Программа Развивалочка
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Бадмаева Наталья Павловна

Программа Развивалочка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_razvivalochka_bnp.docx27.89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образование «Баргузинский район»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Улюнский детский сад «Солнышко».

Программа

                                дополнительного образования

 «Развивалочка»

             (для детей старшего и подготовительного дошкольного возраста).

                                                                                             

                                                                                                                     

                                                                                                                       Воспитатель:

                                                                                              Бадмаева Наталья Павловна.

                                                                       У. Улюн.

      Программа   дополнительного образования «Развивалочка» воспитателя Бадмаевой Наталья Павловны направлена на развитие познавательных способностей ребёнка старшего и подготовительного возраста с использованием    элементов мнемотехники, развивающих игр и занятий (палочки Кюизенера, игры Никитина).

                             Пояснительная записка к программе.

      Старшей дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. С 4,5-6,5 лет происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребенка, в отношениях с окружающими: взрослыми и сверстниками. Ведущий вид деятельности в этом возрасте – предметно-действенное сотрудничество. В игре, продуктивных видах деятельности (рисовании, конструировании) происходит знакомство ребенка со свойствами предметов, развиваются его восприятие, мышление, воображение.  Ребенок способен уже не только учитывать свойства предметов, но и усваивать некоторые общепринятые представления о разновидностях этих свойств – сенсорные эталоны формы, величины, цвета и др. Они становятся образцами, мерками, с которыми сопоставляются особенности воспринимаемых предметов. Достижения в психическом развитии ребенка создают благоприятные условия для существенных сдвигов в характере обучения. Появляется возможность перейти от форм обучения, основанных на подражании действиям взрослого, к формам, где взрослый в игровой форме организует самостоятельные действия детей, направленные на выполнение определенного задания. Дети  дошкольного возраста проявляют активный интерес к предметам и явлениям, которые их окружают, однако в силу несформированности  устойчивого произвольного внимания не могут долго и сосредоточенно заниматься одним делом. Преобладающей формой мышления является наглядно - образное. В игре ребенок усваивает новые знания, учится оперировать предметами и пособиями, познавая их свойства и качества. Я строю свою деятельность на основе игровых методов и приемов. Развитие речи в  дошкольном возрасте напрямую связано с развитием мелкой моторики руки ребенка, для чего я использую упражнения  артикуляционной гимнастики, физкультурные упражнения для кистей рук, лепку из пластилина и потешки с пальчиками. Считаю необходимым обеспечить познавательное развитие личности ребенка средствами математики. Палочки Кюизенера в ходе игры и игровых занятий, знакомят детей с величиной, геометрическими фигурами, упражняют в ориентировке в пространстве и знакомят детей с понятием числа.

Шестой год жизни является периодом интенсивного роста и развития организма ребенка. Восприятие становится более расчлененным. Дети овладевают умением обследовать предметы, последовательно выделять в них отдельные части и устанавливать соотношение между ними.
    Важным психическим новообразованием детей  является умение оперировать в уме представлениями о предметах, обобщенных свойствах этих предметов, связях и отношениях между предметами и событиями. Для речевого развития детей данного возраста характерно активное расширение словаря, интенсивное формирование грамматического строя собственной речи, освоение норм звукопроизношения. На занятиях, я применяю элементы методики мнемотехники при обучении детей математике, знакомству с буквами и развитию речи.

Цель: Обеспечение познавательного развития личности ребёнка, с использованием развивающих игр и элементов мнемотехники.

Задачи первого года:

  • Знакомство с гласными звуками и буквами, их обозначающими,
  • Укрепление мелкой моторики,
  • Развитие внимания и памяти,
  • Знакомство со счётом и цифрами, в пределах  5.

Задачи второго года:

  • Знакомство с согласными звуками и буквами, их обозначающими,
  • Укрепление мелкой моторики,
  • Развитие внимания и памяти,
  • Знакомство со  счётом и цифрами, в пределах  10.

Отличительные особенности дополнительной образовательной программы:

  • Обучение детей приёмам мнемотехники,
  • Использование развивающих игр и занятий (палочки Кюизенера, игры Никитина).

Программа разработана для детей от 4,5 до 6,5 лет. Занятия проводятся вне времени, отведённого для занятий по основной образовательной программе, в пределах режима работы детского сада, во второй половине дня. Программа включает в себя 32 занятия в год. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Длительность занятия регламентируется возрастом детей.

