Модель педагогического сопровождения познавательно-исследовательской деятельности дошкольников
презентация

Кытманова Нина Петровна

Модель создана в ходе работы творческой группы воспитателей МАДОУ № 16 "Тополек" г. Енисейска Ризвановой С.Г, Максимовой Т.А., Агеевой Ю.А., Высоцкой А.М.  под руководством Кытмановой Н.П., старшего воспитателя, в ходе реализации программы РИП по теме: «Исследовательская деятельность дошкольников как условие развития познавательной инициативы". 

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Концептуальные положения педагогического сопровождения ПИД дошкольников Кытманова Н.П., старший воспитатель МАДОУ № 16 «Тополек», руководитель рабочей группы по разработке Модели педагогического сопровождения познавательно-исследовательской деятельности дошкольников

Слайд 2

ФГОС ДО (основные принципы) реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка. формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; ( содержание программы)может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка)

Слайд 3

ФГОС ДО (Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей) «Построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками , но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (далее - зона ближайшего развития каждого ребенка), через: создание условий для овладения культурными средствами деятельности; организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей; оценку индивидуального развития детей; … . Педагогические работники, реализующие Программу, должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условия развития детей…»

Слайд 4

Профессиональный стандарт педагога Знает особенности становления и развития детских деятельностей Владеет всеми видами деятельности дошкольника Организует различные виды деятельности детей

Слайд 5

Обучение идет впереди развития и ведет его за собой. Развитие и обучение - не совпадающие по времени процессы, между ними существует сложная, меняющаяся в течение жизни взаимозависимость. Этот подход характерен для культурно-исторической теории развития Л.С. Выготского: Здесь обучение понимается более широко: как общение, как сотрудничество ребенка и взрослого, в ходе которого взрослый помогает открыть ребенку предметы и способы их употребления. Обучение есть планомерная организация развития ребенка. Обучение - движущая сила развития, побуждает к развитию те процессы, которые без него невозможны. Основная роль обучения - создание возможности овладения собственным поведением (н-р: исследовательским).

Слайд 6

Условия Время в режиме и место в пространстве РППС Технологии Воспитатель

Слайд 7

Этапы развития ПИД Развитие познавательной инициативы (любознательность) Освоение ребенком культурных форм упорядочения опыта: причинно-следственных, родовидовых (классификации); пространственных и временных (отношений) Перевод ребенка от систематизации опыта на уровне практического действия к уровню символического Развитие восприятия, мышления, речи Расширение кругозора детей, исследовательское поведение

Слайд 8

Руководство педагога Стимулирует интерес Использует приемы РТВ Оказывает помощь в составлении алгоритма, правил, ограничений.. Стимулирует исследовательское поведений дошкольника Обсуждает варианты поиска, прогнозирования и результата

Слайд 9

Воспитатель: опирается на природную детскую любознательность; поощряет познавательные инициативы ребенка, вопросы, рассуждения; уважительно к ним относится; способен выбрать тему детского исследования, создать исследовательскую ситуацию ; умеет определить объект и предмет, цель и задачи исследования; опирается на такие виды исследовательской активности, как наблюдение, экспериментирование, познавательное общение; организует развивающую среду, стимулирующую исследовательскую активность детей; обогащает сознание ребенка новыми познавательными содержаниями посредством основных источников информации (искусств, наук, традиций и обычаев). использует технологию исследовательской деятельности в ОП Умеет создать исследовательскую ситуацию, занимает позицию выясняющего

Слайд 10

Требования к подготовке педагога. Обладает сверхчувствительностью к проблемам, способен видеть «удивительное в обыденном». Умеет находить и ставить перед воспитанниками реальные исследовательские задачи в понятной для детей форме. Умеет увлечь воспитанников дидактически ценной проблемой, сделав ее проблемой самих детей. Способен выполнять функцию координатора и партнера в исследовательском поиске. Помогает детям, умеет избегать директивных указаний и административного давления. Умеет быть терпимым к ошибкам детей, допускаемым ими в попытках найти собственное решение. Предлагает свою помощь или адресует к нужным источникам информации только в тех случаях, когда ребёнок начинает чувствовать безнадежность своего поиска. Организует мероприятия для проведения наблюдений, экспериментов и разнообразных «полевых» исследований. Поощряет и всячески развивает отношение к исследовательским процедурам. Умеет стимулировать предложения воспитанников по выдвижению новых, оригинальных направлений исследования. Внимательно следить за динамикой детских интересов к изучаемой проблеме. Умеет закончить проведение исследований до появления у детей признаков потери интереса к проблеме.

