Деловая игра для педагогов
учебно-методический материал на тему

Табакова Ольга Сергеевна

«Построение эффективного общения и взаимодействия педагогов детского сада с родителями в аспекте реализации проекта «Семьеведения»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл delovaya_igra_.docx61.22 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ “Детский сад общеразвивающего вида №27 г.Лениногорска”

МО “ЛМР” РТ

Деловая игра для педагогов

«Построение эффективного общения и взаимодействия педагогов детского сада с родителями в аспекте реализации проекта «Семьеведения»

Старший  воспитатель Табакова О.С.

Похожее изображение

г.Лениногорск, 2018

Слайд 1 и 2. Для ребёнка духовным центром, нравственным основанием является семья, её ценности, устои, отношения – семейный уклад. Ведущей особенностью образовательной и воспитательной деятельности в системе дошкольного образования в Татарстане выступает апелляция к многостороннему развитию личности дошкольников с самостоятельным фамилистическим компонентом. При этом исключается любая дискриминация воспитанников – половая, социальная, языковая, национальная, психофизиологическая, что заложено во ФГОС ДО. Направление «Семьеведение» открывает всё самое лучшее, что свойственно семейной культуре народов, входящих в этническую палитру дошкольного учреждения. Семьеведение наиболее позитивным образом трактует идеалы традиционной семьи, поддерживает этнические традиции и этнокультуру семейного воспитания. Важный компонент обучающей деятельности – наличие тесного контакта с семьёй воспитанника. Только в тесном единстве педагогов и родителей можно объективно оценить атмосферу в семье, выявить её сильные и слабые стороны в воспитании будущего семьянина, помочь родителям правильно наладить диалог с сыном, дочерью о роли семьи в их жизни.

Слайд 3. Основные задачи педагогов ДОУ в работе с родителями:

-Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;

-Объединить усилия для развития и воспитания детей;

-Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;

-Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;

-Поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Решить большинство поставленных задач возможно, используя учебно-методическое пособие «Семьеведение».

Если внимательно изучить данное пособие, то можно сформулировать принципы взаимодействия педагогов с семьями воспитанников:

1. Индивидуальный подход

2. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.

3. Сотрудничество, а не наставничество создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь)

4. Динамичность (формы и направления работы должны меняться)
Для того, чтобы в полной мере реализовать проект «Семьеведение» в детском саду педагогам необходимо овладеть всеми тонкостями эффективного общения и уметь применять их на практике.

Слайд 4. Содержание, т.е. слова, составляют всего лишь 1/6 часть общего объема общения. Невербальное общение: позы, движения, мимика, тон голоса, интонации, ритм, тембр голоса - 5/6 часть. Роль невербального общения огромна и умение его контролировать - один из факторов эффективного общения.  Важное значение в технике общения имеет умение педагога владеть невербальными средствами коммуникации (жесты, мимика, пантомимика, оттенки голоса, темп речи, паузы, контакт глаз, прикосновения). Осознанию значимости невербальной манеры общения, развитию мимической и пантомимической выразительности, умению адекватно выражать себя и «прочитывать»  эмоциональную реакцию партнера по общению способствуют  созданию условий для эффективного общения.

Упражнение «Построимся»  

Описание упражнения Ведущий предлагает провести упражнение, где основное условие состоит в том, что задание выполняется молча. Разговаривать и переписываться при этом нельзя, можно общаться только с помощью мимики и жестов. «Посмотрим, сможете ли вы понять друг друга без слов?» В первой части упражнения дается задание участникам построиться по росту, во второй части задание усложняется - нужно построиться по дате рождения. Во втором варианте по окончании построения участники поочередно озвучивают свои дни рождения, при этом происходит проверка

Психологический смысл упражнения.  Демонстрация возможности адекватного обмена информацией без использования слов, развитие экспрессии и навыков невербального общения. Необычные условия, в которые попадают участники, включает заинтересованность, заставляет находить способы донести точнее свою мысль до другого человека, контактировать друг с другом ради достижения общей цели.

Процесс общения образно можно сравнить с двухуровневым тортом. Если верхний уровень – это сфера осознанного общения, которая всем видна и понятна: жесты, мимика, пантомимика, смысл слов, то глубинный уровень общения, чаще всего не осознается, здесь происходит принятие другого, и основную роль несут установки, которые определяют наши позиции в общении, а именно:

  • Я хороший – ты плохой (позиция сверху)
  • Я плохой – ты хороший (позиция снизу)
  • Я хороший – ты хороший (позиция на равных)

Если смотреть общение в контексте с родителями, давайте проанализируем, кто какую позицию чаще всего использует? Поднимите руки кто пользуется установкой 1, 2, 3. Что она означает? (1 – назидание, превосходство; 2 – заискивание, лебезит – внутреннее опасение; 3 – принятие другого человека, общение на равных).