К концу первого года обучения дети должны:

  • Слышать гласный звук в слове, называть предметы с заданным звуком, правильно произносить гласные звуки, определять, есть ли заданный звук в слове;
  • Узнавать гласные буквы, уметь обвести  и закрасить их, определять на ощупь, уметь выразительно читать стихи о буквах;
  • Уметь группировать предметы по цвету и величине, устанавливать равенство и неравенство двух групп предметов, иметь представление об образовании чисел в пределах 5;
  • Знать несколько мнемотехнических методов («фотоаппарат», « волшебный круг»,        « прятки»).

К концу второго года обучения дети должны:

  • Слышать звук в слове, определять – с какого звука начинаются слова, придумывать слова на заданный звук;
  • Узнавать согласные буквы, уметь обвести и закрасить их, определять на ощупь, уметь выразительно читать стихи о буквах;
  • Иметь представление о числах в пределах 10  на основе действий с конкретными предметными множествами;
  • Уметь моделировать реальные и абстрактные объекты из геометрических фигур в виде аппликаций или рисунков из 2–5 деталей по образцу;
  • Знать несколько мнемотехнических методов («коллаж», «волшебный квадрат», «повтори движение»).

Формы подведения итогов: обобщающие занятия по изученным темам.

Данная образовательная программа включает в себя следующие темы:

Первый год обучения:

  1. Знакомство с гласными звуками и буквами, их обозначающими (20),
  2. Укрепление мелкой моторики (4 занятия),
  3. Развитие внимания и памяти (4 занятия),
  4. Знакомство со счётом и цифрами, в пределах  5 (4 занятия).

Второй год обучения:

  1. Знакомство с согласными звуками и буквами, их обозначающими (23 занятия),
  2. Укрепление мелкой моторики (3 занятия),
  3. Развитие внимания и памяти (3 занятия),
  4. Знакомство со  счётом и цифрами, в пределах  10(6 занятий).

Содержание дополнительной образовательной программы.

Первый год обучения:

№п/п

Тема

Месяц

Неделя

Содержание

1.

Ознакомление со звуком «а».

октябрь

1

Д/упр. «Баюканье куклы», «Скажи «а», «Не разбуди Катю», п/ игра «Ручками захлопали…»,

2.

Знакомство с буквой «а».

2

«На что похожа буква?», «Из каких частей состоит», «Составь из палочек», «Вылепи из пластилина»,

3.

Ознакомление со звуком «у».

3

д/и «Где позвонили?», «Позови паровоз», «Ауканье», д/упр. «Дует ветер».

4.

Знакомство с буквой «у».

4

«На что похожа буква?», « Сравни с другими буквами», «Найди такую же среди других»,

5.

Ознакомление со звуком «и».

ноябрь

1

д/и «Угадай, что звучит», «Угадай, на чём играют», «Покажи и назови», п/и «Лошадки»

6.

Знакомство с буквой «и».

2

«На что похожа буква?», «Вылепи из пластилина»,

7.

Ознакомление со звуком «ы».

3

д/и «Пароход», «Мышки – мишки», п/и «Козлята и волк»,

8.

Знакомство с буквой «ы».

4

«На что похожа буква?», «Составь из палочек»,

9.

Знакомство с палочками Кюизенера

декабрь

1

Сравнение по длине, классификация по длине и цвету, упражнение в счёте, д/и «Сушим полотенца»,

10.

Ознакомление со звуком «э».

2

д/и «Одуванчик», «Кто в домике живёт?», «Кто внимательный?», «Разрезные картинки»,

11.

Знакомство с буквой «э».

3

«На что похожа буква?», «Вылепи из пластилина»,

12.

Развивающая игра «Обезьянка»

4

Развитие внимания, умения точно скопировать образец,

13.

Ознакомление со звуком «о».

январь

1

д/и «У Ляли болят зубы»,

14.

Знакомство с буквой «о».

2

«Обведи и закрась», «Составь из палочек»,

15.

Знакомство с палочками Кюизенера

3

Сравнение по длине и обозначение словами результата сравнения, образование числа 2, цифры 1 и 2,

16.

Развивающая игра «Сложи узор»

4

Развитие анализа и синтеза, способности к комбинированию

17.

Ознакомление со звукосочетанием «йа»

февраль

1

д/и «Ослик потерялся», «Чья вещь?», «Угадай что (кто) это?»,

18.

Знакомство с буквой «я».

2

«На что похожа буква?», «Вылепи из пластилина»,

19.

