Методические рекомендации по организации игр с детьми в ДОУ
методическая разработка

Игры дошкольников: виды, планирование, организация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k_seminaru_po_igre.docx20.99 КБ

Предварительный просмотр:

Активизирующее общение воспитателя с детьми во время игрового процесса:

Прямое руководство: называние воспитателем ребенку его роли (младший возраст), уточнение содержания роли, введение в игру новой роли, вопросы, совет, участие в сговоре на игру (средняя группа), участие в предварительном планировании игры (старшая группа).

Косвенные приемы руководства игрой:

  • Проблемно-игровые ситуации, провоцирующие поиск новых вариантов решения игровых задач;
  • Включение педагога в игру детей как партнера и участника игры;
  • Вопросы: «И что он сказал?», «Что будем делать?», «Что я дальше делаю или говорю?»

Источником содержания детских игр являются ситуации, где:

  • Ребенок активно действует вместе со взрослыми (выбирает продукты в магазине…)
  • Ребенок выступает как объект действия взрослого (его лечит врач, стрижет парикмахер…)
  • Ребенок наблюдает деятельность взрослых, либо узнает о ней опосредованным путем (из фильмов, книг, рассказов)

Сюжетно-ролевая игра

  1. Замысел игры, постановка игровых целей и задач (начинают играть, не задумываясь – дети совместно обсуждают замысел игры);
  2. Содержание игр (действие с предметами – модели разнообразных взаимоотношений между людьми);
  3. Сюжет игры (бытовые – общественные, сказочные, их комбинация)
  4. Выполнение роли и взаимодействие детей в игре (начинают обозначать роль словом, игрушка, как партнер по игре, игры вдвоем – роли обозначаются с помощью выразительных средств, через речь раскрывается сущность ролевых отношений, игры по 5-6 человек, любимые роли)
  5. Игровые действия, игровые предметы (принятые от взрослого игровые действия, в том числе с предметами-заместителями – игровое действие заменяется словом, использование предметов-заместителей самостоятельно, природного материала, игрушек, самостоятельных поделок)
  6. Правила игры (детей привлекает само действие – дети осознают, что соблюдение правил является условием реализации роли)

Семь обязательных игр для дошкольников

Сюжетно-ролевая, Строительная, Театральная (драматизация или

театрализованная), Дидактическая, Подвижная, Музыкальная, Игра-забава

Виды игр с правилами

  • Игры с правилами «на удачу», в которых выигрыш не зависит от умственной или физической компетентности ребенка (по типу лото, гусёк);
  • Игры с правилами, основанные на физической или умственной компетентности ребенка (например, игры-головоломки, лабиринты, подвижные игры соревновательного типа);
  • Игры с правилами, сочетающие элементы удачи и умственной или физической компетентности (например, серсо, кегли, «Путаница» и др.).

Особенности дидактической игры

  • В дидактических играх кроме игровой задачи решаются задачи закрепления и систематизации знаний, развития и совершенствования мыслительных операций или специальных умений, например, речевых.
  • Является своеобразной формой обучения.
  • Дидактической игре нужно учить – лишь при этом условии игра приобретает обучающий характер, становится содержательной и приводит к эффективному результату

ИГРЫ-ЗАБАВЫ

  • Игры с народными игрушками: Ходячий бычок, Клюющие птички
  • Пляшущие куклы
  • Шарики
  • Мыльные пузыри
  • Заводные игрушки
  • Электронные игрушки….

Значение игровой деятельности

  • Развитие воображения -  возможность действовать в плане образов и представлений; создание нового, оригинального, того, что раньше в опыте не было.
  • Возникновение произвольного поведения – ориентируется на нормы и правила поведения. Осознание своего поведения.
  • Формирование произвольности всех психических процессов (восприятие, память, внимание, мышление, воображение). Установление простых причинно-следственных отношений между событиями и явлениями
  • Начала личностного самосознания – что умею/не умею, место среди людей, внешние действия и внутренние переживания – желания, предпочтения, настроения …
  • Общение дошкольника со сверстниками – учет желаний и действий другого ребенка, умение отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы.

Как планировать игровую деятельность?

  1. Определите, какие образовательные задачи вам необходимо решить в течение недели. Запишите их.
  2. Исходя из задач подберите разные виды игровой деятельности, в которых дети смогут овладеть навыками и умениями, усвоить определенное содержание.
  3. Подумайте, сколько времени вам потребуется на проведение той или ной игры
  4. Порассуждайте, с чем нужно познакомить детей сначала, а с чем – потом. Расположите игры последовательно.
  5. Внесите игры в план работы, не забыв оставить время для самостоятельной деятельности детей и предварительной работы по организации игровой деятельности.

Организация игровой деятельности в детском саду

Что такое игра?

Игра – особый вид деятельности человека. Она возникает в ответ на общественную потребность в подготовке подрастающего поколения к жизни (Г.А Урунтаева).

Игра – это выстраивание своего собственного, отдельного от взрослых детского мира (Е.О. Смирнова).

Игра – добровольная деятельность, она несет в себе чувство свободы и удовольствия.

Для дошкольника это единственная деятельность, в которой он пользуется полной свободой и может выбирать, во что играть, с кем играть, сколько времени играть, какие игрушки брать….

Игра – это своеобразное пространство свободных действий, где можно опробовать самые разные варианты своего поведения (А.Г. Гогоберидзе).

КАКИЕ БЫВАЮТ ИГРЫ?

Виды игры

Описание

Подражательные игры

Сюжетно-отобразительная игра

Игра-драматизация

Театрализованная игра

Сюжетно-ролевые игры

Режиссерские игры

Игры-этюды

Подвижные игры

Спортивные игры

Развивающие (интеллектуальные) игры

Музыкальные игры (хороводные, танцевальные, ритмические)

Коррекционные игры

Шуточные игры (игра-забава)

Строительные игры


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации работы с детьми раннего возраста

Особенности развития детей раннего возраста. Развитие познавательной сферы ребёнка раннего возраста. Анализ комплексных программ дошкольного образования для работы с детьми раннего возраста....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Дается определение раннему детству, характерные особенности детей данного возраста, развитие познавательной сферы, анализ комплексных программ по работе с детьми раннего возраста. Определены основные ...

Методические рекомендации по организации работы с детьми на экологической тропе.

Важное место в системе накопления ребенком личного опыта,  правильного взаимодействия с природой ближайшего окружения, безопасного общения с природой, как для ребенка, так и для самой прир...

Методические рекомендации к организации беседы с детьми 5-6 лет Образовательная область: «Познание» Тема: «Прогулка по Верхнему саду города Петергофа».

Цели и задачи беседы:·         расширять представления детей о родном городе, его достопримечательностях;·         показ...

Методические рекомендации к организации беседы с детьми 5-6 лет Образовательная область: «Познание» «Семидесятилетию снятия блокады посвящается!»

Задачи образовательной деятельности с детьми:1.             систематизировать и обобщить знания детей о блокаде нашего города;2....

Методические рекомендации к организации НОД с детьми старшей группы Тема: «Мамин день»

Используется для формирования представлений детей об истории возникновения праздника 8 мартаю, воспитание нравственных качеств....