Слайд 11

Технологии Савенков, А.И. Детское исследование как метод обучения старших дошкольников. Лекции 5-8.-М.:Педагогический университет «Первое сентября»,2007.-92 с. Савенков, А.И . Методика исследовательского обучения дошкольников.-М.:Федоров,2010 - 128 с. Савенков, А.И .Методика проведения учебных исследований в детском саду.-М.:Учебная литература,2010.-32 с. Савенков, А.И. Теория и практика применения исследовательских методов обучения в дошкольном образовании.(Электронный ресурс).-Режим доступа: электронная база данных медиацентра МБУ ГЦОКО Савенков, А.И. Учебное исследование в практике современного дошкольного образования / А.И. Савенков // Детский сад от А до Я. – 2012. – №2. – С.4-15. Хабарова, Т.В. Педагогические технологии в дошкольном образовании./Т.В. Хабарова- М.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,2013.-80 с

Слайд 12

Видеть проблемы Проблема – вопрос, комплекс вопросов, задач, возникающих в ходе деятельности и заставляющих задуматься, т.е. затруднение, неопределенность, требующие каких-то действий. «Смотреть на мир чужими глазами»; «Продолжи рассказ, но разными способами: ты просто гуляешь, ты водитель грузовика, ты ворона на дереве, лиса и волк в лесу…»; Игра «Волшебные превращения»: (мысленный эксперимент – что будет, если…?) «Сколько значений у предмета» «Назовите как можно больше признаков предмета» Тема одна — сюжетов много 2. Выдвигать гипотезы, предположения Тренироваться при помощи упражнения: – давайте подумаем, как пчелы узнают и находят дорогу в свой улей? - представьте, что …(слоны стали меньше кошки) Назови самые правдоподобные (логичные) причины событий Назови фантастические, неправдоподобные причины этих же событий. При каких условиях …будут полезны

Слайд 13

3. Задавать вопросы Читаем сказку с большим количеством героев, просим задать вопрос от имени разных герое; Игра «Угадай, о чем с просили» «Исправление ошибок» «Спроси как (кто-то)…» 4. Давать определения понятиям Описание Характеристика Разъяснение посредством примера Сравнение Описание Различение Загадки Игра «Трудные слова» ……

Слайд 14

5. Наблюдать Рассматривание предметов – описание по памяти Рисование по памяти Что изменилось?... Найди отличия (общее) Блуждание по картине 6. Познание в действии Эксперимент: Мысленный эксперимент Эксперимент с реальными объектами 7. Делать выводы и умозаключения Умозаключения по аналогии Как люди смотрят на мир Метафора и метафоричность Объясни значение выражения Поиск предметов, имеющих общие правила … .

Слайд 15

Спасибо за проявленный интерес!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект: "Познавательно - исследовательская деятельность детей дошкольного возраста"

Вид проекта: информационно - исследовательский. Продолжительность проекта:  сентябрь - май. Возраст детей 6 - 7 лет. Цель проекта: Развить творческую, познавательно - исследовательскую акт...

Педагогический проект "Познавательно - исследовательская деятельность как направление развития личности старшего дошкольника"

Педагогический проект по познавательно - исследовательской деятельности для детей 6-7 лет....

Работа по обобщению педагогического опыта "Познавательно – исследовательская Деятельность с детьми дошкольного возраста"

Экспериментальная деятельность в младшем дошкольном возрасте- это его каждодневная жизнь....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА МОДЕЛИ НОД по познавательно-исследовательской деятельности

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА МОДЕЛИ НОДпо познавательно-исследовательской деятельности...

Педагогический совет "Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития познавательной активности детей раннего и дошкольного возраста"

Педагогический совет "Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития познавательной активности детей раннего и дошкольного возраста"...

Педагогический пробег «Познавательно – исследовательская деятельность»

laquo;Усваивается  все крепко и надолго,когда ребенок   слышит, видит и делает сам»...