:«Планирование и организация психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и их социализация в ДОУ».
методическая разработка

Степурка Светлана Юрьевна

Предварительный просмотр:

С.Ю.Степурка

старший воспитатель МБДОУ №27

г.Канск

Тема :«Планирование и организация психолого-педагогического сопровождения  детей с ОВЗ и их социализация в ДОУ».

         

        1.Актуальность

              Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад присмотра и оздоровления «Солнышко» № 27 г. Канска Красноярского края, в соответствии с Законом РФ «Об образовании», обеспечивает помощь семье в воспитании детей дошкольного возраста, охране и укреплению их физического и психического здоровья, развитию индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений речи, психических функций.

        Процесс социализации детей с ОВЗ предполагает вовлечение и самовключение их в образовательную и свободную деятельность и связанное с этим межличностное общение с нормально  развивающимися сверстниками, что способствует социокультурной интеграции воспитанников с ОВЗ.

        Построение образовательного процесса осуществляется с использованием сохранных анализаторов, функций и систем организма в соответствии со спецификой недостатка развития. Решающее значение для социализации детей имеет специальное обучение, основанное на компенсаторных возможностях организма. В работе учитываются интересы, способности, возможности детей для социализации.

              Цель  – формирование системы мероприятий (механизмов) основанных на идеях инклюзии, обеспечивающих целенаправленный процесс образования (воспитания) детей с ограниченными возможностями здоровья, специальных условий (материально-технических, социально-педагогических и т.д.) для развития детей с особыми образовательными потребностями в рамках образовательной системы детского сада и  обеспечение успешной социализации.

         Задачи:

1. создать условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья с учетом их психофизических особенностей;

2. организовать психолого-педагогическую работу с родителями детей с ОВЗ;

3. повысить профессиональный уровень и компетентность педагогов в области коррекционной работы с воспитанниками с ОВЗ и их социализации в образовательное пространство ДОУ.

Участник сопровождения

Цели

Методы работы

Администрация

Управленческое и организационное обеспечение профессионального роста педагогов, повышения социально - педагогической грамотности родителей.

-Собеседование, интервью.

-Информирование о перспективах деятельности в рамках проекта.

-Организация научно - методических семинаров, работы мастер – класса.

-Использование системы мотивации на сотрудничество и самообразование по проблеме.

Методическая служба

Профессиональная подготовка и помощь педагогу в разрешении проблем  профессиональной деятельности.

Проектирование и реализация педагогического сопровождения инклюзивного образования

-Анализ и оценка профессиональной деятельности педагогов, функциональной грамотности родителей.

-Организация и проведение разных форм методической работы с педагогами и родителями по проблеме.

-Информирование о научно - теоретической и методической литературе по проблеме.

-Помощь в проектировании и реализации индивидуальных творческих планов.

Психологическая служба

Повышение психологической компетентности педагогов и родителей.

-Психологический анализ педагогической деятельности.

-Психологическая диагностика развития детей, тестирование педагогов и родителей.

-Проведение психолого-педагогических тренингов, семинаров, консультаций.

Педагог (воспитатели, специалисты)

Повышение профессионального мастерства и психологической компетентности по проблеме.

-Самоанализ педагогической деятельности.

-Участие в семинарах, конференциях, методической работе ДОУ по проблеме.

Работа по самообразованию.

2.Модель профессиональной взаимосвязи всех специалистов ДОУ

 Педагог-психолог:

- организует взаимодействие педагогов;

- разрабатывает индивидуальные маршруты сопровождения детей с ОВЗ;

- проводит  психодиагностическую работу с детьми;

- организует специальную коррекционную работу с детьми;

- повышает уровень психологической компетентности педагогов детского сада;

- проводит консультативную работу с родителями.

Учитель-логопед:

-диагностирует уровень импрессивной и экспрессивной речи;

-составляет индивидуальные планы развития;

-проводит индивидуальные занятия (постановка правильного речевого дыхания, коррекция звуков, их автоматизация, дифференциация и введение в самостоятельную речь), подгрупповые занятия (формирование фонематических процессов);

-консультирует педагогических работников и родителей о применении логопедических методов и технологий коррекционно-развивающей работы;

Музыкальный руководитель:

-осуществляет музыкальное и эстетическое воспитание детей;

-учитывает психологическое, речевое и физическое развитие детей при подборе материала для занятий;

-использует на занятиях элементы музыкотерапии и др.  

Инструктор по физической культуре:

-осуществляет укрепление здоровья детей;

-совершенствует психомоторные способности дошкольников.

Воспитатель:

-проводит занятия по продуктивным видам деятельности (рисование, лепка, конструирование) по подгруппам и индивидуально. Организует совместную и самостоятельную деятельность детей;

-воспитывает культурно-гигиенические навыки, развивает тонкую и общую моторику;

-организует индивидуальную работу с детьми по заданиям и с учетом рекомендаций специалистов (педагога-психолога, учителя-логопеда);

-применяет здоровьесберегающие технологии, создает благоприятный микроклимат в группе;

-консультирует родителей о формировании культурно-гигиенических навыков, об индивидуальных особенностях ребенка, об уровне развития мелкой моторики.