Знакомство с палочками Кюизенера

3

Моделирование предмета из четырёх палочек, сравнение по высоте, количественный и порядковый счёт

20.

Развивающая игра «Рамки и вкладыши Монтессори»

4

Знакомит с геометрическими фигурами, с их положением на плоскости, готовит детей к овладению письмом

21.

Ознакомление со звукосочетанием «йу»

март

1

д/и «Оля заболела», «Разложи картинки», «Угадай, кому что?»,

22.

Знакомство с буквой «ю».

2

«На что похожа буква?», «Вылепи из пластилина»,

23.

Развивающая игра «Сложи квадрат»

3

Развитие анализа и синтеза, знакомство с цветом,

24.

Приёмы мнемотехники

4

д/и «Рисуем слово», «Рисуем цепочку из слов»,

25.

Ознакомление со звукосочетанием «йо»

апрель

1

д/и «Телефон», «Где сова?», «Запомни, что я сказал»,

26.

Знакомство с буквой «ё».

2

«На что похожа буква?», «Составь из палочек», «Обведи и закрась»,

27.

Знакомство с палочками Кюизенера

3

Образование числа 3, 4, цифра 3, 4, учить считать в пределах 3, 4, ориентировка в пространстве,

28.

Приёмы мнемотехники

4

Развитие способности видеть и запоминать увиденное, д/и «Фотоаппарат», «Волшебный круг», «Прятки»,

29.

Ознакомление со звукосочетанием «йэ»

май

1

д/и «Слушай внимательно», «О чём рассказали картинки?»,

30.

Знакомство с буквой «е».

2

«На что похожа буква?», «Вылепи из пластилина»,  «Обведи и закрась»,

31.

Знакомство с палочками Кюизенера

3

Образование числа 5, цифра 5, сравнение предметов по длине, преобразование конструкции предмета,

32.

Развивающая игра «Точечки»

4

Развитие математического мышления, обучение счёту,

Содержание дополнительной образовательной программы.

Второй год обучения:

№ п/п

Тема

Месяц

Неделя

Содержание

1.

Ознакомление со звуками «а, у, и, о, ы, э».

сентябрь

3

д/и «Ауканье», «У Ляли болят зубы», «Пароход», «Кто внимательный?», п/и «Лошадки»,

2.

Знакомство с буквами «а, у, и, о, ы, э».

4

Учить находить буквы «а, у, и, о, ы, э» на кубиках и называть их, буквосочетания «ау», «уа»,

3.

Ознакомление со звуками «йа, йу, йо, йэ».

октябрь

1

д/и «Чья вещь?», «Кто что делает?», «Телефон», «Слушай внимательно»,

4.

Знакомство с буквами «я, ё, е, ю».

2

Учить находить буквы «я, ё, е, ю» на кубиках и называть их,

5.

Знакомство с палочками Кюизенера.

3

Сравнение предметов по длине, образование чисел от 1 до 5, цифры 1,2,3,4,5,

6.

Развивающая игра «Сложи узор».

4

Развитие анализа и синтеза, способности к комбинированию

7.

Ознакомление со звуком «м, мь, н, нь».

ноябрь

1

д/и «Кто позвал мишку?», «Говорящая кукла»,

8.

Знакомство с буквой «м, н».

2

Познакомить с большими кубиками «М», «Н» и маленькими,

9.

Знакомство с палочками Кюизенера.

3

Сравнение предметов по длине , закрепление знания чисел в пределах 5,

10.

Развивающая игра «Сложи квадрат».

4

Развитие анализа и синтеза, знакомство с цветом,

11.

Ознакомление со звуками «б,бь,п,пь».

декабрь

1

д/и «На чём играет Люба», «Пускание корабликов», п/и «Топ-топ-топ»,

12.

Знакомство с буквами «б» и «п».

2

«Найди кубик, который я назвала», «Найди себе пару»,

13.

Ознакомление со звуками «в, вь, ф».

3

д/и «Угадай, что делают», п/и «Прятки», «Сова»,

14.

Знакомство с палочками Кюизенера.

4

Образование числа 6, 7, цифра 6, 7, (аналогично 4),

15.

Знакомство с буквами «в» и «ф».

январь

1

«Подбеги к кубику, который я назову», «Найди себе пару»,

16.

Ознакомление со звуками «г, гь, к, кь».

2

д/и «Чего не стало», «Гусёнок и жеребёнок», «Подбери по цвету»,

17.

Знакомство с буквами «г» и «к».

3

«Найди кубик, который я назвала», «На что похожа буква?», «Составь из палочек»,

18.

