Главные вкладки

    :«Планирование и организация психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и их социализация в ДОУ».
    методическая разработка

    Степурка Светлана Юрьевна

    Предварительный просмотр:

    С.Ю.Степурка

    старший воспитатель МБДОУ №27

    г.Канск

    Тема :«Планирование и организация психолого-педагогического сопровождения  детей с ОВЗ и их социализация в ДОУ».

             

            1.Актуальность

                  Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад присмотра и оздоровления «Солнышко» № 27 г. Канска Красноярского края, в соответствии с Законом РФ «Об образовании», обеспечивает помощь семье в воспитании детей дошкольного возраста, охране и укреплению их физического и психического здоровья, развитию индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений речи, психических функций.

            Процесс социализации детей с ОВЗ предполагает вовлечение и самовключение их в образовательную и свободную деятельность и связанное с этим межличностное общение с нормально  развивающимися сверстниками, что способствует социокультурной интеграции воспитанников с ОВЗ.

            Построение образовательного процесса осуществляется с использованием сохранных анализаторов, функций и систем организма в соответствии со спецификой недостатка развития. Решающее значение для социализации детей имеет специальное обучение, основанное на компенсаторных возможностях организма. В работе учитываются интересы, способности, возможности детей для социализации.

                  Цель  – формирование системы мероприятий (механизмов) основанных на идеях инклюзии, обеспечивающих целенаправленный процесс образования (воспитания) детей с ограниченными возможностями здоровья, специальных условий (материально-технических, социально-педагогических и т.д.) для развития детей с особыми образовательными потребностями в рамках образовательной системы детского сада и  обеспечение успешной социализации.

             Задачи:

    1. создать условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья с учетом их психофизических особенностей;

    2. организовать психолого-педагогическую работу с родителями детей с ОВЗ;

    3. повысить профессиональный уровень и компетентность педагогов в области коррекционной работы с воспитанниками с ОВЗ и их социализации в образовательное пространство ДОУ.

    Участник сопровождения

    Цели

    Методы работы

    Администрация

    Управленческое и организационное обеспечение профессионального роста педагогов, повышения социально - педагогической грамотности родителей.

    -Собеседование, интервью.

    -Информирование о перспективах деятельности в рамках проекта.

    -Организация научно - методических семинаров, работы мастер – класса.

    -Использование системы мотивации на сотрудничество и самообразование по проблеме.

    Методическая служба

    Профессиональная подготовка и помощь педагогу в разрешении проблем  профессиональной деятельности.

    Проектирование и реализация педагогического сопровождения инклюзивного образования

    -Анализ и оценка профессиональной деятельности педагогов, функциональной грамотности родителей.

    -Организация и проведение разных форм методической работы с педагогами и родителями по проблеме.

    -Информирование о научно - теоретической и методической литературе по проблеме.

    -Помощь в проектировании и реализации индивидуальных творческих планов.

    Психологическая служба

    Повышение психологической компетентности педагогов и родителей.

    -Психологический анализ педагогической деятельности.

    -Психологическая диагностика развития детей, тестирование педагогов и родителей.

    -Проведение психолого-педагогических тренингов, семинаров, консультаций.

    Педагог (воспитатели, специалисты)

    Повышение профессионального мастерства и психологической компетентности по проблеме.

    -Самоанализ педагогической деятельности.

    -Участие в семинарах, конференциях, методической работе ДОУ по проблеме.

    Работа по самообразованию.

    2.Модель профессиональной взаимосвязи всех специалистов ДОУ

     Педагог-психолог:

    - организует взаимодействие педагогов;

    - разрабатывает индивидуальные маршруты сопровождения детей с ОВЗ;

    - проводит  психодиагностическую работу с детьми;

    - организует специальную коррекционную работу с детьми;

    - повышает уровень психологической компетентности педагогов детского сада;

    - проводит консультативную работу с родителями.