Из какой позиции лучше вести разговор, где будет более эффективное общение?

Общение – это деятельность, и как любая деятельность поддается анализу:
– что я чувствую, что чувствует другой?
– По какому пути идет разговор (сотрудничество или соперничество)?

Этот анализ проходит свернуто – в диалоге с самим с собой. Каждый из нас несет конфликтогены, так как не может правильно отреагировать, амортизировать: что я чувствую? Меня понимают или не понимают?

Слайд 5. Наш ресурс в общении – это постоянная рефлексия: на что я рассчитываю, какие чувства я вызываю? Таким образом, каждый воспитатель должна быть волшебницей, которая умеет управлять общением. А для этого мы должны владеть техникой “Активного слушания”

Термин "активное слушанье" долгое время был известен только психологам и  специалистам,  тесно связанным  с работой с персоналом. Однако сегодня умение "активно слушать" требуется   любому человеку, желающему быть успешным в сфере общения.

Подавляющее большинство людей, с которыми мы  общаемся, чувствительно к активному слушанию. Почему? Активный слушатель, принципиально отличается от пассивного, он демонстрирует собеседнику искреннюю заинтересованность, личное участие в разговоре, создавая тем самым позитивный эмоциональный фон беседы. Тогда как пассивный слушатель, способен посвятить вам все свое внимание, не слушая ни слова из того, что вы говорите.

Активное слушание - это процесс, который обладает несколькими ключевыми характеристиками.

Во-первых, важна собственная настройка "слушающего". Иными словами, ему должно быть по-настоящему интересно все то, что ему говорит собеседник. Без личного, искреннего интереса "затевать процесс слушания" бессмысленно, поскольку обман чувствуется мгновенно.

Слушание активное, в отличие от пассивного, отличается также физической включенностью в разговор с собеседником. Увлеченные беседой и информацией люди располагаются лицом к собеседнику, регулярно смотрят в глаза, достаточно часто кивают головой в процессе беседы.

Задача активного слушания именно услышать, т.е. максимально правильно понять собеседника. А адекватное понимание возможно только в том случае, если у нас есть возможность уточнить правильность воспринятой информации.

Кроме того, любая беседа - это активный и главное взаимный процесс, проходящий, как правило (в нормальном, естественном своем проявлении) в диалоговом режиме. Поэтому активное слушание включает в себя еще и реакцию на речь собеседника, просто кивания часто бывает недостаточно.

Итак, активное слушание — способ ведения беседы в личных или деловых отношениях, когда слушающий активно демонстрирует, что он слышит и понимает, в первую очередь, чувства говорящего.

Активно слушать собеседника — означает:

  1. Дать понять собеседнику о том, что вы услышали из того, что он вам рассказал;
  2. Сообщать партнеру о его чувствах и переживаниях, связанных с рассказом.

Результаты применения активного слушания:

  • Собеседник начинает относиться к вам с большим доверием.
  • Партнер по общению рассказывает вам гораздо больше, чем стал бы рассказывать в обычной ситуации.
  • Вы получаете возможность понять собеседника и его чувства.
  • Если партнер по общению чем-то взволнован или рассержен, то активное слушание помогает безболезненно «выпустить пар».

Упражнение 2.

 Одним из составляющих «Активного слушания» является искренность.
Поэтому следующее упражнение
"Продолжи искренне"
Инструкция.                            

Все садятся в круг. Ведущий подходит по очереди к каждому участнику и просит вытащить карточку. Участник читает вслух текст карточки и старается раздумывать как можно меньше, продолжает мысль, начатую в тексте, максимально искренне. А остальные, про себя, решают, насколько он искренен. Когда человек закончит говорить, те, кто сочли его речь искренней, молча поднимут свою руку. Если большинством (хотя бы в один голос) высказывание признается искренним, то говорившему разрешается на один шаг сместить свой стул вглубь круга (сближение). Тому, чье высказывание не признано как искреннее, дается еще попытка "вытянуть" карточку и продолжить высказывание. Обмен мнениями запрещен. Реплики по поводу высказываемого запрещаются, но разрешено задать вопрос говорящему — всего один вопрос от каждого.

Текст карточек-высказываний:

  • В обществе лиц противоположного пола я обычно
    чувствую себя...
  • У меня немало недостатков. Например...
  • Мне случалось проявлять трусость. Однажды, помню...
  • Я знаю за собой хорошие, привлекательные черты.
    Например...
  • Я помню случай, когда мне было невыносимо стыдно. Я...
  • Чего мне по настоящему хочется, так это...
  • Мне знакомо острое чувство одиночества. Помню...
  • Когда я в первый раз влюбился, я...
  • Когда меня обижают, я готов...
  • Честно говоря, моя работа мне совсем...
  • Пустая карточка. Надо что-то сказать искренне на
    произвольную тему.