 Медицинский персонал: 

-проводит лечебно-профилактические и оздоровительные мероприятия;

-осуществляет контроль за состоянием здоровья детей посредством регулярных осмотров, за соблюдением требований санитарно-эпидемиологических норм.

Председатель ПМПк:

- координирует деятельность ПМПк;

- обеспечивает взаимодействие всех специалистов ДОУ;

- контактирует с родителями (законными представителями);

- несет ответственность за конфиденциальность информации о детях с ОВЗ.

3. Создание условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья с учетом их психофизических особенностей.

Организационно – административное обеспечение:

-создание банка данных о детях с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, детях-инвалидах в ДОУ;

 -формирование нормативно-правовой, методической, образовательной, психолого-медико-социальной базы;

 -приобретение и распространение в ДОУ различных изданий по развитию детей с ОВЗ.  

Методическое обеспечение  

   Подготовка библиотеки научно-популярной литературы в помощь педагогам и родителям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья.

Научно-методическое обеспечение:

 -организация консультативной помощи педагогам по вопросам воспитания и обучения детей с ОВЗ;

-проведение обучающих семинаров, мастер-классов, круглых столов по проблемам образования детей с ОВЗ с привлечением специалистов;  

-разработка и распространение методических рекомендаций, пособий по вопросам образования детей с ОВЗ;  

-совершенствование научно-методической базы в ДОУ по реализации программы образования детей с ОВЗ;  

Материально-техническое обеспечение

Для качественной образования детей с ОВЗ и их семьям предоставляются:

- медицинский кабинет;

- сенсорно - игровые центры в группах;

-в спортивно -музыкальном  зале - тренажёры; мультимедиа; музыкальная аппаратура,

- на территории ДОУ детская спортивная площадка;

- психолого -логопедический кабинет.

Психолого-педагогическое обеспечение:  

            Организация работы психолого-педагогических консилиума ДОУ  с целью выявления особенностей детей с ОВЗ и оказания индивидуальной консультативной помощи воспитанникам и их родителям;  

        ПМПк нашего детского сада обеспечивает систему профессиональной деятельности «команды» специалистов, направленной на создание социально-психологических условий для успешного развития каждого ребёнка независимо от уровня его способностей в конкретной социальной среде, состояния соматического и психического здоровья. В состав ПМПк  мы включили следующих специалистов: старшего воспитателя, учителя-логопеда, педагога-психолога, медицинского работника, воспитателей групп.

Задачи ПМПк:

1. Первичная диагностика ребёнка и его семьи: первое знакомство родителей со специалистами, которые в дальнейшем будут проводить коррекционные мероприятия;  создание доверительного отношения к специалисту, заинтересованности родителей в участии в процессе развития и воспитания ребёнка в ДОУ и семье.

2. Налаживание тесного контакта специалиста с родителями - ознакомление родителей с формами работы ДОУ с детьми ОВЗ и  семьёй.

3. Составление адаптированных образовательных программ сопровождения для каждого ребёнка с ОВЗ  на основе рекомендаций ПМПК, карт реабилитации,  заключение специалистов с  определением индивидуального образовательного маршрута каждого ребёнка.

4. Составление плана работы специалистов ДОУ с  детьми с ОВЗ.

5.Разработка методических рекомендаций по взаимодействию ДОУ  и семьи ребёнка с ОВЗ.  

6.Организация в  ДОУ постоянно действующих семинаров, круглых столов, лекций, мастер-классов для педагогов и родителей по проблемным вопросам.

 7.Организация методического сопровождения процесса образования детей с ОВЗ.

8.Организация и проведение мониторинга по проблемам коррекционно – развивающей работы с детьми с ОВЗ в ДОУ.

 9.Подготовка и публикация на сайте  ДОУ материалов по вопросам коррекционно – развивающей  работы с детьми с ОВЗ и их социализации в образовательное пространство ДОУ.    

4.Организация психолого-педагогической  работы с родителями детей с ОВЗ.

Задачи в работе с родителями детей с ОВЗ:

1. Научить родителей эффективным способам взаимодействия с ребёнком.

2. Вооружить необходимыми знаниями и умениями в области педагогики и психологии развития.

 3. Сформировать адекватную самооценку.

Формы взаимодействия  с родителями:

1. Беседы: групповые и индивидуальные.

2.Консультации: групповые, индивидуальные, по заявке, тематические, оперативные. Данные формы работы преследуют цель информирования родителей об этапах психологического развития ребёнка, организации предметно-развивающего пространства для ребёнка в семье, закономерностях аномального развития.

3. Родительские собрания в форме: «круглых столов», «Педагогической гостиной».

Задачи «круглого стола» или «педагогической гостиной»: возможность встречи  друг с другом, обмен опытом и оказания друг другу поддержки, что даёт  родителям детей с ОВЗ ощущение того, что «они не одиноки»; помогает  выработать определённые социальные навыки для преодоления трудностей в воспитании детей с ОВЗ.