    Учитель-логопед:

    -диагностирует уровень импрессивной и экспрессивной речи;

    -составляет индивидуальные планы развития;

    -проводит индивидуальные занятия (постановка правильного речевого дыхания, коррекция звуков, их автоматизация, дифференциация и введение в самостоятельную речь), подгрупповые занятия (формирование фонематических процессов);

    -консультирует педагогических работников и родителей о применении логопедических методов и технологий коррекционно-развивающей работы;

    Музыкальный руководитель:

    -осуществляет музыкальное и эстетическое воспитание детей;

    -учитывает психологическое, речевое и физическое развитие детей при подборе материала для занятий;

    -использует на занятиях элементы музыкотерапии и др.  

    Инструктор по физической культуре:

    -осуществляет укрепление здоровья детей;

    -совершенствует психомоторные способности дошкольников.

    Воспитатель:

    -проводит занятия по продуктивным видам деятельности (рисование, лепка, конструирование) по подгруппам и индивидуально. Организует совместную и самостоятельную деятельность детей;

    -воспитывает культурно-гигиенические навыки, развивает тонкую и общую моторику;

    -организует индивидуальную работу с детьми по заданиям и с учетом рекомендаций специалистов (педагога-психолога, учителя-логопеда);

    -применяет здоровьесберегающие технологии, создает благоприятный микроклимат в группе;

    -консультирует родителей о формировании культурно-гигиенических навыков, об индивидуальных особенностях ребенка, об уровне развития мелкой моторики.

     Медицинский персонал: 

    -проводит лечебно-профилактические и оздоровительные мероприятия;

    -осуществляет контроль за состоянием здоровья детей посредством регулярных осмотров, за соблюдением требований санитарно-эпидемиологических норм.

    Председатель ПМПк:

    - координирует деятельность ПМПк;

    - обеспечивает взаимодействие всех специалистов ДОУ;

    - контактирует с родителями (законными представителями);

    - несет ответственность за конфиденциальность информации о детях с ОВЗ.

    3. Создание условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья с учетом их психофизических особенностей.

    Организационно – административное обеспечение:

    -создание банка данных о детях с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, детях-инвалидах в ДОУ;

     -формирование нормативно-правовой, методической, образовательной, психолого-медико-социальной базы;

     -приобретение и распространение в ДОУ различных изданий по развитию детей с ОВЗ.  

    Методическое обеспечение  

       Подготовка библиотеки научно-популярной литературы в помощь педагогам и родителям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья.

    Научно-методическое обеспечение:

     -организация консультативной помощи педагогам по вопросам воспитания и обучения детей с ОВЗ;

    -проведение обучающих семинаров, мастер-классов, круглых столов по проблемам образования детей с ОВЗ с привлечением специалистов;  

    -разработка и распространение методических рекомендаций, пособий по вопросам образования детей с ОВЗ;  

    -совершенствование научно-методической базы в ДОУ по реализации программы образования детей с ОВЗ;  

    Материально-техническое обеспечение

    Для качественной образования детей с ОВЗ и их семьям предоставляются:

    - медицинский кабинет;

    - сенсорно - игровые центры в группах;

    -в спортивно -музыкальном  зале - тренажёры; мультимедиа; музыкальная аппаратура,

    - на территории ДОУ детская спортивная площадка;

    - психолого -логопедический кабинет.

    Психолого-педагогическое обеспечение:  

                Организация работы психолого-педагогических консилиума ДОУ  с целью выявления особенностей детей с ОВЗ и оказания индивидуальной консультативной помощи воспитанникам и их родителям;  

            ПМПк нашего детского сада обеспечивает систему профессиональной деятельности «команды» специалистов, направленной на создание социально-психологических условий для успешного развития каждого ребёнка независимо от уровня его способностей в конкретной социальной среде, состояния соматического и психического здоровья. В состав ПМПк  мы включили следующих специалистов: старшего воспитателя, учителя-логопеда, педагога-психолога, медицинского работника, воспитателей групп.