Когда все сумеют высказаться искренне, ведущий просит: "Каждому сделать выдох, затем медленно глубокий вдох — и задержать дыхание, пока я говорю. Теперь на выдохе надо выкрикнуть любые слова, пришедшие в голову, а если нет слов — издать резкий звук, все что угодно. Вперед!" После такой голосовой эмоциональной "разрядки", обычно людям становится весело.

Упражнение 6. «На развитие коммуникативности педагога в общение с родителями»

Сейчас вы вытягиваете полоску с тезисом и вам необходимо подготовить к нему короткий комментарий. Высказывать свое мнение, согласны с этим или нет почему.

Тезисы.

• Нельзя сразу приступать к предмету разговора, если он неприятен родителям.

• В процессе общения воспитателю необходимо принимать те принципы воспитания и

стили взаимоотношений в семье, которые предлагают родители.

• Педагог должен проявлять себя более сдержанно в выражении положительного

мнения о родителях как партнерах по общению, чем родители о педагогах.

• Если вы видите лицо собеседника без улыбки, улыбнетесь сами.

• Доверительное общение между воспитателем и родителями воспитанников не

может быть навязано, оно должно возникнуть как естественное желание другой

стороны.

• Применение одних только традиционных форм общения в работе с родителями (групповые собрания, консультации) не достаточно для успешного взаимодействия с семьей.

• Когда задето чувство собственного достоинства одного из собеседников, непременно страдает само общение.

• Родители должны услышать то, что им сказал педагог.

Статистика показывает: в основном родители получают информацию друг от друга. А, как нам известно, информация, передаваемая из уст в уста, имеет свойство искаженности. Родители очень хотят знать о том, что делает ребёнок в детском саду. Как они могут получить информацию об этом?  Во-первых: когда приводят ребёнка (несколько секунд или минут) и когда забирают. Поэтому постарайтесь уделить внимание ребёнку в эти моменты – встретьте его с улыбкой, порадуйтесь его приходу. А если его забирают – напомните, что завтра вы его снова ждёте… Таким образом, родители чувствуют ту атмосферу благополучия, в которой находится ребёнок в течение всего дня и спокойно пойдут по своим делам. Даже секунды – способны творить чудеса и изменить тревожность и беспокойство на спокойствие и доверие.

Слайд 7. Кому из нас хочется слушать монотонные, не понятные лекции. Более того, большой поток информации, воспринимаемый на слух не запоминается, даже если прилагать максимум усилий. Поэтому не забивайте родителям голову длинными годовыми задачами и возрастными особенностями. Информация должна быть доступной для «непедагога» и интересной. Вместо привычных родительских собраний  в пособии «Семьеведение» предлагаются такие формы работы с родителями, как

  • индивидуальные беседы со специалистами и воспитателями
  • общие просемейные праздники в ДОУ: День бабушки-дедушки (1 октября международный День пожилого человека), День отца (третье воскресенье октября), День матери (четвёртое воскресенье ноября), Международный День семьи (15 мая), День семьи, любви и верности (8 июля);
  •  совместные выходы за пределы ДОУ детей и родителей;
  • составление семейных стендов (дети и их родители, братья и сёстры на фотографиях, бабушки и дедушки);
  • разработка и изготовление семейной эмблемы (рисунок).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет в форме деловой игры с педагогам ДОУ «Комплексно-тематическое планирование работы педагога ДОУ

Методическая разработка плана проведения педагогического совета в форме деловой игры с воспитателями и специалистами в дошкольном образовательном учреждении.  Данный материал содержит:  пере...

Презентация ДЕЛОВАЯ ИГРА для педагогов по теме «Совершенствование грамотной речи педагога на работе и в повседневной жизни»

Материал представлен в форме деловой игры для воспитателей ДОУ. Цель игры: Совершенствование грамотной речи педагогов. В статье представлены игровые упражнение на словообразование и словоизменени...

Деловая игра для педагогов на тему: Креативность – как один из компонентов профессиональной компетентности современного педагога ДОУ

Деловая игра для педагогов на тему: "Креативность – как один из компонентов профессиональной компетентности современного педагога ДОУ"...

Конспект деловой игры для педагогов дошкольного образования по теме «Повышение компетентности педагогов при интегрировании образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО»

Выступление на РМО педагогов дошкольного образования по теме "Интеграция образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО" 2015 - 2016 гг....