Главные вкладки

    Музыкальная сказкотерапия как средство развития творческой личности
    методическая разработка

    Щербакова Юлия Александровна

    Использование сказкотерапии на музыкальных занятиях.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Музыкальная сказкотерапия как средство развития творческой личности.

             Работа музыкального руководителя в дошкольном образовательном учреждении на современном этапе наполняется новым содержанием растить человека, способного к самостоятельному творческому труду, личность активную, ищущую.         Музыка источник особой детской радости, и применение в непосредственной образовательной деятельности различных педагогических методов решает важнейшую задачу раннего музыкального воспитания детей формирование ведущего компонента музыкальности развитие эмоциональной отзывчивости на музыку. Правильно и хорошо организованная музыкальная деятельность помогает развитию кругозора и воображения ребенка, обогащает его целым рядом впечатлений, развивает его слух, музыкальную память, воспитывает у детей умение понимать содержание музыки, ее характер, способствует развитию внимания и сосредоточенности. Но, к сожалению, не все дети внимательно слушают музыку. Одни могут отвлекаться во время пения, другие вообще не испытывают интереса к образовательной деятельности.

            С такими профессиональными трудностями столкнулась в своей практике и я. Для преодоления этих проблем, конечно же, необходима специальная работа по привлечению внимания детей. Одной из таких инновационных технологий в дошкольном образовании является сказкотерапия. Каждый специалист находит в сказке тот ресурс, который помогает ему решать его профессиональные задачи: развивать произвольное внимание, память, мышление, воображение, фантазию, творческие способности; развивать познавательный интерес; развивать речь, обогащать активный словарь; обогащать положительный эмоциональный опыт.         Процесс познания мира подобен сказочной дороге, полной неожиданных находок. Сказка, передающая жизненный опыт многих поколений, часто бывает самой короткой дорожкой, по которой можно подойти к внутреннему миру ребенка. Сказкотератия синтезирует наиболее эффективные психологические технологии и методические приемы, использование которых позволяет достичь высоких результатов в работе с детьми дошкольного возраста. Сказкотерапия это воспитание и лечение сказкой. Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, но и побуждать их к речевому контакту. Это наиболее эффективный способ коррекционного воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Так в деятельности музыкального руководителя сказка может предварять восприятие музыки или пения, прослушивание программного произведения и помогает заинтересовать детей, настроиться на нужный лад.

            Сказка, иллюстрируемая музыкой еще один прием, используемый мною. Ведь особый интерес у детей вызывает восприятие музыки, которое иллюстрирует рассказ, сказку. Это помогают активному восприятию и усвоению детьми новых музыкальных произведений. Здесь важно, чтобы музыка, сопровождающая сказку, была несложной и разнообразной по характеру, темпу, средствам музыкальной выразительности. Как еще можно применить сказкотепарию? Предлагаю озвучить детям сказку самостоятельно используя методику коллективного творчеств. После прослушивания музыкального произведения придумываем сказки вместе с детьми, используя методику "Чем закончится история", эстафетного принципа.

            Дети, как и взрослые, все разные. К каждому нужно подобрать свой ключик. Один ребенок более склонен сочинять и рассказывать, другой не может усидеть на месте, и с ним необходимо двигаться, комбинируя эти различные приемы сказкотерапии в своей работе, я не только пробуждаю интерес к музыке, но и помогаю ребенку прожить многие ситуации, с аналогами которых он столкнется во взрослой жизни. Собственно, этот аспект и стал основополагающим в создании концепции сказкотерапии. Ведь сказкотерапия это терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявляться потенциальные черты личности, нечто нереализованное.

    Использование технологии «Сказкотерапия» на музыкальных занятиях.

            Музыка играет большую роль в эстетическом воспитании дошкольника. Правильно и хорошо организованное слушание музыки помогает развитию кругозора и воображения ребенка, обогащает его целым рядом впечатлений, развивает его слух, музыкальную память, воспитывает у детей умение понимать содержание музыки, ее характер, способствует развитию внимания и сосредоточенности. Но к сожалению, некоторые дети невнимательно слушают музыку, отвлекаются во время пения, не хотят заниматься, не испытывают интереса к музыкальным занятиям, речь некоторых детей недостаточна точна и выразительна; они не могут адекватно употреблять средства художественной выразительности в собственном речевом творчестве, затрудняются развивать сюжет при прослушивании музыкальных произведений. Отсутствие богатого литературного и жизненного опыта ограничивает творческие и речевые возможности детей. Дошкольники проявляют большой интерес к волшебным сказкам, осмысленно воспринимают их. Но в основном их знания и впечатления базируются на материале телепередач. Необходима специальная работа по привлечению внимания детей с помощью элементов сказок на занятиях, развитию навыков творческого рассказывания на основе знакомства со сказками.

     Цель: Повышение внимания и заинтересованности детей на музыкальных занятиях, развитие творческих способностей, познавательного интереса.

    Задачи: 

    • Развивать произвольное внимание, память, мышление, воображение, фантазию, творческие способности.
    • Развивать познавательный интерес.
    • Развивать речь, обогащать активный словарь.
    • Обогащать положительный эмоциональный опыт.

     Изучение методической литературы.

    • Зинкевич-Евстегнеева Т.Д. Путь к волшебству.
    • Теория и практика сказкотерапии, Капская А.Ю,
    • Мирончик Т.Д. Подарки фей, развивающая сказкотерапия для детей

    Изучение и подбор картотек по видам сказок:

    • художественные (авторские истории, мудрые древние сказки)
    • народные (с идеями добра и зла, мира, терпения, стремления к лучшему)
    • сказки о животных, природе, растениях, явлениях;
    • бытовые сказки;
    • страшные сказки;
    • волшебные и фантастические сказки.

    Классификация сказок, применяемых на занятиях.

    • Дидактические, в форме учебного задания;
    • Медитативные (для снятия психоэмоционального напряжения), дети рисуют, сочиняют, играют, слушают звуки природы, лежат на ковре и мечтают воображают колдуют.
    • Психотерапевтические (для лечения души, с образом главного героя Я, доброго волшебника), дети рисуют иллюстрации, изготавливают кукол и ставят спектакли.

    Психокоррекционные (для мягкого влияния на поведение ребенка), читаем проблемную сказку не обсуждая, даем возможность побыть ребенку наедине с самим собой и подумать.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Образовательный проект "Сказкотерапия как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста"

    В проекте представлены разработанные и апробированные занятия с элементами сказкотерапии, инновационные технологии здоровьесбережения, а также эффективные формы обучения детей среднего дошкольного воз...

    «Музыкально - ритмические движения как средство развития творческой личности ребенка»

    Тему нашего семинара я считаю очень актуальной в нашем современном мире, когда компьютер, телевизор, планшеты, айфоны, игровые приставки просто заполонили жизнь детей и привели их к малоподвижно...

    Консультация для педагогов. Игра - средство развития творческой личности дошкольника. Игры на развития воображения ребенка.

    Развивая воображение ребенка педагоги часто делают упор на образовательную область "Художественное развитие". Данный материал содержит несколько игр, которые развивая воображение, способствуют также р...

    Сказкотерапия - как средство развития творческого потенциала у детей. Из опыта работы

    Cказкотерапия может использоваться как средство развития творческого потенциала у детей. Кроме того сказка выступает средством  самосознания и  нравственного воспитания, предлагая определенн...