    Задачи ПМПк:

    1. Первичная диагностика ребёнка и его семьи: первое знакомство родителей со специалистами, которые в дальнейшем будут проводить коррекционные мероприятия;  создание доверительного отношения к специалисту, заинтересованности родителей в участии в процессе развития и воспитания ребёнка в ДОУ и семье.

    2. Налаживание тесного контакта специалиста с родителями - ознакомление родителей с формами работы ДОУ с детьми ОВЗ и  семьёй.

    3. Составление адаптированных образовательных программ сопровождения для каждого ребёнка с ОВЗ  на основе рекомендаций ПМПК, карт реабилитации,  заключение специалистов с  определением индивидуального образовательного маршрута каждого ребёнка.

    4. Составление плана работы специалистов ДОУ с  детьми с ОВЗ.

    5.Разработка методических рекомендаций по взаимодействию ДОУ  и семьи ребёнка с ОВЗ.  

    6.Организация в  ДОУ постоянно действующих семинаров, круглых столов, лекций, мастер-классов для педагогов и родителей по проблемным вопросам.

     7.Организация методического сопровождения процесса образования детей с ОВЗ.

    8.Организация и проведение мониторинга по проблемам коррекционно – развивающей работы с детьми с ОВЗ в ДОУ.

     9.Подготовка и публикация на сайте  ДОУ материалов по вопросам коррекционно – развивающей  работы с детьми с ОВЗ и их социализации в образовательное пространство ДОУ.    

    4.Организация психолого-педагогической  работы с родителями детей с ОВЗ.

    Задачи в работе с родителями детей с ОВЗ:

    1. Научить родителей эффективным способам взаимодействия с ребёнком.

    2. Вооружить необходимыми знаниями и умениями в области педагогики и психологии развития.

     3. Сформировать адекватную самооценку.

    Формы взаимодействия  с родителями:

    1. Беседы: групповые и индивидуальные.

    2.Консультации: групповые, индивидуальные, по заявке, тематические, оперативные. Данные формы работы преследуют цель информирования родителей об этапах психологического развития ребёнка, организации предметно-развивающего пространства для ребёнка в семье, закономерностях аномального развития.

    3. Родительские собрания в форме: «круглых столов», «Педагогической гостиной».

    Задачи «круглого стола» или «педагогической гостиной»: возможность встречи  друг с другом, обмен опытом и оказания друг другу поддержки, что даёт  родителям детей с ОВЗ ощущение того, что «они не одиноки»; помогает  выработать определённые социальные навыки для преодоления трудностей в воспитании детей с ОВЗ.

    4. Индивидуальные и групповые занятия  детей с участием родителей.

    Задачи: стимулируют родителей, вдохновляют их; учат не только содержательному взаимодействию со своим ребёнком, но и освоению новых методов и форм общения с ним.  

    5. Проведение совместных праздников, конкурсов, развлечений.

    Задачи: формирование активной родительской позиции и адекватной самооценки. Родители видят, что вокруг них есть семьи, близкие им по духу и имеющие похожие проблемы; убеждаются на примере других семей, что активное участие родителей в развитии ребёнка ведёт к успеху. Такое сотрудничество со специалистами ДОУ помогает родителям применять полученные знания и умения в работе со своими детьми дома и принять ребёнка таким, какой он есть – во всех его проявлениях.  

    Ожидаемые результаты

    В МБДОУ№27 системно ведется работа с детьми с речевыми нарушениями. Дети с нарушением  речи обучаются как в комбинированных группах с возможностью интеграции в общеобразовательные группы, так и по системе инклюзивного образования. После выпуска из детского сада воспитанники продолжают обучение в общеобразовательных школах города.

    Результаты:

     1) Создана модель взаимодействия педагогов, специалистов, медицинского персонала ДОУ и родителей в коррекционно-педагогической работе с воспитанниками с ОВЗ и их социализации в образовательное пространство ДОУ.

    2) Повысился профессиональный уровень и компетентность педагогов в области коррекционной работы с воспитанниками с ОВЗ и их социализации в образовательное пространство ДОУ ( 6 педагогов прошли обучение).

