

Цель: создание условия для самостоятельной творческой деятельности по изготовлению игрового пособия. Задачи:·        обучающая: формировать умения детей ...

Организация и проведение «Часа свободного творчества» в детском саду.

Организация и проведение «Часа свободного творчества» в детском саду. Творческая активность, как качество личности проявляется уже в раннем детстве, когда ребенок настойчиво ищет и са...

Технология «Час свободного творчества» как одна из форм организации преемственности между дошкольным и начальным образованием

В статье предстален опыт реализации технологии "Час свободного творчества" на основе взаимодействия школы и детского сада...