4. Индивидуальные и групповые занятия  детей с участием родителей.

Задачи: стимулируют родителей, вдохновляют их; учат не только содержательному взаимодействию со своим ребёнком, но и освоению новых методов и форм общения с ним.  

5. Проведение совместных праздников, конкурсов, развлечений.

Задачи: формирование активной родительской позиции и адекватной самооценки. Родители видят, что вокруг них есть семьи, близкие им по духу и имеющие похожие проблемы; убеждаются на примере других семей, что активное участие родителей в развитии ребёнка ведёт к успеху. Такое сотрудничество со специалистами ДОУ помогает родителям применять полученные знания и умения в работе со своими детьми дома и принять ребёнка таким, какой он есть – во всех его проявлениях.  

Ожидаемые результаты

В МБДОУ№27 системно ведется работа с детьми с речевыми нарушениями. Дети с нарушением  речи обучаются как в комбинированных группах с возможностью интеграции в общеобразовательные группы, так и по системе инклюзивного образования. После выпуска из детского сада воспитанники продолжают обучение в общеобразовательных школах города.

Результаты:

 1) Создана модель взаимодействия педагогов, специалистов, медицинского персонала ДОУ и родителей в коррекционно-педагогической работе с воспитанниками с ОВЗ и их социализации в образовательное пространство ДОУ.

2) Повысился профессиональный уровень и компетентность педагогов в области коррекционной работы с воспитанниками с ОВЗ и их социализации в образовательное пространство ДОУ ( 6 педагогов прошли обучение).

3) Наблюдается положительная динамика оздоровления воспитанников с ОВЗ и в их социализации в образовательное пространство ДОУ.  

4) Обобщен и распространен опыт педагогов  городском уровне.  

5) Организована единая комфортная РППС для воспитанников с разными стартовыми возможностями и детей ОВЗ.  

6) Повысилась  компетентность родителей в вопросах воспитания детей с ОВЗ.  

7) Для специалистов подобрана методическая копилка по работе с  детьми с ОВЗ, имеется доступ в сеть Интернет.

        Формирование компонентов, составляющих личностные качества, необходимые для социализации, зависят от педагогических условий, создаваемых в образовательном процессе. Осуществление воспитание в коллективах различного типа позволяет расширить сферу общению, создает общения для конструктивных процессов социокультурного самоопределения, адекватной коммуникаций, формирует навыки социальной адаптации, самореализации, способствует социализации детей с ОВЗ.

        Осуществление воспитания в коллективе различного типа позволяет расширить сферу общения, создает условия для конструктивных процессов социокультурного самоопределения, адекватной коммуникации, формирует навыки социальной адаптации, самореализации, способствует социализации детей с ОВЗ.

 

Индикаторы результативности

  1. Результаты опросов, тестирования, анкетирования родителей и педагогов

( аналитические материалы).

2.Результаты диагностики (диаграммы, графики, сводные таблицы, результаты продуктивной деятельности):

- развития детей,

- уровня детско-родительских отношений,

-личностное  развитие родителей и педагогов

3.Востребованность родителями психолого - педагогических мероприятий

( журналы посещаемости, книги отзывов).

4.Повышение рейтинга учреждения.

проблемы:  

1.несоответствие материально - технической базы (компьютер для детей, оргтехника, интерактивная доска, центр  "Песка и воды", сухой бассейн, мягкие модули и др.). РЕШЕНИЕ  - приобретение за счет платных дополнительных образовательных услуг, спонсоры, благотворительные пожертвования.

2.нет экспертизы программ АОП (внутренняя) РЕШЕНИЕ - взаимодействие с ДОУ, посещение методических мероприятий

3. нет дефектолога РЕШЕНИЕ - обучение воспитателя - переподготовка

поощрение

грамоты, стимулирующие выплаты


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система организации психолого-педагогических практикумов.

Не секрет, что большинство детей с речевыми нарушениями испытывают состояние дискомфорта и неуверенности в собственных силах, имеют высокий уровень тревожности, очень чувствительны к ситуациям стресса...

РАЗВЕРНУТОЕ КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ООД (СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ) 2-Я МЛАДШАЯ ГРУППА

ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ 2-Й МЛАДШЕЙ ГРУППЫ ПО ПРОГРАММЕ "ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ" Н.Е. ВЕРАКСЫ.......

«Интегративный и деятельностный подход к организации психолого-педагогической работы по реализации образовательной области «Музыка» на основе мониторинга»

Данный материал содержит в себе мультимедийную презентацию и также текстовое сопровождение к слайдам. Эти материалы использовались на методическом объединении музыкальных руководителей. Буду рада, есл...

Организация психолого-педагогической работы с гиперактивными детьми с использованием технологии коучинга.

Материалы психологической консультации для педагогов имеют информационно-практический характер. Психологическое просвещение данной консультации заключается в вооружении педагогов знаниями  о детя...

Доклад к педагогическому совету на тему "Требования к условиям реализации общеобразовательной программы образовательной организации: психолого– педагогические условия, кадровые, материально – технические"

Основные принципы дошкольного образованияПолноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификации) детского развития;Индивидуализац...