    3) Наблюдается положительная динамика оздоровления воспитанников с ОВЗ и в их социализации в образовательное пространство ДОУ.  

    4) Обобщен и распространен опыт педагогов  городском уровне.  

    5) Организована единая комфортная РППС для воспитанников с разными стартовыми возможностями и детей ОВЗ.  

    6) Повысилась  компетентность родителей в вопросах воспитания детей с ОВЗ.  

    7) Для специалистов подобрана методическая копилка по работе с  детьми с ОВЗ, имеется доступ в сеть Интернет.

            Формирование компонентов, составляющих личностные качества, необходимые для социализации, зависят от педагогических условий, создаваемых в образовательном процессе. Осуществление воспитание в коллективах различного типа позволяет расширить сферу общению, создает общения для конструктивных процессов социокультурного самоопределения, адекватной коммуникаций, формирует навыки социальной адаптации, самореализации, способствует социализации детей с ОВЗ.

            Осуществление воспитания в коллективе различного типа позволяет расширить сферу общения, создает условия для конструктивных процессов социокультурного самоопределения, адекватной коммуникации, формирует навыки социальной адаптации, самореализации, способствует социализации детей с ОВЗ.

     

    Индикаторы результативности

    1. Результаты опросов, тестирования, анкетирования родителей и педагогов

    ( аналитические материалы).

    2.Результаты диагностики (диаграммы, графики, сводные таблицы, результаты продуктивной деятельности):

    - развития детей,

    - уровня детско-родительских отношений,

    -личностное  развитие родителей и педагогов

    3.Востребованность родителями психолого - педагогических мероприятий

    ( журналы посещаемости, книги отзывов).

    4.Повышение рейтинга учреждения.

    проблемы:  

    1.несоответствие материально - технической базы (компьютер для детей, оргтехника, интерактивная доска, центр  "Песка и воды", сухой бассейн, мягкие модули и др.). РЕШЕНИЕ  - приобретение за счет платных дополнительных образовательных услуг, спонсоры, благотворительные пожертвования.

    2.нет экспертизы программ АОП (внутренняя) РЕШЕНИЕ - взаимодействие с ДОУ, посещение методических мероприятий

    3. нет дефектолога РЕШЕНИЕ - обучение воспитателя - переподготовка

    поощрение

    грамоты, стимулирующие выплаты


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Организация психолого-педагогической работы с гиперактивными детьми с использованием технологии коучинга.

    Материалы психологической консультации для педагогов имеют информационно-практический характер. Психологическое просвещение данной консультации заключается в вооружении педагогов знаниями  о детя...

    Организация психолого- педагогической работы с родителями на этапе подготовки к школьному обучению детей с ограниченными возможностями здоровья.

    В этом материале раскрываются основные формы работы дошкольного образовательного учреждения с родителями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья.  В большинстве случаев родителям, ...

    Организация совместных занятий детей с ЗПР и их родителей, как условие повышения эффективности коррекционной работы в ДОУ

    Данная консультация поможет при работе с семьей учителя=дефектологам и учителям-логопедам...

    Годовой план психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и их семей в СП Лекотека в 2015-2016 у/г.

    Годовой план включает работу психолога по основным направлениям с родителями, педагогами и детьми....

    «Специфика организации образовательной деятельности для детей – инвалидов и с ОВЗ в ДОУ»

    Федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ОВЗ рассматриваются как неотъемлемая часть федеральных государственных стандартов общего образования. Такой подход согласуется с Декла...

    Планирование и организация работы с детьми с ОВЗ в дошкольных учреждениях общеразвивающего вида

    Исходя из образовательных потребностей детей с ОВЗ, выделяются задачи социальной направленности, обеспечивающие их адаптацию и коммуникацию в коллективе сверствников....

    «Создание условий для эффективной организации образовательной деятельности для детей – инвалидов и с ОВЗ в ДОУ»

    В России развивается процесс интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в среду нормально развивающихся сверстников. Действующее законодательство в настоящее время позволяет организовыват...