Ознакомление со звуками «д, дь, т, ть».

4

д/и «Где позвонили?», «Гости»,

19.

Знакомство с буквами «д» и «т».

февраль

1

«Найди себе пару», «Обведи и закрась»,

20.

Ознакомление со звуками «ш ,ж».

2

д/и «Лес шумит», «Шар лопнул», «Жук жужжит»,

21.

Приёмы мнемотехники

Знакомство с буквами «ш» и «ж».

3

«Рисуем мнемотаблицу»,

22.

Ознакомление со звуками «с, сь, з, зь,».

4

д/и «Насос», «Зайчики», «Комары»,

23.

Знакомство с буквами «с» и «з».

март

1

«Подбеги к кубику, который я назову»,

«Составь из палочек»,

24.

Ознакомление со звуком «х», буква «х»,

2

д/и «Муха – цокотуха», «Цапля и лягушки», «Составь из палочек»,

25.

Знакомство с палочками Кюизенера

3

Образование числа 8, 9, цифра 8, 9, (аналогично 4),

26.

Ознакомление со звуками «ц, ч».

4

д/и «Синица», «Найди картинки», «Чижик», «Поезд»,

27.

Знакомство с буквами «ц» и «ч».

апрель

1

«Подбеги к кубику, который я назову»,

«Обведи и закрась»,

28.

Ознакомление со звуками «щ», буква «щ»..

2

д/и «Кому что нужно?», «Разведчики»,

«Вылепи из пластилина»,

29.

Развивающая игра «Точечки»

3

Развитие математического мышления, обучение счёту,

30.

Ознакомление со звуками «л, ль», буква «л».

4

д/и «Самолёт гудит», «Лошадки», «Обведи и закрась»,

31.

Знакомство с палочками Кюизенера

май

1

Образование числа 10, цифра 10, (аналогично 4),

32.

Ознакомление со звуками «р», буква «р».

2

д/и «Тигр рычит», «Буря».

33.

Приёмы мнемотехники

3

Повторение пройденного

34.

Занятия - викторины

4

Весь пройденный материал

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.

Основной формой организации занятий является игра. Используются игровые упражнения с речевым материалом: потешками, считалочками, рассказами, стихами, игровыми сценками, сопровождаемые движениями или без них. Использую  рассказы по картинкам, лепку и рисование.

                                                   

                                         

                                        Список литературы.

  1. Н. Г. Комратова, Учимся говорить правильно, М., 2015г.
  2. В.В.Волина, Праздник букваря, М., 2015г.,

В.П.Новикова, Л.И.Тихонова, Развивающие игры и занятия с палочками  Кюизенера, М., 2014г.,

  1. И. В. Бодрова, Мнемотехника для детей, СПб., 2013г.,
  2. Б.П.Никитин, Ступеньки творчества или развивающие игры, М., 2000г.,
  3. И.А.Алексеева, Игры и занимательные занятия, СПб., 2013г.,
  4. В.В.Воронкова, Обучение грамоте и правописанию, М., 2015г.,
  5. Л.П.Савина, Пальчиковая гимнастика, М., 2014г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа дополнительного образования «Развивалочка»

Развитие математических способностей детей с использованием  дидактических игр и технологии мнемотехники.  Для детей 4-5 лет. Срок реализации программы: 1 год....

Программа дополнительного образования «Развивалочка» (для детей младшего и среднего дошкольного возраста).

Программа дополнительного образования «Развивалочка» направлена на развитие познавательных способностей ребёнка младшего и среднего возраста с использованием элементов мнемотехники, развивающих игр и ...

Презентация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы "Развивалочка" естественнонаучной направленности

Программа способствует формированию обследовательских действий в первоначальном виде; знакомит детей раннего возраста с играми В.В. Воскобовича, что развивает у детей логическое мышление, творческие...

Программа дополнительного образования"Развивалочка"

Программа дополнительного объеденения "Развивалочка" Я составила программу по дополнительному образованию дошкольников, которая построенна по прграмме «Ломоносовской школы»....

Рабочая программа по дополнительному образованию "Развивалочка"

Рабочая программа по дополнительному образованию "Развивалочка"...

Программа Коррекционной работы «Развивалочка» по преодолению общего недоразвития речи у детей 5 - 7 лет в логопедической группе.

Теоретической и методологической основой программы являются: положение Л.С.Выгодского о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии ребенка; учение Р.Е.Левиной о трех уровнях речевого ра...